Цифровая зависимость как поведенческая аддикция человека от цифровых устройств (смартфонов, компьютеров, навигаторов, умных часов и т.д.) характеризующаяся неконтролируемым желанием функционировать (работать, взаимодействовать, учиться, коммуницировать и др.) только в виртуальном пространстве, детерминирует нарушения как на психофизическом, социальном, так и индивидуально-психологическом уровнях и может привести к десоциализации личности, ухудшению его физического и психологического здоровья.
Интернет и цифровая зависимость не являются психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-11), однако, в МКБ-11, как частные случаи цифровой зависимости, уже включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр.
Проблема цифровой зависимости является максимально актуальной для детей и подростков, угрожая нормальному развитию базовых навыков: моторики, речи, когнитивных и социальных способностей. Наряду с этим существует мнение о цифровой зависимости как факторе развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Сегодня необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения при использовании гаджетов и поддержка этого направления на государственном уровне.
В вопросе изучения цифровой зависимости отечественные и зарубежные исследователи идут по пути накопления эмпирических данных и их понимания. На сегодняшний день еще не создано единой методологии исследования цифровой зависимости, как и не существует устоявшегося и признанного всеми определения цифровой зависимости, нет ее единых критериев, не разработано устоявшейся типологии пользователей по степени выраженности и т.д.
Обзор научной литературы показал, что больший интерес исследователей вызывают поиск определения цифровой зависимости, её предпосылки, условия, причины появления, связи с другими явлениями, формы проявления, симптомы, последствия, а также характер потребляемой информации, гендерные различия в поведении и т.п.
Исследование масштаба распространённости цифровой зависимости как фактора риска в популяции и в отдельных её половозрастных группах представлено мало, в основном среди подростков и молодёжи, и делается на разных основаниях.
Так, исследователи Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. делают упор на оценке мотивации (развлечение или учёба) и абсолютного времени использования Интернета.
Существующие признанные тесты на Интернет-зависимость (Кимберли Янг, Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот, CIAS) делают упор на самооценке человеком своих ощущений от использования Интернета и его последствий. Недостатком указанных тестов является то, что они появились в условиях отсутствия широкого распространения смартфонов и развития приложений для обмена сообщениями – «мессенджеров».
Нами разработан подход, основанный на современном сочетанном с цифровой зависимостью поведении, ежедневных привычках, которые человек, вероятно, сможет оценить и описать точнее без привязки к социально одобряемому поведению.
Анкета содержит 2 общих (пол, возраст) и 10 специальных вопросов, с разных сторон характеризующих использование цифрового устройства. На начало 2025 года тестирование прошли 784 человека.
Дата проведения опроса: июль 2023 – декабрь 2024 года.
Выборка была подвергнута стратификации по полу и возрасту, в результате чего в работе остались 392 анкеты, доверительный интервал составил ±4,95% (p<0.05).
Всего было выделено 4 степени «зависимости»: зависимость отсутствует, лёгкая, средняя и высокая степени зависимости.
В результате анализа полученных ответов, опасения, приведшие к появлению интереса в изучении данного вопроса, подтвердились: среднюю и высокую степень зависимости от цифровых устройств имеют более половины всех граждан (таб.1):
Доля граждан с высокой и средней степенью цифровой зависимости, %
Таблица 1.
Доля респондентов среди всех опрошенных |
|||
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
Оба пола |
0-17 |
56,1 |
70,0 |
63,0 |
18-35 |
71,4 |
80,3 |
75,9 |
36-50 |
51,7 |
60,3 |
56,0 |
51-65 |
45,0 |
25,0 |
35,0 |
66-80 |
14,3 |
28,6 |
21,4 |
ИТОГО |
57,7 |
64,8 |
61,2 |
Высокую степень зависимости показали 11,5% от всех респондентов, более – среди женщин — 14,3%.
Наибольшая доля высокой и средней степени цифровой привязанности приходится на молодых людей от 18 до 35 лет — 75,9% (17,7% — высокая степень) среди респондентов данной группы, максимальный уровень среди девушек – 80,3%, на втором месте – дети 0-17 — 63,0% (13,6% — высокая степень).
При более детальном распределении по возрасту пик увлечённости цифровыми устройствами приходится на 25-29летний возраст – 82,9% среди всех респондентов данной группы (рис.1).
