Конференция «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения»

6 октября 2015 года Городской центр медицинской профилактики для работников медицинских и образовательных организаций провел конференцию «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения», посвящённую Международному дню психического  здоровья.

Открыл конференцию д.м.н., профессор Жолобов В.Е. — директор Городского центра медицинской профилактики, подчеркнувшей значение сохранения психического здоровья детей, как в семье, так и в школе.

Шигашов Дмитрий Юрьевич, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, главный врач СПБ ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» в своем докладе «Неблагоприятные психические и психологические факторы в формировании здоровья детей» обратил внимание на  ряд факторов, которые влияют  как на формирование психического здоровья конкретного ребёнка, так и на формирование психического здоровья на детскую популяцию в целом.

Профессор Никольская И. М. в своем сообщении подчеркнула: отказ от школы – это предъявляемая жалоба, которая может отражать множество проблем самого ребенка, а также проблемы семьи и школы. Что может быть плохой организацией и слабой дисциплиной дома, общим недостатком домашних правил, проведенных в жизнь. А также, чрезмерное эмоциональное участие родителей в ребенке. Либо семье трудно договариваться и взаимодействовать со школой в связи с учебным стрессом, травлей и получать помощь при эмоциональных трудностях.

Психологическая помощь при недавнем и внезапном отказе, хроническом либо долговременном отказе различна и требует квалифицированного вмешательства психолога. При этом главное – независимо от конкретных причин отказа, ребенок должен научиться сам противостоять своим тревогам в трудных для него ситуациях.

В докладе «Роль семьи в формировании психических  заболеваний у детей и подростков», Гаврилина А. А. отметила особенности семей детей с пограничными нервно-психическими расстройствами, которые заключаются в эмоциональном отвержении зависимых членов семьи, негармоничном семейном воспитании, преобладании ригидных иррациональных убеждений, высоком уровне тревожности, а также высоком уровне агрессивности с преобладанием инфантильных форм.

Интерес слушателей вызвал доклад «Суицидальное поведение подростков и возможности современной психотерапевтической помощи», в котором доктор  медицинских наук Назыров Р.К. отметил следующее. Частота суицидов  является одним из наиболее объективных индикаторов общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. За последние 7-8 лет в РФ частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тыс. подростков, а в мире  - 7 на 100 тыс. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи, наша страна входит в число стран с наиболее высоким риском суицидов среди детей и подростков.

В качестве профилактики  применяются этапы кризисной терапии: кризисная поддержка, кризисная интервенция, повышение уровня адаптации, коррекция личностной идентичности. Помощь может быть оказана на различных уровнях. Первая линия помощи – школьный клинический психолог, далее кризисная служба: кризисный телефон, кабинет медико-психологической помощи, кризисный стационар, о чём детально рассказал в своём докладе Шигашов Д. Ю.,  главный врач  «Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия  им. С.С. Мнухина».

Педагог-психолог детского поликлинического отделения №41 Мартынова Л. Н. в докладе «Психопрофилактика подростков как новое направление в работе психолога в детской поликлинике», поделилась практическим опытом работы с подростками.Психолог начинает работу, когда еще нет трудностей, но он предупреждает сложности, как возможные, в психическом и личностном развитии подростка. Обязательное условие успешной профилактической работы – работа в команде, на стыке нескольких областей: медицины, психологии, юриспруденции. В докладе было указано на необходимость тесного взаимодействие различных подразделений поликлиники: отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрической службы, районного консультативно-диагностического центра, дневного стационара. Цель работы по сопровождению подростков в школе: налаживание взаимодействия с родителями и педагогами – работа в команде на благо ребенка, эмоциональная поддержка во время взросления, формирование положительной Я – концепции, научение позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, повышение юридической грамотности – осознание прав и ответственности, формирование осознанного подхода к здоровому образу жизни.

Участникам конференции были представлены номера телефонов кризисной помощи для детей и подростков, многоканального телефона доверия, с целью их размещения в медицинских и образовательных организациях.