Оценка приверженности использования цифровых устройств населением Санкт-Петербурга

Цифровая зависимость как поведенческая аддикция человека от цифровых устройств (смартфонов, компьютеров, навигаторов, умных часов и т.д.) характеризующаяся неконтролируемым желанием функционировать (работать, взаимодействовать, учиться, коммуницировать и др.) только в виртуальном пространстве, детерминирует нарушения как на психофизическом, социальном, так и индивидуально-психологическом уровнях и может привести к десоциализации личности, ухудшению его физического и психологического здоровья.

Интернет и цифровая зависимость не являются психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-11), однако, в МКБ-11, как частные случаи цифровой зависимости, уже включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр.

Проблема цифровой зависимости является максимально актуальной для детей и подростков, угрожая нормальному развитию базовых навыков: моторики, речи, когнитивных и социальных способностей. Наряду с этим существует мнение о цифровой зависимости как факторе развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Сегодня необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения при использовании гаджетов и поддержка этого направления на государственном уровне.

В вопросе изучения цифровой зависимости отечественные и зарубежные исследователи идут по пути накопления эмпирических данных и их понимания. На сегодняшний день еще не создано единой методологии исследования цифровой зависимости, как и не существует устоявшегося и признанного всеми определения цифровой зависимости, нет ее единых критериев, не разработано устоявшейся типологии пользователей по степени выраженности и т.д.

Обзор научной литературы показал, что больший интерес исследователей вызывают поиск определения цифровой зависимости, её предпосылки, условия, причины появления, связи с другими явлениями, формы проявления, симптомы, последствия, а также характер потребляемой информации, гендерные различия в поведении и т.п.

Исследование масштаба распространённости цифровой зависимости как фактора риска в популяции и в отдельных её половозрастных группах представлено мало, в основном среди подростков и молодёжи, и делается на разных основаниях.

Так, исследователи Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. делают упор на оценке мотивации (развлечение или учёба) и абсолютного времени использования Интернета.

Существующие признанные тесты на Интернет-зависимость (Кимберли Янг, Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот, CIAS) делают упор на самооценке человеком своих ощущений от использования Интернета и его последствий. Недостатком указанных тестов является то, что они появились в условиях отсутствия широкого распространения смартфонов и развития приложений для обмена сообщениями – «мессенджеров».

Нами разработан подход, основанный на современном сочетанном с цифровой зависимостью поведении, ежедневных привычках, которые человек, вероятно, сможет оценить и описать точнее без привязки к социально одобряемому поведению.

Анкета содержит 2 общих (пол, возраст) и 10 специальных вопросов, с разных сторон характеризующих использование цифрового устройства. На начало 2025 года тестирование прошли 784 человека.

Дата проведения опроса: июль 2023 – декабрь 2024 года.

Выборка была подвергнута стратификации по полу и возрасту, в результате чего в работе остались 392 анкеты, доверительный интервал составил ±4,95% (p<0.05).

Всего было выделено 4 степени «зависимости»: зависимость отсутствует, лёгкая, средняя и высокая степени зависимости.

В результате анализа полученных ответов, опасения, приведшие к появлению интереса в изучении данного вопроса, подтвердились: среднюю и высокую степень зависимости от цифровых устройств имеют более половины всех граждан (таб.1):

Доля граждан с высокой и средней степенью цифровой зависимости, %

Таблица 1.

 

Доля респондентов среди всех опрошенных

 Возраст

Мужчины

Женщины

Оба пола

0-17

56,1

70,0

63,0

18-35

71,4

80,3

75,9

36-50

51,7

60,3

56,0

51-65

45,0

25,0

35,0

66-80

14,3

28,6

21,4

ИТОГО

57,7

64,8

61,2

 

Высокую степень зависимости показали 11,5% от всех респондентов, более – среди женщин — 14,3%.

Наибольшая доля высокой и средней степени цифровой привязанности приходится на молодых людей от 18 до 35 лет — 75,9% (17,7% — высокая степень) среди респондентов данной группы, максимальный уровень среди девушек – 80,3%, на втором месте – дети 0-17 — 63,0% (13,6% — высокая степень).

При более детальном распределении по возрасту пик увлечённости цифровыми устройствами приходится на 25-29летний возраст – 82,9% среди всех респондентов данной группы (рис.1).

