5 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заведующих медицинскими организациями, врачей отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья, врачей терапевтов, ВОП, онкологов, сотрудников смотровых кабинетов состоялась большая конференция в рамках Всемирного дня борьбы с раком.
Открыл работу конференции и выступил с докладом «Организация помощи онкологическим больным в Санкт – Петербурге. Реализация
региональной программы Санкт – Петербурга «Борьба с онкологическими
заболеваниями» главный внештатный специалист онколог Комитета по здравоохранению, заместитель главного врача по хирургии СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», д.м.н. Гладышев Дмитрий Владимирович. Он рассказал о нормативной базе оказания онкологической помощи взрослому населению, о динамике заболеваемости и смертности от ЗНО в Санкт-Петербурге, о выявляемости ЗНО на ранних стадиях, отметив, что 57% -хороший показатель ранней диагностики, о целевых показателях и реализации проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Санкт-Петербурге, о маршрутизации онкопациентов. Лектор отметил, что в городе нет дефицита коек онкопрофиля – сегодня функционирует 1723 койки. Нет и кадрового дефицита – стационары укомплектованы специалистами на 95,5%, амбулаторное звено на 81,7%. Эталонная модель оказания онкологической помощи – один онкоцентр на 50 тысяч населения. В нашем городе наблюдается неравномерность охвата в различных районах такой помощью. Приблизить помощь к пациенту должно новое подразделение – Центры амбулаторной онкологической помощи. На сегодня уже открыто 8 таких центров. До конца 2022 года планируется развернуть 18 ЦАОПов в различных районах города.
С докладом «Центр амбулаторной онкологической помощи: цели и задачи» выступил главный врач СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр № 1», к.м.н. Попов Евгений Александрович. Он рассказал о функциональных обязанностях, специфике и проблемах работы ЦАОПов в Санкт-Петербурге в настоящее время.
Заведующий отделением эндоскопических методов исследования и лечения СПб ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер», к.м.н. Лукьянчук Руслан Михайлович сделал доклад «Онкопрофилактика, ранняя диагностика, скрининг». Он сделал акцент на скрининге ЗНО ЖКТ. Современная статистика отмечает рост смертности от злокачественных новообразований ЖКТ. Основная причина такой ситуации во многом связана с недостаточной информированностью общества о необходимости своевременной диагностики и профилактики заболеваний пищеварительных органов. В общей структуре онкологической смертности в России колоректальный рак занимает второе место, а рак желудка – третье. Только ранняя диагностика опухолей приводит к положительному результату, ведь на начальных стадиях раковые заболевания ЖКТ можно полностью излечить. Надо отметить, что опухоль не возникает за пару недель. Это процесс длительный и постепенный. Она может развиваться в течение нескольких лет. Но, к сожалению, в большинстве своем больные обращаются к врачу на 3-4 стадии, а здесь возможности помощи весьма ограничены. Почему же так происходит? Коварство онкопатологии ЖКТ заключается в том, что на ранних стадиях конкретная симптоматика отсутствует. Значит, надо обследовать здоровых людей, у которых еще нет жалоб. Главное, чтобы люди сами позаботились о своем здоровье и захотели обследоваться, проявили онконастороженность. Реально работающих программ скрининга рака ЖКТ у нас на сегодня нет. Идеальным вариантом стало бы поголовное эндоскопическое обследование населения. Если человек здоров, то с профилактической целью его стоит выполнять раз в пять лет. Если он входит в группу риска, то чаще. Но метод этот очень дорогой. Эндоскопия дает стопроцентную эффективность, но у нее есть ряд противопоказаний и осложнений. Сегодня в программу диспансеризации входит тест кала на скрытую кровь. Но его эффективность не так высока. Для диагностики и скрининга рака толстой кишки идеально подходит колоноскопия — это полное визуальное обследование стенок толстого кишечника с помощью зонда, которое позволяет не только установить состояние слизистой оболочки кишечника, но и безболезненно взять фрагменты ткани для биопсии. А при обнаружении небольших полипов сразу их удалить. Если в семье есть наследственная склонность к раковым заболеваниям, то такое обследование необходимо делать всем достигшим сорокалетнего возраста и проводить повторные осмотры раз в 4-5 лет. В группу риска входят пациенты с хроническими заболеваниями органов ЖКТ. Причинами рака желудка могут быть хронические гастриты, полипы желудка, язва желудка. К скрытым факторам риска развития опухолей ЖКТ можно отнести курение, употребление алкоголя, нарушение режима питания, наличие бактерии Helicobacter Pylori. В заключение выступления лектор продемонстрировал фильмы о проведении эндоскопических операций.