Доля граждан с высокой и средней степенью зависимости от «гаджетов», %
Рис. 1.
В целом, уточнение распространённости данного фактора риска требует большего набора материала для анализа и дальнейшего изучения.
Средняя и, тем более, высокая степени зависимости означают: пользование устройством в течение дня постоянно при любой возможности или, по крайней мере, часто; нередкое использование телефона в ситуации, когда это неуместно и отвлекает от выполнения рабочих или учебных задач; пренебрежение безопасностью при передвижении; пренебрежение комфортом окружающих; пренебрежение правильным режимом отдыха и сна.
Опасность средней и высокой степени пользования гаджетом состоит в следующем: информационная перегруженность мозга, при этом никакая, даже полезная, информация не усваивается; отсутствие полезных для здоровья интересов (физкультура, общение, хобби), что увеличивает стрессовое состояние; отсутствует полноценный отдых и, главное, сон; появление или усугубление проблем со здоровьем: зрение, осанка, психическое состояние; нарушение пищевого поведения как в сторону переедания, так и астенизации.
В результате появляются высокие риски снижения качества выполняемых рабочих, учебных задач, увеличения влияния факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.
Для детей в их процессе развития чрезмерное увлечение гаджетами наиболее губительно и означают дополнительно: замедленное развитие речи, моторики; повышенная возбудимость, тревожные расстройства, эмоциональное выгорание, неврозы и депрессивные состояния; проблемы с социализацией и развитием эмоционального интеллекта; сложности с учёбой, снижение внимания и ухудшение памяти; остеохондроз, сколиоз, нарушение кровообращения в шейном отделе и головные боли; проблемы со сном.
Безусловно, тест не ставит окончательный диагноз в какой бы то ни было степени, и, всё же, может служить ориентиром при оценке явления цифровой зависимости как у конкретного человека, так и в изучаемой группе.
Сравнение самооценки респондентов с объективными результатами теста показал, что подавляющее большинство граждан адекватно оценивают свою привязанность к цифровым устройствам – 59,7%, ещё 28,2% оценивают её как более высокую, чем на самом деле, и только 12,1% респондентов считают зависимость слабее объективных данных (таб.2).
Сравнение самооценки и объективного результата прохождения теста на цифровую зависимость (доли от общего числа респондентов, %)
Таблица 2.
Самооценка состояния |
На самом деле, % |
|||
Я считаю, что ЦЗ |
Отсутствует |
Лёгкая |
Средняя |
Высокая |
Отсутствует |
2,1 |
4,7 |
1,6 |
0,8 |
Лёгкая |
0,8 |
13,4 |
3,4 |
0,3 |
Средняя |
0,3 |
15,5 |
34,6 |
1,6 |
Высокая |
0,0 |
0,5 |
11,1 |
9,6 |
Выводы.
Результат оценки поведенческих привычек в обращении с цифровыми устройствами жителей Санкт-Петербурга показал, что цифровой зависимости в опасной мере подвержены более половины населения, особенно среди молодёжи и наиболее остро в возрасте 25-29 лет. В настоящее и в будущее время это грозит снижением эффективности выполняемых рабочих задач, ухудшением условий отдыха и сна, что приведёт к увеличению психологической, социальной напряжённости и проблемам со здоровьем у данных групп людей.
Особенно остро для будущего проблема затрагивает физиологию развития детей и подростков, где неадаптивному потреблению и цифровой зависимости по полученным данным подвержены 65,0% респондентов.
Если для взрослых людей на сегодняшний день применимы только меры самоконтроля, мероприятия цифровой гигиены, то для детей решение проблемы видится в полном запрете цифровых устройств до 7 лет и в существенном ограничении их использования не только на время, но и на характер получаемой информации, в возрасте до 14 лет.
В ближайшем будущем проблема цифровой зависимости потребует эффективных медицинских методик коррекции.
Профилактика цифровой зависимости может заключаться в информировании об ее механизмах, проявлениях, последствиях, диагностических методах; формировании ценностей здорового образа жизни; развитии личностных ресурсов; выработке стратегий высокофункционального поведения; развитии толерантности к негативным социальным влияниям.
Опросник предлагается к широкому использованию как первичный скрининг-тест на наличие цифровой зависимости: