15 апреля в Городском центре медицинской профилактики для заведующих и врачей отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, врачей центров здоровья для детей, участковых врачей-педиатров детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Стресс в школьном возрасте (профилактика заболеваний нервной системы)».
Первый докладчик — к.м.н., доцент кафедры детской невропатологии и нейрохирургии Северо-Западного Государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Наталия Владимировна Андрущенко рассказала о связи развития эмоциональной регуляции и формирования эмоциональных расстройств у детей. Она отметила, что примерно 20% всех детей имеют функциональные психические расстройства разной степени. Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями. В регуляторной системе младенца выделяют три основных компонента: состояние ЦНС ребенка, поведение (выражение эмоций с помощью мимики, вокализаций, взгляда) и регуляторные способности взрослого. Нарушение одного из компонентов, например, эмоциональное состояние матери приводит к дисфункциональному взаимодействию в диаде «мать-ребенок», что влияет на развитие эмоциональной регуляции у младенцев. Реакция на стрессы зависит от особенностей психологической защиты, которая определяется типом темперамента человека. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики. Тип темперамента зависит от темпа, ритма и интенсивности основных психических процессов. В зависимости от типа темперамента в поведении человека преобладают либо эмоции, либо активность в действиях. Для ребенка очень важно, как на его характеристики реагирует окружение. Все научение, в том числе и справляться со стрессом, идет из семьи. Именно оттуда ребенок берет модель как справляться с разными ситуациями. Для ребенка важна частота и длительность взаимодействия с родителями. Как ребенок понимает речь? До 5 лет он слышит, в первую очередь, не смысл, а интонацию. Сегодня существует много методик, помогающих научить ребенка понимать смысл сказанного. Надо сказать о «сонастройке афффекта», когда ребенок считывает свои эмоции с лица матери. Как реагирует мама на то, что он, например, упал? Если она пугается, то ребенок плачет. Если говорит: «Ничего страшного, иди дальше», то ребенок спокойно встает и идет. С 5 лет дети уже регулируют свои эмоции самостоятельно и не нуждаются в общественной подстраховке со стороны родителей. Ребенок должен научиться понимать собственное состояние «я зол, огорчен» и т.д., опознавать мимические эмоциональные выражения других людей. Решающим фактором в коррекции нарушений психоэмоционального характера является внимание со стороны взрослых. Необходимо уделять больше внимания своему ребенку, помогать ему разобраться в чувствах и эмоциях.
О школьных стрессах и адаптации к школе шла речь в выступлении к.п.н., доцента кафедры педагогики семьи Института детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Маргариты Георгиевны Колесниковой. Психическое напряжение сказывается на здоровье и психике детей и подростков. По сравнению с дошкольниками здоровье школьников значительно ухудшается, чем старше класс, тем больше становится тех, кто имеет нарушения здоровья. Чем старше школьники, тем больше у них распространенность различных хронических заболеваний и функциональных отклонений. Самый сильный – это школьный стресс. Его последствия — агрессивность, пассивное поведение, замкнутость, плохое усвоение материала, возникновение функциональных расстройств нервной системы, развитие психосоматических заболеваний. Докладчик рассказала о биологическом и календарном возрасте детей, о критериях готовности к школе, о специфике подросткового возраста, когда учебная деятельность теряет свое ведущее значение, о школьных факторах риска (стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрасту и возможностям учащихся), о суицидальном поведении подростков, об основных причинах обращаемости за помощью на детский телефон доверия. Особое внимание докладчик уделила вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
Завершал работу семинара доклад «Урок здоровья для обучающихся «Алкоголь и здоровье» к.м.н., врача Городского центра медицинской профилактики Натальи Владимировны Шарафиловой. Докладчик рассказала об особенностях проведения санитарного просвещения среди детей и подростков, отметила, что подавать материал для них лучше в интерактивной игровой форме урока здоровья, а не лекции, подробно остановилась на теме профилактики злоупотребления алкоголем. Специалисты Городского центра медицинской профилактики разработали презентацию урока «Алкоголь и здоровье» для работы со школьниками. Наталья Владимировна познакомила слушателей семинара с этой презентацией, с ее целями и задачами, подсказала, как грамотно ее надо подавать, на чем сделать акцент.
