Семинар «Принципы введения прикорма. Профилактика витаминной недостаточности в питании детей»

В Городском центре медицинской профилактики 16 октября 2015 года состоялась конференция «Принципы введения прикорма и профилактика витаминной недостаточности в питании детей» для врачей и медицинских сестёр кабинетов здорового ребёнка, врачей и медицинских сестёр участковой сети детских поликлиник (детских поликлинических отделений).

С докладом «Национальная Программа питания детей: новые научно-обоснованные подходы» выступила профессор Булатова Е. М. – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней СПб ГПМУ,главный педиатр МЗ РФ в Северо-Западном федеральном округе. Докладчик подчеркнула, что подходы к обеспечению детей прикормом изменились кардинально как в сроках прикорма, так и в его качественном составе. Прикорм вводится не ранее 17-18 недель и не позднее 26 недель. Первым продуктом прикорма является каша, овощные пюре, в 22 недели – мясное пюре, что является принципиально новым в организации прикорма. Фруктовые соки и пюре вводятся не ранее 14-24 недели, причем вводятся они после того, как ребёнку в прикорм стабильно введены каши и овощные пюре. Цельное молоко вводится в рацион ребёнка только после достижения возраста одного года.  Важно отметить единые сроки введения прикорма детям, находящимся на грудном и искусственном вскармливании.

Докладчик Косенко И.М. – доцент кафедры клинической фармакологии СПб ГПМУ, в сообщении «Нужна ли коррекция микронутриентов в сохранении здоровья детей?» изложила глубокую информацию о значении микронутриентов в формировании здоровья человека.

По данным ВОЗ состояние здоровья человека определяется на 60 % образом жизни. Несбалансированность питания, в частности витаминодефицитные состояния, оказывают прямое влияние на уровень заболеваемости и смертности всего населения страны. Полноценность питания определяется, в основном, балансом микронутриентов –незаменимых пищевых веществ (витаминов и микроэлементов). Важно отметить, что каждый витамин и минерал обладает целым спектром физиологических эффектов. «Витамины и микроэлементы являются важнейшей частью натурального природного окружения человека ….,  составляя самый главный набор ключей и рычагов, управляющих  здоровьем» (И.М. Воронцов, 1998г.).

Витамины – незаменимые органические соединения разнообразной химической природы: жирорастворимые витамины А, Е, Д, К;  водорастворимые витамины группы В, РР, Н, В9, В5, С. Необходимыми (эссенциальными) микроэлементами являются Fe, I, Cu, Zn, Co, Cr, Mo, Se, Mn, Mg. Кроме того, омега-3ПНЖК относятся к эссенциальным жирным кислотам, не синтезирующимся в организме человека. Их важно получать ежедневно для нормального развития и работы головного мозга, поскольку они во многом определяют умственные способности ребёнка, правильное развитие мелкой моторики и моторно-зрительной координации.

Эпидемиология обеспечения микронутриентами в РФ разнообразна в зависимости от региона. Наблюдается дефицит витамина С до 80%-90%, витамина Е – до 60% — 90%; дефицит иода – до 70%-80%, в некоторых регионах – до 100%.

Значительно распространён гиповитаминоз у детей, что влияет на когнитивные функции детей: познавательное развитие, развитее речи, формирующиеся социальные отношения, творческие способности.  Дозирование микронутриентов должно быть не избыточным, а адекватным для поддержания витаминного статуса организма на определённом уровне – соответствовать суточной потребности организма.

Диете принадлежит важная роль в профилактике микронутриентной недостаточности, но стандартные рационы, достаточные по калорийности, не могут полностью обеспечить потребность организма во всех необходимых минеральных веществах. Каждодневно необходим, даже для здорового человека, приём дополнительного количества микронутриентов. Основной тактикой при этом является профилактическая. При использовании препаратов, особенно содержащих макро- и микронутриенты, необходимо строго следовать инструкции и рекомендации по применению. Академик В.А. Энгельгард говорил: «Витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием».