На вопрос «Почему и как нужно перестроить просвещение населения в борьбе против рака молочной железы» ответил в своем выступлении доцент кафедры онкологии СПБГМУ им. И.П. Павлова, к.м.н. Ли Антон Леонидович. Еще 20-30 лет в нашей стране диагноз «рак молочной железы» был приговором, к врачу пациентки приходили в далеко запущенных случаях, когда мало чем уже можно было помочь. Сегодня, благодаря появлению и развитию современной медицинской техники, мы имеем прорыв в диагностике рака. На маммограмме можно увидеть опухоль размером 1-2 мм. Сегодня рак молочной железы, безусловно, диагноз, а не приговор. Десятилетняя выживаемость при 1стадии после лечения составляет 85-95%. Но, чтобы выявить опухоль на самых ранних стадиях, необходимо, чтобы сама женщина захотела заниматься своим здоровьем! Мы имеем 10 миллионов больных раком различной локализации, среди них – 10% это рак молочной железы, а это каждая пятая женщина с онкологией. Так что эта проблема касается всех женщин. На начальных стадиях опухоль себя никак не проявляет, не болит, не беспокоит. Рак молочной железы – болезнь смертельно опасная, если выявлена поздно. В этих случаях может помочь только радикальная мастэктомия – тотальное удаление груди, а это калечащая операция. В России диагноз РМЖ ставится в основном по жалобам женщин, когда они сами у себя обнаружили уплотнение. Доля больных с 0 и 1 стадией РМЖ составляет всего 15-20%. Радикальная мастэктомия проводится в 70% случаев. Что же делать? Помочь исправить ситуацию должен скрининг. Скрининг достоверно снижает риск смертности от РМЖ, если случится эта болезнь. На маммограмме можно обнаружить TIS –неинвазивный рак, «предрак». Это 0 стадия РМЖ. Он может регенерировать вплоть до самоизлечения и не проявлять себя в течение жизни женщины как болезнь. Доля неинвазивного рака составляет 15-20%, то есть каждая пятая женщина имеет TIS. В 25% случаев TIS протекает мультифокально и тогда проводится радикальная мастэктомия.
Женщина должна понимать, что ее грудь требует постоянного внимания, особенно если у ее ближайших родственниц есть рак молочной железы. Существует несколько вариантов наблюдения за состоянием молочных желез: самоконтроль, участие в популяционном скрининге по программе диспансеризации, ежегодное врачебное онкомаммологическое обследование. Как стимулировать потребность в скрининге у женщин? Наиболее эффективным будет санитарное просвещение, которое должно строиться на основе принципов психологии убеждения. Каналы убеждения: врачи, СМИ, лидеры общественного мнения, благотворительные организации, волонтеры, PR-cлужбы. Необходимо донести до женщин следующие аргументы: каждая женщина, особенно старше 40 лет, может заболеть раком молочной железы; рано выявленный рак молочной железы успешно лечится; наиболее эффективный метод раннего выявления рака молочной железы – маммография.
Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний
В 2019-2021 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Я есть и я буду». 15 февраля — Международный день детей, больных раком, который отмечается ежегодно с 2003 года.
4 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний», посвященный Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями. Участниками семинара стали заведующие и врачи педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковые педиатры детских поликлиник.
Работу семинара открыла демонстрация мультфильма Благотворительного фонда семьи и детства «Симптомы рака у детей».
Затем выступила Полина Сергеевна Шило, онколог, программный директор образовательного проекта «Высшая школа онкологии» с докладом «Принципы скрининга и раннее выявление рака». Докладчик говорила о скрининге и естественном течении конкретных локализаций злокачественных новообразований (ЗНО), о «скрининговом окне». Цель скрининга – продление жизни населения, снижение смертности, замедление развития рака. Скрининг направлен на выявление предопухолевых изменений, протекающих без симптомов. Если есть симптомы, то это уже будет ранняя диагностика, а если опухоль большая и дала метастазы, то это уже поздняя диагностика. Чем чаще выполняется скрининг, тем выше вероятность не пропустить начало заболевания. Кому и когда показан скрининг? Когда заболевание очень распространено, когда есть преимущества от выявления на бессимптомной стадии, принадлежность к группе риска, возможность выявления в рамках «скринингового окна», наличие дешевого высокоинформативного теста. На какие заболевания должен быть направлен скрининг? На выявление рака толстой кишки, предстательной железы, легкого, молочной железы, рака шейки матки.
По рекомендациям ВОЗ, детские онкологические заболевания не подлежат скринингу. Наблюдение и обследование показано группам детей с наследственными опухолевыми синдромами. И здесь речь идет скорее о ранней диагностике и мерах профилактики. Если говорить о вкладе в будущее по предотвращению рака у женщин, то надо говорить о вакцинации девочек с 9 лет против Вируса папилломы чедовека (ВПЧ).
Об онкологической настороженности в практике врача — педиатра говорил в своем выступлении онколог, завуч кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии СПб ГПМУ Глеб Валентинович Кондратьев. В Санкт-Петербурге ежегодно ЗНО заболевают до 120 детей. У 60-70% диагноз ставится на поздних стадиях, как следствие – тяжелые последствия противоопухолевой терапии. В лидерах острый лейкоз (32%), опухоли ЦНС (20%), злокачественные лимфомы (13%), нейробластомы(7%), нефробластомы (7%). У детей, в отличие от взрослых, опухоль растет очень быстро. 20% опухолей растут молниеносно, 40% — выявляются к сожалению на поздних стадиях, 40% -то, что не смогли увидеть и распознать. У врачей всегда должна быть онконастороженность: «Если диагноз не ясен – думай о раке». В Санкт-Петербурге есть большие возможности для лечения детей с ЗНО. Долговременная выживаемость очень высока – при лимфогранулематозе -97%, при опухоли Вилмса -90%, при остром лимфобластном лейкозе — 87%, при этом сохраняется хорошее качество жизни. Основной метод лечения у детей – химиотерапия, а не операция, как у взрослых. Симптомы опухолевого процесса у детей неспецифичны. При подозрении на ЗНО необходимо выполнить УЗИ-скрининг. Необходима дифференциация злокачественного и незлокачественного процесса, для этого предложен ряд дополнительных исследований. У детей до года самая частая опухоль – нейробластома. Пик заболеваемости острым лейкозом – 2-5 лет. У школьников преобладает ЗНО костной системы. Докладчик рассмотрел конкретные примеры ЗНО из практики.
Об опыте реабилитации детей с онкопатологией после химиотерапии в НИИ ДОГ и Т им. Р.М.Горбачевой рассказала Алла Аскольдовна Потапчук, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и АФК Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. После трансплантации костного мозга страдает качество жизни, у детей появляется боль, одышка, наблюдается физическое и психическое истощение, депрессия, слабость, страдают когнитивные функции. Докладчик подробно остановилась на этапах и методах ранней реабилитации детей, отметила необходимость психологической реабилитации как ребенка, так и его родственников. Большое внимание Алла Аскольдовна уделила проекту «УчимЗнаем» о построении образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в условиях онкологического стационара и «госпитальной педагогике».
- 1
- 2
- 3
Круглый стол «Психологическая помощь родителям при перинатальной утрате»
31 января в Городском центре медицинской профилактики для психологов женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник, специалистов районных центров социальной помощи семье и детям состоялся межведомственный круглый стол «Взаимодействие в оказании психологической помощи родителям при утратах и рождении детей с низкой массой тела и пороками развития».
Для начала участникам был продемонстрирован мультипликационный фильм «Депрессия», показывающий необходимость своевременного обращения родителей за психологической помощью при утрате ребенка.