Методические рекомендации Минздрава РФ по реализации проекта в 2019г.
В 2019 году Министерством здравоохранения РФ были разработаны методические рекомендации:
Методические рекомендации «Создание региональных центров организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП)»
СКАЧАТЬ
Методические рекомендации «Реализация проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»
СКАЧАТЬ
Методическое пособие «Эффективная система навигации в медицинской организации»
СКАЧАТЬ
Методические рекомендации «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (2-ое издание)
СКАЧАТЬ
Следуя заветам Боткина и Пирогова
Н.В.Чистякова, А.Д.Петрова
Общероссийский массовый иллюстрированный журнал/№2-2019.-С.45-49
Конкурс «Дети в Музее гигиены»
5 апреля 2019 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась церемония награждения победителей и участников конкурса «Дети в Музее гигиены». Конкурс, организованный Городским центром медицинской профилактики при участии Комитета по образованию и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, проводился в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Музея гигиены.
Задача конкурса — привлечь внимание детской и подростковой аудитории к экспозициям и тематике Музея гигиены с целью повышения знаний учащихся о здоровом образе жизни, развития приверженности детей к культуре здоровья, формирования ответственного отношения к своему здоровью, развития творческих способностей детей.
Свои работы на конкурс ребята могли представлять в номинациях: «Лучший рисунок о Музее (экспозиции) гигиены», «Лучшая статья о Музее гигиены», «Лучший репортаж из залов Музея гигиены». В конкурсе, проходившем с января по апрель, приняли участие 663 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет из 46 школ 16 районов Санкт-Петербурга. Работы ребят оценивало жюри в составе представителей Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Городского центра медицинской профилактики.
Все работы были выполнены замечательно. Очень трудно было выбрать победителей. И вот настал волнительный момент – награждение. Ребята- участники конкурса пришли с родителями, друзьями, педагогами. Радостная атмосфера праздника царила в зале – музыка, смех, воздушные шарики.
С приветственным словом к участникам конкурса обратилась зам. директора Городского центра медицинской профилактики Людмила Васильевна Винтухова: «Задача конкурса – нести знания о здоровье была выполнена. Очень яркое впечатление осталось от статей и интересных видеофильмов». Она поблагодарила всех участников, тех, кто им помогал – педагогов, родителей, и тех, кто поддержал конкурс.
В церемонии награждения приняли участие представители
Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Комитета по здравоохранению, Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по социальной политике, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Исполнительного Комитета регионального отделения партии «Единая Россия», представители муниципальных образований «Васильевский», «Северный», «Прометей», «Озеро Долгое», ОАО «КАРАВАЙ», «Санкт-Петербургский Планетарий», Филиал ФКП «Росгосцирк» «Цирк в Автово», Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева, Музейный комплекс Вселенная воды, Зоологический музей, телеканал «Санкт-Петербург», Мемориальный музей-квартира академика И.П.Павлова. Они поздравили ребят с успешным участием в конкурсе, пожелали им здоровья и творческих успехов.
Вел церемонию награждения заведующий отделом Городского центра медицинской профилактики Юрий Александрович Заозерский. Он зачитал отрывки из статей и наградил специальным призом – авторской фотографией «Восхождение на Эльбрус» участников конкурса в номинации «Лучший репортаж» (7-14 лет). Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Юрьевна Агапитова отметила качество работ: «Все молодцы. Теперь вы можете рассказать о Музее гигиены, о здоровье своим родным и друзьям». Шурыгина Диана Дмитриевна из управления социальной защиты материнства и детства Комитета по социальной политике, вручая награды в номинации «Лучший рисунок о Музее (экспозиции) гигиены, сказала: «Дети, которые рисуют здоровье, радуют всех!». Руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» Владимир Николаевич Носов пожелал ребятам побольше инициативы и здоровья. Заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению ЗакСа СПб Юлия Александровна Мартемьянова заметила, что здоровье надо беречь с детства, хранить его и передавать знания о здоровье своим братьям и сестрам.