Оптимальное потребление с пищей микронутриентов – основа  нормального роста, развития и поддержания здорового организма ребёнка.

В докладе «Частная жизнь витамина D» доцент кафедры  гастроэнтерологии СПб ГПМУ к.м.н. Лобода Т.Б. обратила внимание слушателей  на то, что витамин D – это собирательный термин для группы близких по структуре родственных секостероидов. Существует две основные формы: витамин D2 и витамин D3, а также их активные метаболиты. Витамины группы D– это прогормоны, из которых образуются активные метаболиты, являющиеся гормонами. Высказано предположение о существовании особой эндокринной системы (витамин D, D- гормон и D-эндокриннаясистема).

Метаболизм витамина D осуществляется в коже под воздействием  ультрафиолетового облучения, чем обеспечивается 95% потребности организма. Также источником витамина D для человека является пища – морская рыба (макрель, угорь, лосось, сельдь), молоко, пищевые добавки, что обеспечивает 5% потребности организма.

Функции витамина D в организме условно можно разделить на классические: обеспечение состояния костной ткани и не классические – профилактика хронических заболеваний, в основном болезней сердца, сахарного диабета, профилактика рака (молочной железы, кишечника), а также профилактика аутоиммунных заболеваний.

Дефицит витамина D в организме проявляется рахитом, тяжёлым гиперпаратиреозом, миопатией, остеомаляцией. Гиповитаминоз сопровождается незначительным повышением уровня паратиреоидного гормона. Токсическое влияние витамина D проявляется гиперкальцимией.

При нормальном потреблении витамина витамин-D-зависимые функции не нарушены.

Здоровое питание детей раннего возраста – это правильно применённые знания родителей в части обеспечения рационального подхода  к питанию ребёнка, в том числе обеспечению микронутриентами, а также формирование правильного пищевого поведения.

Семинар «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через восприятие художественных образов в прозе и поэзии»

16 октября в Городском центре медицинской профилактики прошел семинар «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через восприятие художественных образов в поэзии и прозе» для зав. библиотеками  учреждений среднего профессионального и специального образования с участием врача по гигиеническому воспитанию Надежды Николаевны Литвиновой.

Семинар проведен в единый год литературы и борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями под девизом «Сердце для жизни!».

Оригинальность мероприятия состояла в использовании художественных  произведений  для гигиенического воспитания путём  психологического восприятия специальной медицинской информации через художественные образы. Данная методика известна уже давно, широко и успешно применяется во всём мире психологами,  педагогами-валеологами. Она называется «Психология здоровья в художественной литературе» (ПЗХЛ). К созданию этой  методики привело соединение  двух приёмов в учебном процессе:

  • «углубление в деталь» – на уроках литературы,
  • «ссылка на фрагмент художественных произведений»  на занятиях по медицине.

Настоящая литература заключает в себе нечто сверх того, что в ней содержится, воздействуя на психику ярче,  чем страницы  медицинских учебников.

Семинар в стиле «литературный салон» прошёл в интерактивной манере. Читались отрывки из произведений русских классиков: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, стихи поэтов серебряного века и  советского времени  с описанием сердечно-сосудистых заболеваний  и мер их предупреждения.

sem_profilheartseek1

Выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике «Инновационные технологии в кардиологии и снижение показателей сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности»

15 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялось выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «Инновационные технологии в кардиологии и снижение показателей сердечно — сосудистой заболеваемости и смертности».

В работе совета приняли участие Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Андреевна Косткина, Председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике Виталий Владимирович Омельяновский, вице-губернатор Санкт- Петербурга Ольга Александровна Казанскакя, члены экспертного совета, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, журналисты ведущих средств массовой информации.

Заседание совета в Санкт-Петербурге было посвящено сердечно — сосудистым заболеваниям, вызывающим наибольшую заболеваемость и смертность, требующих инновационных подходов в лечении, включая не только лекарственные препараты и медицинские изделия, но и организационные технологии.

