21 октября 2013г.
«Электромагнитные излучения и их влияние на здоровье учащихся»

21 октября 2013г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар для учителей образовательных учреждений, социальных педагогов, психологов, сотрудников психолого-педагогических медико-социальных центров на тему «Электромагнитные излучения и их влияние на здоровье учащихся». С сообщением по данному вопросу выступил Боровков Н. В., зам. начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по СПб. Докладчик остановился на неблагоприятном воздействии электромагнитного излучения от компьютеров, бытовой техники, сотовых телефонов и станций сотовой связи, шумового фактора на организм человека. Основной способ защиты от любого вредного фактора — уменьшение времени воздействия и увеличение расстояния до источника неблагоприятного фактора. В крупном мегаполисе различные неблагоприятные факторы оказывают на человека комплексное воздействие, суммарное значение которых не представляется возможным оценить.

Тема сообщения кандидата пс. н., доцента кафедры психологического консультирования СПб Государственного Института психологии и социальной работы Григорьева Н. Б. «Психологические аспекты компьютерной зависимости. Вопросы профилактики». Все большее число людей «уходит» в виртуальный мир. Компьютерные игры сходны по своему воздействию с наркоманией. Более 5% подростков, главным образом 12-13 лет, страдают от компьютерной зависимости, которая приводит к снижению успеваемости, прогулам, лживости, неадекватным реакциям, оппозиционности по отношению к родителям и друзьям. Самую сильную зависимость вызывает массовая многопользовательская многоплановая он-лайн игра. Специфического лечения такого рода зависимости нет. Проводятся групповые тренинги.

18 октября 2013 г.
«Взаимоотношения родителей с больным ребенком. Взгляд врача и педагога»

18 октября 2013 года, в Городском центре медицинской профилактики для медицинских сестер кабинетов здорового ребёнка  детских поликлиник и отделений, психологов состоялся семинар «Взаимоотношения родителей с больным ребенком. Взгляд врача и педагога».

Болезнь ребенка всегда вызывает большую тревогу у семьи и особенно у матери. Ребенок в этот период требует к себе особо чуткого отношения. Тепло взаимоотношений родителей с ребенком, доверие членов семьи к врачу, медицинской сестре, медицинским назначением, а также тому лечебному учреждению, где лечится ребенок, часто служат одним из условий успешного лечения. Больные дети всегда болезненно переносят разлуку с матерью, если нуждаются в стационарном лечении.Специалисты Городского Центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями: психотерапевт Е.Ю. Ковбас, психолог И.Р. Елисеев и медицинская сестра социального патронажа (коррекционный педагог) Н.Н. Ягодкина подробно осветили многие проблемы, которые возникают у родителей больного ребенка и ответили на многочисленные вопросы присутствующих.

С.Н. Кубрина, инструктор по гигиеническому обучению и воспитанию Городского центра медицинской профилактикив своем выступлении«Формы, методы и средства гигиенического воспитания» подробно осветила организацию гигиенического обучения молодых родителей в кабинете здорового ребенка детской поликлиники. Светлана Николаевна обратила внимание присутствующих, что степень усвоения информации зависит от комплексного подхода в системе обучения, где должны присутствовать устные, наглядные, аудиовизуальные и другие средства подачи материала.

16-18 октября 2013г.
Петербургский международный форум здоровья

Городской центр медицинской профилактики участвовал в Петербургском международном форуме здоровья (16-18 октября 2013г.) в качестве информационного партнёра.

15 октября 2013 г.
«Работа социального работника, психолога с беременными женщинами в «Школе материнства» женской консультации»

15 октября 2013 г., в Городском центре медицинской профилактики, состоялся семинар для медицинских работников женских консультаций и детских поликлиник: «Работа социального работника, психолога с беременными женщинами в «Школе материнства» женской консультации.

Н.Р. Петрова, заведующая отделением психолого-педагогической помощи, рассказала об организации работы Центра социальной помощи семье и детям Выборгского района (Центр). Центр организован в 2007 г., а в 2013 г. создано 11 отделений, где работают 135 специалистов. Основная его цель оказание социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, беременных женщин и молодых матерей, а также детей, оставшихся без попечения родителей. В работе используются программы: «Мы вместе», «Родители и дети», «Учимся общаться, учимся понимать своих детей» и др. Психологи, педагоги и другие специалисты проводят групповые занятия, моделируя и проигрывая проблемные ситуации, возникающие во время беременности и после рождения ребенка. На занятиях и тренингах родители приобретают навыки взаимодействия с мужем, детьми, получают информацию о возрастных особенностях детей.

