БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (ИЮНЬ, 2025г.):

МЕДИЦИНА, ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
61
З-61
Зильбер, Анатолий Петрович.
Этюды медицинского права и этики / А. П. Зильбер. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 840 с. : ил. — Список лит.: с. 782-806. — Предм. указ.: с. 807-827 . — Указ. имен.: с. 828-839.

ГИГИЕНА
613.9
П86
Психология здоровья. Социально-психологические, клинические, нейропсихологические проблемы и психологическая помощь : моногр. / И. С. Алферова, Т. В. Валиева, Т. С. Вершинина и др. ; ред. Е. С. Набойченко ; ред. Н. В. Жукова. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2022. — 112 с. : ил., табл. — (Высшее образование). — Библиогр. в конце разд.

ТЕРАПИЯ
616
З-61
Зильбер, Анатолий Петрович.
Этюды респираторной медицины / А. П. Зильбер. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 792 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 745-779. — Предм. указ.: с. 780-787 . — Указ. имен : с.788-791.

616
К59
Козлов, Валентин Иванович.
Капилляроскопия в клинической практике : моногр. / В. И. Козлов. — М. : Практ. медицина, 2015. — 232 с. : ил., табл., портр., 4 л. ил. — Список лит.: с. 205-227. — Предм. указ.: с. 228-231.

616
Т15
Тактика ведения пациента в аллергологии : практ. рук. / О. В. Скороходкина, Р. Ф. Хакимова, А. А. Васильева и др. ; ред. Н. М. Ненашева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 256 с. : табл. — (Тактика ведения пациента). — Библиогр. в конце гл.

616
Т15
Тактика ведения пациента в терапии : практ. рук. / Е. В. Акатова, Е. В. Архипов и др., Л. В. Балеева и др. ; ред. А. И. Мартынов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 312 с. : табл. — (Тактика ведения пациента). — Список лит.: с. 307.

616
Т15
Тактика медицинской профилактики : практ. рук. / С. Р. Абдулхаков, Е. В. Акатова, Е. В. Архипов и др. ; ред. А. И. Мартынов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2023. — 128 с. : табл. — (Тактика врача). — Список лит.: с. 117-119.

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ
616.2
К63
Компьютерная томография в пульмонологии / В. М. Китаев, И. Б. Белова, О. Ю. Бронов и др. — 4-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2024. — 160 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ
616.3
А79
Ардатская, Мария Дмитриевна.
Пробиотики, пребиотики и метабиотики в клинической практике : рук. для врачей / М. Д. Ардатская. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 264 с. : ил., 5 л. ил. — Библиогр. в конце гл.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
616.4
Э64
Эндокринология и системные заболевания : [справ. рук.] : пер. с англ. / ред. П. Портинкаса, ред. Г. Фрюбек, ред. Х. М. Натхо, ред. пер. Е. А. Трошина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2023. — 576 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце разд.

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ
616.5
С33
Сестринское дело в дерматовенерологии : в 2-х ч. : учеб. пособие. —
2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лань, 2022 — 2023. — (Среднее проф. образование)
Ч. 1 : Незаразные болезни кожи / А. Ю. Родин, Е. А. Сердюкова,
Д. А. Алексеева. — 2022. — 68 с. — Список лит.: с. 66.

616.5
С33
Сестринское дело в дерматовенерологии : в 2-х ч. : учеб. пособие. —
2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лань, 2022 — 2023. — (Среднее проф. образование)
Ч. 2 : Инфекционные болезни кожи (инфекционные дерматозы. сифилис и ИППП) / Е. А. Сердюкова, С. Н. Щава, И. Н. Иванова и др. — 2023. — 68 с. — Список лит.: с. 64-65.

УРОЛОГИЯ
616.6
С40
Системная реабилитация амбулаторных урологических больных : учеб. пособие / И. В. Тихонов, И. И. Титяев, А. И. Неймарк и др. — СПб. : Лань, 2023. — 88 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 73-82.

РЕВМАТОЛОГИЯ
616.7
Р32
Ревматология : пер. с англ. : рук. для врачей / ред. Э. Адебаджо, ред. Л. Данкли, ред. пер. А. М. Лила. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 304 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
Б90
Буклина, Светлана Борисовна.
Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга / С. Б. Буклина. — 4-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 312 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 282-311.

616.8
В75
Воронцова, Ирина Петровна.
Сестринское дело в невропатологии : сб. лекций : учеб. пособие / И. П. Воронцова. — СПб. : Лань, 2025. — 60 с. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 57-58.

