20 февраля в Городском центре медицинской профилактики для акушеров-гинекологов, психологов родильных домов и женских консультаций состоялся семинар «Организация работы по профилактике и борьбе с вредными привычками у беременных женщин в женской консультации».
К.м.н., врач-психиатр, старший научный сотрудник отделения лечения психических расстройств, НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева Алексей Александрович Пичиков открыл работу семинара докладом «Табакокурение у беременных женщин: причины и следствия». Он рассказал о химическом составе сигарет и табачного дыма, о токсических свойствах кадмия, вызывающего уродства плода, отметил негативное влияние на организм беременной женщины и плода котинина — метаболита никотина. У курящей женщины развивается зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающейся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. По данным исследователей, во время беременности курит от 15 до 20% женщин, после родов к вредной привычке возвращаются от 60 до 80% женщин. Никотин с седьмой недели беременности начинает накапливаться в кровотоке плода. Таким образом, никотин начинает оказывать негативное влияние на развитие плода с самого начала беременности, вызывая задержку развития плода, отслойку плаценты, преждевременные роды, вплоть до гибели плода. Негативно влияет курение и на саму возможность зачатия, так как функция яичников у курильщиц снижена. Пассивное курение также наносит вред организму беременной и плода. Санитарное просвещение, поведенческая поддержка, фармакотерапия – три компонента успешного прекращения курения. Проведение краткосрочного консультирования приводит к тому, что 10% беременных отказываются от вредной привычки, работа психолога, терапевта приводит к увеличению женщин, отказавшихся от курения.
Об организации наркологической помощи при табачной зависимости рассказала к.м.н., врач-нарколог диспансерно-поликлинического отделения №1, наркологического кабинета Центрального района Юлия Валерьевна Рыбакова. С точки зрения наркологии курение – это хроническое рецидивирующее заболевание. Для постановки диагноза никотиновой зависимости учитывается сам факт курения, уровень мотивации к отказу от курения (линейка готовности), применяется тест Фагерстрема для выяснения тяжести никотиновой зависимости. Нулевая готовность к отказу от курения у беременной подозрительна на наличие других зависимостей. Докладчик рассказала о рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, об этапах формирования табачной зависимости, о синдроме отмены, о подходах к организации медицинской помощи лицам, употребляющим табачные изделия, о заместительной терапии при никотиновой зависимости, отметив, что это «терапия уменьшения вреда».
Акушер-гинеколог женской консультации №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №32» Петроградского района Екатерина Борисовна Хиврич подробно осветила тему работы женской консультации по профилактике потребления табака и защите здоровья беременной женщины и плода от воздействия табачного дыма. Количество курящих женщин в России растет. В случае беременности мы имеем двух курящих пациентов – женщину и плод. Если для женщины курение – это ее осознанный выбор, то ребенок такого выбора не делал. При этом он должен будет расплачиваться за вредную привычку матери всю свою жизнь. Докладчик говорила об особенностях консультирования беременных по отказу от курения. Надо обязательно акцентировать внимание на то, что курение негативно влияет на течение беременности, в частности, увеличивая риск преждевременной отслойки плаценты на 25-65%; на развитие плода, повышая на 20-70% риск врожденных пороков сердца. Следует объяснять вред пассивного курения, приглашать на консультацию курящего партнера.
Опытом работы «Школы помощи бросающим курить» на базе Центра здоровья поделилась психолог Татьяна Александровна Трегубова. Она говорила о целях, задачах, планах занятий и формах работы школы, дала конкретные рекомендации специалистам по поводу мотивации отказа от курения – какие приводить доводы. Докладчик отметила, что все рекомендации должны быть адресные и в каждом случае упор надо делать на разное. Для начала стоит выяснить, что для человека значит курение, что он получает, выкуривая сигарету – сдерживает ли он таким образом гнев и раздражение, расслабляется, добавляет уверенности при коммуникации и т.д. Так, если у человека «сигарета – это радость», то надо найти ему другое безопасное «удовольствие»; если «сигарета – ритуал», когда курильщик делает первую затяжку сразу после утренней чашки кофе, то надо разорвать эту связь, убрав и кофе, заменив его на чай, сок; если «сигарета – это расслабление», то стоит научить его медитировать, выполнять расслабление по методу Джекобсона.
