Семинар «Полиэтиологичность гриппа: задачи терапии и профилактики»

5 сентября 2018г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Полиэтиологичность гриппа: задачи терапии и профилактики». Его слушателями стали врачи эпидемиологи, главные и старшие акушерки родильных домов, женских консультаций, главные и старшие медсестры детских поликлиник и поликлинических отделений. С докладом выступила доктор медицинских наук, заведующая отделением респираторных вирусных инфекций ФГБУ «НИИ гриппа им. А. А. Смородинцева» Ольга Ивановна Афанасьева.
Грипп всегда выделялся из всех вирусных инфекций. Заболеть им рискует каждый в любое время года. Респираторные вирусы циркулируют в популяции круглогодично. Победить грипп никогда не удастся, так как вирус постоянно изменяется (мутирует). Часто мы сталкиваемся с заболеванием, когда в организме присутствуют два и более штамма этого возбудителя.
Наиболее часто поражаемые вирусом гриппа органы — трахея, носоглотка, сосуды. «Эволюция» банальной простуды — от насморка до отита, синусита, пневмонии, менингита. В основе патогенеза заболевания полости носа – отек слизистой оболочки, возникающий вследствие вирусной инфекции, бактериального воспаления или аллергической реакции на респираторные аллергены. Застой секрета в полости носа, отек слизистой приводит к воспалению и развитию очагов инфекции в пазухах носа и нижележащих дыхательных путей (трахея, бронхи). Для малышей насморк – это трагедия из-за возрастных особенностей строения носоглотки.
Основные задачи терапии ОРЗ у детей — уменьшение воспаления, облегчение отхождения патологического секрета из носа, придаточных пазух, нижних дыхательных путей, подавление репликации вирусов и бактерий, восстановление микрофлоры ЖКТ, профилактика антибиотико- ассоциированной диареи, восстановление мукоцилиарного клиренса. Приоритет всегда отдается комбинированной терапии. Лектор отметила ряд лекарственных препаратов, рекомендуемых при гриппе.
Говоря о гриппе у детей, надо сказать о синдроме усталости после перенесенной вирусной инфекции. У детей после перенесенных ОРЗ наблюдается астеническое состояние: слабость, адинамия, безразличие к окружающей обстановке, утомляемость при выполнении программ обучения постинфекционные астеновегетативные нарушения, эмоционально-поведенческие расстройства (повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, гиперестезии, расстройства сна). Нельзя после болезни сразу отправлять детей в детсад или школу. Стоит подержать ребенка дома еще несколько дней после выздоровления, так как детский организм еще очень уязвим.
Если говорить о профилактике гриппа, то основной способ – вакцинация. Цель вакцинации при использовании существующих гриппозных вакцин – это не полная ликвидация гриппа, как инфекции, а снижение заболеваемости и смертности от гриппа и от его осложнений, от обострения и отягощения сердечно-сосудистых заболеваний и другой хронической патологии.
Кого надо прививать против гриппа? В первую очередь необходимо прививать людей старшего возраста от 60 лет, людей, проживающих в социальных учреждениях, лиц, страдающих заболеваниями эндокринной системы (диабет), нарушениями обмена веществ (ожирение), болезнями системы кровообращения (ГБ, ИБС), дыхательной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма), хроническими заболеваниями печени и почек, а также беременных женщин (только инактивированными вакцинами), лиц, часто болеющих острыми респираторными вирусными заболеваниями, детей старше 6 месяцев, посещающих дошкольные образовательные организации и находящихся в организациях с постоянным пребыванием, школьников, медицинских работников, работников образования, сферы обслуживания, транспорта и воинские контингенты.
Каковы же основные направления профилактики ОРЗ у детей? Это повышение функциональных возможностей организма ребенка (витаминопрофилактика, фитопрофилактика, использование в питании минеральных комплексов, закаливание, массаж, гимнастика), использование технологий интерферонопрофилактики. Важно также повышение роли родителей в реализации профилактических мероприятий в формировании здоровья, понимания зависимости здоровья ребенка от взрослого, отчетливого представления, что необходимо делать для оздоровления и развития ребенка в ближайшее и отдаленное время, повышение информированности родителей, снятие психоэмоционального напряжения и психологическая помощь родителям. В комплекс профилактических мероприятий входит создание оптимальных условий для развития ребенка
(санитарно-гигиенические условия окружающей среды, режим дня, в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка, рациональное питание, создание благоприятного психологического микроклимата в семье).