28 марта, в Городском центре медицинской профилактики для заместителей главных врачей по медицинской профилактике, психологов детских поликлиник, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов школ, специалистов Центров ППМСП, Центров социальной помощи семье и детям, депутатов муниципальных образований, представителей общественных организаций состоялась городская межведомственная научно-практическая конференция «Основные направления профилактики дезадаптивного (асоциального) поведения подростков».
Предупреждение распространения наркомании, профилактика наркопотребления недостижимы исключительно полицейскими функциями, поэтому важную роль в проведении Всероссийской межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России — 2022» играют мероприятия, проводимые медицинскими, образовательными, общественными организациями, информационная политика СМИ.
Открыл конференцию и приветствовал участников конференции директор Городского центра медицинской профилактики Андрей Владимирович Бережной, отметивший актуальность проблемы асоциального поведения подростков и важность профилактической работы в этой области.
Модераторами конференции выступилии Рослова Зинаида Аркадьевна, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части, заведующий ДПО №12 СПб ГБУЗ «Поликлиника №37», главный внештатный детский специалист по медицинской профилактике Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики.
Открыл работу конференции доклад «Проблемы межведомственного взаимодействия при осуществлении работы по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних» старшего советника юстиции, начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга Качановой Ольги Борисовны. В настоящее время остро стоят две проблемы – зависимое поведение и, как следствие, суициды и употребление ПАВ. Особо стоит отметить вопрос доступности для детей и подростков ПАВ в интернете. Необходима работа по пресечению работы таких сайтов, установке распространителей. В Санкт-Петербурге есть орган, который занимается экспертизой информационной продукции, который может заблокировать опасный сайт. Но экспертиза платная. Были затронуты вопросы эффективности индивидуальной профилактической работы с впервые пробующими наркотики несовершеннолетними, вопросы реабилитационной работы с юными наркопотребителями, где взять кадры для такой работы. Необходимо вести широкую разъяснительную работу прежде всего с родителями, именно они должны разговаривать с детьми по поводу вреда употребления запрещенных веществ, затрагивать проблему суицидов.
О значении профилактических медицинских осмотров групп риска, выявленных в ходе социально-психологического тестирования учащихся образовательных организаций СПб для профилактики потребления психоактивных веществ и наркологических заболеваний говорил в своем выступлении Вадим Александрович Ветласенин, врач-нарколог, заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №1 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница». Он отметил актуальность проблемы химических зависимостей и профилактики наркологических заболеваний. 176 тысяч – таково количество зарегистрированных в РФ в 2020 году лиц с наркологическими расстройствами, а количество лиц употребляющих ПАВ в РФ в реальности, а не только зарегистрированных, гораздо больше. Среди опрошенной молодежи в Санкт-Петербурге до 36,6% хотя бы однократно употребляли ПАВ. 86% молодых людей, употребляющих ПАВ, не сомневаются в своих возможностях прекратить наркотизацию.За последние 10 лет число преступлений, связанных с ПАВ возросло почти в 10 раз. По статистике каждый наркозависимый втягивает в наркооборот 5-10 человек. Другим негативным явлением в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года является рост отравлений наркотическими средствами среди несовершеннолетних. Так, по данным токсикологического мониторинга Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, в 2021 году данный показатель составил 82 человека, что превышает прошлогодний показатель в 2 раза (2020 год – 41 человек). Подростковый возраст – это период самоопределения и осознания своей индивидуальности. Физиологические и психологические изменения, происходящие в этот период жизни человека, определяют такие особенности поведения подростков, как: колебания настроения, высокая поведенческая активность, неустойчивая самооценка, максимализм, некритичное восприятие лидера (кумира). Все эти факторы могут являться почвой для приобщения к употреблению различных психоактивных веществ. Наркологическое заболевание возникает на фоне девиантного и деликвентного поведения. Основными причинами аддиктивного поведения являются: бегство от реальности, переживание конфликтов в школе и с родителями, педагогами, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. Профилактика- это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки). Цель профилактики – формирование резистентных компонентов в характеристике личности, призваных создать естественные причины отвержения любых форм проявления аддиктивного поведения, а также создания социальной среды, препятствующей формированию аддиктивного поведения. Профилактика наркологических заболеваний, в частности первичная профилактика – часть работы по формированию здорового образа жизни у несовершеннолетних. Выявление групп риска по потреблению ПАВ, несовершеннолетних с аддиктивным поведением или склонностью к аддиктивному поведению и проведение с этой группой индивидуально профилактических мероприятий – неотъемлемая часть первичной профилактики наркологических расстройств. С целью выявления групп риска проводятся социально-психологическое тестирование учащихся, добровольные профилактические медицинские осмотры обучающихся. Проведение профилактических осмотров является неотъемлемой частью государственной антинаркотической политики в сфере профилактики наркомании. Отмечается недостаточная мотивация педагогов, родителей и детей на участие в профилактических медицинских осмотрах. Основные сложности в профилактической работе и работе по раннему выявлению потребителей ПАВ: стигматизация наркологической службы, низкий уровень осведомлённости граждан, сотрудников образовательных организаций и организаций здравоохранения о целях профилактики наркологических заболеваний; часто формальный подход в проведении социально-психологического тестирования в образовательных учреждениях и мотивация на прохождения профилактических медицинских осмотров. Основные задачи профилактических медицинских осмотров: профилактика употребления психоактивных веществ, раннее выявление подростков с разовыми пробами с целью включения в профилактическую работу, коррекция профилактической работы в ОУ в связи с результатами СПТ и ПМО. Выявленный факт употребления наркотического вещества сам по себе не дает оснований для наличия у обучающегося наркологического заболевания. Специалисты наркологического кабинета помогут в решении проблем, связанных с потреблением ПАВ. Родители могут обращаться туда как совместно с несовершеннолетними, так и самостоятельно за консультацией.
«Социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях» — такова была тема доклада Натальи Игоревны Цыганковой, кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях утвержден Приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 года № 59. Единая методика социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации. Обработка результатов СПТ проходит автоматически на платформе модуля «Анкетирование» подсистемы «Портал Петербургское образование» Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга. ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. ЕМ СПТ осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых; выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Теоретико-методологическую основу методики составили научные работы. Проведение СПТ является неотъемлемым элементом плана воспитательной работы методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные, полученные с помощью методики, позволяют: осуществлять планирование воспитательной и профилактической работы образовательной организации; оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. Всего в 2021 году участниками тестирования стали 198760 обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга в возрасте от 13 лет до 18 лет (98%), что на 15091 чел. больше по сравнению с прошлым годом, т.е. на 7,6 % увеличен охват обучающихся. В 2022 году при организации СПТ требуется уделить большее внимание методической подготовке членов комиссий по проведению СПТ, создаваемых в ГОУ. ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (Центр) в рамках государственного задания и при экспертном участии Минпросвещения России подготовлен и интегрирован в сеть Интернет Всероссийский онлайн-опрос родителей обучающихся образовательных организаций по определению уровня их информированности в вопросах профилактики аддиктивного поведения, на онлайн-платформе опросов Центра. Цель: оказать формирующее воздействие на отношение родителей к осознанному и ответственному выбору стиля поведения с целью предотвращения/уменьшения риска наркотизации среди несовершеннолетних.
О реализации проекта «Всероссийский детский телефон доверия под единым номером 8 – 800 – 2000 – 122» на территории Санкт — Петербурга рассказала в своем выступлении Голубкова Наталья Владимировна, медицинский психолог высшей категории, отделение кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». Принципы работы телефона: анонимность, конфиденциальность, бесплатность, круглосуточно, без выходных и праздников. Телефон многоканальный – 4 линии. Звонки принимают медицинские психологи с дополнительной специализацией по суицидологии, психологи семьи и детства. В сутки поступает в среднем 130 звонков. Нагрузка на одну линию в среднем 28 звонков. Возможна работа в режиме конференции. Есть круглосуточный он-лайн чат. В 2021 г. на телефон доверия поступило 42073 звонка, это примерно по115 звонков в сутки. Инициаторами обращений чаще всего выступают мамы (32%), мальчики (30%), девочки (24%), другие взрослые (11%) и отцы (3%). Поводы для обращения у детей разные – семейные и школьные проблемы, трудности в общении, сексуальное и физическое насилие. Дети могут обратиться сами на телефон за помощью, без согласия родителей. После телефонного разговора абонент приглашается на очный прием к психологу.
Опытом реабилитационной работы с подростками Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого» поделилась Никитина Юлиана Владимировна, исполнительный директор Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого». 1 апреля исполняется 18 лет реабилитационной программы Центра. Ее цель — предотвращение рецидивной преступности среди подростков и молодёжи, находящихся в конфликте с законом, за счёт восстановительного подхода, где приоритетом перед прошлым является будущее подростка, воспитательные, а не репрессивные меры воздействия. Задачи программы: формирование у подростков социально-одобряемого жизненного сценария и стимулирование принятия ответственности за свое поведение; формирование ценности здорового образа жизни; профилактика рискованного и зависимого поведения; психологическая коррекция поведения; профориентация; содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов; культурно-нравственное развитие подростка. В основе реабилитационных мероприятий лежит создание благоприятных условий для сопровождения процесса социализации и взросления подростков. Это происходит путём формирования безопасной развивающей среды. Подростки принимаются на курс социальной реабилитации по приговору или постановлению суда, направлению территориальных отделов по делам несовершеннолетних, уголовно исполнительных инспекций, следователей следственных отделов, а также по личному заявлению законных представителей и самих подростков. Социальная реабилитация подростков и молодёжи, находящихся в конфликте с законом, и их семей осуществляется в стационарной реабилитационной группе и группе социального патронажа. Курс социальной реабилитации длится 1 год. Принимаются только юноши с 14 до 19 лет. В фонде работают психологи, психотерапевты, социальные работники, педагоги, волонтеры. Все виды помощи оказываются на безвозмездной основе.
