10.04
Школа материнства онлайн
Занятие 3

I и II триместры беременности

Занятие ведет:
Кропанева Виктория Валерьевна.
Врач акушер-гинеколог. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук.
Стаж работы 33 года.

Темы занятия:
• Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических
веществ на здоровье плода;
• Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и пр.);
• Режим труда в том числе домашней работы и отдыха;
• Личная гигиена;
• Половая жизнь;
• Медицинские обследования во время беременности;

Ответы на вопросы

Расписание занятий онлайн-школы материнства

09.04
Школа материнства онлайн
Занятие 2

I и II триместры беременности

Занятие ведет:
Замалдинова Гания Равильевна,
медицинский психолог, кандидат педагогических наук, клинический психолог. Стаж работы 33 годa

Темы занятия:
• Как быть хорошей мамой
• Особенности эмоционального состояния беременной и
родильницы;
• Роль мужа и близкого окружения в поддержке женщины после родов

Ответы на вопросы.

Расписание занятий онлайн-школы материнства

Как сохранить зубы здоровыми

10 марта в лектории для населения «Университет здоровья» состоялось очередное занятие на тему «Как сохранить зубы здоровыми». Его провела стоматолог — ортопед Медицинского научного центра ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» Анастасия Сергеевна Пастухова.

Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зуба: коронка, шейка и корень. Если говорить о строении зубных тканей, то оно выглядит таким образом: самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой — эмаль. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула. Дентин – это зубная основа. Он состоит на 28% из органических веществ и на 72% — из неорганических. Внутри дентин имеет полость, которая внутри корней зуба переходит в корневые каналы. Пульпа – это соединительная ткань, имеющая губчатое строение и пронизанная нервами и сосудами. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень. Периодонт – ткани, которые расположены вокруг зуба в зубной альвеоле. Они фиксируют корень зуба в лунке.

