17 февраля 2014г.
«Суициды в подростковом возрасте. Профилактика, распознавание, правильные действия»

17 февраля 2014 г. в «Городском центре медицинской профилактики» состоялся семинар для педагогов образовательных учреждений, медицинских работников детских поликлиник, школьных врачей на тему «Суициды в подростковом возрасте. Профилактика, распознавание, правильные действия». На семинаре с сообщением на данную тему выступил И. К. Шац, д.м.н., профессор ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Суицид (самоубийство) – это крайнее выражение кризисной ситуации, невыносимой душевной боли, в которой живет человек, целью которого является сообщение о своем намерении, поиск решения выхода из создавшейся ситуации. Чаще всего его совершают подростки, находящиеся в состоянии стресса, страдающие депрессией, наркотической и алкогольной зависимостями, психическими заболеваниями, а также талантливые, неординарные люди, не вписывающиеся в общество.

Суициды – признак цивилизации, это длительная тяжелая депрессия, а причины их совершения подростками различны: разрывы романтических отношений, развод или смерть родителей, моральное или физическое давление со стороны сверстников, семьи, учителей, низкая самооценка, смерть домашнего животного и др. Признаки (ключи к суициду): вербальные, поведенческие, ситуационные. Наличие 3-4 признаков и наличие плана действий у подростка говорит о большой вероятности суицида.

Действия взрослых: сохранять спокойствие, говорить искренне, не отталкивать подростка; не предлагать того, что вы не в состоянии гарантировать. Необходимо убедить подростка, что есть место и человек, готовый ему помочь, показать, что вы хотите поговорить с ним о его чувствах, не осуждая его при этом. Надо объяснить, что во время стресса решения, которые мы принимаем, порой неправильные, надо успокоиться, попить чаю, обдумать создавшуюся ситуацию, обсудить ее с близким человеком. «Кто готов обсуждать, тот не хочет умирать». Далее следует оценить существующие ресурсы: помогут ли семья, друзья, доступна ли психологическая помощь, можно ли справиться со стрессом. Если резервов мало, то риск возрастает. Существует антисуицидальный барьер: привязанность к близким, зависимость от общественного мнения, наличие планов на будущее.

Профилактика суицидов: в семье и школе необходимо знать об особенностях подросткового периода, о взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками; делегировать подростку права вместе с ответственностью. Выявлять детей группы риска. Осуществлять подготовку врачей и учителей по данной проблеме, обеспечить преемственность в работе между различными службами. Проявлять больше внимания и душевного тепла к детям в сложный период взросления. Необходимо, чтобы в каждой школе имелась информация об экстренной психологической помощи с указанием номера телефона.