Подвела итоги работы конференции модератор Рослова Зинаида Аркадьевна: «Тема профилактики серьезная и актуальная. Этими вопросами должны заниматься все – родители, педагоги, медики. Все детские поликлиники сегодня имеют в своем составе медико-социальное отделение или кабинет. Это служба нового вида по организации работы на межведомственном уровне, куда можно обратиться с различными запросами, в том числе и профилактики асоциального поведения.
В заключение работы конференции состоялся обмен мнениями, были подведены итоги. После конференции участники отправились на экскурсию в Музей гигиены, которую провела врач методист Живчикова Елена Валентиновна.
Мастер-класс «Первая помощь. Сердечно-легочная реанимация»
24 и 25 марта, в Городском центре медицинской профилактики в рамках XI Петербургского международного образовательного форума, состоялись мастер-классы для работников образования и медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
В программе мастер-классов, которые проводила Зарипова Зульфия Абдулловна, к.м.н., доцент, руководитель Центра аттестации и аккредитации, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБОУ ВО ПСПб ГМУ им. академика И.П. Павлова МЗ РФ, главный внештатный специалист по первой помощи Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга поднимались вопросы основных алгоритмов оказания первой помощи при неотложных состояниях у детей и взрослых до приезда бригады скорой медицинской помощи. Были освящены юридические аспекты оказания первой помощи педагогическими работниками; оценка состояния пострадавшего – каковы возможные причины внезапного отсутствия сознания, дыхания и кровообращения у детей, подростков и взрослых; оценка временных ресурсов – почему важно действовать быстро, используя имеющиеся ресурсы, и не тратить время на поиски школьного врача или медицинской сестры; анатомические и физиологические особенности человека – необходимый минимум знаний для правильного оказания первой помощи, а также алгоритм действий в экстренной ситуации: вызов бригады скорой медицинской помощи, оценка собственной безопасности, реанимационные мероприятия, направленные на поддержание жизни пострадавшего до приезда медиков.
После теоретической части состоялась практическая отработка навыков сердечно-легочной реанимации.
При внезапной остановке сердца и прекращении дыхания нарушается жизнедеятельность организма, развивается состояние клинической смерти, которое длится 3-5 минут. Но оно обратимо при своевременном выявлении и оказании правильно организованной помощи. Соблюдение порядка проведения сердечно-легочной реанимации значительно увеличивает шансы спасения человека. Решающее значение имеет скорость начала действий после наступления клинической смерти. Не надо бояться оказывать помощь. Как только начинается реанимация – клиническая смерть заканчивается и начинается реанимационная жизнь. Вызвать скорую помощь и просто стоять рядом и ждать – это не выход. Освоить простейшие навыки реанимации может любой желающий. Методы сердечно-легочной реанимации упрощаются для обеспечения эффективной реанимации неспециалистами. Когда реанимация не показана? Если есть опасность для жизни для спасателя или человек уже очевидно мертв.
Каков алгоритм оказания помощи? Первое – убедиться в собственной безопасности. Оценить наличие сознания у пострадавшего. Для этого надо позвать его громко и легко потрясти. Если человек без сознания, то оценить у него наличие дыхания, посмотреть – двигается ли грудная клетка, прислушайтесь. Если перед вами человек, у которого нет сознания, нет нормального дыхания, то вызывать экстренную службу по телефону 112 или 103. При вызове скорой медицинской помощи обязательно укажите точный адрес места происшествия, кто перед вами, примерный возраст, что вы обнаружили, что предпринимаете. Приступайте к сердечно-легочной реанимации. Как? Сделайте 30 компрессий грудной клетки пострадавшего, затем сделайте 2 искусственных вдоха рот в рот. Частота компрессий – не менее 100 и не боле 120 в минуту, амплитуда компрессий – не менее 5 и не более 6 см. Учитывая эпидемиологическую обстановку по COVID-19, вдох можно не делать, только компрессии. Все участники мастер-класса отработали на манекене приемы СЛР.
Отдельный разговор, если рядом есть автоматический дефибриллятор. Если есть возможность его использовать, то надо включить его и следовать голосовым командам прибора. Наложить электроды. Если показано нанесение разряда, то следует обеспечить безопасность для себя и окружающих и нанести разряд, продолжить СЛР до появления очевидных признаков оживления. Дефибрилляция в течение 3-5 мин от остановки сердца обеспечивает выживаемость 50-70%. Каждая минута промедления снижает выживаемость на 10-12% (3-4% при проведении СЛР).
Отдельно Зульфия Абдулловна остановилась на необходимости обучения педагогов образовательных организаций, оказанию первой помощи с применением АНД при внезапной остановке сердца у детей и подростков, которая может произойти при психоэмоциональных и физических перегрузках, в том числе во время учебы и занятий спортом и ответила на вопросы участников.
В проведении мастер-классов приняли участие волонтеры и специалисты симуляционного центра ПСПб ГМУ им. академика И.П. Павлова, Розыев Никита Олегович, куратор направления «Первая помощь» студенческого волонтерского центра «Добрый мед» ПСПб ГМУ им. академика И. П. Павлова, инструктор первой помощи, инструктор Национального совета по реанимации,
Светлана Богуславская, представитель Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Объединение добровольных спасателей «Экстремум», представила проект приложения «Спасатель рядом», который позволяет позвать на помощь профессиональных спасателей, находящихся в данный момент рядом.
После мастер-класса состоялась экскурсия в Музей гигиены.
Всё, что нужно знать о туберкулёзе у детей
22 марта, в Городском центре медицинской профилактики, для медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковых педиатров, состоялась конференция «Всё, что нужно знать о туберкулёзе у детей», посвященный Всемирному дню борьбы с туберкулезом.
С приветственным словом к участникам обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Юрий Александрович Заозерский. Он отметил, что Россия занимает одно из ведущих мест по распространенности туберкулеза, поэтому тема профилактики туберкулёза — тяжёлого инфекционного заболевания детей и подростков, стоит на первом месте в ряду мероприятий, которые начинаются сразу после рождения ребёнка и продолжаются в течение всей жизни. Профилактика туберкулёза многогранна и включает в себя: вакцинацию, диагностику, активное информирование населения.
С докладом «Раннее выявление туберкулёза у детей и подростков на современном этапе» выступила Марина Эдуардовна Лозовская, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой фтизиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Она отметила, что в настоящее время у части населения сложилось мнение, что туберкулез не опасен, его у нас нет и он давно побежден. К сожалению, это не так. Россия входит в тридцатку государств с наибольшим бременем туберкулеза и занимает третье место после Индии и Китая по количеству лекарственной устойчивости к этому заболеванию. Туберкулез входит в число основных десяти причин смертей в мире. Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание гранулематозного типа. Его основная мишень – органы дыхания. У детей в большинстве случаев туберкулез может протекать малосимптомно или бессимптомно. Факторами риска являются: туберкулезный контакт, ранний возраст, пубертатный возраст, отсутствие БЦЖ, иммунодефицит. Отцом научной фтизиатрии является Роберт Кох, открывший в 1812 году возбудитель туберкулеза, названный «палочкой Коха». Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание. По данным ВОЗ, туберкулезом ежегодно заболевает в мире 10-12 миллионов человек, 3 миллиона умирают. Основная опасность туберкулеза в том, что на ранних стадиях он протекает почти бессимптомно. 23% населения мира живет с латентной туберкулезной инфекцией. Если говорить о Санкт-Петербурге, то сегодня она у детей несколько ниже, чем по России. Все заболевания у детей и подростков в 2021 году были выявлены на профилактических осмотрах. Задача профилактической работы – предупредить или обнаружить туберкулез на ранней стадии. Эта работа держится на «трех китах»: выявление по контакту, массовая туберкулинодиагностика, работа с поликлиническими группами риска. Выявление туберкулеза происходит в основном на профилактических осмотрах. Основной метод выявления туберкулеза – иммуннодиагностика: проба Манту, диаскинтест. Но в тоже время остается высоким процент детей, которым никакой диагностики не проводится из-за отказа родителей. Необходимо шире вести с ними разъяснительную работу. К разъяснительной работе должны подключиться и педагоги. Сегодня детей обследуют в два этапа. На первом проводится проба Манту. Если она положительная, то ребенок направляется к фтизиатру. На втором этапе проводится диаскинтест. Лектор рассказала об условиях проведения иммунодиагностики, о показаниях и противопоказаниях к проведению внутрикожных проб, об условиях хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов, о нормативных документах для проведения диаскинтеста, о группах диспансерного наблюдения. Если мама отказывается от диагностики, то ребенка направляют на консультацию к фтизиатру. Только он может дать заключение на посещение детского учреждения.
Степанов Геннадий Андреевич, к.м.н., доцент кафедры фтизиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в своем докладе: «Актуальные вопросы профилактики туберкулёза у детей» отметил, что туберкулез – это по-прежнему социальная болезнь. Профилактика есть двух видов – специфическая и неспецифическая (санитарная, социальная). К первой относится химиопрофилактика, превентивное лечение – прием противотуберкулезных препаратов с целью предупреждения заболевания и прививки БЦЖ. Вакцинация проводится в роддоме на третий – седьмой день жизни и ревакцинация в семь лет. Прививки БЦЖ занимают ведущее место в профилактике туберкулеза у детей. В настоящее время вакцинация обязательна в 64 странах мира и рекомендована в 118. Цель таких прививок- создание у ребенка искусственного иммунитета, повышающего устойчивость к МБТ. Иммунитет после прививок держится около десяти лет. Прививка БЦЖ не предотвращает первичного инфицирования. Лектор подробно остановился на характеристике вакцины БЦЖ, на преимуществах внутрикожного введения вакцины, на рекомендациях ВОЗ по первичной вакцинации БЦЖ, на осложнениях после прививки, на технике проведения прививки, на противопоказаниях к вакцинации новорожденных и ревакцинации, на алгоритме действия педиатра при выявлении осложнений.
Выступление врача фтизиатра, заведующей отделением СПБ ГКУЗ Детский туберкулезный санаторий «Жемчужина» Марины Николаевны Беловой было посвящено возможностям реабилитации детей в условиях туберкулезного санатория «Жемчужина». Санаторий имеет две площадки на 185 коек — Зеленогорское санаторное отделение в поселке Ушково и Петродворцовое санаторное отделение в г. Петергоф. Докладчик подробно остановилась на показаниях и противопоказаниях для санаторно-курортного лечения, на перечне необходимых документов для поступления на лечение, рассказала об оснащенности санатория, о кадровом составе, о лечебном процессе. Она отметила, что материально-технические условия пребывания детей соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Общее санитарно-гигиеническое состояние санатория «Жемчужина» соответствует действующим санитарным нормам и правилам СанПиН..В санатории создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. При создании предметно-развивающей среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей, психологический комфорт и безопасность. В образовательном подразделении Зеленогорского санаторного отделения ведется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет. А в Петродворцовом отделении — по образовательным программам начального общего образования (1-4 класс) и дошкольное образование для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Профилактики асоциального поведения подростков
21 марта в Городском центре медицинской профилактики для заместителей главных врачей по медицинской профилактике, психологов детских поликлиник, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов школ, специалистов Центров ППМСП, Центров социальной помощи семье и детям, депутатов муниципальных образований, представителей общественных организаций состоялась городская межведомственная научно-практическая конференция «Основные направления профилактики дезадаптивного (асоциального) поведения подростков».
Предупреждение распространения наркомании, профилактика наркопотребления недостижимы исключительно полицейскими функциями, поэтому важную роль в проведении Всероссийской межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России- 2022» играют мероприятия, проводимые медицинскими, образовательными, общественными организациями, информационная политика СМИ.
Открыл конференцию и обратился с приветственным словом к участникам конференции директор Городского центра медицинской профилактики Андрей Владимирович Бережной, отметивший актуальность проблемы асоциального поведения подростков и важность профилактической работы в этой области.
Модераторами конференции выступили: Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга; Добряков Игорь Валерьевич, к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева;
Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики.
Елена Рудольфовна Исаева отметила, что по наблюдениям специалистов-нейропсихологов, сегодняшние семнадцатилетние отстают от своих сверстников двадцатилетней давности по уровню своего психологического развития. При этом уровень интеллектуального развития молодежи совершенно не изменился за эти годы. Основная проблема сегодняшних молодых людей: у них к 17-18 годам еще не сформированы волевые качества, нет внутренней целеустремленности, не сформированы цели и жизненные ориентиры. Сегодня в семнадцать лет они размышляют на уровне двенадцати-тринадцатилетних подростков, которые только начинают задумываться о жизни. Не случайно Всемирная организация здравоохранения задумалась о продлении периода детства и юношества до двадцати пяти лет. Получается, что к восемнадцати годам мы должны считать их взрослыми, а по ВОЗ – еще детьми. Наблюдается четырех-пятилетнее отставание в личностном развитии. Студенты первого курса института не умеют задавать вопросы. Подростки не знают, как можно обсуждать проблемы, у них большие трудности с общением в «реале», так как вся жизнь проходит на просторах интернета. Мы накачиваем детей знаниями, нанимаем им репетиторов для подготовки к ЕГЭ, при этом забывая о воспитании и развитии их личности. Этим должны заниматься родители и педагоги. Но у них разный культурный код с подрастающим поколением! Надо искать точки соприкосновения, надо разговаривать с детьми, интересоваться их проблемами и следить за тем, что они делают в интернете. Это одна из мер профилактики дезадаптивного поведения наших детей.
Открыл работу конференции доклад «Особенности формирования зависимости у несовершеннолетних на современном этапе» Игоря Валерьевича Добрякова. Для начала он дал ряд определений. Потребность — это стимулирующее человека к активным действиям состояние, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, важных для его существования и развития. Инстинкт — есть целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врождёнными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действия определённых раздражителей.
