Гигиенические основы сохранения и укрепления здоровья учащихся при обучении в цифровой образовательной среде

18 октября в Городском центре медицинской профилактики для ответственных за медицинскую профилактику в детских поликлиниках, заведующих отделениями организации медицинской помощи в образовательных организациях (далее — ООМПНОО), врачей и медицинских сестер ООМПНОО, врачей по гигиене детей и подростков, социальных педагогов, преподавателей и руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялся семинар «Гигиенические основы сохранения и укрепления здоровья учащихся при обучении в цифровой образовательной среде».
Открыл работу семинара заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Юрий Александрович Заозерский. Он отметил, что тема сохранения и укрепления здоровья учащихся касается всех – родителей, педагогов, медицинских работников, так как уровень хронической заболеваемости школьников за последние годы существенно возрос. В ранговой структуре хронической заболеваемости детей и подростков болезни глаза и его придаточного аппарата занимают одно из ведущих мест.
О гигиенических основах сохранения и укрепления здоровья учащихся при обучении в цифровой образовательной среде шла речь в выступлении ассистента Кафедры гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены ГБОУ ВПО «СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова» Петровой Натальи Александровны. Актуальность темы обусловлена широкой цифровизацией российской образовательной среды.
Электронно-информационная образовательная среда (далее — ЭИОС) или цифровая образовательная среда (далее – ЦОС) – совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся. Компонентами ЦОС являются: техническое/электронное/цифровое средство обучения (ноутбук, компьютер, планшет, интерактивная доска или панель), педагогические технологии, цифровой образовательный контент.
Докладчик подробно остановилась на нормативных требованиях к электронным средствам обучения и соответствии этим требованиям. В частности, речь шла о технических и санитарных регламентах, имеющихся в каждой школе. Особое внимание было уделено требованиям к организации дистанционного обучения. При организации ЭИОС должны соблюдаться следующие гигиенические принципы. Во — первых, техническое оснащение, используемое в образовательном процессе школьников, должно обеспечивать безопасные условия обучения в очном и дистанционном форматах. Для этого следует использовать только сертифицированные электронные средства обучения (далее — ЭСО); не допускать использование запрещенных ЭСО (смартфоны); использовать ЭСО с гигиенически рациональными техническими характеристиками; использовать ЭСО с матовой поверхностью; интерактивная доска (далее – ИД) должна быть пассивной (без проектора). При применении активных ИД проецирующее устройство должно быть ультракороткофокусного типа. Во — вторых, условия использования ЭСО должны обеспечивать офтальмоэргономичные условия для очного и дистанционного форматов обучения.
Рекомендуется размещать ИД по центру фронтальной стены с соблюдением всех регламентированных расстояний, что позволит обеспечить зону зрительного комфорта для большинства учащихся; соблюдать оптимальные условия световой среды в учебном помещении (закрывать шторы/жалюзи и отключать софиты); при дистанционном формате обучения освещение в комнате, где используется ЭСО, должно быть естественным, искусственным общим и искусственным местным (относительно ведущей руки); при организации ДО проводить беседы с родителями о правильной позе и рабочем месте учащегося в домашних условиях. В — третьих, учебный контент, подаваемый на экраны ЭСО, должен отвечать требованиям офтальмоэргономичности (шрифтовое, цветовое, иллюстративное, слайдовое оформление), возрастным, психофизическим особенностям учащихся. При создании собственного учебного контента соблюдать рекомендуемые требования к офтальмоэргономичности — шрифтовое, цветовое, иллюстративное, слайдовое оформление. При демонстрации учебного контента необходимо учитывать трудность урока и вид деятельности. Обучение в дистанционном формате должно состоять преимущественно с бумажными носителями информации. Четвертый принцип: расписание занятий должно учитывать продолжительность использования ЭСО и вид выполняемой деятельности. Расписание занятий дистанционного формата должно учитывать время пребывания ребенка за ЭСО при обучении и выполнении домашнего задания. При составлении расписания занятий в очном формате следует учитывать необходимость использования ЭСО в образовательном процессе. Необходимо проводить обучение родителей гигиенически рациональной среды в домашних условиях (рабочее место, рабочая поза, световая среда). Не использовать ИД во время перемен. Зрительный анализатор детей должен отдыхать.
