Семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей»

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей» для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи, врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Туфатулин Газиз Шарифович,  к.м.н.,  главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ познакомил участников семинара с современными возможностями диагностики и коррекции слуха у детей.
Для начала докладчик напомнил о терминологии. Так врач-оториноларинголог (ЛОР) – специалист, занимающийся диагностикой, медикаментозным и хирургическим лечением заболеваний уха, горла и носа. Врач-сурдолог-оториноларинголог – «узкоспециализированный ЛОР» — специализируется на диагностике и лечении нарушений слуха и равновесия. Врач-сурдолог-протезист –«узкоспециализированный сурдолог» специализируется на подборе, настройке слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов.Аудиолог – за рубежом – специалист по диагностике слуха и слухопротезированию. Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.
Как измеряется слух? Методом тональной пороговой аудиометрии, являющимся золотым стандартом диагностики. Пороги слуха в норме не должны превышать 25 дБ в диапазоне 125-8000 Гц. Различают тугоухость: легкой степени, когда человек не слышит тихих звуков (шелеста листвы, пение птиц, некоторые фонемы, поэтому имеетнекоторые проблемы с разборчивостью речи); при умеренной степени пациент не слышит примерно половину от сказанного; при тяжелой степени с пациентом надо говорить очень громко, чтобы он нас понимал, такой пациент обязательно нуждается в слуховой коррекции; при глубокой степени восприятие речи невозможно. Различают следующие типы тугоухости: кондуктивная и сенсоневральная,последнюю делят напериферическую, слуховую нейропатию ицентральные слуховые расстройства. Бывают и смешанные формы тугоухости. Кондуктивная тугоухость поддается лечению и во многих случаях — полному восстановлению слуха. Она связана с нарушением звукопроведения (например, отит, серная пробка). Сенсоневральная тугоухость связана с потерей чувствительности рецепторного аппарата к звукам.
Каковы же причины тугоухости у детей? Они разнообразны: генетические факторы, инфекционные и вирусные заболевания, использование лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом, токсикозы беременности, тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода, глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель), переношенность (гестационный возраст более 41 недели), низкая масса тела при рождении, врожденная патология челюстно-лицевого скелета, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия , острые и хронические отиты, аденоидиты, синуситы, травмы головы. У пациентов с сенсоневральной тугоухостью могут наблюдаться следующие проблемы: ухудшение восприятия тихих звуков, дискомфортное восприятие громких звуков, недостаточная разборчивость речи в тишине, очень плохая разборчивость речи в шуме, сложности в локализации источника звука, психологические проблемы (замкнутость, подозрительность, депрессия, стресс) и социальные проблемы (например, трудности в трудоустройстве). Слух должен быть восстановлен до 2-3 лет с помощью коррекции и лечения, тогда прогноз будет благоприятен и ребенок заговорит. Если слух не восстановить до 5 лет, то ребенок вряд ли сможет догнать сверстников в речевом развитии. Поэтому диагноз необходимо поставить как можно раньше. Для этого скрининг проводят еще в роддоме на третьи сутки жизни ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии.В детской поликлинике после выписки из роддома также проверяют слух. Если выявляются нарушения или есть факторы риска по тугоухости, то ребенка направляют на углубленное обследование в детский сурдологический центр. Там для диагностики слуха у детей применяютсяобъективные методы, которые чаще всего проводятся у детей до 3 лет, во сне или под наркозом (импедансометрия,регистрация отоакустической эмиссии,регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга) исубъективные методы, работающие у детей с 6 месяцев, требующие участия ребенка (6 мес.-1,5 года –поведенческая аудиометрия с визуальным подкреплением, с 1,5 лет-игровая аудиометрия, с 4-5 лет –тональная пороговая аудиометрия по стандартной методике). Диагноз должен быть подтвержден и субъективными, и объективными методами. У детей есть особые слуховые потребности. Они изучают, познают язык и не имеют возможности «заполнить пробелы» в тех случаях, когда отдельные звуки или слова не слышны, как это происходит у взрослых. Им необходимо обеспечение слышимости всего фонематического ряда и тихих звуков. Большую часть времени дети слышат речь других детей или женщин, она имеет больший высокочастотный компонент, нежели мужская речь. Им важно обеспечить слышимость высокочастотных звуков. Дети нуждаются в лучших акустических условиях для понимания речи, чем взрослые и испытывают большие сложности понимании тихой речи, речи в условиях шума.При использовании коррекции слуха с помощью слухового аппарата у детей есть необходимость выбора больших значений усиления, чем для взрослых; уменьшение шума; применение вспомогательных слуховых технологий. Как минимум в первые три года жизни ребенка использование им слухового аппарата контролируется родителями. Есть необходимость обучения родителей правилам эксплуатации и ухода за слуховым аппаратом. Если ребенок использует аппараты, которые не обеспечивают ему слышимости всего речевого диапазона, то он имеет риск отставания в речевом развитии и/или обучении.