Влечение — это возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность
Влечение происходит из внутренних источников раздражения, создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения. Возврат к состоянию покоя достигается редукцией (разрядкой) возникшего напряжения. Покой и возбуждение постоянно чередуются. Подростковый возраст — это возраст психического и физического созревания человека, социализации. Взросление — строительство собственных телесных и психических границ, что проявляется:
реакциями эмансипации и группирования; переживанием одиночества, стремлением найти собственный жизненный путь, понять предназначение, обрести любовь; ростом базальной тревоги; появлением новых ощущений и желаний; актуализацией ожиданий, к которым подросток должен выработать отношение; стремлением к получению опыта принципиально нового типа; усилением влечений — особенно полового и влечения к получениям ощущений (сенсорной жажды). Сенсорная жажда возникает независимо от сознания и выражается субъективным переживанием потребности получения сенсорных стимулов и впечатлений, активизирующих деятельность подростка, придающих ей направленность. Подростки создают мысленные идеалы семьи, религии, общества, далекие от тех, с которыми подросток сталкивается в реальной жизни. Это порождает реакции негативизма. Возможность родителей влиять на становление личности подростка значительно снижается по сравнению с предыдущими стадиями развития ребенка. Сенсорная неудовлетворенность характеризуется подавленным состоянием, скукой, апатией, ощущением пустоты, которые часто возникают в конце учебной недели, ближе к выходным дням. Подросток не знает, чем заняться, ощущает экзистенциальный вакуум – потерю цели и смысла деятельности, это может провоцировать как ауто-, так и гетероагрессию. Причина возникновения зависимостей — активное стремление к изменению неудовлетворяющего психического состояния, которое представляется скучным, однообразным и монотонным. Современные несовершеннолетние хотят получать различные впечатления очень быстро – «хотят кайф сразу». Виды аддикций (зависимостей) :химические (злоупотребление ПАВ), нехимические(поведенческие), промежуточные (пищевые). Докладчик рассказал о критериях для диагностики поведенческих нехимических зависимостей, об отличии общения online и общения offline, остановился подробно на теме патологического использования интернета, типах и критериях интернет-аддикции, предвестниках интернет-зависимости. Игровая компьютерная зависимость в настоящее время часто встречается, чему способствует взросление в условиях информационно-коммуникационной революции. В связи с этим процессе подготовки 11 варианта Международной классификации болезней было решено в качестве специальной рубрики включить в перечень болезней «игровое расстройство», определяемое как зависимое поведение при игре в цифровые и/или видеоигры. Что делать? Решение проблемы зависимостей ложится на плечи детских психологов и психиатров. Терапия должна быть направлена на причины, а не на симптомы «заболевания». В данном случае будет эффективна работа с психологом. Индивидуальное психологическое консультирование детей и подростков – оказание профессиональной психологической помощи и поддержки с целью решения проблем и восстановления достойного уровня качества жизни при помощи организации взаимодействия консультанта и клиента, при котором происходит трансформация проблемы клиента в ресурсное состояние, потенцирующее личностное развитие. Необходимо также найти заместительные средства компьютерным играм.
О значении профилактических медицинских осмотров групп риска, выявленных в ходе социально-психологического тестирования учащихся образовательных организаций СПб для профилактики потребления психоактивных веществ и наркологических заболеваний говорил в своем выступлении Вадим Александрович Ветласенин, врач-нарколог, заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №1 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница». Он отметил актуальность проблемы химических зависимостей и профилактики наркологических заболеваний. 176 тысяч – таково количество зарегистрированных в РФ в 2020 году лиц с наркологическими расстройствами, а количество лиц употребляющих ПАВ в РФ в реальности, а не только зарегистрированных, гораздо больше. Среди опрошенной молодежи в Санкт-Петербурге до 36,6% хотя бы однократно употребляли ПАВ. 86% молодых людей, употребляющих ПАВ, не сомневаются в своих возможностях прекратить наркотизацию.За последние 10 лет число преступлений, связанных с ПАВ возросло почти в 10 раз. По статистике каждый наркозависимый втягивает в наркооборот 5-10 человек. Другим негативным явлением в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года является рост отравлений наркотическими средствами среди несовершеннолетних. Так, по данным токсикологического мониторинга Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, в 2021 году данный показатель составил 82 человека, что превышает прошлогодний показатель в 2 раза (2020 год – 41 человек). Подростковый возраст – это период самоопределения и осознания своей индивидуальности. Физиологические и психологические изменения, происходящие в этот период жизни человека, определяют такие особенности поведения подростков, как: колебания настроения, высокая поведенческая активность, неустойчивая самооценка, максимализм, некритичное восприятие лидера (кумира). Все эти факторы могут являться почвой для приобщения к употреблению различных психоактивных веществ. Наркологическое заболевание возникает на фоне девиантного и деликвентного поведения.
Основными причинами аддиктивного поведения являются: бегство от реальности, переживание конфликтов в школе и с родителями, педагогами, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. Профилактика- это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки).