Никто не остался без награды — все участники получили дипломы и подарки от спонсоров, а победители — еще и специальные призы от партнеров конкурса. И, по традиции, было сделано множество фотографий на память и все желающие отправились на экскурсию в Музей гигиены.
В зале Музея гигиены была развернута экспозиция работ участников конкурса, в фойе демонстрировались лучшие видеорепортажи.
Распространенность поведенческих факторов риска у студентов медицинских колледжей и техникумов.
Цель: изучить распространенность поведенческих факторов риска (ФР) у учащихся медицинских колледжей и техникумов, приводящих к возникновению хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), снижению смертности.
Задачи:
• выявить распространенность и интенсивность потребление фруктов, овощей и соли в обычном рационе питания;
• определить степень соответствия массы тела человека его росту и возрасту;
• оценить режим дня и уровень физической активности;
• изучить распространенность и интенсивность употребления табачных изделий и алкоголя, масштабы и проблемы пассивного курения.
• оценить источники информации о здоровом образе жизни и степень доверия к ним.
Материалы и методы:
• Выборка, в том числе, квотирование по полу и возрасту как связанным признакам, проведена специалистами Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра численностью 700 человек (при генеральной совокупности 9608 учащихся).
• Исследование проведено в марте — апреле 2018г.
• Сбор данных проводился методом стандартизованного опроса (анкетирования) по месту учебы студентов в 9 медицинских колледжах и техникумах.
• Подростки в возрасте 15-17 лет составили 27,7%, молодежь 18-29 лет — 68,1%, студенты 30лет и старше – 4,1%. 83,7% опрошенных были женщины, 16,3% — мужчины.
• В качестве основы опросника использовалась типовая модель инструмента STEPS ВОЗ. Анкета состояла из 40 вопросов.
• Исследование согласовано с Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, руководителями образовательных учреждений.
Некоторые результаты анкетирования:
1.Употребление фруктов
Только 18,1% опрошенных употребляет фрукты 7 дней в неделю, гендерные отличия отсутствуют.
Представляют интерес ответы студентов разных возрастных групп. В частности, 7 дней в неделю потребляют фрукты 37,9% студентов в возрасте 30 лет и старше, 15,4% молодежи 18-29 лет и 21,1% подростков.
Рис.1. Сколько дней в типичную неделю Вы обычно потребляете фрукты?
Пять и более порций фруктов в день потребляют только 6% опрошенных, без гендерных отличий. 55,9% ежедневно потребляют 1-2 порции фруктов в день (80-160грамм).
Рис.2.Сколько порций фруктов Вы потребляете за один из таких дней?
2 Употребление овощей
Доля студентов, употребляющих овощи 7 дней в неделю, составила 32,5%, в том числе
в возрасте 30 лет и старше 55,2%, каждый третий подросток и молодежь 18-29 лет.
-
Количество дней
15-17
18-29
30 и старше
1-2
9,8
11,2
3,4
3-4
20,1
22,8
24,1
5-6
17,6
24,6
17,2
7
30,9
31,8
55,2
Не знаю
21,6
9,7
0
Табл.1. Сколько дней в неделю Вы обычно потребляете овощи.
3.Отношение к табакокурению
На вопрос «Потребляете ли Вы в настоящее время какие-либо табачные изделия?» «Да» ответили 30% опрошенных, без гендерных отличий.
Рис.3. Потребляете ли Вы в настоящее время какие-либо табачные изделия (по возрасту)?
Большинство (95,5%) опрошенных учащихся начали курить до 19 лет, из них 26,8% – в детском возрасте (до 15 лет). 58,1% начали курить в юношеском возрасте (15-18 лет), т.е. все они начали наносить вред своему здоровью с молодых лет. Только 4,3% респондентов приобрели эту вредную привычку в возрасте 19 лет и старше (табл.2).
|
8-11 |
12-13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 и старше |
Не знаю |
Юноши |
2,5 |
15 |
12,5 |
0 |
27,5 |
2,5 |
20 |
2,5 |
17,5 |
Девушки |
2,1 |
8,9 |
15,1 |
15,6 |
21,4 |
11,5 |
11,5 |
4,7 |
9,2 |
Всего |
2,2 |
9,9 |
14,7 |
12,9 |
22,4 |
9,9 |
12,9 |
4,3 |
10,8 |
Табл.2. В каком возрасте Вы в первый раз закурили?
Подавляющее большинство ежедневных курильщиков (80,6%) употребляет сигареты
промышленного производства. Интенсивность употребления составила 7,5 сигарет в день
На рис.4. представлено количество табачных изделий (промышленных сигарет) потребляемых ежедневно в возрастных группах.
4.Физическая активность
82,4% обучающихся 1 — 4 часов и более занимаются среднеинтенсивной физической нагрузкой, что благоприятно для сохранения и укрепления здоровья.
5.Употребление алкоголя
Половина респондентов относятся к группе лиц с редким или случайным употреблением алкоголя, каждый третий учащийся — умеренно употребляющие алкогольные напитки, 15,3% — систематически употребляющие алкогольные напитки.
6.Режим дня
64% студентов имеют продолжительность ночного сна 7 и более часов ежедневно.
Доля студентов, которые ежедневно проводят время за компьютером свыше 3 часов, составила 74,5%.
7.Источники получения информации о ЗОЖ и степень доверия к ним
78,4% студентов, как источник информации о ЗОЖ, используют интернет. Кроме того, учащиеся отмечают педагогов, родителей, врачей, телевидение, тренера. Наименьшим источником является радиовещание. Наиболее высокая степень доверия к информации, полученной от врачей (65,1%)
Участие в региональной научно-практической конференции ГАОУ ДПО «ЛОИРО» «Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек»
28 марта 2019 года в ГАОУ ДПО «ЛОИРО» состоялась региональная научно-практическая конференция «Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек». Сотрудники СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Заозерский Ю.А. и Панфилова Е.Ю. приняли участие в пленарной части и секции «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики потребления алкогольных напитков и табакокурения» выступили с докладами «Наша цель-создание единого профилактического пространства» и «Урок здоровья — интерактивная форма формирования приверженности детей к здоровому образу жизни». Во время перерыва, Леонова О.Н. с педагогами провела интерактивную игру «Курение и сердце».
Игры «Простые правила здоровья» в Музее гигиены
6, 13 и 19 марта в Музее гигиены состоялись игры «Простые правила здоровья».
Участие принимали команды учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений — школа 491 Красногвардейского р-на, лицей 214 Центрального района, школы 683, 583, 554 Приморского р-на, школа 345 Невского р-на, школы 585 Кировского р-на, школа 484 Московского р-на, школа 89 Калининского р-на, гимназия 278, школа 234 Адмиралтейского р-на, школы 589, 391 Колпинского р-на, лицей 369, 217 Красносельского р-на.
Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни и строения клетки, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и слаженная работа детей при прохождении каждой станции.
Во второй части игры капитаны команд показали свои знания о здоровом образе жизни. Отстаивая команду, капитаны волновались, но собравшись с мыслями, давали правильные ответы.
По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:
6 марта: команда «Appstoreprozdorovie» школы № 491 Красногвардейского района,
13 марта:команда «Т-киллеры» лицея № 214 Центрального района
19 марта:команда «Чистота» гимназии № 278 Адмиралтейского района.
Все команды получили грамоты, победителям — вручена памятная награда.