Медико-генетическое консультирование, диагностика наследственной и врождённой патологии
21 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялось занятие городского лектория «Молодожены! Это важно!». Тема занятия — «Медико-генетическое консультирование, диагностика наследственной и врождённой патологии». Слушателями лектория были семейные пары, планирующие беременность, психологи, социальные работники, работающие с беременными женщинами. Занятие провел к.м.н., врач- генетик высшей категории, член Российского и Европейского общества генетики человека, член консультативной группы РАМН, специалист по пренатальной диагностике СПб ГБУЗ «Родильный дом №17» Михаил Михайлович Селиванов.
Он отметил, что «генетический груз» населения на протяжении многих лет остается постоянным. Число бесплодных пар – до 25%, моногамные болезни -1%, новорожденные с врожденными пороками развития – 5 — 5,5%. Медико-генетическое консультирование позволяет до и во время беременности определить тип наследования в данной семье и выполняет расчет вероятности риска генетического заболевания, определяет эффективный способ профилактики, позволяет будущим родителям родить здорового ребенка.
Показаниями для проведения медико-генетического консультирования являются: наследственная патология, рождение детей с пороками развития, близкородственные браки, возраст родителей, планирование деторождения, мертворождения, повторные случаи спонтанных абортов, задержка физического или умственного развития, выявление патологии во время скрининга, неблагополучное течение беременности, воздействие известных или возможных тератогенов во время беременности. Особо стоит сказать о возрасте родителей. Чем старше супруг, тем выше риск патологии у ребенка, особенно после 65 лет. У женщин после 35-39 лет увеличивается вероятность рождения детей с множественными пороками развития. Чем старше мама, тем выше риск синдрома Дауна у ребенка.
Принципы скрининга: заболевание должно представлять важную медицинскую проблему, должно существовать лечение заболевания, возможности диагностики и лечения должны быть доступны. Пренатальный скрининг бывает молекулярно-генетический, ультразвуковой, биохимический. Докладчик рассказал о не инвазивных и инвазивных методах пренатальной диагностики, об эффективности различных пренатальных скрининговых тестов, особо остановился на хромосомном микроматричном анализе, позволяющем выявить значительное количество заболеваний, приводящих к умственной отсталости.
Все медико-генетические исследования проводятся строго по показаниям. Их не делают «на всякий случай». Сегодня много говорят о генетическом паспорте. Но в нем отражены «мажорные» мутации, которые распространены в регионе. Например, часто встречается муковисцедоз. Чтобы профилактировать генетические заболевания, желательно знать свою родословную.
После окончания лекции, слушатели отправились на экскурсию в Музей гигиены.
Умей управлять своими эмоциями
26 февраля в лектории «Университет здоровья для взрослых» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Умей управлять своими эмоциями», которое провел медицинский психолог Городского психотерапевтического центра Владислав Сергеевич Иванов.
Что такое эмоции? Зачем они нужны? Эмоция — это импульсивная реакция человека на происходящее в данный момент событие. Является кратковременным состоянием и отражает отношение к событию. Проще говоря, это маркер нашего отношения к миру, к ситуации. Но не надо путать эмоции с чувствами. Чувство — это эмоциональное переживание, отражающее устойчивое отношение человека к окружающему миру, значимым людям и объектам. Чувства не связаны с конкретной ситуацией. А эмоция – это реакция человека на ситуацию.
Психологи выделяют следующие эмоции: радость, тревога, грусть, гнев, отвращение, презрение, удивление, вина, стыд, интерес. Далее идут их разновидности и оттенки. Эмоции могут быть умеренными или бурными, но все они возникают как реакция на внешний или внутренний раздражитель.
Эмоции существуют в человеке на уровне рефлексов.
Чтобы управлять эмоциями, необходимо понимать их природу. Управление эмоциями – это способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого. Надо научится называть эмоции, которые испытываете: я тревожусь, я грущу, я радуюсь.
Стоит признать, что у нас есть и «негативные» эмоции, такие как трусливость, злорадство. Но нельзя делить эмоции на правильные или неправильные. Мы не можем отказаться от эмоций или выбирать, что нам чувствовать. Запомните, нет эмоций, за которые нам должно быть стыдно.