Как образуется кариес? Сначала на видимой части зуба образуется зубной налет, затем на него заселяются микроорганизмы. В результате их «жизнедеятельности» образуется кислота, которая разъедает эмаль и образуется кариес. Кариес — заболевание, которое характеризуется образованием дефектов в тканях зуба и его постепенным разрушением. Кариес представляет собой одно из самых распространенных заболеваний. Исследователи утверждают, что каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни обращается к стоматологу по поводу кариеса. По статистике у 98% взрослых людей имеются пломбы на зубах, установленные по поводу кариеса.
В зависимости от распространенности процесса кариес делится на неосложненный и осложненный. Виды неосложненного кариеса: стадия пятна (поверхностное повреждение эмали); поверхностный кариес (более выраженное разрушение эмали, не достигающее границы между эмалью и дентином); средний кариес (кариозный процесс распространяется на эмаль и дентин, формируя кариозную полость); глубокий кариес (патологический процесс достигает пульпы). Виды осложненного кариеса: пульпит (воспаление мягких тканей зуба – пульпы); периодонтит (воспаление тканей, которые окружают корень зуба в лунке). В зависимости от времени возникновения патологического процесса различают первичный кариес, который возникает на здоровом зубе и вторичный кариес, развивающийся под пломбой на зубе, который уже был подвергнут лечению.
Среди причин возникновения кариеса выделяют: действие на зубные ткани продуктов расщепления углеводов и патогенных микроорганизмов, низкий уровень резистентности эмали, плохая гигиена полости рта.
Основные меры профилактики кариеса – тщательное соблюдение правил гигиены ротовой полости и регулярные посещения стоматолога. Если говорить о профессиональной гигиене полости рта, то ее необходимо проводить не реже одного раза в полгода. Это своеобразное «техобслуживание» зубов. Как ее проводят? Снимают твердые отложения (зубной камень), не травмируя эмаль, с помощью ультразвукового скейлинга. Затем идет пескоструйная обработка, снимающая мягкий налет. Заключительный этап гигиены – полировка.
Самое главное условие гигиены в домашних условиях – это регулярность .Гигиенические мероприятия осуществляются при помощи: зубной щетки, зубной нити, зубной пасты, растворов для полоскания рта. Особое внимание надо уделить выбору зубной щетки. Хорошо зарекомендовали себя прямые щетки без выступающих щетинок. Мягкую щетку используем при повреждении эмали, при кровоточивости десен. Жесткая щетка – в исключительных случаях. Оптимальный вариант – зубная щетка средней жесткости. Электрические зубные щетки хороши тем, что никаких механических усилий прикладывать не надо, в них есть индикатор нажима и таймер чистки. Тем, у кого есть проблемы с деснами, можно порекомендовать приобрести ультразвуковую зубную щетку. При коронках, брекетах, протезах для прочистки межзубных промежутков используем монопучковые щетки. Для чистки зубных конструкций на имплантах применяются ершики. Зубные нити – флоссы рекомендуется использовать всем. Хороший уровень гигиены достигается применением аппаратов – ирригаторов, где очищение идет с помощью водяной струи. Зубную пасту выбираем в зависимости от желаемого эффекта. Пасты с фторидом натрия для чувствительных зубов имеют накапливающий эффект. Их не рекомендуют детям. Пасты с лечебными травами хороши для пожилых пациентов, с патологией парадонта, кровоточивостью десен. Пасты и ополаскиватели на основе антисептиков с хлоргексидином нельзя использовать более 1-1,5 месяцев. Пасты с повышенной очищающей активностью, с эзимами (для курильщиков) более грубые и агрессивные. Ими можно пользоваться изредка и непродолжительное время. Отбеливающие пасты не дадут нужного эффекта в домашних условиях. Они осветляют зубы на полтона, внешне это почти незаметно. Применяем их не более 1,5 месяцев. Отбеливание лучше проводить в стоматологическом кабинете.
В качестве профилактических мероприятий для защиты эмали применяют фторлак и двухфазные системы для глубокого фторирования. Детям для защиты от кариеса рекомендуется герметизация фиссур сразу после прорезывания постоянных зубов. В рамках профилактики кариеса стоит использовать конфеты, жвачки с сахарозаменителем – ксилитом, который сильно снижает кариесогенность микроорганизмов в полости рта. Полезна будет реминерализующая терапия – прием препаратов кальция. С профилактической целью – по 2 гр. в сутки 25-30 дней.
За несъемными ортопедическими конструкциями ухаживаем также, как за живыми зубами. Для съемных конструкций (протезов) применяются специальные очищающие таблетки и ультразвуковые ванночки. Чем лучше уход за протезом, тем он долговечнее.
В заключение лекции Анастасия Сергеевна еще долго отвечала на многочисленные вопросы слушателей.

Семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин»

