«Роль игрушки в психомоторном развитии ребенка»

«Роль игрушки в психомоторном развитии ребенка» с таким названием состоялся семинар в Городском центре медицинской профилактики для медицинских работников детских поликлиник и дошкольных образовательных учреждений.

Сисина Е.И. заведующая отделом гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Санкт-Петербург выступила с сообщением «Гигиенические требования к игрушкам, одежде и обуви для детей». В связи с образованием Таможенного союза в 2010г. были созданы Технические регламенты №№ 007/2011 и 008/2011, по которым оцениваются изделия и игрушки для детей. В настоящее время существует ряд документов (сертификат, декларация, свидетельство о государственной регистрации), определяющие соответствие изделий для детей гигиеническим нормам. Подробно был рассмотрен перечень показателей, по которым оцениваются изделия для детей. Надзор за соответствием игрушек и изделий для детей гигиеническим нормам осуществляет Управление Роспотребнадзора. В случае выявления в торговой сети детских изделий без соответствующей документации или с отступлениями от нормируемых величин при лабораторных исследованиях, продукция снимается с реализации и уничтожается.

Вершинина Л.А. научный сотрудник, музейный педагог научно-образовательного методического отдела Российского Этнографического Музея. в сообщении «Роль традиционной игрушки в воспитании детей» рассказала об игрушках и куклах, которые на Руси изготавливались собственноручно из натуральных и природных материалов и сопровождали ребенка с момента его рождения и всю взрослую жизнь. Существовали игрушки обрядовые, игрушки-обереги. Созданные своими, детскими руками, или руками родных и близких людей и, в первую очередь, руками матери, игрушки приносили тепло, заботу, любовь, красоту в духовный мир ребенка, будили художественное воображение, воспитывали в традициях русской национальной культуры.

Лобода Т.В. к.м.н., гастроэнтеролог, доцент СПб ГПМУ выступила с сообщением «Ожирение детей. Проблемы. Пути решения». По данным ВОЗ, в среднем на планете распространенность ожирения, за последние 7 лет, увеличилась на 50%. В России ожирение встречается у детей 5,5-8,5% случаев, у подростков – до 20-22%, девочки страдают ожирением в 2-5 раз чаще, чем мальчики. Ожирение тесно связано с сахарным диабетом 2 типа, нарушением репродуктивной функции, а с возрастом с ишемической болезнью сердца, артериальной гипертонией, атеросклерозом, повышением частоты злокачественных новообразований. Основным методом лечения ожирения является сочетание диетотерапии (сбалансированное питание) и увеличения физической активности при психологической поддержке.

«Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди подростков»

Семинар тематического цикла «Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди подростков» для педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга состоялся 12 ноября 2012 г. в Городском центре медицинской профилактики.

В семинаре приняли участие Колесникова М.Г., к. пед.н, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, научный руководитель проекта «Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» и Решетникова С.Л., заместитель начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения ФГУЗ Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

Колесникова М.Г. осветила тему организации службы здоровья в образовательных учреждениях, обозначила цели, задачи, представила критерии оценки образовательного учреждения, позволяющие присвоить ему баллы или ступени развития, согласно проекту «Школы здоровья». Обратила внимание на проблемы, связанные с социальным позиционированием «Школ здоровья». Рассказала о стратегии развития этого направления с точки зрения методологического подхода, моделирования здоровьесозидающей среды и технологий его реализации в образовательных учреждениях. В докладе были представлены практические вариативные модели проектов в зависимости от начальных условий развёртывания, имеющихся ресурсов, возможностей и проблем реализации, продемонстрировала наглядные примеры «Школ здоровья» в зависимости от различных стартовых условий. Была дана оценка возможных социально-педагогических результатов деятельности «Школы здоровья», а так же рассмотрела «Школу здоровья» как стратегическое направление в развитии Санкт-Петербургской школы и представила план мероприятий Правительства СПб по сохранению и укреплению здоровья школьников Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.

