Конференция «Школьник в современном информационном пространстве: сохраним психическое здоровье»

15 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов, психологов образовательных организаций состоялась конференция, посвящённая Всемирному дню психического здоровья: «Школьник в современном информационном пространстве: сохраним психическое здоровье».
XXI век – время компьютеризации человеческого общества. Применение средств информационно-коммуникационных технологий позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление, приводит к активизации умственной деятельности. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм, которое может оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на их физическое и психическое здоровье.
О позитивном и негативном влиянии информационного пространства на психическое здоровье школьника говорила в своем выступлении профессор кафедры психологии человека ГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена» Ирина Алексеевна Горьковая. Сегодня происходит приспособление человека в психологическом и функциональном плане к изменившемуся миру и новому положению в нем. Наблюдается дисбаланс в отношении старшего поколения и молодежи к информационным технологиям. «Никаких реальных исследований о положительном влиянии информационных технологий я не нашла. Зато об отрицательном их масса», — замечает докладчик. Говоря об отрицательном воздействии, вспоминают о зрительном напряжении, электромагнитных полях, повышенном уровне шума от принтера, выделении тепла и вредных химических веществ из компьютера в процессе работы. Сюда же можно отнести и «Синдром стресса оператора дисплея» или всеохватывающий стресс, встречающийся более чем у половины пользователей. Если говорить конкретно о подростках, то современное информационное пространство ведет к развращению, зомбированию кодированной ложной и непотребной информацией; потере времени и гиподинамии; глобальному замещению реального бытия виртуальным, иллюзорным суррогатом. По данным проведенных исследований, 100% подростков ежедневно посещают социальные сети. Две трети из них используют интернет для организации досуга. Только одна треть школьников старших классов отмечает позитивное влияние соцсетей на успеваемость. Еще треть говорит об их негативном влиянии. Остальные не смогли определиться. Треть рассматривает соцсети как один из способов связи, экономящий средства и время. В общей массе у подростков – пользователей интернета наблюдается снижение интеллекта, памяти, функциональных возможностей. Они не могут в уме произвести несколько арифметических действий, только с помощью калькулятора. К плюсам всемирной паутины относят увеличение количества знаний за счет легкости получения нужной информации; расширение возможности общения; развитие склонности к интеллектуальному труду; воспитание точности и аккуратности мышления; развитие отдельных способностей (скорость реакции, развитие мелкой моторики, переключаемость внимания); формирование высокой мотивации достижений и высокой самооценки в результате достижений. Необходимо сказать несколько слов и о факторах привлекательности интернета и компьютерных игр для подростков. Для них это возможность погрузиться в свой собственный виртуальный мир, абстрагироваться от окружающего мира, освобождение от ответственности, возможность принимать любые решения, исправлять любые ошибки, получение иллюзии реалистичности достижений в виртуале.
К.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентина Владимировна Яковенко рассказала о роли социальных сетей в жизни подростков, исходя из опыта работы своего отделения. Более 7 часов в день проводят в соцсетях 50% восьмиклассников, 42% девятиклассников и 61% десятиклассников. Некоторые не выходят из сети вообще – «я все время должен быть в курсе происходящего». Такие ребята даже ночью отвечают на сообщения. Говоря о роли соцсетей, необходимо вспомнить особенности подросткового возраста. Основная потребность в деятельности подростка – общение. Реакция эмансипации – гипертрофированное стремление к самостоятельности от взрослых, от социального контроля. Реакция группирования – потребность подростка в принадлежности к определенной значимой группе, в занятии в ней определенного места. Причем, группы под контролем взрослых для подростков не привлекательны. К положительным моментам социальных сетей, с точки зрения подростков, относятся: доступность общения со сверстниками, возможность приобрести друзей, хобби, избавиться от чувства одиночества, найти единомышленников, получить совет старших товарищей, поделиться душевными переживаниями. Жизнь в виртуальном мире становится важнейшим фактором становления личности подростка. Минусы виртуального пространства: совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, вовлечение их в деструктивные сообщества, влияние на сексуальную ориентацию подростков, троллинг. Говоря о негативных последствиях для подростков, следует отметить ограничение их коммуникативных навыков для общения в реальной жизни, отсутствие эмоциональной компетентности, снижение словарного запаса, у них не формируются психологические механизмы совладения с тревогой, внешние атрибуты успешности становятся ценнее формирования душевных качеств, ослабляется чувство сопереживания, клиповое мышление снижает способности к самоанализу, что в свою очередь затрудняет анализ ситуации, так как информация не задерживается в сознании, постоянно сменяясь новой. На этом фоне подростки становятся податливыми к различным манипуляциям и влияниям. Примета времени – при всех психиатрических стационарах на сегодняшний день открыты отделения для детей с задержкой речевого развития. Дети перестали слышать человеческую речь! Все общаются с помощью гаджетов.