28 февраля в Городском центре медицинской профилактики для акушеров-гинекологов, психологов женских консультаций состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака у женщин, как превентивная мера онкологических заболеваний».
Открыл работу семинара доклад «Скрининг рака шейки матки» к.м.н., врача- онколога, старшего научного сотрудника НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Смирновой Ольги Алексеевны. В мире ежегодно регистрируется 555100 новых случаев рака шейки матки (РШМ). Рак шейки матки – распространенное злокачественное новообразование. К факторам риска развития РШМ относят: раннее начало половой жизни, частую смену половых партнеров; пониженный иммунитет; заболевания, передающиеся половым путем; длительный прием оральных контрацептивов; курение. Основной агент, провоцирующий развитие предрака и рака шейки матки, это онкогенные типы вируса папилломы человека (ВПЧ). На сегодняшний день разработана и внедрена в практику профилактическая вакцина против ВПЧ. Зарегистрированные В РФ на рынке вакцины дорогие и не входят в национальный календарь прививок. В России нет национальной программы скрининга РШМ. В рамках диспансеризации женщины обследуются один раз в три года. Часто пациентки с РШМ обращаются за помощью сами, а не активно выявляются. Основной метод скрининга, применяемый сегодня — цитологическое исследование мазков. Но здесь встречается ложноположительный или ложноотрицательный результат исследования мазка. В этом случае проводится ряд дополнительных исследований, в частности, кольпоскопия с взятием биопсии для гистологического исследования для уточнения диагноза. Новый скрининговый метод – жидкостная цитология. Он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Самый чувствительный метод – ВПЧ-тест, его прогностическая ценность – 99%.
Рак шейки матки находится на одном из ведущих месте в структуре онкозаболеваемости. К сожалению, чаще всего опухоль выявляется на поздних стадиях (около 30% пациентов). Что делать, чтобы повысить выявляемость на ранних стадиях и снизить смертность от РШМ? Внедрять ВПЧ-скрининг (сегодня он не входит в ОМС), проводить вакцинацию против папилломовирусной инфекции, проводить системную профилактику
Темой доклада к.м.н., онколога-маммолога, заведующего Университетским Маммологическим Центром ПСПбГМУ им.акад. И.П. Павлова Чижа Игоря Александровича стали профилактика, диагностика и раннее выявление рака молочной железы. По прогнозам у 1 из 8 женщин в течение жизни разовьется рак молочной железы. В Санкт-Петербурге в период с 2011 по 2018 г. число случаев рака молочной железы увеличилось на 5,6%. Выживаемость при РМЖ составляет в России 64%. Скрининг в России работает недостаточно эффективно. Опухоль около 2 см женщина часто находит у себя сама. Опухоль до 1,5 см можно найти только при маммографическом обследовании. Основной метод диагностики и скрининга – маммография. До 50 лет женщинам маммография показана 1 раз в 3 года, женщины 50-60 лет должны проходить ее ежегодно, с 60 лет – один раз в два года. С 35-40 лет женщине должна быть предоставлена возможность прохождения скрининга. Самый чувствительный и информативный метод – МРТ. УЗИ – метод дополнительной диагностики, а не скрининг. Наиболее информативна она у женщин до 35 лет. При наличии изменений в железе УЗИ рекомендуется делать 2 раза в год. Введение скрининга позволяет определить болезнь на «доклинической» стадии, то есть когда опухоль себя никак не проявляет. Распространенным методом дополнительной диагностики является биопсия. Спектр диагностических возможностей современной медицины достаточно широк. Что касается лечения, то здесь применяется комплекс – хирургическое вмешательство плюс лучевая, химиотерапия. Большое внимание уделяется возможности сохранения молочной железы в процессе лечения рака. При минимальных размерах опухоли выполняются органосохраняющие операции. Если железу приходится удалять, то рассматриваются варианты использования реконструктивной пластической хирургии для достижения косметического эффекта. Профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований молочной железы не только спасают жизнь, но и являются экономически более выгодными мерами, чем лечение запущенных форм рака. Поэтому ближайшая задача – усовершенствование массового скрининга.