Решетникова С. Л. отметила основные факторы, влияющие на здоровье учащегося. Особое значение среди них занимают условия школьной среды. Основные причины возникновения факторов риска для здоровья учащегося кроются в несоблюдении санитарно-противоэпидемических норм и правил, нарушениях режима труда и отдыха, регуляции физической активности, социальных и психологических нагрузок в школе. В докладе были затронуты проблемы санитарно-эпидемиологического состояния образовательных учреждений города, отмечены результаты реализации городских программ, направленных на улучшение условий воспитания и обучения детей в Санкт-Петербурге. Согласно статистическим данным за 2011 г., были представлены показатели заболеваемости и ведущие формы хронической патологии среди школьников, а также указаны основные направления деятельности по оптимизации санитарно-гигиенических условий обучения и преподавания в средних общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

«Этика и деонтология акушерки и медицинской сестры учреждений охраны материнства и детства»

Ятрогенные заболевания возникают у больного при неосторожном высказывании или поведении медицинских работников и усугубляют его болезненное состояние. Эффективность обследования, наблюдения и оказания помощи детям, беременным женщинам, молодым матерям зависит как от медицинских знаний медицинской сестры детской поликлиники, акушерки женской консультации и родильного дома, так и от знания этики, норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

23 октября 2012г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар: «Этика и деонтология акушерки и медицинской сестры учреждений охраны материнства и детства».

Сейфетдинова С. Б. — к.м.н., зав. отделом по работе с обращениями граждан СПб ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» рассказала о работе «горячей линии» Комитета по здравоохранению с обращениями граждан за I полугодие 2012г. «Горячая линия» организована с целью получения максимально достоверных и полных данных о проблемах, возникающих у граждан при оказании и оплате медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга. Обобщение и анализ полученной информации позволяет принимать адекватные управленческие решения в профилактике нарушений прав граждан на гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь. В первом полугодии отмечается небольшой рост жалоб на оказание медицинских услуг в детских поликлиниках города.

Сутягина Е.С., медицинская сестра отделения абилитации ДПО №41 Фрунзенского района обратила внимание, что у давно работающей медицинской сестры или няни можно научиться умению подойти к больному ребёнку, войти с ним в дружеский контакт. Участковый врач – педиатр и медицинская сестра часто являются настоящими друзьями семьи и пользуются в ней большим авторитетом и искренним расположением. Никаким аппаратами и самыми совершенными методами не заменить внимательного глаза, душевной теплоты и сердечности настоящего медработника – друга больного. К сожалению, недостаток времени загруженность врача и медицинской сестры нередко мешают им уделить больше внимания наблюдению за поведением больного ребёнка, беседам с ним, выявлению индивидуальных особенностей его психики. Как только мама замечает, что ребёнок не сопротивляется медсестре, она относится к ней с доверием. Внушение ребёнку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

Батакова О.И., медицинская сестра кабинета здорового ребенка ДПО №53 Красносельского района отметила и описала четыре универсальных этических принципа в работе медицинских работников: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи и подробно остановилась на взаимоотношениях всех участников лечебного процесса: врача, медсестры, пациента и его родственников.

Добряков И.В., к.м.н., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова рассказал о значении консультации при репродуктивном выборе, указал на три основных подхода (репрессивного, либерального и т.н. золотой середине) при работе с беременными женщинами, планирующих прервать беременность. От того, какую тактику выберет медицинский работник и будет зависеть результат общения.

Курганова Г.С., председатель АНО «Информационно-аналитический центр НГО медико-социальной сферы» рассказала о принципах работы с глухими и слабослышащими беременными женщинами и молодыми матерями. Пригласила к участию в работе «Школы для слабослышащих беременных».

«Здоровый образ жизни педагога. Профилактика профессионального выгорания работников средних общеобразовательных учреждений»

Профессию учителя можно отнести к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегето-сосудистых дистоний. Для преподавателей, психологов, социальных работников образовательных учреждений 8 октября 2012г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Здоровый образ жизни педагога. Профилактика профессионального выгорания работников средних общеобразовательных учреждений».

