Нейробиология адаптивности при психической травме у детей и подростков. Что надо знать психологу.

7 декабря в Городском центре общественного здоровья и медицинской профилактики для психологов медицинских и образовательных организаций состоялся семинар «Нейробиология адаптивности при психической травме у детей и подростков». Его провела доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии СПб государственного университета, президент Евразийского консорциума по травматическому стрессу и психической травме, научный руководитель ИКЦ «Психометрика» Защиринская Оксана Владимировна.
Ведущая представила в своих материалах сведения, касающиеся психологических и нейробиологических механизмов формирования последствий травматического стресса и меры профилактики. Лектор упомянула о важности понимания анатомии и физиологии мозга при работе с клиентом. Оксана Владимировна рассказала о процессе травматерапии, отметив, что нет четкой схемы, чтобы понять, как на человеке отразились травматические события и куда надо направить процесс восстановления (выздоровления). Лектор представила свою книгу «Преодоление травматического стресса». Это рабочая тетрадь, клинические протоколы, программа действий для работы психолога, собранные под одной обложкой. Многие методики из этой книги она прокомментировала, привела конкретные примеры из собственной практики.
Пережившему психическую травму нужна информация, разъяснительная работы, чтобы знать, что с ним произошло и происходит относительно самой травмы и ее последствий. Человеку важно верить, что рядом находится близки и специалисты, способные понять его состояние, так как он сам не в состоянии принимать взвешенные решения. Тело и разум приспосабливаются к ужасу, страху, боли с помощью целого ряда изобретательных решений, позволяющих обеспечить подобие стабильности и контроля. Эта его адаптация усиливается со временем, превращаясь в помеху для здоровых отношений с самим собой и окружающими, заставляя все время держаться настороже. Страх в свою очередь ограничивает отношения и свободу действий. Травмированный мозг, запрограммированный годами «дурного обращения» перестает функционировать при каждом воздействии триггера. Пережившим психотравму гораздо труднее находиться в режиме «здесь и сейчас». Дети и взрослые одинаково забывают свои психотравмы.
Человек при психической травме утрачивает способность вспоминать психотравмирующее событие в словах. Он вспоминает его физически и эмоционально, начинает беспричинно болеть. Подавленные переживания редко сохраняются в памяти в форме четко связанного сюжета, который возможно описать. Запоминаются телесные ощущения, эмоции, напряжение, ступор, смятение. Специальные области мозга (лимбическая система, миндалевидное тело, префронтальная кора, гиппокамп) помогают пережить человеку опасные моменты.
Лектор рассказала о некоторых заблуждениях психолога при работе с психотравматизированными детьми и взрослыми, о модели и признаках структурной диссоциации, об аддиктивном и саморазрушительном поведении, употреблении сильнодействующих и наркотических средств при психотравме. Остановилась на работах американского психолога Джанины Фишер «Трансформация живого наследия травмы».
Это был интересный интерактивный диалог для специалистов. Оксану Владимировну долго не отпускали после выступления, задавая многочисленные вопросы по собственной психогигиене, по организации работы с пациентами и т.д.