О принципах скрининга и раннего выявления онкологических заболеваний у женщин шла речь в докладе врача- онколога, программного директора образовательного проекта «Высшая школа онкологии» Шило Полины Сергеевны. Скрининг – выявление предопухолевых изменений, бессимптомного онкологического заболевания. Его смысл – продление жизни пациента. Докладчик рассказала о «скрининговом окне», о том, что раннее выявление опухоли не гарантирует полного излечения, о том, что чем чаще проводить скрининг, тем выше шанс не пропустить начало заболевания. Но при этом высок риск ложно положительных диагнозов и гипердиагностики. Кому нужен скрининг? Группам риска. На что сегодня есть скрининг? На рак простаты, рак шейки матки, рак молочной железы, рак легкого, колоректальный рак.
Онкопсихолог НИИ онкологии им Н.Н. Петрова Кондратьева Кристина Орхановна в своем выступлении рассказала об организации психологической помощи женщинам с онкологической патологей на примере гинекологических пациенток. Онкологические заболевания проявляются на всех уровнях существования человека – соматическом, психологическом, эмоциональном, духовном. Информация о смертельном заболевании создает для больного экстремальную и кризисную ситуацию. Внезапность витальной угрозы, разрушение стабильной картины мира, неопределенность будущего – вот реальность, с которой сталкивается раковый больной. Рак молочной железы и гинекологический рак вызывают у женщин двойной стресс: у нее появляются специфические переживания за свою женскую сущность, страх потери семьи, ущербности своего тела, невозможности стать матерью. Эти переживания предельны по своей интенсивности и есть опасность психологической травмы. Такие больные испытывают сильные отрицательные эмоции, идет нарушение мышления и познавательных процессов. В такой ситуации очень важна поддержка врача, который вступает в психологическое взаимодействие с пациентом. Эффективность такого взаимодействия влияет на эмоциональное состояние и врача, и пациента, И, в конечном счете, на результат лечения. В чем заключается эмоциональная поддержка больного врачом? В эмпатии, то есть безоценочном принятии человека, принятии в расчет его чувств и в донесении до пациента адекватной информации о картине его заболевания. В чем заключается психологическое сопровождение? В выявлении и коррекции дезадаптивного отношения к болезни на разных этапах заболевания (первичная диагностика, коррекция, маршрутизация, профилактика). Задача здесь – адаптироваться, привыкнуть к тяжелому хроническому заболеванию, таковым является рак. Докладчик рассказала о формах и способах психологической работы, о формировании зон ответственности психолога и пациента.
Завершал работу семинара доклад «Генетический паспорт человека и риск онкологических заболеваний» кандидата биологических наук, начальника сектора клинико-генетических исследований СПб ГБУЗ «Городская больница №40 Глотова Олега Сергеевича. Он говорил о проблемах внедрения геномной медицины в клиническую практику – это высокая стоимость геномных тестов, мало доказательств эффективности использования геномной информации в медицине. Основные направления исследования в медицине – геномное исследование эмбриона, полигеномный анализ, редактирование генома, генотипирование, экспресс-диагностика онкозаболеваний. Генетический паспорт позволит оценить риски онкологических заболеваний и будет эффективен в плане планирования семьи для профилактики генетических заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей

21 февраля в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник состоялся семинар, где с докладом «Профилактика стоматологических заболеваний у детей. Взаимодействие педиатра и детского стоматолога» выступила врач-стоматолог высшей категории, главный врач СПб ГБУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника № 6» главный внештатный специалист по детской стоматологии в Северо-Западном ФО РФ Яна Юрьевна Седнева.
Яна Юрьевна отметила, что тема весьма актуальна для нашего города, где 90% детей шестилетнего возраста имеют кариес временных зубов, а это даже выше, чем в среднем по России (84%). Несмотря на различные профилактические программы, поражение кариесом неуклонно растет: у детей от года до 3 лет увеличение в 2,5 раза, а к 4 годам распространенность кариеса в различных регионах страны составляет от 20 до 80%. Тенденцию к росту имеет патология всей зубочелюстной системы у детей. В чем причина? Патология беременности, генетическая предрасположенность, ухудшение экологической ситуации, снижение иммунитета у детей, погрешности рациона питания, искусственное вскармливание, акселерация (раннее прорезывание зубов), низкий уровень гигиены полости рта. Стоматологические проблемы у детей до года: аномалии челюстно-лицевого отдела, вредные привычки (сосет пальчик), вялое сосание, короткая уздечка языка и верхней губы, кариес с первого зуба, кандидоз полости рта, герпетический стоматит. Проблемы у дошкольников: гипоплазия эмали, кариес и его осложнения, флюороз, аномалия прикуса и отдельных зубов, вредные привычки, стоматит, травма зубов. Все эти проблемы приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, из-за очага хронической инфекции во рту (кариес) страдает иммунитет, неправильный прикус влияет на эстетику зубов и ведет к психологическим проблемам.
Кариес – это инфекционный патологический процесс, характеризующийся деминерализацией твёрдых тканей зуба и завершающийся образованием дефекта в виде полости, проявляется после прорезывания зубов. По данным наблюдений у четверти трехлетних детей встречается множественный кариес временных зубов. Если у матери при беременности увеличивалась интенсивность кариеса, а это очаги стрептококковой инфекции, которые передаются ребенку, то мы получаем множественные поражения (до 20) зубов у ребенка, «циркулярный» кариес, ведущий к потере зубов. Существуют факторы риска развития кариеса у ребенка: малообеспеченная семья, низкий образовательный уровень родителей, недоношенные, маловесные, часто и длительно болеющие дети, дети с системными патологическими процессами, с плохой гигиеной полости рта. Одним из источников стоматологических проблем у детей является мать. 60% мам пробуют еду из тарелки ребенка, 38% целуют в губы своих детей, 26% мам берут в рот пальцы ребенка, 9,8% облизывают соску малыша. Таким образом они передают свои кариесогенные организмы ребенку.
Первичная профилактика кариеса по принципам ВОЗ заключается в привитии здорового образа жизни, использовании фторидов, рациональном питании. Родители должны быть активно вовлечены в процесс ухода за полостью рта и питанием ребенка, мама должна быть направлена участковым педиатром к стоматологу после прорезывания у ребенка первого зуба. Детям обязательно нужен фтор в зубной пасте. Детям до года необходимо чистить зубы с момента прорезывания. Мама вместо зубной щетки надевает специальную насадку на палец, или использует чистый бинт, или специальную салфетку, которыми протирает зубы ребенку раз в день. Зубную пасту не используем. До трех лет родители чистят ребенку зубы, используя детские щетку и зубную пасту. Язык тоже нуждается в чистке. Чистить зубы надо по 2 минуты 2 раза в день – утром после завтрака и вечером перед сном. Сам процесс должен идти в форме игры. Здесь очень важен пример родителей. Щетку нужно регулярно менять, каждые 6-8 недель.
Если говорить о рациональном питании детей раннего возраста, то до 2 лет нежелательно добавлять в пищу сахар, ребенок должен получать не более 5% энергии в виде свободных сахаров. Отдельно стоит сказать о «Чупа-чупс». Это «кошмар стоматологов». Эти конфеты находятся у ребенка во рту очень долго, ребенок сосет легкоферментируемые углеводы, которые, соединяясь с микроорганизмами зубного налета образуют кислоту, ведущую к кариесу. «Долгоиграющие» карамельки лучше вообще стараться не давать детям. Надо, чтобы дети научились получать удовольствие от пережевывания пищи, давать твердые продукты (морковку, яблоко), а не протертые, не давать углеводы на перекус (булку), не есть сладкое на ночь.
Физиологическое прорезывание зубов начинается в 4-6 месяцев и заканчивается к 2,5-3 годам. Из-за акселерации зубы сегодня у детей прорезываются на 1-2 месяца раньше. У 70% детей встречается синдром прорезывания зубов – повышение температуры до 38 градусов, раздражение десен, боль, слюноотделение, потеря аппетита, насморк, нарушение сна. Симптомы похожи на ОРВИ, но здесь они держатся не более двух дней, а температура не поднимается выше 38 градусов. Здесь нужны способы облегчения – давать детям специальные резиновые охлаждающие прорезыватели, «светодиодную соску» со спектром синего цвета, мазать десны специальным гелем. Длительное сосание соски и пальчика – фактор риска развития патологи прикуса.
Педиатр – главная фигура воспитания стоматологического поведения семьи, источник грамотной информации, выявляет факторы риска развития стоматологических заболеваний, своевременно направляет к детскому стоматологу при обнаружении патологии и для диспансерного наблюдения.

Семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой»

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялся семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой».
Открыл работу семинара доклад «Обследование слуха у детей в условиях амбулаторного приёма детской поликлиники» врача-оториноларинголога высшей категории, врача-сурдолога высшей категории Районного специализированного реабилитационного центра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», детское поликлиническое отделение №3 Фрунзенского района Ольги Васильевны Генераловой. Она отметила, что в России в 2019 г. было более 1 млн. детей с социально значимым нарушением слуха. Основная масса детей с тугоухостью – это дети, у которых нарушение слуха произошло до 2-3 лет. Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Аудиологический скрининг новорожденных в России обязателен. В Санкт-Петербурге внедрена система раннего выявления нарушения слуха у детей. Скрининговое обследование проводится первый раз в родильном доме после рождения, второй раз в поликлинике в 1 месяц. Цель абилитации ребенка с нарушенным слухом – интеграция в нормальную жизнь. Она может проходить в специальном учреждении или путем инклюзивного обучения. Инвалиды по слуху обследуются 1-2 раза в год в сурдологическом центре или кабинете. У 30-50% детей раннего возраста с двухсторонней сенсорной тугоухостью нарушение слуха является генетически обусловленным. Экссудативный отит, аденоидит, синусит при неадекватном лечении могут приводить к кондуктивной тугоухости. Докладчик рассказала о строении слухового аппарата, о видах и степени тугоухости, о методах восстановления слуха, о показаниях к кохлеарной имплантации, привела примеры из собственной практики работы с детьми с нарушением слуха.
Второй докладчик — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ РФ Инна Васильевна Королёва рассказала о психолого-педагогической поддержке детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии. Где должен учиться ребенок с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом? В массовой школе и обычном детском саду вся структура не подготовлена к работе с детьми с нарушением слуха. Среди проблем – трудности в понимании речи учителя, трудности в овладении программой, психологические проблемы взаимодействия с учителем и одноклассниками. Но сегодня все больше детей со слуховыми аппаратами ходят в обычную школу. Часть детей со слуховыми аппаратами учатся в специализированных учреждениях с качественной звуковой средой. Даже небольшое снижение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка, а речь важна для обучения и коммуникации. Нарушение слуха – неизлечимое заболевание. Медицина не может полностью вылечить ребенка с нарушением слуха. Родители должны быть к этому готовы. Сурдопедагогическая реабилитация направлена на компенсацию нарушения слуха посредством сохранных анализаторов (зрение, тактильные ощущения), на предупреждение и коррекцию вторичных нарушений развития, на адаптацию глухого ребенка к жизни в обществе. Технические средства реабилитации людей с нарушением слуха – устройства, основанные на использовании сохранных анализаторов, помогающие ориентироваться в окружающем мире, общаться и обучаться; устройства, обеспечивающие возможность слухового восприятия речи (слуховые аппараты). Лектор рассказала об эволюции методов реабилитации детей с нарушением слуха, от жестового до современных медико-технических методов, отметила, что 30% детей с нарушением слуха рождается у нормально слышащих и говорящих родителей. Какие факторы влияют на речевое развитие детей со слуховыми аппаратами? Эндогенные (степень и тип нарушения слуха, наличие других нарушений, влияющих на овладение речью) и экзогенные (возраст слухопротезирования, качество слухового аппарата и точность его настройки, постоянство его использования, эффективность слуховой среды, коррекционная поддержка по развитию слухового восприятия, языковых и речевых навыков посредством слуха). Инна Васильевна доложила о сурдопедагогических критериях эффективности слухопротезирования, об условиях для слухо-речевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом, познакомила специалистов с печатными материалами по реабилитации таких детей. Также она ответила на вопрос по наушникам. Современные дети постоянно ходят с внутриушными наушниками, слушая громкую музыку несколько часов подряд. Здесь есть гигиенический негативный аспект – грязный наушник может травмировать слуховой проход, протолкнуть внутрь серу. Плюс — ребенок получает шумовую травму, что ведет к снижению слуха. Каков же выход? Использовать качественные большие внешние наушники и обязательно делать перерывы в их использовании.

Конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи»

19 февраля 2020 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Особенности психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи в XXI веке. Профилактика асоциального поведения и противодействие противоправным посягательствам детей и молодежи» для медицинских работников (психологов) детских поликлиник, социальных работников центров социальной помощи семье и детям, специалистов Федеральной службы исполнения наказаний, социальных педагогов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Открыл конференцию Ченцов Д.В., директор Городского центра медицинской профилактики. В своем приветствии Дмитрий Викторович обратил внимание, что решение этой очень сложной проблемы возможно только при объединении и слаженной работе многих ведомств.
Добряков И. В., старший научный сотрудник научно-организационного отдела ФГБУ «НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ, к. пс.н. с выступил с докладом «Особенности и проблемы психосексуального развития несовершеннолетних и молодёжи. Профилактика отклонений и их коррекция». Было приведено определение аномии — критического состояния общества, характеризующееся тем, что старые нормы перестают действовать, а новые ещё не установились, старые ценности девальвируются, а новые находятся в процессе формирования. Индивидуальное психологическое состояние аномии характеризуется деморализацией, ослаблением связи человека с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости. Это состояние приводит к росту базальной тревоги в обществе, у его представителей; негативно влияет на семейные отношения; создает неблагоприятные условия становления полового влечения, полоролевой идентификации. Современное поколение – поколение Z– для него приоритетны удовольствия. Это «вечные мальчики и девочки», которые начинают и заканчивают день со смартфоном в руках. Они не поступаются комфортом, не напрягаются ради создания отношений, их формирования. Для них характерно ранняя проба отношений, что приводит к разочарованию и поиску других удовольствий вне секса. Игорь Валерьевич привёл цитату, характеризующую философию современного поколения – «Зачем напрягаться – надо радоваться». В подростковом периоде всегда возрастает базальная тревога, подростки закрывают свои душевные и телесные границы, остаются в одиночестве. Преодоление последствий сепарации могут быть конструктивными, социально приемлемыми (творчество, учеба, работа, спорт, увлечения, любовь, образование семьи) и неконструктивными, социально неприемлемыми (алкоголь, наркотики, стяжательство, бродяжничество, ауто- и гетероагрессия, сверхценные увлечения, промискуитет). Так же выступающим было рассказано о трёх типах этических установок морализации (репрессивная, либеральная и «золотая середина») и их взгляды на деторождение, контрацепцию, аборты и другие вопросы.
Горьковая И. А., заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПб ГПМУ МЗРФ, д.п.н., профессор кафедры психологии человека института Психологии РПГУ им. А.И. Герцена выступила с докладом «Преступления, связанные с сексуальной и половой неприкосновенностью несовершеннолетних и молодёжи». Лектор рассказала о распространенности сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, о том, что имеющиеся цифры не отражают полную картину происходящего. Детям в таких ситуациях внушают, что это нормально. Отдельно остановилась на факторах уязвимости детей и подростков. Ирина Алексеевна озвучила проблему того, что не прописаны, не конкретизированы критерии сексуального злоупотребления в отношении детей. Также в докладе была освещена тема последствий сексуального насилия.
Своё выступление «Формы сексуальных преступлений в сети интернет в отношении несовершеннолетних» Армер Л. А., психолог, руководитель проекта РОО «Молодёжная служба безопасности», общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге начал с показа видеоролика «Только не говори маме». Он отметил, что количество преступлений через интернет растёт во всех странах и Россия здесь не исключение. Необходимо помнить – всё, что делается в интернете – делается своими руками. По статистке после выхода из кризисной ситуации каждый четвертый вновь создаёт условия для подобных ситуаций. Были объяснены термины: груминг, сексчатинг, секстинг, сексторшен. К сожалению, из-за ложной анонимности и ложной невидимости в сети, считая, что никто ничего не узнает, дети делятся интимной информацией о себе. Докладчик привел примеры из своей практической работы по выявлению лиц, совершающих преступления в отношении детей в сети интернет.
