Книги и игрушки. Какие они должны быть?

25 октября в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Книги и игрушки. Какие они должны быть?».
Открыл работу семинара доклад «Особенности современного игрового пространства, включая компьютерные игры и технологии, и психическое здоровье детей» к.м.н., доцента кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Веры Владимировны Поздняк. Она постаралась ответить на вопросы – как влияют современные гаджеты на детей и на что заменяются сегодня детские традиционные игры и игрушки. Для того, чтобы говорить об этом, надо вспомнить возрастную периодизацию и ведущую деятельность в каждом периоде. Игры выбираем в зависимости от возраста ребенка. Так, в младенчестве от 0 до 1 года ведущая роль принадлежит эмоциональному общению. В раннем детстве от1до 3лет преобладает предметно-манипулятивная деятельность. В 3-5 лет — ролевая игра. В дошкольном периоде 5-7 лет – сюжетная игра на развитие воображения. У младших школьников 7-11 лет все внимание направлено на школу. В подростковом возрасте 11-15 лет главным считается интимно-личностное общение. У старших школьников с 16 лет начинается выбор профессии. В настоящее время этот период может затягиваться до 27 лет, когда «дети» так и не могут определиться с работой. Тогда «бремя несозревшего ребенка» несут родители.
Как и во что играть с детьми до года?
В 2 месяца начинается первое развитие, когда малыш старается следить глазами за удаляющимися и приближающимися предметами. Главная игрушка для него – мама. В 3 месяца ребенок рассматривает предметы с поворотом головы. Здесь уместны погремушки простых ярких цветов радуги. В 4 месяца он целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот. Здесь можно использовать развивающий коврик, но очень небольшое время. В 5 месяцев малыш активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку. В 6 месяцев он манипулирует с игрушками. В 7 месяцев любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки, перестает идти на «чужие руки». В 8 месяцев отталкивает предметы, кидает игрушки, складывает мелкие предметы в крупные, разбирает пирамидку. В 9 месяцев может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку. В10 месяцев начинает играть с игрушками в соответствии с их назначением — машинку катает, мячик бросает. Может самостоятельно играть 20-30 минут. В11 месяцев умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку. В12 месяцев активно контактирует со взрослыми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению. В 1-3 года чем больше предметов для игры, тем лучше. Не запрещайте играть с «неигровыми» предметами – кастрюлями, ложками. Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, объемные шнуровки: яблоко и сыр. Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению. Для знакомства с последовательностью, понятиями «больше-меньше» лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. В 3 года наступает время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание.
Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. По данным исследования, в 2013 год 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52%. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8% до 40%, в 5 раз всего за 2 года. Сегодня нет детей, которые бы уже к 1,5 годам не могли бы запустить компьютер, включить мобильный телефон или планшет. 80% детей постоянно пользуются гаджетами. Благодаря этому мы наблюдаем всплеск речевых расстройств. Дети не слышат обычную человеческую речь. До 70% детей страдают задержкой речевого развития. Современные дошкольники – это «поколение без голоса».Современных дошкольников отличает: слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации «нет картинки – ничего непонятно», недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы. Идет снижение игровой активности у детей.
Если говорить о социальной ситуации развития современного дошкольника, то здесь идет преобладание домашнего образования, сверхраннего образования, наблюдается ограниченность контактов со сверстниками. Исчезла культура двора, т.е. активное общение детей разного возраста. Идет замена общения со взрослыми техническими средствами. Сегодня только 10% родителей читают своим детям, остальные предпочитают аудиокниги или телевизор. Происходит исчезновение игры как ведущей деятельности. Время, которое современный ребенок может уделить себе, в среднем составляет около 15 минут в день. Неадекватны требования взрослых – они хотят, чтобы ребенок четырех — пяти лет быстро научится читать и писать.
Фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века. Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация. Фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Современный ребенок развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Но, в то же время он очень импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
У современных детей дошкольного возраста идет преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным. Из особенностей следует отметить повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.
Дети 3-7 лет проводят много часов, играя с планшетом или смартфоном, а от этого страдает развитие ловкости пальцев и памяти. В связи с этим учителя в школах наблюдают тревожное явление: дети медленнее учатся писать, да и вообще не испытывают такой потребности, а все чаще и вовсе не способны от руки записать тест. Активное использование цифровых технологий и Интернета приводит к нарушениям внимания у детей. Обилие доступных источников информации в Сети рассеивает внимание и препятствует развитию способности концентрации, что может стать одной из важнейших причин дальнейших сложностей с учебой. Специалисты полагают, что использование Интернета и цифровых технологий не ведет к нарушениям психических функций, но трансформирует процесс поиска и усвоения информации — человек гораздо хуже запоминает те или иные сведения, когда знает, что они хранятся на компьютере, он гораздо лучше помнит путь к информации, чем ее содержание. Человек не запоминает информацию, которая легко доступна в любой момент времени, и это своеобразный способ сэкономить энергию. Возможно, что дети овладевают этим способом легче, чем взрослые, и в современных условиях это является нормальным этапом в развитии высших психических функций.
Молодые люди, которые создают лицо современной коммуникации, растут в эпоху цифровых технологий, у них развиваются привычки общения, которые разительно отличаются от привычек представителей старшего поколения, даже по сравнению с возрастной группой 16-24 лет. Наибольшая разница результатов касается времени, которое испытуемые проводят со своим телефоном. В то время как взрослые тратят около 20% своего времени на разговоры, дети в возрасте 12-15-ти лет тратят лишь около 3% времени на телефонные разговоры, предпочитая отправлять сообщения в электронном виде, а также обмениваться фото — и видеофайлами. Как отмечают ученые, «поколение тысячелетия теряет голос». Другое существенное различие касается отношения к телевидению. В то время как у 70% взрослых есть привычка смотреть TV, младшие дети тратят не больше половины своего времени на телевизор, предпочитая этому просмотр клипов и роликов на YouTube или Facebook. Что делать? Предлагать детям игрушки-»пустышки», имитирующие сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты. Для речевого развития полезен «мобильный детокс» — три недели без гаджетов и интернета.
Об основных требованиях технического регламента к книжной продукции и игрушкам рассказал в своем выступлении заместитель начальника отдела надзора за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Игорь Александрович Ивулёнок. Безопасность игрушек регламентируется техническим регламентом Стран таможенного союза. На всех игрушках должны быть понятные читаемые надписи об их эксплуатации и хранении, возрасте применения. Докладчик рассказал о маркировке игрушек и сертификатах на них, о техническом регламенте для книжной продукции, предназначенной для детей и подростков.