Затем состоялось выступление клинического психолога СПб ГБУЗ «Родильный дом №9» Татьяны Даниловны Боязитовой на тему «Актуальные вопросы оказания экстренной помощи женщинам в ситуациях перинатальной утраты и рождения ребёнка с пороками развития, а также в послеродовом периоде». Психологическая помощь – это поддержка и содействие человеку или социальной группе в психологически сложной ситуации. Цель такой помощи – снять психоэмоциональное напряжение, улучшить качество жизни и социальную адаптацию, повысить личную эффективность и привнести гармонию в отношения с самим собой и окружающим миром. Виды психологической помощи: консультирование, психокоррекция, психотерапия, психопрофилактика. Кризисная психологическая помощь – это помощь в кризисе после утраты. Экстренная психологическая помощь – система краткосрочных мероприятий при помощи профессиональных методов, соответствующих ситуации. Кому нужна такая помощь в родильном доме? Женщинам в случае гибели плода, преждевременных родов, рождения ребенка с тяжелым диагнозом, с симптомами послеродовой депрессии. Гибель плода – это острое состояние горя. Женщина не знает, кто ей должен оказать психологическую помощь в таких случаях. Экстренную психологическую помощь в роддоме в идеале должна оказать целая команда специалистов – врач-акушер-гинеколог, владеющий знаниями и навыками психологической поддержки, неонатолог, психолог, психиатр, юрист. Такая помощь направлена на коррекцию стресса, получение необходимой информации, ориентирование в работе социальных служб. Что затрудняет оказание экстренной психологической помощи? Отсутствие такой службы на базе родильного дома, отсутствие такой профильной медико-психологической помощи женщинам на базе кризисных центров, отсутствие телефона экстренной психологической помощи для беременных и родильниц, находящихся в состоянии острого кризиса или в сложных жизненных ситуациях. Женщины в таких случаях часто ищут помощи в интернете, но там есть советы и предложения помощи от непрофессионалов, которые могут только навредить. Татьяна Даниловна привела несколько конкретных примеров из собственной практики, когда женщине требовалась экстренная психологическая помощь. Докладчик отметила отсутствие специально оборудованных кабинетов психологической помощи в женских консультациях и пригласила специалистов к дискуссии о необходимости создания службы экстренной психологической помощи на базе роддомов.
Модераторами Круглого стола выступили Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Игорь Валерьевич Добряков и Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом оранизации профилактической помощи матерям и детям.
Елена Рудольфовна, отметила отсутствие алгоритма оказания психологической помощи при перинатальной утрате и тот факт, что психологическая помощь не входит в стандарт ОМС, Игорь Валерьевич обратил внимание участников, что не каждый психолог может работать с перинатальной утратой, так как для этого требуется специальная подготовка. Эксперты Круглого стола осветили ряд тем, обозначили проблемы в своей работе и пригласили психологов женских консультаций и родильных домов — участников семинара к дискуссии. О своем практическом опыте работы психолога с женщинами с перинатальной утратой рассказал клинический психолог СПб ГБУЗ «Родильный дом №10» Дмитрий Александрович Хинин. Об организации психологической помощи несовершеннолетним мамам» говорила психолог СПб ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам» «Маленькая Мама» Евгения Михайловна Федосеева. О психосоциальном обслуживании женщин с зависимым поведением, имеющих детей от рождения до трех лет, проинформировала психолог Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Ольга Анатольевна Велигжанина. О мерах социальной поддержки семьям с детьми в Санкт-Петербурге шла речь в выступлении юрисконсульта того же Центра Людмилы Петровны Никитиной. Как пережить утрату ребенка в семье родителям и родственникам рассказала клинический психолог СПб ОО СП «Семейный информационный центр» Надежда Геннадьевна Степанова. А о проблемах семьи после рождения недоношенного или особого ребенка говорила психолог того же «Семейного информационного центра» Вита Валерьевна Шувалова.
Круглый стол позволил выделить несколько направлений работы психолога в медицинской организации: необходимо решить, какая конкретно помощь должна оказываться женщине, пережившей перинатальную утрату, и куда ее направлять. Для этого нужна брошюра для специалистов с информацией по алгоритму работы и конкретная маршрутизация. Требуют своего решения вопросы профилактики профессионального выгорания врачей и психологов, организации взаимоотношений медицинского персонала и психолога в родильном доме, женской консультации, детской поликлиники.
30 января 2020 года состоялось совещание с сотрудниками отделов здравоохранения администраций районов, ответственных за реализацию проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»
В рамках реализации регионального проекта состоялось совещание с сотрудниками отделов здравоохранения администраций районов, ответственных за реализацию проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
Материалы совещания:
История проекта и этапы реализации
Декабрьские игры по станциям «Быть здоровым для себя»
3, 10, 16, 17 декабря 2019 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Быть здоровым для себя», в которой приняли участие команды учащихся 10-11 классов Пушкинского р-на (школа 638), Красногвардейского р-на (школа 191, 129, 491), Приморского р-на (школа 106, 66, 618), Московского р-на (школа 484), Василеостровского р-на (школа 21, 17), Невского р-на (школа 347), Фрунзенского р-на (школа 295, 553), Выборгского р-на (школа 123), Красносельского р-на (школа 237), Колпинского р-на (школа 456, 402, 404), Калининского р-на (школа 72, 145).
