Семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей»

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей» для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи, врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Туфатулин Газиз Шарифович,  к.м.н.,  главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ познакомил участников семинара с современными возможностями диагностики и коррекции слуха у детей.
Для начала докладчик напомнил о терминологии. Так врач-оториноларинголог (ЛОР) – специалист, занимающийся диагностикой, медикаментозным и хирургическим лечением заболеваний уха, горла и носа. Врач-сурдолог-оториноларинголог – «узкоспециализированный ЛОР» — специализируется на диагностике и лечении нарушений слуха и равновесия. Врач-сурдолог-протезист – «узкоспециализированный сурдолог» специализируется на подборе, настройке слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов. Аудиолог – за рубежом – специалист по диагностике слуха и слухопротезированию. Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.
Как измеряется слух? Методом тональной пороговой аудиометрии, являющимся золотым стандартом диагностики. В норме человек слышит звуки в диапазоне 0-25дб. Различают тугоухость: легкой степени, когда человек не слышит шелеста листвы, пение птиц, некоторые фонемы, поэтому имеет проблемы с разборчивостью речи; при умеренной степени пациент не слышит половину от сказанного; при тяжелой степени с пациентом надо говорить очень громко, чтобы он нас понимал, такой пациент нуждается в слуховой коррекции; при глубокой степени восприятие речи невозможно. Различают следующие типы тугоухости: кондуктивная и сенсоневральная, которую делят на периферическую, слуховую нейропатию и центральные слуховые расстройства. Бывают и смешанные формы тугоухости. Кондуктивная тугоухость поддается лечению и полному восстановлению слуха. Она связана с наличием различных препятствий в слуховом аппарате (отит, серная пробка). Сенсоневральная тугоухость связана с потерей чувствительности к звукам.
Каковы же причины тугоухости у детей? Они разнообразны: генетические факторы, инфекционные и вирусные заболевания, использование лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом, токсикозы беременности, тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода, глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель), переношенность (гестационный возраст более 41 недели), низкая масса тела при рождении, врожденная патология челюстно-лицевого скелета, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия , острые и хронические отиты, аденоидиты, синуситы, травмы головы. У пациентов с сенсоневральной тугоухостью могут наблюдаться следующие проблемы: ухудшение восприятия тихих звуков, дискомфортное восприятие громких звуков, недостаточная разборчивость речи в тишине, очень плохая разборчивость речи в шуме, сложности в локализации источника звука, психологические проблемы (замкнутость, подозрительность, депрессия, стресс) и социальные проблемы (трудности в трудоустройстве). Слух должен быть восстановлен до 2-3 лет с помощью коррекции и лечения, тогда прогноз будет благоприятен и ребенок заговорит. Если слух не восстановить до 5 лет, то ребенок вряд ли сможет нормально заговорить. Поэтому диагноз «нарушение слуха» необходимо поставить как можно раньше. Для этого скрининг проводят еще в роддоме на третьи сутки жизни ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии. В детской поликлинике после выписки из роддома также проверяют слух. Если выявляются нарушения или есть факторы риска по тугоухости, то ребенка направляют на углубленное обследование в детский сурдологический центр. Там для диагностики слуха у детей применяются объективные методы, которые чаще всего проводятся у детей до 3 лет, во сне или под наркозом (импедансометрия, регистрация отоакустической эмиссии, регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга) и субъективные методы, работающие у детей с 6 месяцев, требующие участия ребенка (6 мес.-1,5 года — стандартная тональная аудиометрия при воздушном и костном проведении, с 1,5 лет -игровая аудиометрия, с 4-5 лет — аудиометрия в звуковом поле, речевая аудиометрия, сурдопедагогическая оценка слуха). Диагноз должен быть подтвержден и субъективными, и объективными методами. У детей есть особые слуховые потребности. Они изучают, познают язык и не имеют возможности «заполнить пробелы» в тех случаях, когда отдельные звуки или слова не слышны, как это происходит у взрослых. Им необходимо обеспечение слышимости всего фонематического ряда и тихих звуков. Большую часть времени дети слышат речь других детей или женщин, она имеет больший высокочастотный компонент, нежели мужская речь. Им важно обеспечить слышимость высокочастотных звуков. Дети нуждаются в лучших акустических условиях для понимания речи, чем взрослые и испытывают большие сложности понимании тихой речи, речи в условиях шума. При использовании коррекции слуха с помощью слухового аппарата у детей есть необходимость выбора больших значений усиления, чем для взрослых; уменьшение шума; применение вспомогательных слуховых технологий. Как минимум в первые три года жизни ребенка использование им слухового аппарата контролируется родителями. Есть необходимость обучения родителей правилам эксплуатации и ухода за слуховым аппаратом. Если ребенок использует аппараты, которые не обеспечивают ему слышимости всего речевого диапазона, то он имеет риск отставания в речевом развитии и/или обучении.
Каков же современный подход к абилитации детей с тугоухостью?
Во-первых, это медицинский (медико-технический) компонент: постановка диагноза по слуху – до 4 мес., слухопротезирование – до 6 мес. кохлеарная имплантация (глухие дети) — с 8 мес.., стволомозговая имплантация – с 2-х лет.
Во-вторых, психолого-педагогический компонент: занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, языка, речи и др.; психологическая поддержка и обучение родителей. Если раньше основная задача абилитации была – предотвращение развития и коррекция вторичных нарушений, то сегодня основная задача – создание условий для нормального развития. Цель слухопротезирования – обеспечить ребенку с тугоухостью возможность доступа к звукам окружающей среды, в частности, речи, настолько, насколько это возможно в конкретном случае. Цель детского слухопротезирования – минимизация негативного влияния тугоухости на слухоречевое развитие и академическую успеваемость.
Лектор подробно остановился на возможностях современного слухопротезирования, на типах и устройстве слуховых аппаратов, рассказал об этапах слухопротезирования, о правилах адаптации к слуховым аппаратам, о показаниях к кохлеарной имплантации, о вспомогательных слуховых технологиях, о пилотном проекте по массовому обследованию слуха у учащихся школ Санкт-Петербурга, о работе Детского сурдологического центра, где состоит в настоящее время на учете в 2 645 детей, инвалидов – 1 233, после кохлеарной имплантации – 380 (билатеральной – 77), выдается слуховых аппаратов ежегодно – 100 штук, о том, как попасть на прием в Центр.