Н.А. Истомина, психолог Центра в докладе «Профилактика кризиса семейных отношений во время беременности и рождении ребенка» отметила, что «кризис» — это перестройка, на что нужно обратить внимание, чтобы изменить жизнь. Перед тем как создать семью спросить друг у друга: зачем мы друг для друга, на каком этапе взаимоотношений мы сейчас, что женщина хотела бы услышать о мужчине, а мужчина о женщине. Только обсудив все вопросы можно создавать семью и родить желанного ребенка.

Н.А. Анохина, юрист Центра в докладе «Права беременных женщин и молодых родителей» рассказала, как оказывается социально-правовая помощь до беременности и после рождения ребенка, о размере пособий, предоставлении отпусков по уходу за ребенком, трудовом кодексе и др.

И.Г. Антонова, акушерка, перинатальный психолог женской консультации №9 городской поликлиники №17 Красногвардейского района выступила с докладом «Папа на родах — мода или необходимость?». Речь шла о том, что папа в родах должен быть участником, а не зрителем. У будущего отца должна быть информация, а лучше всего – конкретная инструкция, что делать, как и когда. На занятиях в «школе отцов» заранее следует обсудить, в чем будущий отец видит свою задачу на родах. Нужно помнить о том, что роды – мощный эмоциональный катализатор. И если раньше в отношениях супругов все было хорошо, то после родов, скорее всего, станет еще лучше и наоборот. Очень часто партнерские роды становятся либо цементом отношений, либо окончательно их разрушают. Папа в родах – доброволец. Он просто искренне должен хотеть разделит с супругой этот день.

«За здоровьем в школу»

Городской центр медицинской профилактики принимал участие в акции «За здоровьем в школу», организованной администрацией Кировского района, муниципальным образованием «Княжево» 12 октября в школе №503.

Для учащихся 4- 5 классов специалисты Городского центра медицинской профилактики провели своеобразные интерактивные занятия – «Уроки здоровья» с показом видеофильма «Путешествие в страну Гигиены» и раздачей занимательной для данного возраста информационной санитарно-просветительной литературы.

Внимание учащихся 9-классов акцентировалось на важности для здоровья – это отказ от курения и неупотребление алкоголя. Желающие на себе могли испытать состояние алкогольного опьянения, надев очки «Пьяный и опасный». В результате участник, действительно, ощущал головокружение, нарушение координации. Отмечалось сокращение возможностей выполнять физические задания. Для данной группы учащихся демонстрировался видеофильм «Слагаемые здоровья».

8 октября 2013г.
«Охрана психического здоровья детей и подростков в Санкт-Петербурге»

8 октября 2013г. в «Городском центре медицинской профилактики»  состоялась городская конференция на тему: «Охрана психического здоровья детей и подростков в Санкт-Петербурге», посвященная Всемирному дню психического здоровья.

С сообщением на тему «Кризисно-профилактическая помощь детям и подросткам в Санкт-Петербурге» выступил И.С. Бердышев, врач-психотерапевт отделения кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», специалист высшей категории. В Санкт-Петербурге система оказания психолого-психиатрической помощи детям и подросткам начала складываться в 80-90 годы прошлого века под руководством главного детского психиатра города Л.П. Рубиной. Специалистами детско-подростковой психиатрической службы СПб оказывается помощь детям и подросткам с неврозами, различными пограничными состояниями, с нарушением памяти, внимания и общения, речевой патологией, со сложными нервно-психическими расстройствами. При различных кризисных ситуациях оказывается экстренная психолого-психиатрическая помощь, а также консультирование семей имеющих проблемы в воспитании детей. Работает стационар для детей дошкольного возраста. С ноября 2011г. в городе работает многоканальный Детский Телефон Доверия 8-800-2000-122. Помощь по Телефону Доверия оказывается круглосуточно, анонимно, бесплатно.