С сообщением «Психологические факторы профессионального здоровья педагогов» выступил профессор Шингаев С.М., зав. каф. психологии СПб АППО, в котором были представлены результаты анкетирования более 3 000 преподавателей Санкт-Петербурга по факторам образа жизни и их влиянии на профессиональное выгорание. После нескольких лет работы в школе у педагогов появляются симптомы хронического стресса: усталость, нарушения сна, подавленное настроение, раздражительность, повышение артериального давления, переходящие к 35-40 годам в признаки профессионального выгорания. Около 60% педагогов находятся на высокой стадии профессионального выгорания. Изменение образа жизни позволяет значительно снизить и даже снять стресс:

  • нормализация режима труда, отдыха и сна
  • преодоление информационных перегрузок
  • общение с друзьями
  • чтение художественной литературы
  • поездки на природу
  • занятия физическими упражнениями и хобби
  • использование антистрессовых продуктов питания (шоколад, финики, орехи и пр. любимые продукты)

Ю. А. Заозерский — заведующий отделом Городского центра медицинской профилактики сообщил о результатах анкетирования 274 педагогов, проведенного сотрудниками в 2012г.

Анализ опроса показал, что 35% педагогов считают свое здоровье хорошим, 65% — удовлетворительным или очень плохим, 58% имеют в анамнезе хронические заболевания. Режим дня не соблюдают 49% опрошенных учителей, 82% не выполняют утреннюю гимнастику, 27% не употребляют ежедневно свежие фрукты и овощи. Учащиеся, по мнению педагогов, интересуются вопросами сохранения собственного здоровья и 79% учителей дают информацию по этим вопросам на своих уроках. Авторитетом по поддержанию здорового образа жизни для учащихся являются родители, что составило 62% ответов и только 5% опрошенных указали в качестве авторитета по ведению здорового образа жизни учителей. В необходимости получения дополнительной информации по основам ЗОЖ положительно высказалось большинство респондентов (92%). Темы, которые больше всего интересуют педагогов: принципы рационального питания, половое воспитание, физическая активность, вред наркотиков. В заключении были продемонстрированы возможности Музея гигиены и совместные проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

«ИППП — фактор риска беременной женщины, здоровья плода и новорожденного. Вопросы профилактики»

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) вызывают воспалительные процессы, преимущественно мочеполовой и репродуктивной сферы и могут быть причиной различных осложнений.

В Городском центре медицинской профилактики 18.09.2012г. для акушерок женских консультаций и медицинских сестер детских поликлиник состоялся семинар «ИППП — фактор риска беременной женщины, здоровья плода и новорожденного. Вопросы профилактики».

В семинаре приняли участие: Архиповская О. А. — председатель некоммерческого партнерства «Объединение молодежных консультаций», Шарынина И. А. ,ст. акушерка женской консультации № 15; Талалаева Н. Е. — к.м.н., НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН; Кондратьева Е. Л., акушерка родильного дома № 13,: Кикаева А. Ю., акушерка женской консультации № 18. Обсуждались вопросы полового воспитания, профилактических мероприятий, играющих важнейшую роль в формировании адекватного сексуального поведения подростков и сохранения репродуктивного здоровья. Обращалось внимание на методы профилактики инфекций передающихся половым путем, так заражение плода во время беременности, новорожденного при родах очень опасны и могут привести к серьезным заболеваниям, слепоте, умственной отсталости, стойким неврологическим изменениям или к смерти ребенка.

Демина В. В., главная акушерка родильного дома № 17, председатель Ассоциации акушерок Санкт-Петербурга «Мир ребенку» рассказала о подготовке к конференции «Забота о здоровье матери и ребенка — дело общее!», посвященной Дню Матери.

«Вегето-сосудистые дистонии у детей и подростков и их профилактика»

Вегето-сосудистая дистония – синдром, включающий в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных функций, обусловленные расстройством их нейрогенной регуляции. Причины возникновения синдрома разнообразны: наследственно-конституционные и психогенные факторы. У школьников это состояние провоцируется значительными учебными нагрузками, недосыпанием, стрессами, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, малоподвижным образом жизни.