Ответ на вопрос: «Как сохранить зрение ребенка в условиях цифровой образовательной среды?» прозвучал в докладе кандидата медицинских наук, доцента кафедры офтальмологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, врача-офтальмолога высшей квалификационной категории Корелиной Виктории Евгеньевны. Технический прогресс прочно вошел в нашу жизнь. Девайсы (компьютер, планшет, телефон) и гаджеты (наушники, мышка, игровая приставка) запрещать бессмысленно. Говоря о проблемах зрения, надо отметить, что дело не в самих девайсах, а в возрастании зрительной нагрузки вообще из-за увеличения объема и скорости потребления информации. Девайсы играют не первую роль. Тогда в чем дело? В наследственности — если у одного из родителей есть миопия, то у ребенка значительно возрастает риск ее развития. В правильной полной коррекции зрения. Как понять , что ребенок плохо видит? Он низко наклоняется к книге, тетради, телефону, прищуривается при чтении, садится боком к телевизору. Нужен ежегодный осмотр офтальмолога. Необходима коррекция аметропий (близорукости, дальнозоркости и астигматизма), причем с раннего детского возраста и на протяжении всей жизни (очки или линзы). Размер девайса имеет значение. Выбираем более крупный экран, располагаем его подальше от глаз. Нельзя использовать телефон для дистанционного обучения; не рекомендуется долго смотреть по телефону мультипликационные и художественные фильмы и т.д. Надо учитывать длительность нагрузки на глаза. Урок – 45 минут, а перемена — для движения! Необходимо делать перерывы для отдыха глаз. Нагрузка на глаза должна быть дозированной. Глазам необходим дневной свет. Необходимо следить за освещенностью, контролировать контрастность, яркость, цвет экрана и шрифта девайса. Не забывайте моргать, чтобы не развился синдром «сухого глаза».
Что можно сделать для профилактики? Необходимо соблюдать расстояние от глаз до тетради, книги, телефона, планшета: 30-33 см (от пальцев до локтя); до компьютера: 60-70 см (расстояние вытянутой руки). Для отдыха требуется после каждых 20 минут зрительной нагрузки на 20 секунд переводить взгляд вдаль (дальше 5 метров). Если говорить о зрительной гимнастике для глаз, то полезно упражнение с «меткой на стекле», которое нужно выполнять в очках/линзах. На расстоянии 30 см от глаза на оконном стекле ставится точка. Ребенок смотрит на эту точку, а затем переводит взгляд на расположенные за окном вдалеке предметы.
Здоровье глаз напрямую связано с уровнем освещенности и количеством УФ. При дефиците УФ миопия прогрессирует. Самой эффективной профилактикой близорукости сегодня считают ежедневные прогулки на свежем воздухе в дневное время, в любую погоду, длительностью не менее часа. В осенне-зимний период, когда света мало, необходимо следить за освещенностью (выбирать лампы мощностью 100 Вт или светодиодные 12-22 Вт); за коэффициентом пульсации света через камеру телефона — если изображение мигает, значит светодиодная лампа пульсирует и не пригодна. Полезно использовать «умный» свет с постепенным увеличением яркости и переходом к более теплому режиму вечером. При работе на компьютере яркость экрана должна равняться яркости освещения в помещении. Светящиеся экраны в темноте опасны распадом зрительного пигмента. Цвет фона экрана рекомендуется белый, шрифт черный. Категорическое «нет» черному экрану! Отдельное внимание необходимо уделить особенностям питания ребенка. В частности, дефицит белка в рационе приводит к уменьшению прочности соединительной ткани, растяжению глаза, прогрессированию близорукости, снижению иммунитета. Еще один важный момент — нужные для оптимальной работы сетчатки глаза вещества усваиваются ночью, поэтому, необходимо исключить ночное использование гаджетов. Отход ко сну у детей должен быть в 22.00.
Педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Максим Олегович Лебедев в своем выступлении рассказал о результатах проведенного исследования «Влияние цифровой среды на социальные установки учащихся». В ходе исследования рассматривалось отношение к ЦОС, переживания учащихся по поводу ЦОС. Был сделан следующий вывод: в условиях ЦОС происходит конфликт ценностных установок; сокращается опыт выстраивания отношений с другими людьми; процент усвоения информации при компьютерном обучении снижается.