Круглый стол «Внедрение принципов здорового образа жизни в целях оздоровления общества» в рамках Форума МедИн.

22 октября в Конгрессно-выставочном центре «Эскпофорум» открылся первый Петербургский международный медико-фармацевтический форум «Медицинская индустрия». В работе Форума принимали участие специалисты медицинской сферы и здравоохранения, представители власти, науки, бизнеса и общества. Форум МедИн направлен на реализацию майских Указов Президента РФ 2018 г. и положений национального проекта «Здравоохранение». В рамках деловой программы форума проходили круглые столы, конференции, панельные дискуссии по вопросам развития здравоохранения.
В работе Форума принимал активное участие Городской центр медицинской профилактики. Его яркий стенд сразу привлекал внимание посетителей. Здесь можно было проконсультироваться у дерматолога по поводу родинок, задать вопросы врачу — гигиенисту по профилактике и здоровому образу жизни, получить информационные материалы по различным аспектам здоровья, посетить огромный надувной макет кишечника и узнать о его заболеваниях и их предупреждении, пройти тест на стрессоустойчивость.
В рамках деловой программы Форума состоялся круглый стол «Внедрение принципов здорового образа жизни в целях оздоровления общества», организованный ГЦМП. Его модератором была заместитель директора ГЦМП Людмила Васильевна Винтухова. Темы для обсуждения были выбраны самые актуальные. Проректор по развитию регионального здравоохранения и медико-профилактическому направлению ФГБУВО «СевероЗападный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения РФ Александр Витальевич Мельцер говорил об актуальных задачах профилактики заболеваемости и снижения смертности в рамках проекта «ВУЗ-регион». Об информационном сопровождении реализации в Санкт-Петербурге национального проекта «Демография»» рассказала специалист отдела медиапланирования и СМИ Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Ирина Олеговна Мерцалова.
О медицинском волонтерстве и Всероссийском общественном движении «Волонтеры-медики», о популяризации здорового образа жизни посредством вовлечения в добровольческую деятельность проинформировала представитель Городского центра волонтеров Елена Юрьевна Колмацкая.
О традициях и инновациях в сфере формирования здорового образа жизни петербургских школьников шла речь в выступлении к.п.н., доцента кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Академии постдипломного педагогического образования Татьяны Викторовны Кот. О результатах мониторинга поведенческих факторов риска ХНИЗ среди населения Санкт-Петербурга рассказала зав. отделом мониторинга здоровья населения ГЦМП Алевтина Ивановна Фролова. Начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Лариса Витальевна Соловьева выступила с докладом «Онкоскрининги как неотъемлемая часть Всероссийской диспансеризации населения». О перспективах здравоохранения XXI века и применении роботов-медиков в медицинских учреждениях говорил главный специалист департамента развития ООО «Промобот» Роман Геннадьевич Комиссаров (г. Пермь). Главный врач противотуберкулезного диспансера № 5 И.А. Божков в своем выступлении «Современные подходы к оказанию профилактической помощи в фтизиатрии» говорил о проблемах амбулаторной фтизиатрии, о трудностях ведения пациентов пожилого и старческого возраста, о пилотном проекте профилактической работы в дошкольно-школьных учреждениях «Эстафета здоровья «Туберкулезу-нет».