Каков же современный подход к абилитации детей с тугоухостью?
Во-первых, это медицинский (медико-технический) компонент: постановка диагноза по слуху – до 4 мес, слухопротезирование – до 6 мес кохлеарная имплантация (глухие дети) — с 8 мес,стволомозговая имплантация – с 2-х лет.
Во-вторых, психолого-педагогический компонент:занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, языка, речи и др.;психологическая поддержка и обучение родителей.Если раньше основной задачейабилитации было предотвращение развития и коррекция вторичных нарушений, то сегодня основная задача – создание условий для нормального развития. Цель слухопротезирования – обеспечить ребенку с тугоухостью возможность доступа к звукам окружающей среды, в частности, речи, настолько, насколько это возможно в конкретном случае, минимизация негативного влияния тугоухости на слухоречевое развитие и академическую успеваемость.
Лектор подробно остановился на возможностях современного слухопротезирования, на типах и устройстве слуховых аппаратов, рассказал об этапах слухопротезирования, о правилах адаптации к слуховым аппаратам, о показаниях к кохлеарной имплантации, о вспомогательных слуховых технологиях, о пилотном проекте по массовому обследованию слуха у учащихся школ Санкт-Петербурга, о работеДетского сурдологического центра, где состоит на учете в 2 645 детей, инвалидов – 1 233, детей после кохлеарной имплантации – 380 (билатеральной – 77), выдается слуховых аппаратов ежегодно – 100 штук, о том, как попасть на прием в Центр.

Конференция в рамках Всемирного дня борьбы с раком

5 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заведующих медицинскими организациями, врачей отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья, врачей терапевтов, ВОП, онкологов, сотрудников смотровых кабинетов состоялась большая конференция в рамках Всемирного дня борьбы с раком.
Открыл работу конференции и выступил с докладом «Организация помощи онкологическим больным в Санкт – Петербурге. Реализация
региональной программы Санкт – Петербурга «Борьба с онкологическими
заболеваниями» главный внештатный специалист онколог Комитета по здравоохранению, заместитель главного врача по хирургии СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», д.м.н. Гладышев Дмитрий Владимирович. Он рассказал о нормативной базе оказания онкологической помощи взрослому населению, о динамике заболеваемости и смертности от ЗНО в Санкт-Петербурге, о выявляемости ЗНО на ранних стадиях, отметив, что 57% -хороший показатель ранней диагностики, о целевых показателях и реализации проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Санкт-Петербурге, о маршрутизации онкопациентов. Лектор отметил, что в городе нет дефицита коек онкопрофиля – сегодня функционирует 1723 койки. Нет и кадрового дефицита – стационары укомплектованы специалистами на 95,5%, амбулаторное звено на 81,7%. Эталонная модель оказания онкологической помощи – один онкоцентр на 50 тысяч населения. В нашем городе наблюдается неравномерность охвата в различных районах такой помощью. Приблизить помощь к пациенту должно новое подразделение – Центры амбулаторной онкологической помощи. На сегодня уже открыто 8 таких центров. До конца 2022 года планируется развернуть 18 ЦАОПов в различных районах города.
С докладом «Центр амбулаторной онкологической помощи: цели и задачи» выступил главный врач СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр № 1», к.м.н. Попов Евгений Александрович. Он рассказал о функциональных обязанностях, специфике и проблемах работы ЦАОПов в Санкт-Петербурге в настоящее время.