Открыла заседание Людмила Андреевна Косткина. Она поприветствовала участников от имени Комитета Совета Федерации по социальной политике, пожелала плодотворной работы, отметив, что в год борьбы с сердечно — сосудистыми заболеваниями идет внимательный мониторинг ситуации в этой области по выполнению федеральных и региональных программ, по новым формам работы с населением. «От руководителей здравоохранения Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона хотелось бы услышать ответы на вопросы по маршрутизации пациентов, о роли первичного звена, о ходе диспансеризации, о создании регистров ряда заболеваний, — сказала Людмила Андреевна. – Также тема реабилитации не потеряла своей актуальности – недостаточно восстановительных центров после перенесенных сердечно — сосудистых заболеваний».

Ольга Александровна Казанская сказала о том, здоровье – категория экономическая. В частности, от сердечно — сосудистых заболеваний идет огромная потеря трудового ресурса страны. Смертность еще высока, несмотря на создание сосудистых центров, подготовленный персонал, новейшее оборудование. Сегодня цели определены, задачи поставлены. Надо переходить к конкретной работе. Нужны практические результаты в борьбе с сердечно — сосудистыми заболеваниями. Поэтому те решения, которые здесь примут, будут предложены для рассмотрения Министерству здравоохранения РФ и органам  государственной власти  субъектов РФ.

Виталий Владимирович Омельяновский в приветствии участникам заседания призвал всех занять активную позицию: «Мы регулярно приезжаем в Санкт — Петербург чтобы не столько сказать, сколько послушать. Мы чутко отслеживаем все предложения в области работы с сердечно — сосудистыми заболеваниями, внимательно их разбираем на совете».

Конкретные предложения прозвучали в докладах выступавших.  В них говорилось об инновационных технологиях в снижении кардиологической смертности, о задачах в профилактике сердечно — сосудистых осложнений у больных высокого риска, о роли липидных центров в выявлении пациентов с тяжелыми нарушениями липидного обмена, о системе оказания помощи в Санкт-Петербурге при остром коронарном синдроме, о региональном опыте работы.

В ходе дискуссии по итогам работы было выработано конкретное решение.

Образовательный семинар для аллергологов СЗ ФО

7 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялся организованный Союзом Педиатров России в сотрудничестве со специалистами Министерства Здравоохранения Российской Федерации семинар образовательной программы для педиатров и аллергологов-иммунологов, направленный на совершенствование организации педиатрической и аллергологической помощи детям, улучшение преемственности педиатр – специалист-аллерголог. Цель программы – разработка и реализация многоуровневой программы профилактики аллергии у детей в различных регионах России.

На семинар были приглашены аллергологи из Северо-Западного федерального округа.

В первой части программы были заслушаны клинические примеры из практики врачей — аллергологов, прибывших из регионов округа. Анализ  работы врачей был проведен экспертами: профессором, д.м.н., Новиком Геннадий Айзиковичем и профессором, д.м.н., Макаровой Светланой Геннадьевной. Прокомментаровала работу специалистов Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, д.м.н., член-корреспондент РАН.

В перерыве большая часть прибывших участников совершила экскурсию по залам Музея гигиены с Жолобовым В.Е. — директором Городского центра медицинской профилактики, который рассказал об истории здания, о И.И.Шувалове, М. Ломоносове, П.И. Чайковском и других его знаменитых обитателей, о  выставке, посвященной работе учреждений здравоохранения в годы Великой Отечественной войне, в рамках празднования 70 летия Победы. Гости познакомились с залами, в которых представлена история медицины и гигиены, инфекционным, здорового образа жизни, репродуктивного здоровья и другими.

Во второй части состоялся научный поединок между профессорами Новиком Геннадий Айзиковичем и Макаровой Светланой Геннадьевной, которым пришлось доказывать аудитории свои аргументы «за» и «против» по важнейшим вопросам аллергологии. Рефери поединка — главный внештатный специалист аллерголог-иммунолог Министерства Здравоохранения Российской Федерации Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова подводя итог каждой встречи, просила зал высказать свою поддержку одному или другому участнику и давала пояснения развернувшейся  дискуссии.