В виртуальном пространстве все события происходят очень быстро, там все ярко, феерично, фантастично, жизнь насыщенна событиями, а в реальном времени как бы замедляется, мир тускнеет. Отсюда берет истоки интернет-зависимость. Родители, как правило, начинает бить тревогу, когда падает успеваемость и ребенок не хочет идти в школу, так как ему надо продолжать общаться или играть. Но их тревога должна появляться тогда, когда ранее интересующие занятия утратили для ребенка свою актуальность, и самый главный интерес для него стал представлять компьютер. Надо обратить внимание на силу протеста на требование выйти из интернет-пространства, на противодействие, вплоть до физического насилия над родителями, выключению компьютера. Если игра или общение в сети становится ценнее учебы, будущего, ребенок перестаёт есть, спать, то это уже далеко зашедший процесс. Сегодня растет число обращений на телефон доверия и очный прием к психологу по поводу интернет-зависимости.
О проблемах детей с дислексией в социальном контексте говорил к.м.н., д.п.н., профессор, ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Александр Николаевич Корнев. Дислексия — это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыками чтения. Особый вид дислексии – неполноценность понимания прочитанного. Пограничное состояние – низкий уровень функциональной грамотности в чтении. Страдающему дислексией научиться читать намного труднее, чем обычному ребенку. Мало кто знает об этой проблеме. 12-15% детей школьного возраста в России имеют нарушения техники чтения. Мальчики в 1,5 раза чаще страдают дислексией, чем девочки. Дислексия проявляется в том, что человек, который, казалось бы, развивался нормально, в школе имеет проблемы с обучением. Ребенок медленно овладевает навыком чтения, читает с трудом и не любит этого делать. А родители, не подозревая об особенности своего ребенка, считают, что он ленится, не хочет учиться и пытаются заставлять его читать: «Пока все не прочитаешь, гулять не пойдешь!». Хотя в таких случаях нужны занятия со специалистом, который может ему помочь в решении этой проблемы. В школе часть времени мы учимся читать, а потом получать знания с помощью чтения, уметь добывать информацию из текста. Чтение очень востребовано в социуме. Дети с дислексией очень болезненно переживают свое состояние. Это травмирующее состояние, вызывающее фрустрацию, депрессию, дезадаптацию, невротические расстройства и фобии, ведущее к неуспеваемости в школе, одна из причин, толкающая детей к раннему употреблению ПАВ. Причины дислексии: наследственность (от 40 до 70%); экзогенно-органические факторы; сочетание обоих факторов. Дети с дислексией хронически не успевают по чтению и письму, у них плохое понимание условий задач по математике, трудности с домашним заданием, часто развивается фобия чтения, появляются болезненные переживания при чтении вслух, они не могут пользоваться текстами в учебниках. Аудиокниги, чтение вслух родителями – все это выход для таких детей. Виды помощи при этом состоянии: социально-педагогическая, психологическая, медицинская. Помочь ребенку реально удается, если начинать коррекцию с первого класса. Очень важно психологическое консультирование родителей.
Вопросы диагностики, клиники, лечения и профилактики Интернет-зависимости осветил в своем докладе к.м.н., руководитель отделения аддиктивных расстройств ФБГУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России Руслан Дмитриевич Илюк. «Мы – свидетели революции в информационных технологиях», — сказал он и рассказал об истории создания всемирной паутины. Интернет и электронная почта стали базовыми потребностями человека. Интернет служит основой для развития информационного общества. Это инструмент, который не может быть плохим или хорошим. Здесь все зависит от способа и времени его использования. Интернет-зависимость – это нехимическая аддикция ( различный вид деятельности, который мы не можем контролировать). Лектор подробно остановился на зависимости от азартных игр в интернете, на диагностических критериях патологического влечения к азартным играм, на интернет-гемблинге, на желании делать ставки на любые события в интернете. 19% из 250 миллионов пользователей Фейсбука признаются, что чувствуют игровую зависимость. Каждый третий мальчик и каждая пятая девочка в нашей стране входят в группу риска по интернет-зависимости. Руслан Дмитриевич рассказал о киберспорте и киберспортсменах. В России с 2001 года киберспорт признан официальным видом спорта. С видеоиграми связан ряд проблем. Физические – головные боли, гиподинамия, лучезапястный синдром. Психические – депрессия, тревога, суицидальные наклонности. Лечить интернет-зависимость трудно и долго. В данном случае применяется биопсихосоциальный подход.