Заведующий отделением эндоскопических методов исследования и лечения СПб ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер», к.м.н. Лукьянчук Руслан Михайлович сделал доклад «Онкопрофилактика, ранняя диагностика, скрининг». Он сделал акцент на скрининге ЗНО ЖКТ. Современная статистика отмечает рост смертности от злокачественных новообразований ЖКТ. Основная причина такой ситуации во многом связана с недостаточной информированностью общества о необходимости своевременной диагностики и профилактики заболеваний пищеварительных органов. В общей структуре онкологической смертности в России колоректальный рак занимает второе место, а рак желудка – третье. Только ранняя диагностика опухолей приводит к положительному результату, ведь на начальных стадиях раковые заболевания ЖКТ можно полностью излечить. Надо отметить, что опухоль не возникает за пару недель. Это процесс длительный и постепенный. Она может развиваться в течение нескольких лет. Но, к сожалению, в большинстве своем больные обращаются к врачу на 3-4 стадии, а здесь возможности помощи весьма ограничены. Почему же так происходит? Коварство онкопатологии ЖКТ заключается в том, что на ранних стадиях конкретная симптоматика отсутствует. Значит, надо обследовать здоровых людей, у которых еще нет жалоб. Главное, чтобы люди сами позаботились о своем здоровье и захотели обследоваться, проявили онконастороженность. Реально работающих программ скрининга рака ЖКТ у нас на сегодня нет. Идеальным вариантом стало бы поголовное эндоскопическое обследование населения. Если человек здоров, то с профилактической целью его стоит выполнять раз в пять лет. Если он входит в группу риска, то чаще. Но метод этот очень дорогой. Эндоскопия дает стопроцентную эффективность, но у нее есть ряд противопоказаний и осложнений. Сегодня в программу диспансеризации входит тест кала на скрытую кровь. Но его эффективность не так высока. Для диагностики и скрининга рака толстой кишки идеально подходит колоноскопия — это полное визуальное обследование стенок толстого кишечника с помощью зонда, которое позволяет не только установить состояние слизистой оболочки кишечника, но и безболезненно взять фрагменты ткани для биопсии. А при обнаружении небольших полипов сразу их удалить. Если в семье есть наследственная склонность к раковым заболеваниям, то такое обследование необходимо делать всем достигшим сорокалетнего возраста и проводить повторные осмотры раз в 4-5 лет. В группу риска входят пациенты с хроническими заболеваниями органов ЖКТ. Причинами рака желудка могут быть хронические гастриты, полипы желудка, язва желудка. К скрытым факторам риска развития опухолей ЖКТ можно отнести курение, употребление алкоголя, нарушение режима питания, наличие бактерии Helicobacter Pylori. В заключение выступления лектор продемонстрировал фильмы о проведении эндоскопических операций.
На вопрос «Почему и как нужно перестроить просвещение населения в борьбе против рака молочной железы» ответил в своем выступлении доцент кафедры онкологии СПБГМУ им. И.П. Павлова, к.м.н. Ли Антон Леонидович. Еще 20-30 лет в нашей стране диагноз «рак молочной железы» был приговором, к врачу пациентки приходили в далеко запущенных случаях, когда мало чем уже можно было помочь. Сегодня, благодаря появлению и развитию современной медицинской техники, мы имеем прорыв в диагностике рака. На маммограмме можно увидеть опухоль размером 1-2 мм. Сегодня рак молочной железы, безусловно, диагноз, а не приговор. Десятилетняя выживаемость при 1стадии после лечения составляет 85-95%. Но, чтобы выявить опухоль на самых ранних стадиях, необходимо, чтобы сама женщина захотела заниматься своим здоровьем! Мы имеем 10 миллионов больных раком различной локализации, среди них – 10% это рак молочной железы, а это каждая пятая женщина с онкологией. Так что эта проблема касается всех женщин. На начальных стадиях опухоль себя никак не проявляет, не болит, не беспокоит. Рак молочной железы – болезнь смертельно опасная, если выявлена поздно. В этих случаях может помочь только радикальная мастэктомия – тотальное удаление груди, а это калечащая операция. В России диагноз РМЖ ставится в основном по жалобам женщин, когда они сами у себя обнаружили уплотнение. Доля больных с 0 и 1 стадией РМЖ составляет всего 15-20%. Радикальная мастэктомия проводится в 70% случаев. Что же делать? Помочь исправить ситуацию должен скрининг. Скрининг достоверно снижает риск смертности от РМЖ, если случится эта болезнь. На маммограмме можно обнаружить TIS –неинвазивный рак, «предрак». Это 0 стадия РМЖ. Он может регенерировать вплоть до самоизлечения и не проявлять себя в течение жизни женщины как болезнь. Доля неинвазивного рака составляет 15-20%, то есть каждая пятая женщина имеет TIS. В 25% случаев TIS протекает мультифокально и тогда проводится радикальная мастэктомия.