616.8
С60
Соловьева, Александра Александровна.
Сестринская помощь при патологии нервной системы : учеб. /
А. А. Соловьева. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 320 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 314-315.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
Л50
Лесничая, Лариса Александровна.
Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : пособие для преподавателей : учеб. пособие / Л. А. Лесничая. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2021. — 92 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.:
с. 90.

616.9
П14
Палатова, Наталья Михайловна.
ВИЧ-инфекция : клинические проявления и формы, сестрин. уход, профилактика проф. заражений : учеб. пособие / Н. М. Палатова, О. Ю. Егорова. — 5-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 112 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 100.

616.9
Р12
Рабинович, Ирина Владимировна.
Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями : пособие для преподавателей : учеб. пособие / И. В. Рабинович. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2022. — 232 с. : табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 227-228.

616.9
Р12
Рабинович, Ирина Владимировна.
Сестринский уход за больными с инфекционными заболеваниями : практикум : учеб. пособие / И. В. Рабинович. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 184 с. : табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 175-176.

ХИРУРГИЯ
617
Ш13
Шабунин, Алексей Васильевич.
Тактика врача-хирурга : практ. рук. / А. В. Шабунин, Р. Ю. Маер. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 296 с. : ил., табл. — (Тактика врача). — Список лит.: с. 294.

ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
617.8
Б79
Болезни уха, горла и носа : [практ. рук.] : пер. с англ. / Х. Бербом, О. Кашке, Т. Навка и др. — 4-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 776 с. : ил. — Список лит.: с. 770-772.

ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ
617.9
К49
Клиническая трансфузиология : учеб. пособие / О. О. Янушевич, Б. М. Уртаев, М. М. Магомедов и др. — М. : Практ. медицина, 2024. —
240 с. : табл. — Список лит.: с. 197-200.

ГИНЕКОЛОГИЯ. АКУШЕРСТВО
618
Д81
Дударь, Виктория Львовна.
Сестринский уход в акушерстве и гинекологии : учеб. пособие /
В. Л. Дударь, Н. В. Фукалова, А. А. Черемисина. — 7-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2025. — 112 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с.107-108.

618
М91
Мусников, Виталий Леонидович.
Основы реабилитации в акушерстве и гинекологии : курс лекций : учеб. пособие / В. Л. Мусников. — СПб. : Лань, 2025. — 96 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование).

618
М91
Мусников, Виталий Леонидович.
Основы реабилитации в акушерстве и гинекологии : учеб. пособие / В. Л. Мусников. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2022. — 152 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование).

618.2
Н19
Назарова, Инесса Борисовна.
Репродуктивное здоровье и планирование семьи : учеб. / И. Б. Назарова, И. Г. Шембелев. — 7-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 280 с. : ил., портр. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 277.

618.2
П39
Плод как пациент трансфузиолога : (клинические наблюдения) : моногр. / В. В. Ветров, Д. О. Иванов, З. М. Ахметжанова и др. ; ред. В. В. Ветров, ред. Д. О. Иванов . — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : СПбГПМУ, 2023. — 320 с. : ил. — Список лит.: с. 303-319.

618
С60
Соловьева, Александра Александровна.
Основы реабилитологии. Лечебная физическая культура в акушерско-гинекологической практике : учеб. пособие / А. А. Соловьева. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 200 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 195-196.

ПЕДИАТРИЯ
618.92
А46
Александрович, Юрий Станиславович.
Неотложная педиатрия : рук. для врачей / Ю. С. Александрович, К. В. Пшениснов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 416 с. : ил., табл. — (Рук. для врачей). — Список лит.: с. 401-403.

618.9
К46
Кишкун, Алексей Алексеевич.
Лабораторные исследования в неонатологии : [рук.] / А. А. Кишкун. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 592 с. : ил., табл. — Список лит.:
с. 565-580. — Предм. указ.: с. 581-587.

613.5
Н64
Никонова, Олеся Николаевна.
Здоровый человек и его окружение : здоровье детей : практикум : учеб. пособие / О. Н. Никонова. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2025. —
80 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 77.

618.9
П24
Педиатрия : учеб. для мед. вузов / Е. С. Анциферова, В. Г. Арсентьев, Н. Б. Думова и др. ; ред. Н. П. Шабалов, ред. В. Г. Арсентьев. — 8-е изд., испр. и доп. — СПб. : Спец. лит., 2024. — 944 с. : ил., табл., портр. — Предм. указ.: с. 937-942 . — Список лит.: с. 943.

