10 октября в Городском центре медицинской профилактики (далее — ГЦМП) для заведующих отделениями организации медицинской помощи несовершеннолетним
в образовательных организациях; психологов образовательных организаций и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; социальных педагогов состоялась конференция «Охрана психического здоровья детей и подростков», приуроченная к Всемирному Дню психического здоровья.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась специалист отдела координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Дзаттиати Зарина Руслановна: «Всемирный День психического здоровья был учрежден в 1992 году по инициативе Всемирной организации психического здоровья. В России его отмечают с 2002 года. Проводимый 10 октября Всемирный День психического здоровья -это повод напомнить общественности о проблемах психического здоровья и мобилизовать усилия в поддержку укрепления психического здоровья населения. Девиз Всемирного дня психического здоровья 2023 г. - «Психическое здоровье – одно из универсальных прав человека». Каждый имеет право на наивысший достижимый уровень психического здоровья, право на защиту от факторов риска нарушений психического здоровья, доступную и качественную медицинскую помощь. Вопросы охраны психического здоровья несовершеннолетних являются важнейшими вопросами современного здравоохранения.
Открыл работу конференции доклад «Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков» д.м.н., главного внештатного детского психиатра Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующего кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Гречаного Северина Вячеславовича. Обсессивно-компульсивное расстройство является довольно распространенным расстройством в детском и подростковом возрасте. Оно характеризуется наличием обсессий (навязчивых мыслей) и компульсий (ритуалов или навязчивых действий). Большинство случаев ОКР начинаются в подростковом возрасте. Пики ОКР приходятся на 11 лет и 20-25 лет. Классификация МКБ-10 различает ОКР с навязчивыми мыслями и ритуалами, ОКР только с ритуалами и ОКР только с навязчивыми мыслями. Происхождение ОКР на протяжении многих лет связывалось с воздействием преимущественно внешних (психогенных) факторов, расстройство включалось в группу невротических и определялось как невроз навязчивых состояний. Клиническая картина расстройства весьма разнообразна и может быть различной у пациентов, имеющих этот диагноз. К основным клиническим проявлениям относят следующие: навязчивые страхи; навязчивые мысли контрастного содержания, «социально неприемлемые», мысли о том, что может подчиниться агрессивному импульсу и убить кого-то или нанести повреждения, мысли «запретные», «хульного» содержания, мысли сексуального содержания; навязчивая потребность в симметрии; навязчивое желание ничего не выбрасывать. Нередкими являются сочетания ОКР и тиков, включая синдром Туретта, ОКР и СДВГ, ОКР и депрессивного расстройства, ОКР и других расстройств обсессивно-компульсивного спектра — трихотиломании и навязчивых действий, связанных с повреждением кожи. Оценка степени выраженности симптомов ОКР основывается на субъективных жалобах самого ребёнка и его родителей, клиническом интервью и использовании шкал. Лечение ОКР подразумевает сочетание психофармакологических средств и психотерапии (преимущество отдаётся когнитивно-поведенческой терапии). При лёгких формах возможно только применение КПТ без фармакологического вмешательства. В среднем только после одиннадцати месяцев терапии при ОКР наблюдается эффект от терапии. 60-90% пациентов с ОКР имеют то или иное сопутствующее расстройство. С.В.Гречаный затронул также темы негативных последствий ОКР, «предболезненных» навязчивых состояний; рассказал о взглядах психиатров различных эпох на проблему навязчивых состояний.
О роли Телефона доверия в профилактике кризисных состояний у детей и подростков рассказал медицинский психолог Отделения телефона доверия СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения детей «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Романов Алексей Михайлович. Лектор рассказал об истории создания детского телефона доверия, о задачах и принципах работы. Отделение «Телефон доверия» предназначено для оказания психологической, психотерапевтической, психиатрической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия имеет два номера – федеральный — 8 800-2000-122 и городской — 576-10-10. Одновременно работают до шести линий. Телефон работает круглосуточно, анонимно, бесплатно. Были приведены результаты подробного анализа обращений несовершеннолетних за последние 3 года. Наиболее частые причины обращений – проблемы с общением, трудности адаптации (социальной, семейной, школьной). «Суицидальные» обращения составляют 1-2% от всех обращений на телефон. К сожалению, наблюдается тенденция к росту. Так, в 2020 г было зафиксировано 382 звонка по теме суицида, в 2021 – 606, в 2022 г. – 738. А.М.Романов подробно остановился на наиболее популярных мифах о суициде и их опасности.
Завершил работу конференции доклад «Работа врача-психотерапевта Центра восстановительного лечения детей. Примеры из практики» врача-психотерапевта ЦВЛД СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр № 85» Коневой Людмилы Ивановны.
Людмила Ивановна остановилась на истории создания Центра: Центр восстановительного лечения был основан в 1977 г. как самостоятельное учреждение, а в 2004 г. вошел в состав КДЦ № 85. Людмила Ивановна рассказала о задачах центра, кадровом составе, диагностическом оснащении, о методах реабилитационного лечения. Основной акцент был сделан на работе психотерапевта, в частности, на успешном использовании метода песочной терапии. На первом месте по количеству обращений к психотерапевту стоят дети и подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; на втором – подростки 15-16 лет с тревожными расстройствами, расстройством поведения; на третьем – с ситуационно обусловленными невротическими реакциями, фобиями, паническими атаками. Лектор привела примеры используемых техник и методик в работе с детьми, подчеркнув преимущество метода моделирования ситуации в песочнице.
Доклады вызвали большой интерес у присутствующих на конференции, докладчики ответили на многочисленные вопросы аудитории.
Меню
Перейти к содержимому- Главная
- Музей гигиены
- Населению
- Специалистам
- Библиотека
- РЦК