На первом этапе игры участники зарабатывали балы на тематических станциях в залах Музея, используя имеющуюся на экспозиции информацию, применяя логику и свои знания. Задания были посвящены охране репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ и инфекционных заболеваний, знаниям об иммунитете и анатомии.
После прохождения всех станций капитаны команд участвовали во втором этапе, отвечая на вопросы по здоровому образу жизни и о выдающихся ученых в области медицины. Несмотря на большую ответственность и переживание ребята старались отвечать правильно, принося баллы своей команде.
По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:
3 декабря: команда «ЗОЖники» школы № 123 Выборгского района,
10 декабря: команда «Энергия жизни» школы № 618 Приморского района и команда «NevROZA» школы № 491 Красногвардейского района,
16 декабря: команда «Адреналин» гимназии № 66 Приморского района,
17 декабря: команда «Ритм» школы № 17 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.
В поле зрения осанка. Предупредить и сохранить
18 декабря в Городском центре медицинской профилактики для заведующих, врачей-педиатров детских поликлиник, медицинских сестер отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а также педагогов по физической культуре средних общеобразовательных организаций состоялся семинар «В поле зрения осанка. Предупредить и сохранить».
Открыл работу семинара доклад «Санаторно-курортная реабилитация детей с нарушениями осанки» к.м.н., руководителя общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество», главного редактора научно-практического журнала для врачей «Пятиминутка» Марины Аркадьевны Мамаевой. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Нарушения осанки связаны с изменениями в опорно-двигательном аппарате. По данным исследований, 64% школьников имеют нарушения осанки, 16% — сколиоз, 15% — предсколиоз и только 5% здоровы. Причин нарушений осанки у детей очень много: гиподинамия, неудобная мебель, несоответствие гигиеническим требованиям рабочего места ребенка (освещенность, расстояние до стола и т.д.) или отсутствие нормального рабочего места дома, несоответствие гигиеническим и возрастным нормам спального места ребенка, непосещение уроков физкультуры, спортивных секций, недостаток пребывания на свежем воздухе, отсутствие подвижных игр, недетские физические нагрузки в погоне за спортивными результатами, недостаток медицинского контроля в детских спортивных школах, допуск к недетским видам спорта (тяжелая атлетика), недостаток контроля за питанием детей-спортсменов. Здесь же стоит отметить нерациональное питание детей (фаст-фуд, мало овощей и фруктов, газировка), ведущее к формированию витаминно-минеральных дефицитов и хронических обменных нарушений. Профилактические медицинские осмотры в школах и ДОУ, призванные выявлять нарушения костно-мышечной системы, проводятся формально, в них не включено УЗИ позвоночника, суставов, денситометрия. В настоящее время отсутствует общенациональная программа профилактики нарушений осанки у детей. На растущий детский организм влияет и воздействие вредных агентов внешней среды, т.е. экологический фактор. Докладчик подробно остановилась на нарушениях осанки у часто и длительно болеющих детей, отметив, что таких большинство. Необходима коррекция витаминно-минеральных дефицитов у ЧДБ детей. Начинать ее необходимо после лечения болезней ЖКТ, паразитозов. Для лечения нарушений осанки рекомендовано санаторно-курортное лечение – это особый вид медицинской помощи, основанный преимущественно на использовании природных ресурсов (минеральные воды, грязи, климатотерапия, фитотерапия, пребывание на солнце). Докладчик рассказала о некоторых зарубежных и отечественных курортах, куда можно отправить детей для лечения и реабилитации.