28.02. Семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин, как превентивная мера онкологических заболеваний»

В 2019-2021 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Я есть и я буду»
28 февраля 2020 года, в 14-00 часов в Городском центре медицинской профилактики (ул. Итальянская д. 25, (ст. м. «Гостиный двор»), для акушеров-гинекологов, психологов женских консультаций состоится семинар: «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин, как превентивная мера онкологических заболеваний».

Программа
14.00-14.30 «Профилактика, диагностика и раннее выявление рака шейки матки», Смирнова Ольга Алексеевна, к.м.н., врач онколог, ст. н. сотрудник, НИИ онкологии им Н.Н. Петрова
14.30–14.50 «Профилактика, диагностика и раннее выявление рака молочной железы», Чиж Игорь Александрович, к.м.н., онколог-маммолог, заведующий Университетским Маммологическим Центром ПСПбГМУ им.акад. И.П. Павлова
14.50–15.10 «Принципы скрининга и раннего выявления онкологических заболеваний у женщин, основные ошибки практикующих врачей», Шило Полина Сергеевна, врач онколог, программный директор образовательного проекта «Высшая школа онкологии»
15.10-15.30 «Организация психологической помощи женщинам с онкологической патологей», Кондратьева Кристина Орхановна, онкопсихолог, НИИ онкологии им Н.Н. Петрова
15.30-16.00 «Генетический паспорт человека и риск онкологических заболеваний», Глотов Олег Сергеевич, кандидат биологических наук, начальник сектора клинико-генетических исследований СПб ГБУЗ «Городская больница №40»

Заозерский Юрий Александрович
Тел. 571-34-55

26.02. Занятие в клубе «Надежда» для женщин, перенесших онкологическое заболевание молочной железы.

Начало в 17.00.
Место проведения – Городской центр медицинской профилактики (Итальянская, дом 25)
Программа занятия
1. Лекция «Изменения в классификации и критериях установления инвалидности при злокачественных новообразованиях, с учетом внесения изменений в законодательство РФ».
Лектор: Кароль Елена Викторовна, заместитель руководителя Главного бюро МСЭК по Санкт-Петербургу Минтруда России.
2. Лекция «Нарушения мочеиспускания и методы лечения. О реабилитация пациентов с онкологическими заболеваниями»
Лектор: Борисов П.С., .к.м.н. врач-онколог СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Исп.тел. 314-28-04 , Тимохина И.И.