Акция «Твой ЧЕКАП»

24 октября в Городском центре медицинской профилактики прошла Акция «Твой ЧЕКАП». В рамках акции сотрудники Комитета по молодежной политике и финалисты кадрового конкурса «Мой город – мои возможности» смогли пройти полноценное профилактическое обследование. «Чекап» проводили медицинские специалисты центров здоровья двух поликлиник — № 44 Фрунзенского района и № 94 Калининского района. Антропометрия, измерение внутриглазного и артериального давления, определение уровня глюкозы в крови, обследование на кардиовизоре, смокелайзере, ЭКГ – все это можно было сделать в «розовом» зале ГЦМП. По результатам обследования врач-терапевт давал заключение и рекомендации, отвечал на вопросы. Плюс к этому – в соседнем зале врачи-дерматологи КВД № 10 проводили оценку родинок. Также можно было сразу записаться на онкоскрининг.
«Прием» был организован по предварительной записи. Все приходили к назначенному времени. Это очень удобно. Все в одном месте, быстро, не надо стоять в очередях, специально отпрашиваться на работе. Многие по нескольку лет не были в поликлинике, а тут появилась такая замечательная возможность. Большинство наших сотрудников изъявили желание пройти профилактический осмотр в рамках акции. Спасибо Городскому центру медицинской профилактики», — сказала специалист Комитета по молодежной политике. Прошел «чекап» и победитель конкурса «Лидеры России» советник губернатора Новгородской области Дмитрий Афанасьев. Он сказал: «Такие «чекапы» позволяют проверить свое здоровье, выявить проблемы на ранних этапах и предупредить развитие многих заболеваний. Чекап – это быстро, доступно, информативно».

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ (сентябрь, 2019 г.):

ИММУНОЛОГИЯ
576.8
И53
Иммунотерапия / С. Н. Алленов, Ю. Г. Аляев, Р. И. Атауллаханов и др. ; ред. Р. М. Хаитов, ред. Р. И. Атауллаханов, ред. А. Е. Шульженко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 768 с. : ил. — Список лит.: с. 702-767.

АНАТОМИЯ. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
611
К85
Крылова, Нина Васильевна.
Анатомия органов чувств (глаз, ухо) : в схемах и рисунках : учеб. пособие для студентов мед. вузов / Н. В. Крылова, Л. В. Наумец. — М. : МИА, 2016. — 96 с. : ил.
611
К89
Кузнецов, Сергей Львович.
Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии : учеб. пособие / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачев. — 4-е изд., стереотип. — М. : МИА, 2018. — 480 с.

611.1
Л58
Лимфомы желудочно-кишечного тракта : учеб.-метод. пособие / М. Н. Кузин,
Л. В. Шкалова, Е. И. Ефимова и др. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 128 с. : ил. — (Эндоскопическая диагностика заболеваний ЖКТ). — Список лит.: с. 127-128.

ФИЗИОЛОГИЯ
612.1
Б68
Благонравов, Михаил Львович.
Некоронарогенные заболевания миокарда : учеб. пособие / М. Л. Благонравов, В. А. Фролов. — М. : Практ. медицина, 2016. — 96 с. : ил. — Список лит.: с. 88-89.

612.8
К49
Клиническая электроэнцефалография. Фармакоэлектроэнцефалография / Л. Н. Неробкова, Г. Г. Авакян, Т. А. Воронина и др. ; НИИ фармакологии им. В. В. Закусова, Рос. нац. исследов. мед. ун-т им. Н. И. Пирогова, Рос. мед. акад. непрерывного профессион. образования. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 288 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : функциональная диагностика, неврология, клиническая фармакология). — Список лит.: с. 268-269. — Предм. указ.: с. 281.

612.8
Н46
Нейрофизиология : учеб. для студентов-психологов / О. А. Белова, Э. М. Казин,
А. Г. Маджуга и др. ; ред. В. М. Смирнов. — М. : МИА, 2017. — 504 с. : ил. — Библиогр.:
с. 493-495. — Предм. указ.: с. 496-499.

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
613.0
И46
Ильин, Леонид Андреевич.
Радиационная гигиена : учеб. / Л. А. Ильин, И. П. Коренков, Б. Я. Наркевич. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 416 с. : ил., портр. — Список лит.: с. 413.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
614
В23
Ваши права — в ваших руках : социально-трудовые права беременных женщин и женщин с детьми / сост. Е. Е. Кожевникова. — СПб. : СПб ОО «Петербургская ЭГИДА», 2007. — 67 с. : табл.

614
К27
Карякин, Николай Николаевич.
Оплата медицинских работников : учеб. пособие для врачей / Н. Н. Карякин, С. В. Романов, О. П. Абаева. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 95 с. : табл. — Библиогр.: с. 95.

614
П31
Петрушин, Валентин Иванович.
Психология здоровья : учеб. для акад. бакалавриата / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 431 с. : ил. — (Бакалавр. Академический курс). — Библиогр. в конце гл. — Список лит.: с. 431.

614
С42
Скворцов, Всеволод Владимирович.
Медицинская профилактика : учеб. пособие для студентов мед. колледжей / В. В. Скворцов, А. В. Тумаренко. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 335 с. — Список лит.: с. 333-335.

