Профилактика суицидального поведения у подростков и молодежи

23 сентября в Городском центре медицинской профилактики для педагогов, психологов, социальных педагогов колледжей, техникумов, училищ состоялся семинар «Профилактика суицидального поведения у подростков и молодежи».
Открыла работу семинара заведующая медицинской библиотекой ГЦМП Наталья Викторовна Чистякова. Она сделала обзор новинок литературы (учебников, пособий) по суицидологии.
С докладом «Профилактика суицидального поведения у детей и подростков» выступила Мария Александровна Насиковская, психолог отделения социально-психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района Санкт-Петербурга». Суицид молодеет. Уже в 7-9 лет дети начинают задумываться о суициде. Особо опасный возраст для суицида – 15-19 лет. Основная причина суицида – социальная дезадаптация. Суицид – это девиантная форма поведения. Суицид — намеренное, целенаправленное и осознанное прекращение собственной жизни. Суицид рассматривается как способ избегания непереносимой ситуации, акт аутоагрессии или призыв о помощи. Суицид завершенный-смерть в результате нанесенных самому себе повреждений с намерением умереть. Суицидальные мысли — это мысли о самоубийстве или излишняя озабоченность самоубийством. Суицидальные мысли могут появляться эпизодически и быстро проходить, а могут стать этапом формирования суицидального поведения. Формы суицидального поведения: внутренняя (психологическая), внешняя, суицидальные намерения. Виды суицидального поведения: истинное, шантажно-демонстративное (псевдосуицид), непрямое(косвенное). Косвенное суицидальное поведение – это отсутствие осознания последствий своего поведения. Это может быть экстрим в спорте, противоправное, делинквентное поведение. Здесь всегда есть вторичная выгода «пожалейте меня». Стадии суицидального поведения: 1 стадия – возникают вопросы о смысле жизни и смерти (суицидальные мысли), 2 стадия – замысел – разработка плана суицида, 3 стадия –суицидальное намерение и суицидальная попытка, 4 стадия – постсуицидальный кризис. Большинство суицидников повторяют попытки в течение полугода. Общая цель всех суицидов – это поиск решения, когда старый способ не работает, это последнее бегство от проблем. Поведенческие признаки могут проявляться как единично, так и сочетаться. Это требует серьезного внимания окружающих, проведения доверительной беседы с предложением поддержки и помощи.
Вербальные признаки возможной суицидальной угрозы: должны насторожить высказывания подростка о своей беспомощности, вине, зависимости от других и невозможности противостоять негативным обстоятельствам. Усугубляют это угрозы, разговоры или шутки о желании умереть. Последний признак – сообщение о конкретном плане суицида требует экстренного вмешательства, систематического сопровождения близкого человека и обращения за консультацией к психиатру. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Докладчик дала рекомендации по профилактике суицидального поведения. Первичная профилактика суицида включает в себя: создание благоприятного учебного климата в классе; участие в пресечении травли/ буллинга; участие в формировании и деятельности службы медиации в образовательном учреждении (Медиация — способ разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора.); наблюдение за изменениями в поведении учащихся и если появились некоторые признаки суицидальной угрозы или признаки депрессии, то проведение беседы с подростком; информирование самого подростка, его родителей о возможной психологической и/или медицинской помощи. В случае экстренной ситуации необходимо обратиться в специальные службы для предотвращения суицида – на телефон экстренной психологической помощи, в центры помощи для детей и подростков.
«Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения обучающихся» — такова была тема доклада преподавателя, педагога-психолога высшей категории СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана» Марии Михайловны Сагайдачной. Самоубийство есть осознанное, намеренное лишение себя жизни. Его  следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя: суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, суицидальные намерения, акт суицида.
Направления, по которым ведётся работа в образовательном учреждении: выявление, коррекция (реабилитация) обучающихся «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении; пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
оптимизация межличностных отношений в образовательном учреждении.
К группе риска можно отнести обучающихся, у которых: сложная семейная ситуация,
проблемы в учебе и в учебном заведении (конфликт, буллинг), мало друзей, либо их отсутствие, нет устойчивых интересов, хобби, есть семейная история суицида. которые перенесли тяжелую утрату. Необходимо отметить личностные особенности группы риска: склонность к депрессиям, другие заболевания; негативные установки. Также в группе риска учащиеся употребляющие алкоголь, наркотики, переживающие ссору со значимым человеком, жертвы насилия (буллинг, кибербуллинг), попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений (например, аниме).
Основные профилактические мероприятия в учебном заведении: информирование;
активизация личностных ресурсов; организация ЗОЖ; тренинги; освещение проблем, приводящих к социальной дезадаптации; специализированная служба; телефон доверия и (или) сайт для анонимного обращения. Важнейшие задачи профилактики суицидального поведения — формирование позитивного адаптивного мышления и повышение стрессоустойчивости. Докладчик познакомила с быстрыми техниками для снижения тревоги и техниками, способствующими формированию адаптивного мышления и повышению стрессоустойчивости.
В заключение прозвучали ответы выступающих на многочисленные вопросы аудитории.