Любые эмоции – это послание, которое нельзя игнорировать. Необходимо проанализировать его и что-то осознать. Задайте себе вопрос: что это за эмоции? В чем их причина? Дайте себе честные ответы на эти вопросы. Ведь за каждой эмоцией стоит какая-то потребность. Так, грусть – это возможность «замедлить время», подумать о том, что надо изменить. Стыд – это социальная эмоция неуместности. Отвращение – сигнал «мне здесь нехорошо». Обида – это «агрессия» слабого. Презрение испытывают всегда к кому-то. Нельзя отмахиваться от своих эмоций. Их обязательно надо отрабатывать. Если грустно, то стоит погрустить.
Почему важно знать, как управлять своими эмоциями? Сильные эмоции способны добавить в нашу жизнь яркие краски, но в то же время они же могут негативно повлиять на наше здоровье и психику. Так, постоянные негативные эмоции способствуют разрушению отношений с окружающими и являются причиной многих заболеваний как психологического, так и физического характера. Способность контролировать эмоции начинается с осознания и принятия любых своих эмоций. Нельзя одномоментно научиться управлению и контролю. Для этого необходимо время. Один из способов снижения уровня эмоций – метод расслабления по Джекобсону, работающий за счет прислушивания к ощущениям напряжения и расслабления в теле. Кстати, слушатели прямо на занятии попробовали на практике этот метод.
Февральские игры «Простые правила здоровья» в Музее гигиены
12, 19 и 27 февраля 2019 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Простые правила здоровья», в которой приняли участие команды учащихся восьмых классов общеобразовательных учреждений — школа 504 Кировского р-на, школа 197 и 163 Центрального района, Гимназия при Русском музее, школы 5, 15, 19, 21 Василеостровского р-на, гимназии 11, 586 Василеостровского р-на, школы 600, 246, 440 Приморского р-на и школа 260 Адмиралтейского р-на.
Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, строения клетки, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и слаженная работа детей при прохождении каждой станции.
Во второй части игры капитаны команд показали свои знания о здоровом образе жизни. Отстаивая честь команды, капитаны волновались, но собравшись с мыслями, давали правильные ответы.
По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:
12 февраля: команда «Витаминки» школы № 197 Центрального района,
19 февраля: команда «Витаминки» школы № 15 Василеостровского района
27 февраля: команда «Профилактика» школы № 600 Приморского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.
Стартовый семинар «Бережливые технологии в медицинской практике» с участием представителей «Росатом»
21 февраля в рамках реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» состоялся стартовый семинар на тему «Бережливые технологии в медицинской практике» с участием представителей Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом».
ИТАР-ТАСС — пресс-конференция к 100-летию Городского центра медицинской профилактики
19 февраля в Санкт-Петербургском региональном информационном центре состоялась пресс-конференция, посвященная развитию санитарного просвещения, продвижению здорового образа жизни и 100-летию Музея гигиены.
О роли медицинской профилактики, гигиеническом воспитании и обучении рассказали врио директора Городского центра медицинской профилактики Людмила Винтухова, главный специалист отдела по вопросам демографии и гендерной политики Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Павел Линчак, главный внештатный специалист по питанию детей Комитета по здравоохранению, д.м.н., профессор Елена Булатова, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Ирина Бубликова, главный внештатный специалист-психотерапевт Комитета по здравоохранению, д.м.н., профессор Владимир Курпатов, глава муниципального образования «Васильевский» Игорь Фигурин, Андрей Ким, профессор, д.м.н., главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 37», представители Комитета по образованию.
Людмила Винтухова познакомила участников пресс-конференции с историей создания музея и Городского центра медицинской профилактики, рассказала о специальной программе, приуроченной к юбилею музея. Музей гигиены зародился из гигиенической выставки. Сегодня он продолжает традиции просветительной работы по сохранению здоровья, уделяя особое внимание детской аудитории. Разработанные сотрудниками музея интерактивные игры и занятия рассчитаны на детей дошкольного и школьного возраста, вписываются в экскурсионный маршрут Музея гигиены. От «монологического» характера работы мы перешли на «диалоговый», интерактивный. Акции, квесты, конкурсы, проводимые в залах Музея гигиены – все это пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Все экскурсоводы музея – врачи. Это наша «изюминка». Юбилейные мероприятия воплощают концепцию формирования здорового образа жизни и направленны на внедрение и распространение гигиенической культуры, гигиенических и поведенческих навыков, способствующих предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья, повышению качества жизни. 21-22 июня в рамках юбилея пройдет конференция «Медицинская профилактика: вчера, сегодня, завтра». Если 100 лет назад актуальной была профилактика инфекционных заболеваний, то сегодня – неинфекционных. Ежегодно Городской центр медицинской профилактики проводит более 200 мероприятий по актуальным вопросам здравоохранения, участвует в «Ночи музеев». «Мы не лечим людей, мы учим их быть здоровыми» — таков по-прежнему наш девиз.
Павел Линчак отметил, что знания о сохранении здоровья интересует каждого человека, роль этих знаний будет со временем возрастать. В ближайшее время в Санкт-Петербурге будут открыты дополнительные кабинеты профилактики, на базе Городского центра медицинской профилактики заработает Центр здоровья, куда сможет обратиться каждый житель за знаниями о здоровом образе жизни.
«В последние годы были приняты серьезные программы в области детства, в которых абсолютный приоритет – профилактика. Вопросами сохранения здоровья надо заниматься с раннего детства и на протяжении всей жизни. Для всех возрастов надо находить приемлемые формы подачи. Работа по формированию здорового образа жизни должна быть эффективной. Ее надо сделать интересной, увлекательной, модной», — сказала Елена Булатова.
Владимир Курпатов поблагодарил Городской центр медицинской профилактики за сотрудничество и подчеркнул, что вопросы профилактики в медицине – тема актуальная. И особую актуальность она приобретает в вопросах психопрофилактики и психогигиены. Горожане сегодня нуждаются в помощи психотерапевтов, нехватка которых явно ощущается.
Ирина Бубликова отметила тесное сотрудничество образовательных медицинских учреждений с Городским центром медицинской профилактики, где постоянно проводятся различные мероприятия для студентов и преподавателей, для среднего медицинского персонала.
От всех спикеров в адрес Музея гигиены прозвучали слова поздравления. Игорь Фигурин вручил грамоту врио директора ГЦМП Людмиле Винтуховой «За активное сотрудничество Музея гигиены и Городского центра медицинской профилактики с муниципальными организациями».
Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний
18 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов образовательных организаций состоялся семинар «Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний».
Докладом «Профилактические осмотры как основной инструмент диспансеризации — основа настоящего и будущего здоровья детей» открыла работу семинара главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 118» Калининского района Елена Геннадьевна Щербакова. Диспансеризация — это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, система научно-обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий. Одним из инструментов диспансеризации является проведение профилактических осмотров. К мероприятиям по диспансеризации относятся: диспансерный учёт и систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей всех возрастных групп; организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий; пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, активная борьба с вредными для здоровья привычками; профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболеваний; систематический анализ качества и эффективности диспансеризации.
Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. В формировании здоровья детей участвуют следующие важнейшие факторы: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка, осложнения беременности и родов; социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, уровень образования родителей, доход семьи, психологический климат в семье); эпидемиологические; экологические; факторы учебного процесса. В различные возрастные периоды развития ребенка идет преобладание тех и иных факторов риска, в зависимости от этого, согласно нормативным документам, для каждого возрастного периода имеется план проведения диспансеризации, включающий в себя осмотр определенных специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований, направленный на раннее выявление и профилактику заболеваний. В возрасте до года преобладающими факторами являются здоровье и возраст родителей, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний, из социальных — характер семьи и образование родителей, из заболеваний в данном возрасте преобладают болезни нервной системы и врожденные заболевания.
В дошкольном возрасте к данным факторам добавляются жилищные условия, посещение детских дошкольных учреждений (ДДУ), режим питания. Из заболеваний в данном возрасте преобладают респираторные заболевания, анемии.
В школьном возрасте к вышеперечисленным факторам добавляются неблагоприятные факторы учебного процесса, такие как: нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, несоблюдение режима дня и режима занятий, нерегламентированное использование технических средств обучения в школе и дома, нарушение режима питания, снижение двигательной активности.
В младшей школе – нарушения осанки, понижение остроты зрения. При переходе к предметному обучению к данным заболеваниям добавляются заболевания желудочно-кишечного тракта. В подростковом периоде – увеличивается процент детей с патологией органов зрения, заболеваниями костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания, заболевания мочеполовой системы.
Проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возраста позволяет своевременно выявить риск развития заболевания, составить план профилактических и при необходимости реабилитационных мероприятий. При выявлении заболевания — 2-й этап диспансеризации, проведение дополнительных методов исследования, с последующим лечением и реабилитацией.