Цель профилактики – формирование резистентных компонентов в характеристике личности, призваных создать естественные причины отвержения любых форм проявления аддиктивного поведения, а также создания социальной среды, препятствующей формированию аддиктивного поведения. Профилактика наркологических заболеваний, в частности первичная профилактика – часть работы по формированию здорового образа жизни у несовершеннолетних. Выявление групп риска по потреблению ПАВ, несовершеннолетних с аддиктивным поведением или склонностью к аддиктивному поведению и проведение с этой группой индивидуально профилактических мероприятий – неотъемлемая часть первичной профилактики наркологических расстройств. С целью выявления групп риска проводятся социально-психологическое тестирование учащихся, добровольные профилактические медицинские осмотры обучающихся. Проведение профилактических осмотров является неотъемлемой частью государственной антинаркотической политики в сфере профилактики наркомании. Отмечается недостаточная мотивация педагогов, родителей и детей на участие в профилактических медицинских осмотрах. Основные сложности в профилактической работе и работе по раннему выявлению потребителей ПАВ: стигматизация наркологической службы, низкий уровень осведомлённости граждан, сотрудников образовательных организаций и организаций здравоохранения о целях профилактики наркологических заболеваний; часто формальный подход в проведении социально-психологического тестирования в образовательных учреждениях и мотивация на прохождения профилактических медицинских осмотров. Основные задачи профилактических медицинских осмотров: профилактика употребления психоактивных веществ, раннее выявление подростков с разовыми пробами с целью включения в профилактическую работу, коррекция профилактической работы в ОУ в связи с результатами СПТ и ПМО. Выявленный факт употребления наркотического вещества сам по себе не дает оснований для наличия у обучающегося наркологического заболевания. Специалисты наркологического кабинета помогут в решении проблем, связанных с потреблением ПАВ. Родители могут обращаться туда как совместно с несовершеннолетними, так и самостоятельно за консультацией.
«Социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях» — такова была тема доклада Натальи Игоревны Цыганковой, кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях утвержден Приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 года № 59. Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ учебного года является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации. Обработка результатов СПТ проходит автоматически на платформе модуля «Анкетирование» подсистемы «Портал Петербургское образование» Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга. ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. ЕМ СПТ осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых; выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Теоретико-методологическую основу методики составили научные работы. Проведение СПТ является неотъемлемым элементом плана воспитательной работы методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента
Данные, полученные с помощью методики, позволяют: осуществлять планирование воспитательной и профилактической работы образовательной организации; оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Всего в 2021 году участниками тестирования стали 198760 обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга в возрасте от 13 лет до 18 лет (98%), что на 15091 чел. больше по сравнению с прошлым годом, т.е. на 7,6 % увеличен охват обучающихся. В 2022 году при организации СПТ требуется уделить большее внимание методической подготовке членов комиссий по проведению СПТ, создаваемых в ГОУ.
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (Центр) в рамках государственного задания и при экспертном участии Минпросвещения России подготовлен и интегрирован в сеть Интернет Всероссийский онлайн-опрос родителей обучающихся образовательных организаций по определению уровня их информированности в вопросах профилактики аддиктивного поведения, на онлайн-платформе опросов Центра. Цель: оказать формирующее воздействие на отношение родителей к осознанному и ответственному выбору стиля поведения с целью предотвращения/уменьшения риска наркотизации среди несовершеннолетних
О суицидальных тенденциях в виртуальном пространстве рассказал Леонид Алексеевич Армер, психолог, председатель Совета СПб РОО «Центр защиты и развития личности» («Молодёжная Служба Безопасности»). Он отметил, что основная часть населения суицидальных групп — это ребята в возрасте от 13 до 18 лет. В конкретном чате обычно преобладают или те, кто помладше (13-14), или те, кто постарше (от 15).
Основная объединяющая тема практически для всего сообщества — это не желание умереть, как можно было бы подумать, а чувство одиночества. Умереть планируют не все, некоторые заходят, как они говорят, просто из любопытства, но даже эти «любопытствующие» жалуются на то, что им очень одиноко. «Китовые» чаты — это, по сути, заповедник всевозможной психической патологии. Порядка 90% суицидов связано с тем или иным психическим заболеванием, и вполне закономерно, что в суицидальных сообществах скапливаются ребята с различными расстройствами. В первую очередь, естественно, в «ките» собираются ребята с разными вариантами депрессий. Бывают относительно легкие депрессивные состояния, когда всерьез умереть не хочется, но мысли иногда посещают. А бывает, что приходят ребята с тяжелыми затяжными депрессиями. Еще одно характерное для суицидальных сообществ состояние — это пограничное расстройство личности. У большинства пограничников (порядка 80%) основным средством эмоциональной регуляции являются самоповреждения. Иногда, относительно редко, приходят ребята с психотическими состояниями, с расщеплением личности, с галлюцинациями, с навязчивым желанием убивать людей. Характерно, что они становятся не игроками, а кураторами суицидальных игр. Подробно докладчик остановился на связи сексуальных преступлений в виртуальном пространстве и суицидальной тематики и связи суицидального поведения и скулшутинга («колумбайна»)- убийства в школе.
После подведения итогов и обмена мнениями для участников конференции состоялась экскурсия в Музей гигиены
«10000 шагов к жизни»
3 апреля 2022 в г. Москве, на ВДНХ состоится старт Всероссийской акции «10000 шагов к жизни», приуроченной к Всемирному дню здоровья.
Организаторы — Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», Общероссийский Конгресс муниципальных образований и Общенациональная Ассоциация территориального общественного самоуправления (ОАТОС).
Главная цель Акции – привлечь внимание максимального количества граждан к выбору и ведению здорового образа жизни, повышению двигательной активности. Ежегодно в Акции принимают участие более 50000 человек из более, чем 400 муниципальных образований.
Задачи:
- Содействие в реализации Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья»;
- Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни;
- Увеличение доли граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- Формирование навыков и знаний, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья и работоспособность человека.
Участники — граждане всех возрастов, проживающие на территории РФ, особенно молодежь и лица старшего возраста.
Порядок проведения: Акция проводится в муниципальных образованиях на специальных маршрутах здоровья. Проведение Акции осуществляется в соответствии с рекомендациями Лиги здоровья нации. Участники проходят регистрацию на официальном сайте Лиги здоровья нации (www.ligazn.ru).
Ознакомиться с порядком подготовки акции, рекомендациями по организации маршрута, анкетой маршрута здоровья и другой информацией о проведении акции можно по ссылке
Шаги в науку ХХI века
24 марта в Городском центре медицинской профилактики в рамках XI Петербургского международного образовательного форума прошли выступления учащихся ГБОУ «Академическая гимназия № 56» — участников секции №6 Естественные науки (биология, ботаника, зоология, генетика, химия) Городской школьной олимпиады и состоялось награждение победителей.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель научного совета, врач высшей категории, заведующий отделом координации и организации профилактической работы среди женщин и детей СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Заозерский Юрий Александрович: «Главное, чтобы у человека было стремление к познанию, а у вас оно есть. У вас впереди вся жизнь и участие в этой олимпиаде – это этап в развитии вашего кругозора и совершенствования вашего научного потенциала. Я желаю успехов в ваших дальнейших научных изысканиях по выбранной теме». Секретарь научного совета методист ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Рязанова Алла Константиновна отметила, что победители олимпиады не получают каких-то материальных наград, но диплом участника в дальнейшем дает дополнительный плюс при поступлении в вуз. В своем приветствии к участникам секционной работы городской открытой научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку 21 века, зачитанным Гамоля Галиной Ивановной, учителем химии Академической гимназии № 56, почетным работником общего образования Российской Федерации, Сергей Владиленович Данилов, директор Академической гимназии № 56, заслуженный учитель Российской Федерации сказал:, «Надеюсь, что конференция станет еще одним шагом на пути развития отечественной науки».
В секционной работе приняли участие 193 старшеклассника. Научные работы участников оценивались по ряду критериев: актуальность темы, реалистичность проекта и его социальная значимость, компетентность участника, инновационность и оригинальность, коммуникативные навыки. Все представленные работы отвечали этим критериям. Часть работ на секции была представлена он-лайн. Победители получили дипломы различной степени.
После выступлений ребята с учителями отправились на экскурсию в Музей гигиены, которую провела член жюри конкурса, врач методист Городского центра медицинской профилактики Живчикова Елена Валентиновна.
«Онкологические заболевания у детей: особенности течения и ранней диагностики»
Кулева Светлана Александровна, профессор, д.м.н., заведующая детским онкологическим отделением, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» МЗ РФ, главный внештатный детский специалист-онколог Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующая кафедрой онкологии, детской онкологии и лучевой терапии СПб ГПМУ
С 2005 года по инициативе Международной конфедерации организаций родителей детей, больных раком, 15 февраля отмечается Международный день борьбы с раком у детей.
Основная цель проведения Международного дня детей, больных раком, — повышение уровня информированности врачей-педиатров, всего профессионального медицинского сообщества, социально ответственных граждан всех специальностей об успехах и проблемах детской онкологии. Символом борьбы с детской онкологией является золотая лента.
Девиз Всемирного дня борьбы против рака 2022-2024 гг.: Заботы достойны все!
Сегодня специалисты заявляют о том, что в наше время хорошо известны причины возникновения раковых заболеваний, и это дает возможность предотвратить примерно одну треть новых случаев. При обнаружении раковой опухоли на ранних стадиях возможно успешное лечение. К тому же, до 40% случаев заболевания раком можно предотвратить, избегая контакта с такими известными канцерогенами, как табачный дым.
Смертность от онкологических заболеваний можно снизить, если выявлять и лечить их на ранних стадиях. При раннем выявлении рака высока вероятность положительных результатов при эффективном лечении, повышается вероятность дожития, снижается заболеваемость и стоимость лечения. Так, согласно данным онкологов, при лечении рака на ранней стадии показатель 10-летней выживаемости достигает 95% и более.