Конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний»

18 сентября 2017г. в Городском центре медицинской профилактики в рамках Всемирного Дня сердца для заместителей директоров по воспитательной работе , преподавателей общеобразовательных организаций,  центров для детей-сирот состоялась конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний».

Павлий Александр Геннадьевич, помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Раховой Елены Алексеевны, рассказал о  Федеральном проекте «Здоровье – детям». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваемости детей, популяризации и формирование здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека. Дмитрий Анатольевич Морозов.

О здоровом образе жизни  как основе сохранения здоровья школьников говорила  профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Образ жизни – устоявшаяся форма бытия человека в мире. Факторами, формирующими образ жизни, являются уровень, уклад и стиль жизни. Сегодня «уклада» жизни как такового нет, мы его потеряли, остались лишь какие-то его черты. Стиль жизни зависит от профессии родителей, их взглядов на жизнь, от социальных условий, национальных особенностей. Если говорить о здоровом образе жизни, то есть факторы, формирующие личную мотивацию к его ведению – социальная обстановка, возрастная и половая принадлежность, тип высшей нервной деятельности, преобладающий механизм нервной регуляции. Все факторы окружающей среды достигают степени какого-то взаимодействия с детским организмом через их модификацию в системах семьи, быта, образа жизни и степени экономического процветания общества. Наша задача – сформировать образ жизни детей, учитывая витальные потребности, которые есть у человека. В частности, в физическом существовании. Наша среда обитания резко изменилась за последнее десятилетие, наши дети живут в других реалиях, они смотрят другие фильмы, читают другие книги. Взрослые зачастую не понимают, чем живет поколение селфи. У детей есть потребность в движении, в действии, в трате физических и эмоциональных сил. Если раньше всю энергию ребенок мог выплеснуть играя во дворе, то сейчас двор ушел из жизни ребенка и у него нет возможности выплеснуть там весь накопившийся потенциал.   Потребность в новом, необычном, в возбуждении, страхе, риске, агрессии, в острых ощущениях, в свободе – как учесть все эти факторы при формировании образа жизни? Темы уроков здорового образа жизни не отвечают на эти вопросы. А когда человек не может реализовать свои потребности, то вот тогда и появляются вредные привычки – алкоголь, табак, психоактивные вещества. К тому же, сам образовательный процесс является дополнительным психогенным фактором для ребенка. Мы не учитываем ряд витальных потребностей в образовательной среде. Образ жизни – это деятельность, выраженная в интересах и убеждениях. А что мы знаем об интересах наших детей, кто формирует их образ мыщления? Сегодня это делают популярные блогеры в интернете. Надо знать, чему они учат наших детей, интересоваться и обсуждать темы блогов, вскрывать вред и некчемность  такой информации в ходе споров, пусть дети сами сделают выводы. В нашей школе теперь нет уроков труда. А у детей есть потребность трудиться, помогать кому-то. Привлечь их к деятельности, описанной в повести «Тимур и его команда» сегодня не получится. Каков же выход? Волонтерское движение. Формируя здоровый образ жизни современного ребенка, надо учитывать все его потребности. И это главная задача взрослых.

О причинах артериальной гипертензии в школьном возрасте и их возможной профилактике говорил к.м.н., доцент кафедры педиатрии им. проф. И.М. Воронцова СПб государственного педиатрического медицинского университета, главный внештатный детский специалист кардиолог Комитета по здравоохранению Николай Владимирович Слизовский. Он отметил, что сердечно-сосудистые заболевания являются основными причинами смертности на сегодня. А здоровый образ жизни является профилактикой этих заболеваний. Образ жизни формируется в семье. Но всегда ли он здоровый? Как изменился стиль питания? Почему появилась гиподинамия у детей? Почему возникает детское ожирение? Добавьте к этому стрессирующее влияние информационных потоков, генетические и социальные факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка – все это может приводить к развитию детской гипертензии. А артериальная гипертензия – это и болезнь, и симптом сердечно-сосудистого заболевания. Николай Владимирович отметил, что на сегодняшний день  расчет индекса массы тела уже не актуален и рассказал о новом методе – калиперометрии, при котором определяется % содержание жира в организме, количество внутреннего и подкожного жира. Если говорить о профилактике гипертензии у детей, то, в первую очередь, необходимо  широко и доступно информировать о ней взрослых, регулярно измерять артериальное давление у детей, приводить детей на диспансерные осмотры и, конечно, вести здоровый образ жизни.

 «Подростковый возраст как фактор риска начала курения» — на эту тему был доклад медицинского психолога кризисно-профилактического отделения СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина», врача первой квалификационной категории Евгении Александровны Бондаренко. Дети начинают курить чаще всего в подростковом возрасте. Почему и зачем им это нужно?  Подростковый возраст – это кризис, это трансформация, когда что-то детское уходит и рождается что-то взрослое. Подростковый возраст занимает около трех лет и длится с 12-13 до 15-16 лет. В этот период  все особенности детской психики, поведения, эмоций проявляются особенно ярко. В этом возрасте происходит сепарация от родителей, которая идет через бунт, протест, ярость и агрессию. Но это нормальное течение этого периода. Ребенок заявляет, что он уже взрослый и курение – символ взрослости. Задача родителей в этот период – поддержать ребенка в его «взрослых» решениях. Еще одна причина начала курения – мода, стремление «быть как все», раскрепоститься, желание разделить привычки партнера, преодолеть стыд, любопытство – вот  неполный перечень причин, толкающих подростка закурить. Профилактикой этой вредной привычки может стать общение подростка со значимым некурящим взрослым – учителем, тренером, наставником и его личный пример. Родители в подростковом возрасте для ребенка не авторитет! Здоровый образ жизни, формирование правильной картинки что модно и красиво на самом деле, знакомство подростка с уставом школы, где говорится о недопустимости курения на школьной территории – все это должно помочь в предотвращении тяги к сигаретам.

Об опыте работы кабинета профилактики артериальной гипертонии у детей и подростков говорилось в докладе заведующей консультативно-диагностическим  отделением Детского поликлинического отделения № 16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114», врача-педиатра высшей категории Татьяны Алексеевны Пеклер. Она рассказала об истории создания «Центра артериальной гипертензии», его составе и отделениях, подробно остановилась на его работе и  показала красочную презентацию. Докладчик отметила, что всем детям хотя бы раз в год необходимо измерять артериальное давление соответствующими возрасту манжетами.

Завершал работу конференции доклад «Урок здоровья как способ формирования здоровье сберегающего поведения детей», к.м.н., врача отдела координации организации профилактической деятельности женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики  Натальи Владимировны Шарафиловой. Основная задача урока здоровья – формирование культуры здоровья у ребенка. Она дала определение понятию «культура здоровья»,  рассказала о концепции факторов риска, которая лежит в основе здорового образа жизни, об особенностях проведения санитарного просвещения в детских коллективах, о методах и формах проведениях уроков здоровья.