О гигиенических основах формирования осанки у детей и подростков шла речь в выступлении профессора кафедры гигиены условий обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ Ольга Ивановны Янушанец. Осанка – это способность человека держать свое тело в разнообразных положениях, это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития, это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. Нарушения осанки – это симптом группы заболеваний позвоночника. Позвоночник – основа скелета человека. Формирование его изгибов – кифозов и лардозов идет постепенно. До трех лет эти изгибы могут быть сформированы не окончательно. Существует классификация переходных состояний между нормальной и патологической осанкой: нормальная, функциональные изменения осанки, преморбидные состояния осанки, патологическая осанка. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Различают 5 типов нарушений осанки: сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. Сутулость — нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза, плечи сведены, голова опущена, уменьшен угол наклона таза. При круглой спине происходит нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника кифозирован, голова опущена. Кругловогнутая спина – это нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника кифозирован, голова опущена. При плоской спине происходит нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Нарушение осанки — плосковогнутая спина сопровождается уменьшением грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто также уплощен. Угол наклона таза увеличен. Ноги могут быть слегка переразогнуты в коленных суставах. Нередко сочетается с крыловидными лопатками. Нарушение осанки во фронтальной плоскости происходит на фоне перекоса таза. При нарушениях осанки в горизонтальной плоскости развивается сколиотическая болезнь. На формирование осанки влияет: гипокинезия – снижение силы мышц, дефицит витаминов и минералов в питании, рахит в анамнезе, отсутствие воспитания правильной осанки – родители и учителя не следят, как сидит ребенок, несбалансированный режим труда и отдыха, несоответствие размера мебели возрасту и росту ребенка, плохая освещенность, редкие занятия физкультурой. Желательно, чтобы объем организованных физкультурно-спортивных занятий составлял не менее 4-5 часов в неделю, число локомоций (движений – наклонов, вращений, скручиваний и т.д.) за учебный день — 8-10 тысяч, величина энергозатрат — 1500-1800 ккал. Принципы профилактики нарушений осанки: рациональное питание, двигательная активность, правильный режим дня, гигиенически рациональные: детская комната, одежда, обувь, физическая нагрузка.
«Профилактика остеопороза. Когда начинать?» — такова была тема доклада врача-ревматолога Городского центра профилактики остеопороза. Киры Евгеньевны Зоткиной. Остеопороз – системное заболевание скелета характеризующееся нарушением прочности костей и повышением риска переломов. Классификация остеопороза: первичный, вторичный, локальный.
Плотность костей во многом зависит от генетики. Если говорить об общих принципах профилактики, то здесь надо начинать с раннего возраста, с профилактики рахита. Рекомендуется дозированное пребывание на солнце, рациональное питание, обеспечивающее достаточное поступление в детский организм кальция и витамина Д. Основным источником кальция являются молочные продукты (молоко, кефир, творог, сыры). Больше всего витамина Д содержится в жирных сортах рыбы. В целях профилактики остеопороза необходима достаточная физическая активность. Она способствует увеличению плотности костной ткани и мышечной силы.
Городское совещание медицинских психологов медицинских организаций Санкт-Петербурга
19 декабря в Городском центре медицинской профилактики (ул. Итальянская, д.25) состоялось городское совещание медицинских психологов медицинских организаций Санкт-Петербурга.
Перед началом совещания состоялось торжественное вручение юбилейной медали в честь 100-летия Городского центра медицинской профилактики Добрякову Игорю Валерьевичу за большой вклад в развитие перинатальной психологии и многолетнее сотрудничетво с учреждением.
Перед специалистами выступила Исаева Елена Рудольфовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
В своем докладе «Об итогах совещания главных внештатных специалистов по медицинской психологии РФ 6.12.19 в Москве»Елена Рудольфовна указала, что в настоящее время остро стоит вопрос о стандартах в деятельности медицинских психологов,которые оказываютсоответстующую помощь в стационарах, городскихи детскихполиклиниках, родильных домах, женских и молодежных консультациях.Было предложено создать рабочие группы по разработке данных стандартов.
В докладе«Стадии формирования супружеских отношений», Добрякова Игоря Валерьевича, к.м.н., старшего научного сотрудника ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева»была детально представлена система организации и развития семейных отношений, супружеского холона в официальном или фактическом браке, указаны основные стадии. Игорь Валерьевичуказал на параметры и факторы, которые придают устойчивость, стабильность отношениям и наоборот. Традиции и ритуалы, рождение ребенка, совместные занятия и развлечения далеко не полный перечень стабилизаторов интеграции семьи. Все эти моменты необходимо учитывать психологу при работе с семейной парой.
Доклады вызвали большой интерес у присутствующих в зале психологов.