С сообщением на тему «Центр диагностики и консультирования – как звено охраны психического здоровья детей» выступила Лисовская Е. Н.–детский психиатр, врач высшей категории, заместитель директора СПб ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». Центр оказывает помощь детям и подросткам с 2-х до 18 лет, имеющим проблемы в школьном обучении, в речевом развитии, выборе профессии, поведении и общении и развитии познавательных процессов.

О дифференциальной диагностике истерических и истериформных расстройств у детей рассказала заместитель руководителя по лечебно-диагностической работе отделения детской психиатрии НИИ психоневрологического института им. В.М.Бехтерева А.Е. Алексеева. Истерические расстройства встречаются у детей с 4-5 лет. В связи с частой гипердиагностикой аутизма, умственной отсталости отмечена важность точной постановки диагноза. На примерах из практики были даны основные понятия и дифференциальная диагностика истерии и истериформных расстройств, рассмотрен алгоритм лечения таких больных.

23 сентября 2013г.
«Принципы рационального питания школьников»

23.09.2013г. в Городском центре медицинской профилактики для педагогов образовательных учреждений города прошёл семинар «Принципы рационального питания школьников».

Приворотский В.Ф., профессор, заведующий гастроэнтерологическим отделением Детского городского диагностического центра рассказал об основных принципах рациона школьников, особенностях пищеварительной системы ребенка, привёл примеры из собственной практики.

В ежедневном рационе здорового ребенка должно присутствовать не менее 56 разных нутриентов. Основными принципами рационального питания являются полноценность и физиологическая адекватность. Белки, жиры и углеводы должны поступать в организм ребенка в сбалансированном, усвояемом виде. Белки – это основной пластический материал, который обеспечивает рост и развитие детского организма, формирует его органы и системы. При недостатке белков у ребенка развивается гипотрофия, анемия, он чаще болеет инфекционными заболеваниями. При белковом дефиците страдают все органы и системы, а избыток белка может привести к аллергическим заболеваниям. Жиры являются растворителями витаминов А, Д, Е и К. Детский организм лучше усваивает молочный жир, который содержится в сливочном масле, кисломолочных продуктах твороге, сыре. Избыток жира может привести к перегрузке работы поджелудочной железы и желчевыводящих путей. Углеводы — один из основных источников энергии организма, кроме того они принимают участие в иммунных процессах. При избыточном поступлении углеводы легко превращаются в жиры и откладываются в  подкожно-жировой клетчатке, что ведет к ожирению. Доказана роль простых сахаров и в формировании кариеса.

Большая роль в рациональном питании отводится растительной клетчатке, участвующей в работе кишечника. Ребенку 7-14 лет необходимо 80 – 100 мл/кг веса воды, что составляет 1500-2000 мл жидкости в день, включая овощи, фрукты, супы. В рационе школьника следует ограничить газированные напитки, пепси-колу, фанту, лимонад, которые не только раздражают слизистую кишечника, но и способствуют развитию аллергических заболеваний. Очень часто родители стараются восполнить запас витаминов соками, но соки промышленного изготовления, осветленные и лишенные волокон не могут быть альтернативой свежим фруктам, они содержат консерванты, которые приводят к сдвигу кислотно-щелочного равновесия и способствуют развитию мочекаменной болезни. Потребность в витаминах возрастает в зимне-весенний период. Во многих регионах наблюдается дефицит йода и цинка, который должен быть компенсирован продуктами или специальными препаратами.

Какие продукты полезны?
К ним относятся: морсы, родниковая вода, чай, какао, нежирные сорта мяса, рыба (особенно форель, семга, скумбрия). Клубника, банан и китайская груша — необходимы при стрессовых ситуациях, а шоколад является незаменимым источником эндорфинов. Фрукты содержат фруктозу, что способствует стимуляции деятельности головного мозга. Авокадо способствует улучшению памяти, банан — надежный источник радости, а ананас поможет справиться с умственной нагрузкой.

Несколько полезных советов: на ужин лучше есть индейку с гречневой кашей – эта «сладкая парочка» содержит аминокислоту триптофан и вит. В6, которые ускоряют засыпание и улучшают качество сна, а мед и мята усиливают это действие.

Внимание! Если у ребенка ухудшился аппетит, появилось чувство быстрого насыщения, сменились пищевые приоритеты, появилось повышенное газоотделение – необходимо обращение к врачу-гастроэнтерологу.

Лекция вызвала большой интерес педагогов, лектор ответил на многочисленные вопросы слушателей.