ФАРМАКОЛОГИЯ
615
К59
Козловский, Владимир Леонидович.
Психотропные препараты : от теории к практике / В. Л. Козловский. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 175 с. : ил., табл. — Список лит.: с. 171. — Предм. указ.: с. 172-175.

615
К64
Коноплева, Е. В.
Клиническая фармакология : учеб. и практикум для вузов / Е. В. Коноплева. — М. : ЮРАЙТ, 2019. — (Специалист)
Ч. 1. — 346 с. : ил. — Список лит.: с. 341-342. — Предм. указ.: с. 343-346.

615
К64
Коноплева, Е. В.
Клиническая фармакология : учеб. и практикум для вузов / Е. В. Коноплева. — М. : ЮРАЙТ, 2019. — (Специалист)
Ч. 2. — 340 с. : ил. — Список лит.: с. 333-334. — Предм. указ.: с. 335-340.

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
616.0
М80
Морозов, Михаил Андреевич.
Основы первой медицинской помощи : учеб. пособие / М. А. Морозов. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 335 с. : ил. — Библиогр.: с. 297-333. — Список лит.:
с. 334-335.

СТОМАТОЛОГИЯ
616.31
Ж87
Жулёв, Евгений Николаевич.
Ортопедическая стоматология : учеб. для вузов / Е. Н. Жулёв. — М. : МИА, 2012. — 824 с. : ил., цв. вкл. 16 л. — Библиогр.: с. 817-823.

616.31
Р85
Руководство по стоматологическому материаловедению : учеб. пособие для студентов мед. вузов / С. И. Абакаров, Е. А. Брагин, Н. А. Голубев и др. ; ред. Э. С. Каливраджиян, ред. Е. А. Брагин. — М. : МИА, 2013. — 304 с. — Словарь терминов: с. 249-297. — Список лит.: 298-299.

БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
616.7
И63
Инзель, Татьяна Николаевна.
Дифференциальная диагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата : практ. рук. / Т. Н. Инзель. — М. : МИА, 2014. — 272 с. — Список лит.: с. 270-271.

НЕВРОПАТОЛОГИЯ
616.8
Г63
Гольдблат, Юрий Вильгельмович.
Основы реабилитации неврологических больных : [учеб. изд.] / Ю. В. Гольдблат. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 767 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 760-767.
616.8
И72
Инсульт у взрослых : центральный парез верхней конечности : клин. рекомендации / ред. О. А. Мокиенко, ред. Н. А. Супонева. — М. : [б. и.], 2018. — 224 с. : табл. — (Б-ка практ. врача) (Реабилитология). — Список лит.: с. 138-171.

616.8
П53
Полуэктов, Михаил Гурьевич.
Диагностика и лечение расстройства сна : крат. справ. на основе терминов 3-й версии Междунар. классификации расстройств сна 2014 г. / М. Г. Полуэктов. — М. : МЕДпресс-информ, 2016. — 256 с. : табл.

616.8
Х94
Хронические нейроинфекции : [рук.] / Н. С. Баранова, В. В. Белопасов, А. Н. Бойко и др. ; ред. И. А. Завалишин, ред. Н. Н. Спирин, ред. А. Н. Бойко и др. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 592 с. : ил. — (Б-ка врача — специалиста : неврология). — Библиогр. в конце гл.

616.80
В58
Власов, Евгений Александрович.
Опухоли мозга. КТ- и МРТ- диагностика : моногр. по специальности 14.01.13 «Лучевая диагностика, лучевая терапия» / Е. А. Власов. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 623 с. : ил. — Список лит.: с. 614-623.

616.80
З-12
Заболевания позвоночника и спинного мозга / Е. Ю. Бадзгарадзе, Ю. Д. Бадзгарадзе, А. А. Вишневский и др. ; ред. В. В. Щедренок, ред. О. В. Могучая, ред. К. И. Себелев. — М. : МЕДпресс-информ, 2018. — 336 с. : ил. — Список лит.: с. 315-335.

ПСИХИАТРИЯ
616.89
Г96
Гусев, Евгений Иванович.
Депрессивные расстройства у пациентов с цереброваскулярными заболеваниями / Е. И. Гусев, А. Н. Боголепова. — 2-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2017. — 208 с. : табл. — Список лит.: с. 174-207.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
616.9
Б19
Бактериальные болезни : учеб. пособие / Г. К. Аликеева, Е. Г. Белова, Ю. Я. Венгеров и др. ; ред. Н. Д. Ющук. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 976 с. : табл. — Библиогр. в конце гл.
ХИРУРГИЯ
617.2
Р85
Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости : рук. для врачей / М. М. Абакумов, В. В. Андрияшкин, В. Г. Бреусенко и др. ; ред. В. С. Савельев, ред.-сост. А. И. Кириенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : МИА, 2014. — 544 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
617.7
Л61
Липатов, Дмитрий Валентинович.
Диабетическая глаукома : практ. рук. для врачей / Д. В. Липатов ; ред. И. И. Дедов, ред. М. В. Шестакова. — М. : МИА, 2013. — 192 с. : ил. — Список лит.: с. 174-187.
ГИНЕКОЛОГИЯ И АКУШЕРСТВО
618
П30
Петрова, Наталия Гурьевна.
Сестринское дело в акушерстве и гинекологии : учеб. / Н. Г. Петрова, Э. В. Комличенко. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 255 с. : ил. — Список лит.: с. 255.