После заседания экспертного участникам мероприятия были выданы сертификаты по системе непрерывного медицинского образования.

Занятие лектория для молодёжи «Моя генетика. Это интересно!»

14 октября в Городском центре медицинской профилактики проведено второе занятие в цикле «Лекторий для молодежи».

Лекцию «Моя генетика. Это интересно!» для молодежной аудитории прочла врач-генетик Медико-генетического центра Анна Александровна Кинунен.

Для молодых людей открылся медицинский аспект строения клетки человека, в которой заключен наследственный материал – геном.

На лекции даны разъяснения о 3-х группах болезней: собственно наследственных, с наследственной предрасположенностью и приобретенных.

Молодые люди узнали о наиболее частых моногенных болезнях для Российской Федерации, включая муковисцидоз, галактоземию, гемофилию А,В, фенилкетонурию и др. Узнали о высоком риске наследственных заболеваний при заключении близкородственного брака. Познакомились с родословной царской семьи Романовых и узнали, что гемофилию цесаревичу Алексею передала от венценосной бабушки английской королевы Виктории мать –  жена Николая II Александра (Аlix) .

Молодым людям, решившим создать семью, рассказано о необходимости профилактики наследственных заболеваний и современных методах их диагностики, показаниях для направления на медико-генетическую консультацию.

Уходя с этой лекции, молодые люди узнали, что всем супругам, планирующим рождение ребенка, желательна консультация врача-генетика!

Конференция «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения»

6 октября 2015 года Городской центр медицинской профилактики для работников медицинских и образовательных организаций провел конференцию «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения», посвящённую Международному дню психического  здоровья.

Открыл конференцию д.м.н., профессор Жолобов В.Е. — директор Городского центра медицинской профилактики, подчеркнувшей значение сохранения психического здоровья детей, как в семье, так и в школе.

Шигашов Дмитрий Юрьевич, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, главный врач СПБ ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» в своем докладе «Неблагоприятные психические и психологические факторы в формировании здоровья детей» обратил внимание на  ряд факторов, которые влияют  как на формирование психического здоровья конкретного ребёнка, так и на формирование психического здоровья на детскую популяцию в целом.

Профессор Никольская И. М. в своем сообщении подчеркнула: отказ от школы – это предъявляемая жалоба, которая может отражать множество проблем самого ребенка, а также проблемы семьи и школы. Что может быть плохой организацией и слабой дисциплиной дома, общим недостатком домашних правил, проведенных в жизнь. А также, чрезмерное эмоциональное участие родителей в ребенке. Либо семье трудно договариваться и взаимодействовать со школой в связи с учебным стрессом, травлей и получать помощь при эмоциональных трудностях.

Психологическая помощь при недавнем и внезапном отказе, хроническом либо долговременном отказе различна и требует квалифицированного вмешательства психолога. При этом главное – независимо от конкретных причин отказа, ребенок должен научиться сам противостоять своим тревогам в трудных для него ситуациях.

В докладе «Роль семьи в формировании психических  заболеваний у детей и подростков», Гаврилина А. А. отметила особенности семей детей с пограничными нервно-психическими расстройствами, которые заключаются в эмоциональном отвержении зависимых членов семьи, негармоничном семейном воспитании, преобладании ригидных иррациональных убеждений, высоком уровне тревожности, а также высоком уровне агрессивности с преобладанием инфантильных форм.

Интерес слушателей вызвал доклад «Суицидальное поведение подростков и возможности современной психотерапевтической помощи», в котором доктор  медицинских наук Назыров Р.К. отметил следующее. Частота суицидов  является одним из наиболее объективных индикаторов общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. За последние 7-8 лет в РФ частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тыс. подростков, а в мире  - 7 на 100 тыс. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи, наша страна входит в число стран с наиболее высоким риском суицидов среди детей и подростков.

В качестве профилактики  применяются этапы кризисной терапии: кризисная поддержка, кризисная интервенция, повышение уровня адаптации, коррекция личностной идентичности. Помощь может быть оказана на различных уровнях. Первая линия помощи – школьный клинический психолог, далее кризисная служба: кризисный телефон, кабинет медико-психологической помощи, кризисный стационар, о чём детально рассказал в своём докладе Шигашов Д. Ю.,  главный врач  «Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия  им. С.С. Мнухина».

Педагог-психолог детского поликлинического отделения №41 Мартынова Л. Н. в докладе «Психопрофилактика подростков как новое направление в работе психолога в детской поликлинике», поделилась практическим опытом работы с подростками.Психолог начинает работу, когда еще нет трудностей, но он предупреждает сложности, как возможные, в психическом и личностном развитии подростка. Обязательное условие успешной профилактической работы – работа в команде, на стыке нескольких областей: медицины, психологии, юриспруденции. В докладе было указано на необходимость тесного взаимодействие различных подразделений поликлиники: отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрической службы, районного консультативно-диагностического центра, дневного стационара. Цель работы по сопровождению подростков в школе: налаживание взаимодействия с родителями и педагогами – работа в команде на благо ребенка, эмоциональная поддержка во время взросления, формирование положительной Я – концепции, научение позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, повышение юридической грамотности – осознание прав и ответственности, формирование осознанного подхода к здоровому образу жизни.

Участникам конференции были представлены номера телефонов кризисной помощи для детей и подростков, многоканального телефона доверия, с целью их размещения в медицинских и образовательных организациях.

Занятие лектория для молодёжи «Психология взаимоотношений в паре»

7 октября в Городском центре медицинской профилактики стартовали занятия в новом лектории для молодежи «Если вы решили создать семью». Полный цикл состоит из четырех занятий, которые будут проходить по средам каждого месяца.

Первую лекцию «Психология взаимоотношений в паре» прочитала медицинский психолог ГКДЦ «Ювента» Ольга Михайловна Тимофеева. Она отметила, что подростки и молодежь, которым и адресован лекторий, это особый контингент. Ведь они уже не дети, но еще и не взрослые.  Поэтому свое занятие она построила в виде интерактивной игры, где каждый мог задавать любые вопросы и по ходу лекции высказывать свои комментарии, что с успехом делали собравшиеся в этот вечер в зале юноши и девушки. А желающих поучаствовать в различных заданиях было более чем достаточно. Никого не приходилось уговаривать, чтобы выйти на сцену. Значит, тема вызвала неподдельный интерес.

«Как определить, любит ли тебя парень или нет? Что делать, если тебе изменили? Как построить серьезные отношения? Можно ли прожить без любви?» — на все эти  и многие другие вопросы попыталась ответить Ольга Михайловна.

Она познакомила ребят с множеством определений «любви». Но какое из них верно? Это уже был повод  для самостоятельного размышления. В каком-то смысле она развенчала миф о вечной любви, сказав, что  интерес, симпатия, влечение, восхищение, восторженность и влюбленность первых встреч длятся, как и беременность, девять месяцев. И если  на смену им не приходит поклонение, уважение, преданность, то отношения угасают. Далее был рассказ о том, какие стадии проходит любовь, о  теории выбора брачного партнера, о добрачном периоде,  о мотивах вступления в брак. Для некоторых было откровением, что на успех брака влияют  место и ситуация знакомства, и первое впечатление друг о друге, и продолжительность периода ухаживания, и социальные характеристики партнеров, и даже время обдумывания предложения.

Почему важно, чтобы все эти вопросы были заданы юношами и девушками до вступления в брак? Чтобы брак, особенно ранний, не оказался отягощающим моментом, «камнем на шее», чтобы «любовная лодка не разбилась о быт». Ведь есть еще слишком много мифов и иллюзий  вокруг семейной жизни.

Не все проблемы удалось рассмотреть и не на все вопросы ответить в течение этой встречи. Ольга Михайловна предложила задать их по телефону доверия для подростков. Так же можно поделиться своими впечатлениями в специальной группе «В Контакте».