В Городском центре медицинской профилактики 11 сентября 2012г. состоялся семинар для работников здравоохранения и образования, социальных педагогов: «Вегето-сосудистые дистонии у детей и подростков и их профилактика»

О.А. Мутафьян — д.м.н., проф. кафедры педиатрии и детской кардиологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова обратил внимание на многогранность факторов, частых ошибках в диагностике, возможном переходе вегето-сосудистой дистонии в бронхиальную астму, язву желудка, ишемическую болезнь сердца. Для возникновения синдрома имеют значение генетическая предрасположенность, неблагоприятное течение беременности и родов, наследственно-конституционные особенности функционирования нервной системы, черепно-мозговые травмы, гормональный дисбаланс пубертатного периода, длительное чрезмерное психо-эмоциональное перенапряжение ребенка, патология позвоночника, алкоголизм и табакокурение. В профилактике большое значение имеют общее укрепление организма, нормализация режима труда и отдыха, занятия спортом, соблюдение определенного рациона питания.

Детский кардиолог А.Г. Шилина поделилась опытом работы кабинета профилактики артериальной гипертонии открытым в 2002г. в детском поликлиническом отделении №16 городской поликлиники №114 Приморского района. Здесь проводится углубленное обследование детей с повышенным артериальным давлением, диспансеризация и их реабилитация. Ежегодно в кабинет направляются около 300 пациентов, из них 90% составляют дети с вегето-сосудистой дистонией. В отделении восстановительного лечения проводится оздоровление детей из группы риска по артериальной гипертонии, корректируется питание и режим дня, назначается санаторно-курортное лечение. В школе профилактики артериальной гипертонии обучаются дети и родители, даются рекомендации по здоровому образу жизни, питанию, нормализации массы тела, физической активности. Обучение совмещается с обследованием в дневном стационаре, что ускоряет выздоровление. В результате комплексного лечения у большей части больных артериальное давление нормализуется.

«Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков Санкт-Петербурга, необходимые условия его сохранения»

Состояние репродуктивного здоровья подростков признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем. В последние годы отмечается значительный рост эндокринных нарушений, болезней мочеполовой системы, инфекционных и паразитарных заболеваний, значимость которых для подросткового возраста особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции.

Для работников образовательных учреждений 10 сентября 2012г. в Городском центре медицинской профилактик состоялся семинар «Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков Санкт-Петербурга, необходимые условия его сохранения»

В.В. Бурханов — к.м.н., ассистент кафедры урологии СПб ГПМА в сообщении «Урологические заболевания учащихся и их профилактика» отметил, что к основным причинам, влияющих на репродуктивное здоровье относятся многочисленные урологические заболевания, возникающие как во внутриутробный период развития, так и после рождения. Диспансерное наблюдение за мальчиками проводится регулярно каждые 2-3 года с рождения и до 17 лет. Только при своевременном лечении решаются многие проблемы сохранения их здоровья.

П.Н. Кротин — д.м.н., проф., главный врач ГКДЦ «Ювента», выступая на тему «Образ жизни и репродуктивное здоровье учащихся Санкт-Петербурга», обратил внимание, что в Российской Федерации патологическая пораженность репродуктивной системы у подростков 14-17 лет составляет 13% у юношей и 19% у девушек. В структуре обращений в центр «Ювента» девушек у 55% из них выявляются нарушения менструально-овариальной функции и у 31% — воспалительные заболевания половой сферы.

Одной из важнейших социальных проблем России является ранняя сексуальная активность подростков. Отмечается недостаточная гигиеническая грамотность молодежи в области репродуктивного здоровья, свыше 60% подростков и молодежи не информированы о методах контрацепции и последствиях аборта. Инфекциям, передающихся половым путем, в наибольшей степени подвержены молодые люди в возрасте 15-24 лет. Молодежные консультации, занимаясь гигиеническим обучением вопросам сохранения репродуктивного здоровья, именно этой группе, оказывают комплексную медико-психологическую и социальную помощь.