Участие в церемонии награждения победителей и призёров регионального этапа XVI Всероссийского конкурса «Учитель здоровья-2025»

21 мая 2025г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского состоялась церемония награждения победителей и призёров регионального этапа XVI Всероссийского конкурса «Учитель здоровья-2025».
Конкурс инициирован Государственной Думой РФ, проходит при поддержке Министерства Просвещения.
Региональный этап конкурса, который курирует Комитет по образованию, проводил кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПБ АППО.
Цель Конкурса — выявление лучших педагогов по номинациям: «Учитель», «Специалист сопровождения»; «Воспитатель школы»; «Педагог дошкольного образовательного учреждения»; «Педагог дополнительного образования»; «Специалист по физической культуре и спорту»; «Методист», реализующих идеи здоровьесбережения и здоровьесозидания в образовательных организациях города.
В Конкурсе приняли участие 105 педагогических работников. На первом этапе членам экспертного жюри, в составе которого принимал участие Заозерский Юрий Александрович, представитель Городского центра общественного здоровья и медицинской профилактики необходимо было оценить уровень профессиональной компетентности, инновационного опыта и творческого потенциала конкурсанта в области здоровьесозидающей деятельности, на втором — творческий потенциал, на третьем — способность конкурсанта публично демонстрировать свою позицию в области здоровьесозидающей деятельности.
Победителями конкурса стали 9 педагогов, а лауреатами и дипломантами 41 человек.
Поздравления и пожелания творческих успехов конкурсантам прозвучали от ведущего специалиста отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Евгении Вилутене, профессора Сергея Алексеев — директора Института общего образования, представителей экспертных комиссий номинаций. Было предложено активно привлекать мужчин к участию в конкурсе, особенно в таких предметах, как: «Биология», «Основы безопасности и защита Родины», «Физическая культура».
Конкурсантам были вручены дипломы и подарки, а детские коллективы порадовали участников красочными выступлениями.
Церемонию награждения провел абсолютный победитель конкурса «Учитель здоровья-2024» Виктор Галеев.

