В Городском центре медицинской профилактики14 марта 2016 года для педагогов и медицинских работников детских поликлиник состоялся семинар: «Санитарно-эпидемиологическое состояние средних общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, его влияние на здоровье учащихся. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в условиях средних общеобразовательных учреждений».
В докладе «Санитарно-гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды и их влияние на здоровье обучающихся» ведущий специалист Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Л.А.Филиппова привела перечень факторов,которые приводят к нерациональной организации режима обучения и оказывают негативное влияние на организм ребёнка. Это физическая гиподинамия и длительные статические нагрузки, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, речевой аппараты; недостаточный уровень знаний о своем здоровье и возможностях его сохранения собственными силами. В целях минимизации влияния приведённых факторов на здоровье школьника необходимо соблюдение в общеобразовательных организациях санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. По итогам замеров, проведённых Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, удельный вес детских и подростковых учреждений, не соответствующих санитарным правилам и нормам по результатам измерений искусственной освещённости, параметров микроклимата, шума, за последние десять лет значительно снизился.
Профессор кафедры профилактической медицины и охраны здоровья Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова И.Ш. Якубова в докладе «Пути оптимизации условий и режима обучения школьников в общеобразовательных организациях» отметила следующее. В последние десять лет первичная заболеваемость детей во всех возрастных группах имеет тенденцию роста. При этом вклад факторов внутришкольной среды в заболеваемость значителен: организация учебного процесса – 55%, эколого – гигиеническая характеристика места расположения школы – 39%, физическое воспитание – 14%.
Оптимизация уровня санитарно-эпидемиологического благополучия школы может быть эффективной. Так, коррекция организации учебного процесса и эколого-гигиеническое оздоровление микросреды школы могут привести к снижению уровня патологической поражённости на 25%, коррекция учебной нагрузки может снизить уровень морфофункциональных отклонений у школьников на 14%. В целях профилактики переутомления детей рекомендовано планирование режима дня детей в школе, продолжительность ночного сна должна быть не менее 9 часов, питание – пятиразовое, ежедневные пребывание на открытом воздухе не менее 2-х часов и занятие физкультурой или спортом не менее 1,5 часов, работа за компьютером не более 1,5 часов, обязательно чередование статистических и динамических компонентов видов деятельности.
Школа, содействующая сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривает проблемы здоровья и образования во взаимосвязи, обеспечивая целостный подход к их решению, заботится о здоровье и благополучии всех сотрудников школы, налаживает активное сотрудничество с родителями, делает мероприятия по укреплению здоровья неотъемлемым компонентом школьной жизни, создает безопасную и предрасполагающую к обучению школьную обстановку.
В докладе «Гигиеническое обучение как основа формирования здорового образа жизни обучающихся» Е.Ю.Панфилова, врач по гигиеническому воспитанию Городского центра медицинской профилактики, перечислила основные принципы проведения профилактических мероприятий в деятельности образовательных организаций, это – непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года, формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий, интеграция оздоровительных мероприятий в образовательный процесс. При условии соблюдения приведённых принципов в процессе гигиенического обучения детей осуществляется формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, а также содействие воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.