618
С31
Сепсис в акушерстве и гинекологии : современ. аспекты клиники, диагностики и лечения : практ. рук. для врачей / Н. Б. Тимофеева, А. А. Шмидт, Д. И. Гайворонских и др. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 39 с. : ил. — Список лит.: с. 39.

618.1
Б53
Бесплодный брак : версии и контраверсии / В. Е. Радзинский, М. Р. Оразов, В. Н. Локшин и др. ; ред. В. Е. Радзинский. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 404 с. : ил., портр. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 401-403.

618.1
Т46
Тихомиров, А. Л.
Основы репродуктивной гинекологии / А. Л. Тихомиров, Д. М. Лубнин ; ред. А. Л. Тихомиров. — М. : Медпрактика-М, 2003. — 200 с. : ил.

618.2
А72
Антенатальная диагностика и тактика при пороках развития плода и новорожденного : (метод. пособие) / Т. К. Немилова, Д. В. Воронин, А. В Михайлов и др. ; СПбГМУ им. И. П. Павлова, СПбГПМА, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта. — СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2002. — 88 с. : ил. — Список лит.: с. 60.

618.2
К56
Ковалев, А. С.
Цветомузыкальная коррекция эмоционального состояния беременных женщин : метод. рекомендации / А. С. Ковалев. — СПб. : ВМедА, 2006. — 23 с.

ПЕДИАТРИЯ
618.9
Р32
Ревнова, Мария Олеговна.
Дифференциальная диагностика детских болезней : рук. для врачей / М. О. Ревнова, О. Ф. Тарасов. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 303 с. — Список лит.: с. 298. — Предм. указ.: с. 299-303.
618.90
Л97
Ляксо, Елена Евгеньевна.
Возрастная физиология и психофизиология : учеб. для акад. бакалавриата / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — М. : Юрайт, 2019. — 396 с. : ил. — (Бакалавр. Академический курс). — Библиогр. в конце гл.

618.92
Р61
Родовая травма головы (основы персонализированной медицинской помощи) : учеб.-метод. пособие / А. С. Иова, И. А. Крюкова, Е. Ю. Крюков и др. ; ред. А. С. Иова. — СПб. : СпецЛит, 2018. — 80 с. : ил. — Список лит.: с. 77-80.
618.920
Д38
Детская анестезиология : [рук.] : пер. с англ. / ред. А. Д. Кэй, ред. Ч. Д. Фокс, ред. Д. Х. Диас, науч. ред. С. М. Степаненко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 648 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Предм. указ.: с. 640-646.

Архив поступлений

Семинар в рамках Всемирного Дня борьбы с раком молочной железы

15 октября в Городском центре медицинской профилактики для акушеров-гинекологов, психологов женских консультаций состоялся семинар, посвященный Всемирному Дню борьбы с раком молочной железы.
Первым выступил к.м.н., врач-онколог, хирург, главный специалист- маммолог онкологического центра Клиники высоких медицинских технологий им. Н.И. Пирогова Владимир Владимирович Воротников с докладом «Рак молочной железы». Онкология – тема, актуальная во всем мире. На первом месте стоит рак легкого. Но в России он не поддается скринингу. У нас на первом месте – рак кожи, так как его диагностика очень проста – биопсия. При раке молочной железы ранняя диагностика затруднена. Это бессимптомная онкология. Только инструментальные методы обследования помогают установить диагноз. Здесь мы добились хороших показателей прогноза для больных при ранней диагностике. Эффективность излечения зависит от стадии: 1-я дает шансы на выздоровление почти в 96% случаев, 2-я – 80%-90%, 3-я – 60-80%. Более 80% женщин имеют различные доброкачественные изменения в молочной железе, которые не влияют на развитие рака. Как формируются группы риска при обследовании здоровых людей? Если у женщины есть родственники с онкологией, наличие члена семьи с нехарактерным для своего пола раком, несколько случаев одного вида рака в нескольких поколениях, то она в группе риска. Рак молочной железы в возрасте до 24 лет встречается 1:100, пик заболеваемости приходится на 62-65 лет. Основной метод диагностики и скрининга – маммография. Самый чувствительный и информативный метод – МРТ. Женщины 45-54 лет должны проходить ее ежегодно, с 55 лет – один раз в два года. Женщине должна быть предоставлена возможность прохождения скрининга с 40 лет.
Об особенностях восприятия заболевания у женщин с диагнозом рака молочной железы шла речь в выступлении к.пс.н., медицинского психолога СПб ГКУЗ «Хоспис №1» Маргариты Валерьевны Вагайцевой. Она рассказала об эмоциональных особенностях личности женщин с раком молочной железы, об их отношении к врачу, к методу лечения. Онкозаболевание – это всегда ситуация дистресса. С точки зрения психики дистресс может быть компенсированным, декомпенсированным, иметь промежуточный вариант. Большинство раков сегодня совместимо с полноценной жизнью. Но это всегда стойкая ремиссия, а не полное излечение. Признаки психического здоровья: уверенность в себе, удовлетворенность собой, способность справляться с трудными ситуациями. Психическое здоровье может истощаться на каждом этапе заболевания. В норме оно должно восстанавливаться. Признаки декомпенсации при онкозаболевании: женщине трудно начать беседу о том, что с ней происходит, «не могу рассказывать, думать», внезапные состояния аффекта, нервное напряжение, истерические реакции. Часто может наблюдаться смещение акцентов – «не буду лечиться от рака молочной железы, ведь отнимут грудь и я потеряю свою привлекательность, женственность». Чрезмерное эмоциональное напряжение женщины может приводить к нервно-психическим расстройствам. К особенностям рака молочной железы относится зависимость между длительностью химиотерапии и увеличением личностной тревожности и депрессии, так как нервная система ослабевает при «химии». Каковы же методы эффективного взаимодействия врача с пациенткой? Информирование о диагнозе должно быть нейтральным. Формирование ложных позитивных установок у пациентки является грубым нарушением этики. Не надо призывать к «здравому смыслу», «расслабиться». Взрослый человек должен брать на себя ответственность за свою жизнь и все изменения, которые в ней происходят.
Психолог, руководитель АНО «Сегодня» Светлана Сергеевна Гаврилова рассказала об организации психологической помощи пациентам с онкологическим диагнозом «равный — равному». В Санкт-Петербурге на базе клиники высоких медицинских технологий им. Н.И.Пирогова в рамках программы «Женское здоровье» запущен пилотный проект «Сеть равных консультантов», ориентированный на женщин с онкозаболеваниями репродуктивной сферы. Суть его в том, чтобы женщины – бывшие пациенты онкобольницы, сами прошедшие лечение по поводу рака органов репродуктивной сферы, и находящиеся в ремиссии не менее трех лет, добровольно и бесплатно помогали тем, кто нуждается в поддержке. «Равный – равному» — это группы взаимопомощи, где можно задать любой вопрос по поводу лечения, обсудить свои страхи и сомнения и просто получить эмоциональную помощь. За основу работы был взят опыт организации помощи больным с ВИЧ/СПИД. Сегодня работа консультантов – это волонтерство. В дальнейшем эта деятельность должна стать работой. В настоящее время проект работает в 7 регионах, подготовлено 150 консультантов, получили поддержку 3500 женщин.

«Сохраняя психическое здоровье детей, заботимся о будущем»

11 октября в Городском центре медицинской профилактики для заведующих, врачей-педиатров, медицинских сестер отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, медицинских психологов, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи детских поликлиник в рамках Всемирного дня психического здоровья состоялась конференция «Сохраняя психическое здоровье детей, заботимся о будущем».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась к.п.н., заместитель директора СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Людмила Васильевна Винтухова: «Наша конференция призвана помочь найти ответы на множество вопросов о том, как сохранить психическое здоровье наших детей и подростков».
Открыл работу конференции доклад «Современная семья: условия сохранения психического здоровья ребенка» кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Олега Валерьевича Эрлиха. Он отметил, что ни медицина, ни система образования друг без друга не выполнят своих задач. Каждый человек – это чей-то родитель, бабушка, дедушка. И зачастую, не смотря на специальность, опыт, образование, они не знают, как взаимодействовать со своим ребенком. Раньше человек выживал только в семье. Сегодня экономических оснований для проживания в семье нет. Человек прекрасно живет один, если обладает хорошей профессией. Отсюда – неполные семьи, матери-одиночки. А именно отсутствие благополучной семьи у ребенка запускает все риски. Что происходит с институтом семьи? Идет тенденция к снижению стабильности семьи, увеличиваются ее типологические модели (супружеская, детоцентристская, традиционная), наблюдается разнообразие систем ценностей и семейных практик, «провисает» институт отцовства – снижается авторитет папы, отсутствуют нормы и правила. Слишком тесные взаимоотношения в семье – почва для различных детско-родительских конфликтов: из-за покупки гаджетов, сидения в интернете, школьной успеваемости, нежелания трудиться по дому. Родители не умеют правильно общаться с детьми, не знают, как сделать их поведение в интернете безопасным. Докладчик остановился на результатах социологического исследования «Социально-педагогические проблемы современной петербургской семьи», на реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», на приоритетах качественных параметров в семье, на теме «безопасная школа/безопасная семья», на формах психолого-педагогической поддержки семьи и родителей.
Доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии СПб Государственного университета Оксана Владимировна Защиринская выступила с докладом «Ребенок и психотравма: вопросы профилактики». Сегодня ребенок живет в состоянии стресса. Человек, получивший психотравму в детстве, с возрастом накапливает все свои психологические проблемы, не умеет с ними справляться и не умеет просить о помощи. Психотравмированные дети с возрастом начинают реагировать на добро отрицательно и наооборот, в дальнейшем у них проявляется недостаток или сверхконтроль чувств. Время не лечит психотравмы, а истощает ресурсы психики. Докладчик рассказала об отрицательном влиянии стресса на мозг ребенка. Меньшая активность в коре головного мозга обуславливает: неспособность понимать себя и выражать собственные чувства, затруднение в осознании своих эмоций, низкую самооценку, чувство одиночества. Оксана Владимировна подробно остановилась на феноменах «застревания в травме» и «утраты самоидентификации» у молодежи.
Об организации медицинской помощи несовершеннолетним с суицидоопасным поведением шла речь в выступлении заведующей отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения» «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентины Владимировны Яковенко. Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Поэтому укреплению психического здоровья необходимо уделять внимание на протяжении всей жизни с тем, чтобы обеспечить здоровый жизненный старт для детей и предотвратить психические расстройства в юности и зрелости. Большую проблему в настоящее время представляет суицидальное поведение детей и подростков. Суицид – это новая молодежная субкультура. Валентина Владимировна рассказала о работе кризисной службы и телефона доверия на базе ЦВЛ. Все начинается со звонка на телефон, по которому психологи и врачи оказывают дистанционную помощь в стрессовых ситуациях. Удельный вес звонков с суицидальной тематикой не превышает 2%. Каждый тридцатый пациент на очной консультации у нас по поводу суицидального поведения. Каждый двадцатый пациент – с самоповреждающим поведением. Различные порезы на теле – это мировой тренд, мейнстрим. Средний возраст здесь – 13 лет. Чаще раны, порезы наносят себе девочки, мальчики реже, но раны у них гораздо серьезнее. На первом месте среди причин аутоагрессии – проблемы в семье, на втором – в школе. Из-за незрелости психики дети в сложных жизненных ситуациях оказываются беспомощны, они не способны рассуждать, делать прогнозы. Они всецело зависят от взрослых. Важно, чтобы дети знали, куда можно обратиться в трудной ситуации за помощью. Ребенок находится в растерянности. И задача специалистов оказать ненавязчивую эмоциональную поддержку, найти способ реагирования на конкретную ситуацию. Тактика ведения пациентов с суицидоопасным поведением: кризисная интервенция, диагностика психоэмоционального состояния с оценкой суицидального риска, консультация психиатра, направление в ПНД по месту жительства.

«Психическое здоровье детей. Существуют ли проблемы?»

10 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, в том числе социальных педагогов, психологов школ, специалистов информационно-методических центров и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялась конференция «Психическое здоровье детей. Существуют ли проблемы?», посвященная Всемирному дню психического здоровья.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась к.п.н., заместитель директора СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Людмила Васильевна Винтухова: «По мнению ученых, 17 век был веком веры, 18 век – век разума, 19 век – век промышленной революции, 20 век – век информации, век стресса, 21 век будет веком паники и депрессии. Не случайно такое внимание сегодня уделяется душевному здоровью. Проводимый 10 октября Всемирный день психического здоровья — повод напомнить общественности о проблемах психического здоровья и мобилизовать усилия в поддержку укрепления психического здоровья.
В этом году темой дня является предотвращение самоубийств. Наша конференция призвана помочь найти ответы на множество вопросов о том, как сохранить психическое здоровье наших детей и подростков.
Открыл конференцию доклад «Защита прав ребёнка на охрану психического здоровья» уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Юрьевны Агапитовой. Сегодня каждые 40 секунд кто-то умирает в результате суицида. По прогнозам ВОЗ к 2020 году от суицидов будет погибать примерно 1,5 миллиона человек. 20% всех суицидов совершают дети и подростки. За последние 8 лет в РФ частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков, а в мире -7 на 100 тысяч. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. По данным ВОЗ, примерно 16% населения мира в возрасте 10-19 лет имеет нарушения психического здоровья. В Санкт-Петербурге в 2017 году было зарегистрировано 6 случаев завершенного суицида у подростков, а в 2018 году – 15. К сожалению, наш город является одним из лидеров по подростковым суицидам и для нас эта тема весьма злободневна. Все это говорит о нарастании проблем в обществе, о том, что наши подростки не выдерживают возросшей информационной нагрузки, их психика не справляется с увеличением задач и предъявляемых к ним требований. Они реагируют на такую ситуацию психическими отклонениями и суицидальным поведением. Если сегодня мы не сможем сохранить психическое здоровье наших подростков, то завтра мы получим неполноценных взрослых. Подростки 9-19 лет часто сталкиваются с насилием и жестоким обращением, они перегружены деструктивной информацией в СМИ и интернете, общаются преимущественно в социальных сетях, а не лично. У взрослых нет времени, чтобы заметить отклонения в поведении ребенка, распознать начало депрессии. А ребятам необходима помощь. В этом случае возрастает роль педагогов и школьных психологов, которые должны помочь подростку выйти из состояния замкнутости и тревоги. Светлана Юрьевна сконцентрировала внимание участников конференции на нестыковках в законодательстве в отношении здоровья подростков, на семейном кодексе. У нас нет отдельного закона об охране здоровья подростков. По закону родители несут ответственность за ребенка до 18 лет. Паспорт он получает в 14 лет. С 15 лет он может сам принимать решения относительно своего здоровья. На все виды медицинских вмешательств не требуется согласия взрослых, а врач не имеет право разглашать диагноз и ставить родителей в известность. Докладчик привела ряд примеров. Девочка в 15 лет самостоятельно принимает решение о прерывании беременности, а мама не знает. Юноша в 16 лет семь раз за год попадает в больницу с отравлением ПАВ, а родителям нельзя об этом сообщать. Необходимо наладить межведомственное взаимодействие государственных структур в интересах охраны психического и физического здоровья подростков.
Продолжил работу конференции доклад «Причины школьной дезадаптации у детей и подростков» д.п.н., профессора, зав. кафедрой психосоматики и психотерапии СПб Государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ, профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Ирины Алексеевны Горьковой.
Каковы же эти причины? К первой группе относятся биологические причины. К ним относится генетика, последствия органического поражения мозга, церебральные нарушения. Вторая группа – социальные причины. Прежде всего, это воспитание и значимость ценности образования в семье. Свободное воспитание, когда ребенку ничего не запрещено, ведет к безнаказанности. Идет дискредитация школы и педагогов в СМИ и интернете. Пресыщенность информацией, когда родители путешествуют по миру с детьми с самого рождения. У сегодняшних детей и подростков «всего слишком много». От этого у них идет переоценка своих способностей. Плюс ко всему – завышенные требования со стороны семьи и общества. Докладчик рассказала о концепции нейропластичности, о стрессорах, которые влияют на психическое здоровье детей.
Тема выступления психолога отделения кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения» «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Натальи Владимировны Голубковой — «Суицидальное поведение у подростков». Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно, осознанно. Суицидальное поведение – это аутоагрессивные действия, лишение себя жизни из-за столкновения с неблагоприятными жизненными ситуациями. Формы суицидального поведения: суицидальные мысли, тенденции, попытки и завершенный суицид. Суицидальное поведение подростков – это всегда крик о помощи, способ привлечь внимание родителей. Причины суицидального поведения кроются в трех сферах, которые окружают подростка – семья, школа, сверстники. Мотивами суицидального поведения часто служит одиночество, обида, непонимание в семье, мнимая утрата любви родителей, страх наказания за содеянное, протест, месть, любовная неудача, ранняя беременность. Подражание товарищам и героям фильмов. Что должно насторожить взрослых? Можно ли заметить признаки суицида? Да, если интересоваться своим ребенком постоянно. Должны насторожить высказывания ребенка о том, что он не хочет жить, что без него всем будет лучше. Внимание родителей должны привлечь: частые смены настроения, нарушение сна, питания, неопрятность, неряшливость, отсутствие внимания к себе, самоизоляция, стремление к риску и безрассудству. Нужно всегда помнить о том, что для подростков характерна импульсивность. К характерным чертам суицидальных личностей можно отнести постоянную депрессию, различные виды зависимостей (наркотики, алкоголь, компьютер), чувство безнадежности и бесперспективности. Что делать? Заметить, вычислить, выслушать, не отталкивать, не критиковать, не давать советов, оказать внимание и поддержку, убедить обратиться за помощью к психологу, к людям, которым ребенок доверяет, обсудить варианты решения его проблем.
Завершал работу конференции доклад «Суицидное поведение у подростков: истинные и парасуициды» д.м.н., доцента, декана педиатрического факультета, заведующего кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ Северина Вячеславовича Гречаного. Частота суицидов – объективный индикатор общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. По данным статистики, частота суицидов у подростков в мире в среднем составляет 1: 10 тысяч. Отношение законченных суицидов к незаконченным – 1: 50-100. Суициды – одна из ведущих причин смерти у подростков. Россия занимает ведущее место по количеству подростковых суицидов и тенденции к их снижению на сегодняшний день нет. Надо отметить, что суицидальные переживания свойственны всем подросткам, это нормально, так как тема смерти и ее неизбежности – это обязательный компонент взросления, важный вопрос личностного развития. У детей и подростков отношение к понятию смерть неодинаково. Так в дошкольном возрасте дети не понимают, что смерь – это конец жизни, а воспринимают ее как сон или отъезд. В младшем школьном возрасте считают ее маловероятной для себя и не считают необратимой. Подростки не считают ее возможной для себя и фактически не различают демонстративную и истинную попытку суицида. Старшие подростки допускают наличие смерти, но фактически представляют «второе рождение». Поэтому смерть для них является не целью, а средством для достижения более отдаленных посмертных целей. Таким образом, совершая суицид, они стремятся кого-то наказать, чего-то избежать, призвать к помощи или высказать протест. Профилактика суицида среди подростков — это задача родителей. Важно следить за душевным состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для того, чтобы избежать трагедии, важно правильно строить отношения и систему общения с детьми. Если уже была суицидальная попытка, то необходимо консультирование у специалиста всей семьи. Важно не поддаваться на манипуляцию подростка – «не дашь, не сделаешь – лишу себя жизни». Относитесь к такому ребенку как к страдающем, откажитесь от сверхконтроля, гиперопеки.