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников

20 мая в СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики» (ГЦОЗиМП) для психологов, врачей детских поликлиник и ДПО, женских консультаций состоялась конференция «Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась модератор мероприятия Дзаттиати Зарина Руслановна, заведующая отделом организации медицинской профилактики матерям и детям ГЦОЗиМП: «С эмоциональным выгоранием рано или поздно сталкивается каждый медицинский работник. К сожалению, сегодня эмоциональное выгорание можно наблюдать и у молодых специалистов в возрасте до 30 лет. Жизнь требует от медицинских работников мобилизации всех сил. Огромный поток пациентов; мысли о том, что не всегда получается уделить достаточное количество времени каждому из них; доверие к информации, размещенной в сети Интернет в большей степени, чем предоставляемой медиком – эти и другие факторы ведут к профессиональному выгоранию. Чтобы сохранить ресурсы и противостоять профессиональному выгоранию, необходимо прибегать к специализированной помощи,
о возможности получения которой должен сегодня знать каждый медицинский работник».
Доклад «Техники диалектико-поведенческой терапии в профилактике профессионального выгорания» представила Коченина Анна Александровна, психолог, DBT-терапевт Первой психологической службы Санкт-Петербургской общественной организации социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности». Навыки и техники DBT легко запомнить и легко выполнять, они будут полезны всем. Диалектическая поведенческая терапия (DBT) в психологии — это метод психотерапии, который учит быть в ладу с эмоциями, строить здоровые отношения и улучшать качество жизни, это разновидность когнитивно-поведенческой терапии. Изначально ДБТ использовали только для лечения пограничного расстройства личности, но сегодня эти техники применяются при разных состояниях. DBT помогает клиенту найти баланс между принятием себя и стремлением к переменам. Вместо крайностей и жёстких оценок человек учится видеть разные стороны ситуации и выбирать оптимальное решение Цель DBT — научить людей жить с настоящим, вырабатывать здоровые стратегии совладания со стрессом, обучаться эффективным навыкам коммуникации, а также справляться с эмоциональной дисрегуляцией. Программа DBT ориентирована на приобретение и развитие четырёх навыков. Осознанность (внимательность) — это самосознание и присутствие в настоящем моменте («здесь и сейчас»), развитие способности замечать свои эмоции и мысли, не поддаваясь их влиянию. Эмоциональная регуляция — помогает справляться со сложными чувствами, лучше понимать их и контролировать. Стрессоустойчивость — пациент получает инструменты, чтобы эффективно пережить кризис и улучшить эмоциональное состояние. Межличностная эффективность. Новые навыки общения позволяют клиентам выстраивать здоровые отношения, отстаивать свои эмоциональные потребности.
О системной профилактике выгорания в медицинской организации рассказала Красса Екатерина Александровна, руководитель Центра профилактики эмоционального выгорания СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница №6». По определению ВОЗ, эмоциональное выгорание — это состояние в результате хронического стресса на работе, с которым человек не смог успешно справиться. Наиболее часто обращаются по поводу выгорания специалисты из области медицины, образования и социальной сферы. Эмоциональное выгорание включает в себя следующие стадии. Эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности, бессилие, исчерпанность собственных ресурсов, снижение количества положительных эмоций, возникающих в связи с работой. Деперсонализация — циничное отношение к труду и объектам своего труда (грубое или равнодушное отношение к коллегам, пациентам, клиентам, посетителям). Возрастает обезличенность и формальность контактов, появляются вспышки раздражения. Редукция профессиональных достижений — занижение собственных достижений, формирование чувства некомпетентности, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте. Важным является системный подход к эмоциональному выгоранию. Выгорание — это сочетание рабочего стресса (связан с самой сутью деятельности), неоптимальных организационно-административных процессов и ограниченного ресурса у сотрудников всех уровней.
Какие факторы, влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания? Личностные особенности сотрудников: высокие амбиции, перфекционизм, идеалистические ожидания, внешний локус контроля, комплекс «спасателя», склонность к избеганию близких отношений, работа как смысл жизни. Организационные факторы: режим работы (ненормированный рабочий день, напряженный рабочий ритм); объем работы (дефицит узких специалистов, неравномерная или высокая нагрузка на специалистов), оценка труда (неясные задачи, отсутствие критериев оценки труда, противоречивые требования), организация рабочего места (отсутствие рабочих мест, достаточного объема оборудования и материалов), организация производственных процессов (отсутствие полномочий, отсутствие системы, алгоритмов), оплата труда (низкая оплата труда, неоплачиваемая часть работы). Содержание самой работы: сложные пациенты (работа в детских домах, приютах, психоневрологических интернатах, хосписах, благотворительных организациях и т.д.), вредность, риск для жизни. Климат в коллективе и культура организации. Межличностные отношения (частые конфликты, высокая конкуренция). Социальные нормы в коллективе (обесценивание, унижение), признание (отсутствие признания вклада сотрудников). Социокультурные факторы: образ профессии, конфликт между призванием и зарабатыванием, рост ожиданий без учета возможностей (вечная гонка), недооценка необходимости психологического просвещения специалистов на тему профилактики выгорания.
К сожалению, зачастую считается постыдным и неуместным признаваться в своей проблеме, поэтому, за помощью к специалистам медицинские работники не обращаются. А справиться самостоятельно с выгоранием получается в единичных случаях. Индивидуальный базовый тренинг без диагностики всего коллектива и прохождения определенных этапов не всегда будет эффективен. Диагностика — встреча с руководителем для определения потребностей и целей работы; серия интервью с сотрудниками и выявление ключевых факторов выгорания данной организации. Презентация — представление результатов исследования руководителю, сотрудникам; совместное составление рекомендаций и плана для достижения позитивных изменений с учетом специфики организации. Поддержка изменений — консультации для руководителя, составление и проведение мероприятий с учетом выявленных потребностей учреждения (тренинги, лекции, семинары, группы и др.). После прохождения этих этапов и работы с психологом у сотрудников организации можно наблюдать результат — повышение профессиональной, психологической устойчивости, уверенности, повышение чувства собственной компетентности, ощущение достоинства и смысла своей работы, повышение удовлетворенности от своей работы, сохранение интереса к трудовой деятельности, повышение мотивации к росту и развитию в профессиональном поле. В организации в целом наблюдается: повышение ясности задач, оптимизация организационных процессов, сохранение оптимального рабочего ритма в учреждении, устойчивость в кризисных этапах организации, гибкость в преодолении трудных задач, снижение времени в принятии решений, сохранение работоспособности сотрудников.
В заключение выступления лектор предоставила контакты, по которым можно обратиться за профессиональной помощью.
Варшавская Елена Викторовна, начальник Первой психологической службы Санкт-Петербургской общественной организации социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности» (далее — ЦЗиР) в своем выступлении говорила о диагностике и профилактике профессионального выгорания медицинских работников. ЦЗиР осуществляет системную работу по предотвращению суицидов детей и молодежи, по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, как в реальной жизни, так и в сети Интернет; оказывает психологическую и правовую помощь детям, подросткам и молодёжи, вне зависимости от их места жительства. В настоящее время центр готовит материалы для пособия по профессиональному выгоранию о взаимодействии человека и его профессии.
Лектор рассказала об опроснике Н. Водопьяновой «Есть ли у вас эмоциональное выгорание?», о методике «Колесо жизненного баланса»Подробно остановилась на вопросах, которые нужно задать себе, чтобы понять степень выгорания на работе, на том где взять ресурсы, чтобы противостоять профессиональному выгоранию. Е.В. Варшавская предложила слушателям увлекательное задание для домашней работы.
В заключительном выступлении «Организация школы психического здоровья (антистресса) в женской консультации» Ефременко Илья Олегович, медицинский психолог Женской консультации №9 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района Санкт-Петербурга рассказал об опыте работы школы. Цель работы — повышение психологической поддержки беременных женщин в условиях стресса и неопределенности; улучшение самочувствия и настроения женщин путем предоставления информации и поддержки психологом и другими участниками группы; помощь женщинам в осознании и решении проблем, связанных с беременностью, родами и материнством; создание сообщества женщин, которые могут поддерживать друг друга во время беременности и в период после рождения ребенка; обучение методам саморегуляции; формирования навыков самопомощи при стрессе. Способы реализации программы школы: групповые дискуссии, игры и упражнения, релаксация и медитация, проведение встреч с матерями, у которых уже есть дети; аудио и видеолекции; обмен опытом между участниками группы. Подробно докладчик остановился на маршрутиризаци и результатах работы: повышение самооценки, уменьшение уровня и устранение стресса, развитие навыков коммуникации, повышение качества жизни.