О факторах психосексуального здоровья подростков, живущих с ВИЧ с рождения, рассказала Сафонова П. В., к.п.н., СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». Докладчик напомнила о самом заболевании, лечении, основном пути передачи ВИЧ. Основные стереотипы, которые окружают людей с ВИЧ: «Детей рожать нельзя, потому что я передам ВИЧ», «Отношения нельзя… можно только с ВИЧ+», «Про свой ВИЧ статус никому говорить нельзя». Всё это плохо сказывается на определении детьми своего места в жизни. Подростки, живущие с ВИЧ с рождения, испытывают трудности психосексуального развития. Связаны они со сложившимися стереотипами в обществе. Из-за страха быть отвергнутыми, подростки скрывают свой ВИЧ статус. У них складывается мнение, что сексуальные отношения могут быть только с ВИЧ + людьми, а рожать детей нельзя, так как ты передашь им ВИЧ.
Основной путь передачи ВИЧ-половой путь. При соблюдении правил приёма АРВТ, ВИЧ-инфекция не передается половым путем. Всё это необходимо доносить до подростков, для сохранения психосексуального здоровья проводить с ними беседы о возможности создания семьи и рождения детей без ВИЧ.
Дети с ВИЧ начинают принимать лечение в раннем возрасте и живут с этим постоянно, но подростки хуже придерживаются терапии. По данным исследования приверженность к лечению в большей степени зависит от режима дня и недели, места нахождения подростка, воспринимаемой ими эмоциональной поддержки. Профилактика психосексуального и соматического здоровья возможна во время беседы-разговора с психологом и возможности общения с ВИЧ+ сверстниками.
Петунова Янина Георгиевна, к.м.н., заведующая организационно-методическим консультативным отделом по дерматовенерологии Городского кожно-венерологического диспансера в своем докладе «Роль дерматовенерологической службы Санкт – Петербурга в профилактике ИППП среди детей и подростков» сообщила, что работа по профилактике заболеваний передающихся преимущественно половым путем проводится во всех районах Санкт-Петербурга, привела показатели заболеваемости среди несовершеннолетних, рассказала о той какую помощь могут оказать несовершеннолетним психологи детских поликлиник, молодежные консультации. В Санкт-Петербурге заболеваемость хламидиозом среди подростков высокая, превышает заболеваемость среди взрослого населения. На репродуктивное здоровье подростков влияет снижение возраста вступления в сексуальные отношения, аборты, заражение ИППП. К факторам риска ИППП у детей и подростков относятся акселерация, возрастные особенности подростков, изменение половой морали, низкий уровень просвещенности. Заболевания, вызванные ИППП, часто являются причиной бесплодия, невынашивания беременности. Чтобы «маленькие мамы» могли рожать здоровых детей, предотвратить их от аборта и отказа от рожденных детей, необходимо заниматься профилактикой ИППП среди подростков, повышать их сексуальную культуру и давать им необходимые знания по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Тарасова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия в свое докладе «Содержание и особенности мер по противодействию спросу, порождающему сексуальную эксплуатацию женщины и ребенка», рассмотрела этапы психосексуального развития, отметив, что на I этапе, с первых месяцев жизни до 2-4 лет, происходит формирование полового самосознания. На II этапе, от 2-5 лет до 7-10 лет, идет научение ребенка полоролевому поведению в играх со сверстниками и формирование половой роли в соответствии со своим полом. И наконец на III этапе, от 7-10 лет до 18-20 лет, происходит окончательное формирование психосексуальной ориентации, обуславливающей выбор объекта полового влечения и форм его реализации. В это время для ребенка свойственны платонические мечты, фантазии; эротические фантазии; сексуальные фантазии; сексуальная активность и воздержание. Происходит постепенная интеграция ребенка, молодого человека в жизнь социума, принятие им социальных норм поведения.
Юлия Николаевна обратила внимание участников конференции на международные правовые документы защищающие права ребенка, такие как: Декларация прав ребенка, 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Конвенция о правах ребенка,1989 г.. Подробно остановилась на Конвенции Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», 2007 г. В России также приняты законы, защищающие ребенка от нежелательной и вредной для него информации, в частности Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В конце своего выступления Юлия Николаевна призвала участников конференции проявлять гражданскую активность при формирование идеологии в обществе, осуждающей насилие во всех его проявлениях, участвовать в создании соответствующих законодательных актов, норм, регулирующих СМИ, телевидение и киноиндустрию, индустрию игр и т.д., оказывать помощь женщине и ребенку в понимании возникающих у них чувств и умении их выражать, уважительно относится к жертвам насилия.
После окончания конференции для участников была организована экскурсия в Музей гигиены, которую провели врачи Городского центра медицинской профилактики: Вдовиченко Е.А. и Живчикова Е.В.