Основными целями профилактических осмотров являются: сохранение, укрепление и восстановление здоровья; оздоровление окружающей ребёнка среды, условий его быта и учёбы; улучшение физического и нервно-психического развития детей различных возрастных групп; обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития; выявление стёртых форм патологии, ранних стадий заболеваний для своевременного лечения, предупреждения тяжёлых форм и осложнений; лечение и реабилитация больных детей для предупреждения прогрессирования заболеваний.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных ст.20 323-Федерального закона. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Медицинские осмотры несовершеннолетних, в объеме, предусмотренном перечнем исследований, проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования. Медицинские осмотры проводятся Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам медицинских осмотров, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в осмотре. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 323 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю. На основании результатов врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу состояния здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, с оформлением медицинского заключения о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой.
Проводимая в настоящее время диспансеризация детского населения позволяет динамично наблюдать ребенка с рождения и до окончания школы, направлена на раннее выявление рисков развития заболеваний, своевременное предупреждения их, проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, составленных индивидуально для каждого ребенка. Поэтому проведение диспансеризации детей является общей задачей как для родителей ребенка, так и для медицинских работников и педагогов.
О взаимодействии семьи и школы в вопросах сохранения здоровья школьников рассказал д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Григорий Ефимович Гун. Сегодняшняя реальность такова, что дети 15-16 лет могут не дожить до пенсии из-за состояния здоровья. Необходимо объединить усилия медиков, педагогов, родителей с целью сохранения здоровья детей. Заниматься проблемой детского здоровья приходится в постоянно изменяющемся мире. Мы говорим о «компьютерном поколении». В 2009 году было создано новой информации больше, чем за 5000 лет. Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды.
10 наиболее востребованных профессий в 2010 году не существовали в 2004 году. Планшеты появились 7 лет тому назад, айфоны – 10 лет тому назад.
Реализуя «Стратегию развития воспитания в РФ (утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 № 996-р), в качестве одного из основных направлений воспитания предусматривают физическое воспитание и формирование культуры здоровья, включающее формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятия физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – нелегкая задача: знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а придерживаться его – совсем другое. Современный этап развития цивилизации привел к с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до — и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства — вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков. Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более 30 в последние 20 лет, в т. ч. СПИД, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и др.), возвращаются «старые» заболевания (туберкулез, малярия и т. д.). Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Исходя из этих понятий следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь этого он может путем постоянного укрепления своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Кто отвечает за здоровье подрастающего поколения? Государство, семья, школа? Учитывая тот факт, что здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, большая часть ответственности принадлежит семье. Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач. Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.
Произошло значительное увеличение детей с проблемами развития. Рождение здоровых новорожденных за последние годы снизилось с 48% до 26%. В связи с создавшейся ситуацией нездоровья подрастающего поколения необходимы новые формы работы, возникла потребность в специалистах нового поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Более того, за последние 15 лет статистика психических расстройств у детей возрастает: каждый пятый ребенок имеет расстройства психики, каждый 15 употребляет психоактивные вещества (ПАВ), распространенность СДВГ увеличилась на 43%, подростковой депрессии на 37%, частота самоубийств среди детей 10-14 лет на 200%. По данным Всемирного банка 43% мужчин не доживают до 65 лет. Гиподинамия, рафинированное питание. Компьютерное поколение даже падает неуклюже. 211 ребенка погибли на физкультуре. До 86% девушек имеют хронические соматические заболевания. Более половины подростков не соблюдают здоровый образ жизни — хотя, для сохранения и укрепления собственного здоровья половина школьников готовы вести здоровый образ жизни. Семья – это основа государства, основа нашей страны. Именно в семье закладываются главные ценности, с которыми человек идет всю свою жизнь. Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности. Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: «Пока молод – можно все». С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны. При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
Врач по гигиене детей и подростков ДПО № 21 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 23 Кировского района Любовь Олеговна Купрович выступила с докладом «Школа здорового образа жизни. Опыт организации и проведения». Школа была организована в мае 2018 года. Занятия Школы проводятся на базе учебных учреждений в форме лекций, бесед, презентаций. Курс Школы – 5 занятий по 45 минут охватывает основные направления здорового образа жизни. Задачи Школы: популяризация здорового образа жизни, создание негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с различными факторами риска для здоровья, формирование навыков по снижению факторов риска, связанных с неправильным образом жизни.