Ночь музеев 2025

«Ночь музеев» — ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев.
Петербургские музеи, большие и маленькие, традиционно открывают двери для посетителей вечером и ночью, а также готовят специальную программу. В Петербурге в этом году традиционная «Ночь музеев» была приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящена героям. В акции приняли участие более 140 организаций. Свою программу «Герои медицины» подготовил для этой акции Музей гигиены.
Посетителей встречала живая музыка. Волонтеры-медики пели романсы в сопровождении гитары.
В фойе открыта выставка «80 лет Победы в Великой Отечественной войне», на большом экране демонстрация слайд-шоу «Подвиги героев медицины».
Каждый посетитель мог ответить на вопрос «Из чего состоит здоровье?» и написать на «листочке березы», а затем украсить крону стилизованного «Дерева здоровья». В итоге получилось, что здоровье состоит из полезных привычек, полноценного сна, спорта, витаминов, солнца, любви, моря, общения и т. д.

В Большом зале на втором этаже расположена выставка «Они изменили медицину. Врачи-герои». Первую половину XIX века называют «золотым веком» русской литературы, то вторую его половину с полной уверенностью можно считать «золотым веком» отечественной медицины, временем стремительного рывка, обусловившего почетное место России среди ведущих в отношении медицинской науки. Один только тот факт, что в число первых двенадцати Нобелевских лауреатов по физиологии и медицине за период с 1901 по 1909 годы сразу вошли русские ученые И.П. Павлов и И.И. Мечников, говорит о высочайшем уровне развития медицины в России. С древних времен медицина присутствовала в жизни человека. Безусловно, современные технологии и методы лечения невозможно сравнить с теми, что использовались несколько тысячелетий назад, но наши предки заложили основы этой науки. Немало важных открытий сделаны в те времена, и большинство из них успешно используется до сих пор.
Здесь же проходили интерактивные занятия:
• «Лаборатория знаний» — рассказывалось о медиках, которые были готовы пожертвовать собой ради пациентов — они испытывали лекарства и вакцины на себе, отправлялись на переговоры с террористами, доставали взрывчатки из раненых и всячески рисковали собой ради прогресса и пациентов.
• «Невидимые герои» — как можно укрепить иммунитет, улучшить энергетический обмен, поддержать красоту и здоровье.
• Выставка картин «Калейдоскоп зрения» к.б.н. Сагинбаевой У.Р. из Института Экспериментальной медицины позволяла получить исторические знания о нарушении зрения, таких как близорукость, дальнозоркость, глаукома, и мотивировать посетителей на необходимость своевременного обращения к офтальмологу в целях сохранения зрения.
• «От Гарвея до современного тонометра» — каждый мог узнать своё артериальное давление и правила его измерения.
Большинство посетителей приходили с единым билетом, а кто-то приехал в Музей гигиены специально, с целью пополнить свои знания о здоровье современного человека. Посетители шли группами, поодиночке, с детьми в колясках. Тех, кто приходил сюда впервые, восхищал сам исторический Шуваловский дворец и его великолепные залы. Некоторые сразу на входе интересовались: «А где у вас тут собака Павлова? Она та самая, на которой проводились опыты?». К слову сказать, да, это подлинный экспонат 1913 года «собака Павлова». «Сразу понятно, что это Музей гигиены», — говорили посетители в ответ на просьбу надеть бахилы. Каждые 15 минут желающие отправлялись на экскурсию. Кто-то вдумчиво рассматривал витрины, слушал экскурсовода, а кто-то буквально пробегал по залам, в основном это были блогеры.
Большинство посетителей становились в очередь, чтобы измерить рост и вес и вычислить свой индекс массы тела. Пищевая пирамида, действующий макет сердца, старинные медицинские инструменты, бюст Петра 1 из медицинских инструментов – все вызывало неподдельный интерес у гостей музея. Они фотографировали экспонаты и делали селфи, тут же выкладывали фото в интернет и делились впечатлениями.
В каждом зале волонтеры-медики проводили интерактивные опросы и викторины на тему здорового образа жизни и вредных привычек.
На выходе посетители музея оставляли свои отзывы и пожелания. Большинство из них звучало так: «Очень интересно и познавательно. Узнал о здоровье много нового. Круто. Санпросвет работа на уровне! Спасибо экскурсоводам и волонтерам. Приду еще».

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (МАЙ, 2025г.):

МЕДИЦИНА. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
61
Б20
Балалыкин, Дмитрий Алексеевич.
Эвтаназия как проблема клинической этики : моногр. / Д. А. Балалыкин. — М. : Практ. медицина, 2024. — 376 с. : табл. — Список лит.: с. 338-375.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
612.11
П20
Патофизиология. Клиническая патофизиология : учеб. в 2-х т. / А. В. Арутюнян,
А. В. Бабичев, В. А. Бубнов и др. ; ред. В. Н. Цыган. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2024
Т. I : Патофизиология. — 2024. — 451 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

612.11
П20
Патофизиология. Клиническая патофизиология : учеб. в 2-х т. / А. В. Арутюнян,
А. В. Бабичев, В. А. Бубнов и др. ; ред. В. Н. Цыган. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2024
Т. II : Клиническая патофизиология. — 2024. — 495 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
612.8
М74
Мозг — чердак, лабиринт или опора для шляпы? : науч.-попул. изд. : пер. с англ. : [по стр. журнала Scientific American MIND] / ред. К. Таккер, пер. О. Б. Латанова. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 240 с. : ил. — (Universum).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
614
Т28
Творогова, Надежда Дмитриевна.
Психология здоровья : учеб.-метод. пособие по спец. «Клинич. психология» /
Н. Д. Творогова ; Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 448 с. — Библиогр. в конце докл.

614
Э40
Экономика для медиков : учеб. для мед. вузов / Ю. В. Федорова, Н. Л. Борщева,
Е. Г. Кирикуца и др. ; ред. Ю. В. Федорова ; Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. — М. : Лаборатория знаний, 2022. — 235 с. : ил., табл. — Глоссарий : с. 209-234.

ФАРМАЦИЯ
615
Ф24
Фармацевтическое информирование : учеб. / А. А. Свистунов, В. В. Тарасов,
Ю. В. Олефир и др. ; ред. А. А. Свистунов, ред. В. В. Тарасов ; Первый МГМУ им.
И. М. Сеченова. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 320 с. : ил., табл. — Словарь терминов : с. 314-318.

ТЕРАПИЯ
616
Э74
Эргономика при перемещении пациентов : учеб. пособие / Т. Ю. Малкова,
В. М. Рыжик, В. М. Пилютина и др. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2025. — 288 с. : ил., табл. — (Медицина. Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 282-283.

КАРДИОЛОГИЯ
616.1
Б52
Берштейн, Леонид Львович.
Современная эхокардиография при ишемической болезни сердца / Л. Л. Берштейн, В. И. Новиков. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 112 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 96-105.

616.1
З-34
Заречнева, Татьяна Юрьевна.
Сестринский уход в кардиологии : учеб. пособие / Т. Ю. Заречнева. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2023. — 228 с. : ил., табл. — (Среднее проф. образование).

616.1
Ш58
Шиллер, Нелсон Б.
Клиническая эхокардиография / Н. Б. Шиллер, М. А. Осипов. — 4-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 344 с. : ил. — Библиогр. в конце разд. — Предм. указ.: с. 337-344.

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ
616.3
Р65
Ройтберг, Григорий Ефимович.
Внутренние болезни. Система органов пищеварения : учеб. пособие / Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский. — 7-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 576 с. : ил., табл., 8 л. цв. ил. — Список лит.: с. 561-565. — Алф. указ.: с. 566-569.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
616.4
Р65
Ройтберг, Григорий Ефимович.
Метаболический синдром / Г. Е. Ройтберг. — М. : МЕДпресс-информ, 2021. — 120 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 101-114.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
Е67
Епифанов, Виталий Александрович.
Медицинская реабилитация в неврологии : рук. для врачей / В. А. Епифанов,
М. С. Петрова, А. В. Епифанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 592 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 571-580. — Предм. указ.: с. 581-585.

616.8
Ч-95
Чутко, Леонид Семенович.
Астенические расстройства / Л. С. Чутко, М. В. Путилина. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 172 с. : табл. — Список лит.: с. 145-163.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
Ж91
Журавлев, Владимир Иннокентьевич.
Сестринский уход при инфекционных заболеваниях : учеб. пособие / В. И. Журавлев. — 2-е изд., испр. — СПб. : Лань, 2025. — (Медицина. Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 484-486.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
617.7
Н64
Николюк, Ольга Юрьевна.
Сестринский уход в офтальмологии : пособие для преподавателей : учеб. пособие / О. Ю. Николюк. — 3-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2025. — 64 с. : ил. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 61.

617.7
Н64
Николюк, Ольга Юрьевна.
Сестринский уход в офтальмологии : практикум : учеб. пособие / О. Ю. Николюк. — 4-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2024. — 52 с. : ил. — (Среднее проф. образование). — Список лит.: с. 48.

617.7
О-91
Офтальмология : оказание амбулаторной и неотложной помощи, диагностика и лечение глазных болезней : рук. : пер. с англ. / ред. Джастис П. Элерс, ред. Чирэг П. Шах, ред. пер. Ю. С. Астахов. — 3-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 544 с. : цв. ил., табл. — Алф. указ.: с. 517-541.

617.7
С60
Соловьева, Александра Александровна.
Сестринский уход в офтальмологии : учеб. / А. А. Соловьева, И. В. Смирнова. — 2-е изд., стер. — СПб. : Лань, 2025. — 164 с. : ил. — (Среднее проф. образование). — Глоссарий :
с. 157-159 . — Список лит.: с. 160-161.

ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
617.8
Г39
Герсдорф, Мишель.
Хирургия среднего уха : атлас : пер. с англ. / М. Герсдорф, Ж. -М. Жерар ; пер.
А. М. Гаврилов, ред. пер. В. М. Зайцев. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 152 с. : цв. ил. — Предм. указ.: с. 147-152.

617.8
П34
Пискунов, Геннадий Захарович.
Воспаление слизистой оболочки носа / Г. З. Пискунов. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 88 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 80-81.

ГИНЕКОЛОГИЯ. АКУШЕРСТВО
618.1
Г49
Гинекология : учеб. для мед. вузов / Б. И. Баисова, Д. А. Бижанова, В. Г. Бреусенко и др. ; ред. Г. М. Савельева, ред. В. Г. Бреусенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 432 с. : цв. ил. — Список лит.: с. 426. — Предм. указ.: с. 427-431.

618.2
К46
Кишкун, Алексей Алексеевич.
Лабораторные исследования в акушерстве : рук. для врачей / А. А. Кишкун. — М. : Практ. медицина, 2024. — 360 с. : ил., табл. — (Лабораторная медицина). — Список лит.:
с. 347-359.

618.1
М43
Между мастопатией и раком молочной железы : факторы риска и патогенетическое лечение / Е. Л. Муйжнек, В. И. Киселев, Н. И. Рожкова и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 336 с. : ил., 16 л. цв. ил. — Библиогр. в конце гл.

618.2
Н40
Неврологическая патология и беременность / П.Н. Власов, В. А. Петрухин,
К. Н. Ахвледиани и др. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 216 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

618.2
С68
Сохранение репродуктивной функции онкологических больных : рук. для врачей / Л. А. Ашрафян, А. М. Бирюкова, Л. Г. Джанашвили и др. ; ред. Т. А. Назаренко, ред.
Г. Т. Сухих ; Национ. мед. исслед. центр акушерства, гинекологии и перинатологии им.
В. И. Кулакова. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 160 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце гл.

618.1
У52
Умаров, Тамирлан Магомедович.
Атлас по ультразвуковой диагностике в гинекологии / Т. М. Умаров. — 3-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 320 с. : ил.

ПЕДИАТРИЯ
618.92
К47
Клайдайтер, Ульрих.
Детская эхокардиография : ультразвуковое исследование сердца у детей, ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца : пер. с нем. / У. Клайдайтер,
Р. Д. Поцца, Н. А. Хаас ; ред. пер. М. И. Пыков, ред. пер. А. А. Тарасова. — 2-е изд., испр. . — М. : МЕДпресс-информ, 2024. — 420 с. : цв. ил., табл. — Библиогр. в конце разд.

618.92
П14
Пальчик, Александр Бейнусович.
Малая неврологическая дисфункция у детей / А. Б. Пальчик. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 120 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 112-117.

618.92
П22
Пашковский, Владимир Эдуардович.
Расстройства аутистического спектра / В. Э. Пашковский, И. В. Макаров. — М. : МЕДпресс-информ, 2023. — 168 с. : табл. — Список лит.: с. 152-165.
616.31
Ш32
Шашмурина, Виктория Рудольфовна.
Экстренная и неотложная помощь детям на стоматологическом приеме : учеб. пособие для врачей / В. Р. Шашмурина, Н. С. Ковалева, О. Л. Мишутина ; Смолен. гос. мед. ин-т. — М. : МЕДпресс-информ, 2022. — 96 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 87-88.

Торжественная церемония награждения победителей и участников Городского конкурса семейных команд «Здоровая семья — здоровые отношения — успешные дети»

24.04.2025 в Академии постдипломного педагогического образования
им. К.Д.Ушинского (далее — АППО) состоялась торжественная церемония награждения победителей и участников Городского конкурса семейных команд «Здоровая семья — здоровые отношения — успешные дети». Ведующей кафедрой-организатором профилактического проекта является кафедра педагогики и андрагогики АППО. Приветствовали участников конкурса: начальник отдела профилактики правонарушений Комитета по образованию Татьяна Владимировна Сомова, заместитель заведующего кафедрой педагогики и андрагогики
Олег Валерьевич Эрлих, координатор Федерального проекта «Крепкая семья»
в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «Единая Россия» Анна Леонидовна Филоненко, заведующий отделом организации медицинской профилактики матерям и детям Городского центра общественного здоровья и медицинской профилактики Зарина Руслановна Дзаттиати, доцент кафедры педагогики и андрагогики Наталья Игоревна Цыганкова.
З.Р.Дзаттиати в своем приветствии обратилась ко всем участникам церемонии и непосредственно к участникам номинации «Совместный досуг, творчество как семейные традиции». В этой номинации семейные команды представили совместные творческие работы, здоровый досуг как традиции, формирующие связь поколений, личность ребенка и единство семьи. Она отметила огромную роль
семей – участников конкурса в воспитании здоровых и счастливых детей. Своей заботой, вовлеченностью в интересы ребенка, принятием, способностью выслушать и поддержать, быть рядом, организовывать совместный досуг, развивать добрые традиции, родители делают ребенка не только счастливым, но и уверенным в себе, готовым противостоять трудностям и вызовам современности.

Акция «Дыши свободно» в Пушкинском районе

24 апреля в ГБОУ СОШ №335 Пушкинского района Санкт-Петербурга состоялась очередная акция проекта «ДЫШИ СВОБОДНО» Городского центра общественного здоровья и медицинской профилактики (ГЦОЗиМП), направленная на формирование культуры здорового образа жизни в молодёжной среде. В актовом зале, в котором был размещен надувной макет легких, собрались учащиеся 6-10 классов.
В проведении акции приняли участие
врач-методист ГЦОЗиМП Заозерский Юрий Александрович и врач-педиатр детской поликлиники №49 Рамазанова Саида Сажутдиновна.
Юрий Александрович поприветствовал собравшихся учащихся и педагогов, провел увлекательную интерактивную викторину «Курить — здоровью вредить». Дети активно отвечали на вопросы викторины: кому выгоден этот бизнес, как курение влияет на здоровье человека, чем можно заменить вредную привычку, куда можно обратиться за помощью и поддержкой.
Была продемонстрирована презентация, подготовленная специалистами ГЦОЗиМП. Саида Сажутдиновна в лекции рассказала аудитории, какие органы, в первую очередь, поражаются при воздействии на них тысячи вредных веществ табачного дыма; как возникает и формируется никотиновая зависимость; что необходимо делать для того, чтобы не закурить, в том числе, электронные сигареты, и отказаться от вредной привычки.
После окончания акции учащиеся и педагоги сфотографировались и познакомились с информацией на QR-кодах, размещенных на гигантском макете легких.