26.02. Лекция «Кладовая природы на службе здоровья. Лекарственные растения в лечении и профилактике болезней органов пищеварения» в лектории для населения «Университет здоровья

Начало в 14.00.
Место проведения — Городской центр медицинской профилактики (Итальянская.25)
Лектор – к.м.н. доцент Мартинсон Татьяна Гербертовна

Исп. Швецова Т.П.
571-65-01

19.02. Научно-практическая Конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и противодействие противоправным посягательствам: Семья – Улица-Социальные сети – Интернет»

Начало в 10.00
Место проведения — Городской центр медицинской профилактики ул. Итальянская улица, д. 25

ПРОГРАММА
10.00-10.10 Открытие конференции.
10.10-10.45 «Особенности и проблемы психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и их коррекция»
Добряков И.В., ст. н. с. научно-организационного отдела ФГБУ «НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ, к.п.н.
10.40 -11.15 «Преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией и половой неприкосновенностью несовершеннолетних и молодёжи»
Горьковая И.А., заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ, д.п.н., профессор; профессор кафедры психологии человека института Психологии РГПУ им. А.И. Герцена
11.15-11.35 «Формысексуальных преступлений в сети интернет в отношении несовершеннолетних»
Армер Л.А., психолог, руководитель проекта РОО «Молодёжная служба безопасности», общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге
11.35-12.00 Кофе-брейк. Свободное общение.
12.00-12.30 P.S. «Формы сексуальных преступлений в сети интернет в отношении несовершеннолетних».
Армер Л.А., психолог, руководитель проекта РОО «Молодёжная служба безопасности», общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге
12.30-13.00 «Интерактивные методы профилактики рискованного поведения подростков. Опыт СПб ГБУЗ Центра «Ювента»
Ипполитова М.Ф., главный врач Городского консультативно-диагностического Центра для детей «ЮВЕНТА» (репродуктивное здоровье), к.м.н.
Кононова Т.А., руководитель психолого-психотерапевтической службы
13.00-13.20 «Факторы психосексуального здоровья подростков, живущих с ВИЧ с рождения»
Сафонова П.В., к.п.н., СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
13.20-13.40 ««Роль дерматовенерологической службы Санкт-Петербурга в профилактике ИППП среди детей и подростков»
Петунова Я.Г., к.м.н., заведующая Городским организационно-методическим консультативным отделом по дерматовенерологии;
Школьникова Т.В., к.м.н., СПб ГБУЗ «Городской кожно-венерологический диспансер»
13.40-14.00 «Содержание и особенности мер по противодействию спросу, порождающему сексуальную эксплуатацию женщины и ребенка»
Журавлёв В.А., д.и.н., к.ю.н, профессор,Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия;
Тарасова Ю.Н., к.п.н., доцент, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия
14.00-14.30 «О практике надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия преступлениям в отношении детей»
Качанова О.Б.,начальник отдела Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, старший советник юстиции
14.00-15.00 Подведение итогов. Обмен мнениями. Вопросы и ответы.
15.00-15.30 Экскурсия по Музею гигиены Городского Центра медицинской профилактики.

Исп. Заозерский Юрий Александрович,тел.571-34-55

17.02. Семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой».

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей, кроме изменённой реакции на звук, может быть нарушение речевого и психического развития. Инструментальная диагностика тугоухости у детей многообразна. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы психологической реабилитации детей.
В Городском центре медицинской профилактики 17 февраля 2020 года, в 14.00 часов состоится семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой» для заместителей директоров по воспитательной работе; педагогов, в том числе социальных педагогов; психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП; руководителей служб здоровья образовательных организаций.
Программа семинара:
14.00-14.20 «Обследование слуха у детей в условиях амбулаторного приёма детской поликлиники», Генералова Ольга Васильевна, врач-оториноларинголог высшей категории, врач-сурдолог высшей категории Районного специализированного реабилитационного центра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», детское поликлиническое отделение №3 Фрунзенского района.
14.20-15.50 «Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии»,  Королёва Инна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ РФ.

Отв. Шарафилова Наталья Владимировна
Тел. 571-34-55

17.02. ЦПК «Актуальные вопросы организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации»

для врачей общей практики/семейных врачей и врачей других специальностей, врачей, врачей терапевтов
Место проведения Городской центр медицинской профилактики (Итальянская, 25)
Цикл проводит кафедра семейной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова в рамках НМО(36 часов).
Регистрация слушателей (прием документов):
17.02. в 9.00. в ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» по адресу: Итальянская, 25 ,1 этаж.

Исп. Швецова Т.П.
571-65-01