Доля граждан с высокой и средней степенью зависимости от «гаджетов», %

Рис. 1.

soc_fdibihnqewr9nbefrfgwgvwe1

 

В целом, уточнение распространённости данного фактора риска требует большего набора материала для анализа и дальнейшего изучения.

Средняя и, тем более, высокая степени зависимости означают: пользование устройством в течение дня постоянно при любой возможности или, по крайней мере, часто; нередкое использование телефона в ситуации, когда это неуместно и отвлекает от выполнения рабочих или учебных задач; пренебрежение безопасностью при передвижении; пренебрежение комфортом окружающих; пренебрежение правильным режимом отдыха и сна.

Опасность средней и высокой степени пользования гаджетом состоит в следующем: информационная перегруженность мозга, при этом никакая, даже полезная, информация не усваивается; отсутствие полезных для здоровья интересов (физкультура, общение, хобби), что увеличивает стрессовое состояние; отсутствует полноценный отдых и, главное, сон; появление или усугубление проблем со здоровьем: зрение, осанка, психическое состояние; нарушение пищевого поведения как в сторону переедания, так и астенизации.

В результате появляются высокие риски снижения качества выполняемых рабочих, учебных задач, увеличения влияния факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.

Для детей в их процессе развития чрезмерное увлечение гаджетами наиболее губительно и означают дополнительно: замедленное развитие речи, моторики; повышенная возбудимость, тревожные расстройства, эмоциональное выгорание, неврозы и депрессивные состояния; проблемы с социализацией и развитием эмоционального интеллекта; сложности с учёбой, снижение внимания и ухудшение памяти; остеохондроз, сколиоз, нарушение кровообращения в шейном отделе и головные боли; проблемы со сном.

Безусловно, тест не ставит окончательный диагноз в какой бы то ни было степени, и, всё же, может служить ориентиром при оценке явления цифровой зависимости как у конкретного человека, так и в изучаемой группе.

Сравнение самооценки респондентов с объективными результатами теста показал, что подавляющее большинство граждан адекватно оценивают свою привязанность к цифровым устройствам – 59,7%, ещё 28,2% оценивают её как более высокую, чем на самом деле, и только 12,1% респондентов считают зависимость слабее объективных данных (таб.2).

Сравнение самооценки и объективного результата прохождения теста на цифровую зависимость (доли от общего числа респондентов, %)

Таблица 2.

 

Самооценка состояния

На самом деле, %

Я считаю, что ЦЗ

Отсутствует

Лёгкая

Средняя

Высокая

Отсутствует

2,1

4,7

1,6

0,8

Лёгкая

0,8

13,4

3,4

0,3

Средняя

0,3

15,5

34,6

1,6

Высокая

0,0

0,5

11,1

9,6

 

Выводы.

Результат оценки поведенческих привычек в обращении с цифровыми устройствами жителей Санкт-Петербурга показал, что цифровой зависимости в опасной мере подвержены более половины населения, особенно среди молодёжи и наиболее остро в возрасте 25-29 лет. В настоящее и в будущее время это грозит снижением эффективности выполняемых рабочих задач, ухудшением условий отдыха и сна, что приведёт к увеличению психологической, социальной напряжённости и проблемам со здоровьем у данных групп людей.

Особенно остро для будущего проблема затрагивает физиологию развития детей и подростков, где неадаптивному потреблению и цифровой зависимости по полученным данным подвержены 65,0% респондентов.

Если для взрослых людей на сегодняшний день применимы только меры самоконтроля, мероприятия цифровой гигиены, то для детей решение проблемы видится в полном запрете цифровых устройств до 7 лет и в существенном ограничении их использования не только на время, но и на характер получаемой информации, в возрасте до 14 лет.

В ближайшем будущем проблема цифровой зависимости потребует эффективных медицинских методик коррекции.

Профилактика цифровой зависимости может заключаться в информировании об ее механизмах, проявлениях, последствиях, диагностических методах; формировании ценностей здорового образа жизни; развитии личностных ресурсов; выработке стратегий высокофункционального поведения; развитии толерантности к негативным социальным влияниям.

Опросник предлагается к широкому использованию как первичный скрининг-тест на наличие цифровой зависимости:

https://forms.yandex.ru/cloud/6452618902848f14a9f1777a/