Женщина должна понимать, что ее грудь требует постоянного внимания, особенно если у ее ближайших родственниц есть рак молочной железы. Существует несколько вариантов наблюдения за состоянием молочных желез: самоконтроль, участие в популяционном скрининге по программе диспансеризации, ежегодное врачебное онкомаммологическое обследование. Как стимулировать потребность в скрининге у женщин? Наиболее эффективным будет санитарное просвещение, которое должно строиться на основе принципов психологии убеждения. Каналы убеждения: врачи, СМИ, лидеры общественного мнения, благотворительные организации, волонтеры, PR-cлужбы. Необходимо донести до женщин следующие аргументы: каждая женщина, особенно старше 40 лет, может заболеть раком молочной железы; рано выявленный рак молочной железы успешно лечится; наиболее эффективный метод раннего выявления рака молочной железы – маммография.

Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний

В 2019-2021 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Я есть и я буду». 15 февраля — Международный день детей, больных раком, который отмечается ежегодно с 2003 года.
4 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний», посвященный Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями. Участниками семинара стали заведующие и врачи педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковые педиатры детских поликлиник.
Работу семинара открыла демонстрация мультфильма Благотворительного фонда семьи и детства «Симптомы рака у детей».
Затем выступила Полина Сергеевна Шило, онколог, программный директор образовательного проекта «Высшая школа онкологии» с докладом «Принципы скрининга и раннее выявление рака». Докладчик говорила о скрининге и естественном течении конкретных локализаций злокачественных новообразований (ЗНО), о «скрининговом окне». Цель скрининга – продление жизни населения, снижение смертности, замедление развития рака. Скрининг направлен на выявление предопухолевых изменений, протекающих без симптомов. Если есть симптомы, то это уже будет ранняя диагностика, а если опухоль большая и дала метастазы, то это уже поздняя диагностика. Чем чаще выполняется скрининг, тем выше вероятность не пропустить начало заболевания. Кому и когда показан скрининг? Когда заболевание очень распространено, когда есть преимущества от выявления на бессимптомной стадии, принадлежность к группе риска, возможность выявления в рамках «скринингового окна», наличие дешевого высокоинформативного теста. На какие заболевания должен быть направлен скрининг? На выявление рака толстой кишки, предстательной железы, легкого, молочной железы, рака шейки матки.
По рекомендациям ВОЗ, детские онкологические заболевания не подлежат скринингу. Наблюдение и обследование показано группам детей с наследственными опухолевыми синдромами. И здесь речь идет скорее о ранней диагностике и мерах профилактики. Если говорить о вкладе в будущее по предотвращению рака у женщин, то надо говорить о вакцинации девочек с 9 лет против Вируса папилломы чедовека (ВПЧ).
Об онкологической настороженности в практике врача — педиатра говорил в своем выступлении онколог, завуч кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии СПб ГПМУ Глеб Валентинович Кондратьев. В Санкт-Петербурге ежегодно ЗНО заболевают до 120 детей. У 60-70% диагноз ставится на поздних стадиях, как следствие – тяжелые последствия противоопухолевой терапии. В лидерах острый лейкоз (32%), опухоли ЦНС (20%), злокачественные лимфомы (13%), нейробластомы(7%), нефробластомы (7%). У детей, в отличие от взрослых, опухоль растет очень быстро. 20% опухолей растут молниеносно, 40% — выявляются к сожалению на поздних стадиях, 40% -то, что не смогли увидеть и распознать. У врачей всегда должна быть онконастороженность: «Если диагноз не ясен – думай о раке». В Санкт-Петербурге есть большие возможности для лечения детей с ЗНО. Долговременная выживаемость очень высока – при лимфогранулематозе -97%, при опухоли Вилмса -90%, при остром лимфобластном лейкозе — 87%, при этом сохраняется хорошее качество жизни. Основной метод лечения у детей – химиотерапия, а не операция, как у взрослых. Симптомы опухолевого процесса у детей неспецифичны. При подозрении на ЗНО необходимо выполнить УЗИ-скрининг. Необходима дифференциация злокачественного и незлокачественного процесса, для этого предложен ряд дополнительных исследований. У детей до года самая частая опухоль – нейробластома. Пик заболеваемости острым лейкозом – 2-5 лет. У школьников преобладает ЗНО костной системы. Докладчик рассмотрел конкретные примеры ЗНО из практики.
Об опыте реабилитации детей с онкопатологией после химиотерапии в НИИ ДОГ и Т им. Р.М.Горбачевой рассказала Алла Аскольдовна Потапчук, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и АФК Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. После трансплантации костного мозга страдает качество жизни, у детей появляется боль, одышка, наблюдается физическое и психическое истощение, депрессия, слабость, страдают когнитивные функции. Докладчик подробно остановилась на этапах и методах ранней реабилитации детей, отметила необходимость психологической реабилитации как ребенка, так и его родственников. Большое внимание Алла Аскольдовна уделила проекту «УчимЗнаем» о построении образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в условиях онкологического стационара и «госпитальной педагогике».

Семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков»

29 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков» для заместителей директоров по воспитательной работе; педагогов, в том числе социальных педагогов; психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП; руководителей служб здоровья образовательных организаций.
Учитывая актуальность тематики, семинар вызвал огромный интерес у аудитории. Большой зал ГЦМП едва смог вместить всех желающих.
Первым прозвучал доклад «Социальные и психологические и факторы, предрасполагающие к формированию зависимостей у детей» к.м.н., заведующей отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентины Владимировны Яковенко. Она отметила актуальность проблемы. Каковы же причины возникновения употребления психоактивных веществ и наркомании? В первую очередь, это социальные причины, заложенные в обществе и непосредственном окружении человека.
Есть психологические причины, связанные с характеристиками личности человека, и биологические. Если говорить о глобальных макросоциальных причинах, то здесь надо отметить всеобщее падение нравов, низкую духовность и культуру у значительной части населения, сформировавшуюся наркотическую субкультуру и «моду» на наркотики среди молодежи, относительную доступность наркотиков «на черном рынке», активную деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики. Говоря о локальных макросоциальных причинах, стоит выделить недостаточную воспитательную работу среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга, агрессивную пропаганду наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп).
Какие же черты характера предрасполагают к формированию зависимости? Это личностная незрелость; слабая или отсутствующая воля; отсутствие жизненных целей и ориентиров; стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям; неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений; желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски; импульсивность;проблемы в межличностных отношениях, дезадаптивные способы совладания со стрессом. Лектор отметила, что большое значение в формировании зависимостей у детей, имеют патологизирующие стили воспитания, такие как гипоопека, гиперопека, гипопротекция, гиперпротекция и различные сочетания стилей. Семья — это самый первый институт социализации ребенка. «Психотерапевтическая», поддерживающая функция семьи дает ее членам чувство защищенности и психологического комфорта, принятие объективной сложности окружающего мира, формирует полноценную адаптацию к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. В задачи образовательных учреждений, помимо передачи знаний и формирования культурных и нравственных ценностей, входит помощь в социальной адаптации, выработке адекватного социального поведения и содействие личностному росту. Для сегодняшней школьной образовательной системы характерно перекладывание ответственности за асоциальное поведение учеников на их родителей. Дисфункциональная семья плюс проблемы образовательного процесса (загруженность учебой, невнимание к естественным потребностям и интересам учеников, невнимание к личностному аспекту, недостаточная компетентность педагогов в вопросах профилактики наркомании) дают почву для развития зависимости. Дети отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова.
Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, это то, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Каковы же общие признаки употребления наркотиков? Это изменение поведения: потеря интереса к учебе; ухудшение успеваемости; утрата прежних интересов; отдаляется от прежних друзей и одноклассников; общается в агрессивном тоне, вспышки гнева; выходит полностью из подчинения; сбегает из дома при попытке ограничить общения с новыми друзьями.
Беспричинная смена настроения: безудержное веселье переходит в мрачное расположение духа или безразличие. Суетливая активность сменяется заторможенностью движений и речи. О многом может рассказать и внешний вид: одежда с длинными рукавами, игнорирование требований к личной гигиене, неряшливость в одежде, бледная, с серым оттенком кожа, отечность лица, кистей рук, сухие ломкие волосы. Изменение аппетита: забывает о еде, ненормально высокий аппетит, граничащий с обжорством, высокая жажда.
Речь: изменение темпа и связности речи в состоянии опьянения, употребление слов и выражений: дурь, кислота, химка, план, травка, солома, винт, чек, колеса и т.д.
Наблюдаются такие соматические расстройства, как тошнота, рвота, приступы чрезмерной потливости, заложенность носа, насморк, слезотечение, пересыхание красной каймы губ до растрескивания кожи.
Старший научный сотрудник, врач-нарколог отделения терапии больных с аддиктивными расстройствами ФГБУ СПб «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Дмитрий Иванович Громыко продолжил работу семинара выступлением «Никотиновая зависимость в подростковом возрасте». Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, воздействующие на психические процессы, например, на когнитивную или аффективную сферы, и способные формировать психическую и физическую зависимость.
Классификация ПАВ в зависимости от вызываемых психических эффектов: седативные и успокаивающие вещества, стимулирующие вещества, психоделические вещества. Токсикомания — это зависимость от ПАВ, которые законом не отнесены к наркотическим веществам: алкоголь, никотин и др. Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические, социальные, экономические, психологические. Никотин – это седативный ПАВ. Каковы же мотивы употребления табака? Он дает ощу­щение стимуляции; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; прилив сил при приеме никотина; чувство расслабления после стрессо­вых ситуаций; стимулирует налаживание межличностных контактов. Курят «за компанию», если кто-то курит рядом. При наличии зависимости курят для снятия симптомов отмены. Готовность подростка к употреблению никотина может быть обусловлена многочисленными факторами. Это и конфликтные отношения в семье, и проблемы школьной успеваемости, и нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, и склонность к девиантному поведению, и наличие коморбидных психических заболеваний, и потребление ПАВ членами семьи, и традиции потребления никотина в референтной группе времяпровождения, и социально неблагополучный район проживания и т.д. Докладчик рассказал об интоксикации никотином и способах лечения табачной зависимости: фармакологическом, психотерапевтическом, комбинированном.
В настоящее время особое беспокойство у медиков вызывает употребление подростками снюса. Снюс — вид табака, увлажнённый и измельчённый, порционный (в пакетах) или рассыпной, который обычно помещают между верхней губой и десной на 5 – 30 мин. (по данным производителя). Через слизистую оболочку рта никотин поступает в организм.
Снюс является бездымным табаком. Может содержать высокий и низкий уровень никотина. Никотин в снюсе содержится в гораздо большей дозе, чем в сигаретах. Употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту до 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении табачного снюса можно получить до 22 мг никотина. Снюс с чистым никотином содержит в разы больше миллиграммов вещества – от 40 до 60. Очень опасны последствия хронического потребления снюса в подростковом возрасте: остановка роста, повышенная агрессивность и возбудимость, ухудшение когнитивных процессов, нарушение памяти и концентрации внимания, высокий риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта. Большую обеспокоенность вызывает и мода на электронные сигареты, используемые для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина.
Содержание никотина в одной затяжке зависит от интенсивности работы испарителя. При увеличении мощности генерируется больше пара и большее количество никотина в одной порции. Присутствующий в паре электронных сигарет никотин является выраженным нейротоксином и способен вызывать зависимость. Стоит отметить и распространение употребления насвая, в состав которого входят табак и щелочь (гашеная известь). Дополнительными инградиентами могут быть вкусовые добавки. Внешне на ощупь насвай похож на пластилин грязно-зеленого цвета. Гашеная известь способствует  ощелачиванию среды, что повышает уровень всасывания никотина через слизистую оболочку ротовой полости. Потребление насвая также приводит к формированию никотиновой зависимости. В качестве мер профилактики необходимо: активно вести антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, информировать родителей учащихся о новых видах подростковой токсикомании, как можно раньше выявлять среди подросткового населения лиц со склонностью к токсикомании, выделять потенциальных токсикоманов в группы риска, чаще проводить разъяснительные мероприятия о вреде токсикомании среди подросткового населения, запретить реализацию «бестабачных никотин-содержащих жевательных смесей» на территории Российской Федерации, своевременно блокировать информационные ресурсы, пропагандирующие употребление ненаркотических ПАВ и реализующие «бестабачные никотин-содержащих жевательные смеси».
Заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №2 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Сергей Владимирович Коряковский в своем выступлении подробно рассказал о факторах риска формирования у детей и подростков алкогольной зависимости. Он отметил, что детский мозг – это несформированный орган. Любое повреждение имеет как острое, так и отдаленное последствие, нередко грубое и необратимое. Причины могут быть разные- как наследственные, так воздействовавшие в процессе жизни. В данном случае — это последствия от интоксикации ПАВ. Подросток — человек, у которого не сформированы навыки социального поведения, зачастую отсутствуют навыки превентивной психологической защиты. Особенностями психологии детско-подросткового периода являются: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и среде, характерное подражательное поведение, активизация гормональной деятельности, потребность в автономии, стремление ощутить себя старше, любопытство. Все эти факторы являются почвой приобщения к потреблению психоактивных веществ. Токсичность воздействия наркотика на детский организм значительно более опасна, чем для взрослых потребителей, что приводит к ускоренному формированию болезненной зависимости. Вот почему для данной возрастной группы особенно значимо своевременное выявление потребителей алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ как для индивидуальной профилактики наркозависимости, так и для предотвращения группового вовлечения в наркопотребление.
В процессе общения с учащимися, их обучения и внеклассной работы преподаватели, школьные психологи, социальные работники, практически ежедневно наблюдая за поведением и внешним видом учащихся, имеют реальную возможность выявления среди учащихся лиц, потребляющих психоактивные вещества. Особое внимание привлекают подростки, которые попадают в «группу риска». «Группа риска» — лица, которые вследствие психологических и социальных причин находятся в ситуации, располагающей к употреблению алкоголя и наркотических средств, и формированию зависимости.
«Группа риска» определяется несколькими факторами: биологическиими, генетическими, психосоциальными. Профилактика подросткового алкоголизма и зависимого поведения должны бать направлена на выявление «группы риска», здесь немаловажная роль играет первичная профилактика, требующая участия не только специалистов, но и более широких кругов населения.
«Рекомендации медицинского психолога специалистам, работающим в сфере получения среднего образования, по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних» дала участникам семинара медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Валентина Борисовна Родионова. Стратегическая направленность профилактики употребления ПАВ заключается в воспитании здорового, психически развитого и психически устойчивого ребенка, способного справляться с жизненными проблемами, не прибегая к ПАВ. Важно понимать, что эффективная профилактика употребления психоактивных веществ начинается не в подростковом возрасте, а значительно раньше, как минимум, в начальной школе. Причем в каждом возрастном периоде профилактика обладает своими особенностями. В начальной школе в рамках профилактики употребления рекомендуется делать акцент на позитивном восприятии здорового образа жизни, спорта, формировать адекватное отношение к ценности собственного здоровья, продолжать осваивать навыки безопасного поведения, выявлять и развивать интересы ребенка. В средней школе важно продолжать изучать склонности ребенка, корректировать его интересы, если в этом есть необходимость, организовывать досуг, формировать ответственность за свои действия и их последствия, формировать устойчивость к негативному влиянию окружающей среды, развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ. В старшей школе рекомендуется учить, как четко формулировать и отстаивать свою точку зрения даже в компании значимых людей, укреплять устойчивость к стрессам, неудовлетворению текущих потребностей, учить справляться с разочарованием, чувством обиды, вины, агрессией адекватными способами, объяснять связь между употреблением и ближайшими и отдаленными последствиями, в том числе и заболеваниями. Основная задача – проинформировать, проанализировать моменты, кажущиеся подростку спорными, и в дальнейшем помочь ему сделать правильный выбор. В рамках проведения профилактических мероприятий желательно избегать ряда ошибок.
Не следует: запугивать ребенка, рассказывать о тяжелых последствиях употребления ПАВ в драматичной манере, обсуждать состояния, которые испытывает наркозависимый при употреблении, перечислять виды психоактивных веществ, использовать сложную терминологию или, наоборот, сленг. Мишенями профилактической работы должно стать развитие самоуважения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков противостояния влиянию, то есть умение сказать «нет», отказаться от сомнительного предложения. Работа с семьей – важнейший этап профилактики. Эта тема должна регулярно освещаться на родительских собраниях. Желательно не уставать подчеркивать родителям важность сохранения комфортной атмосферы в семье, атмосферы доверия. В конечном счете, именно ощущение тыла за своей спиной в виде семьи помогает подростку преодолевать трудности. Поддержка нужна каждому человеку, подростку – в большей степени, потому что он зависим и не уверен в себе. Понимание того, что дома тебя поймут, что можно обсудить любую тему – существенно снижает вероятность того, что ребенок не будет ничего пробовать. Кроме того, именно в атмосфере доверия дети могут рассказать об известных им случаях употребления ПАВ среди сверстников. А выявленные случаи употребления – это пресечение дальнейшего распространения психоактивных веществ. Что делать, если ребенок находится в нестабильном состоянии, если ему некомфортно? В индивидуальном порядке побеседовать с ребенком, с его друзьями, одноклассниками, поговорить с родителями, определить, могут ли специалисты школы улучшить ситуацию, сделать для ребенка пребывание в школе более комфортным. В одном случае это может быть включение его в совместную деятельность, стабилизация межличностных отношений. В другом – индивидуальные беседы с психологом, рекомендация обратиться в помогающую организацию. Возникли подозрения, указывающие на риск употребления психоактивных веществ? Максимально тактично сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям ребенка, организовать встречу подростков со специалистом поддерживающей организации или наркокабинета, а также организовать консультирование родителей, дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме, все действия строить на доверительной, конфиденциальной основе. Не рекомендуется запугивать родителей, поскольку они начинают неадекватно вести себя со своими детьми: обнюхивают, начинают проверять телефон, запрещают гулять и так далее. Если подтверждено, что ребенок выпил, курил или попробовал что-то запрещенное, не нужно себя сразу с ним вести как с матерым преступником или конченым человеком.

Круглый стол «Психологическая помощь родителям при перинатальной утрате»

31 января в Городском центре медицинской профилактики для психологов женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник, специалистов районных центров социальной помощи семье и детям состоялся межведомственный круглый стол «Взаимодействие в оказании психологической помощи родителям при утратах и рождении детей с низкой массой тела и пороками развития».
Для начала участникам был продемонстрирован мультипликационный фильм «Депрессия», показывающий необходимость своевременного обращения родителей за психологической помощью при утрате ребенка.
Затем состоялось выступление клинического психолога СПб ГБУЗ «Родильный дом №9» Татьяны Даниловны Боязитовой на тему «Актуальные вопросы оказания экстренной помощи женщинам в ситуациях перинатальной утраты и рождения ребёнка с пороками развития, а также в послеродовом периоде». Психологическая помощь – это поддержка и содействие человеку или социальной группе в психологически сложной ситуации. Цель такой помощи – снять психоэмоциональное напряжение, улучшить качество жизни и социальную адаптацию, повысить личную эффективность и привнести гармонию в отношения с самим собой и окружающим миром. Виды психологической помощи: консультирование, психокоррекция, психотерапия, психопрофилактика. Кризисная психологическая помощь – это помощь в кризисе после утраты. Экстренная психологическая помощь – система краткосрочных мероприятий при помощи профессиональных методов, соответствующих ситуации. Кому нужна такая помощь в родильном доме? Женщинам в случае гибели плода, преждевременных родов, рождения ребенка с тяжелым диагнозом, с симптомами послеродовой депрессии. Гибель плода – это острое состояние горя. Женщина не знает, кто ей должен оказать психологическую помощь в таких случаях. Экстренную психологическую помощь в роддоме в идеале должна оказать целая команда специалистов – врач-акушер-гинеколог, владеющий знаниями и навыками психологической поддержки, неонатолог, психолог, психиатр, юрист. Такая помощь направлена на коррекцию стресса, получение необходимой информации, ориентирование в работе социальных служб. Что затрудняет оказание экстренной психологической помощи? Отсутствие такой службы на базе родильного дома, отсутствие такой профильной медико-психологической помощи женщинам на базе кризисных центров, отсутствие телефона экстренной психологической помощи для беременных и родильниц, находящихся в состоянии острого кризиса или в сложных жизненных ситуациях. Женщины в таких случаях часто ищут помощи в интернете, но там есть советы и предложения помощи от непрофессионалов, которые могут только навредить. Татьяна Даниловна привела несколько конкретных примеров из собственной практики, когда женщине требовалась экстренная психологическая помощь. Докладчик отметила отсутствие специально оборудованных кабинетов психологической помощи в женских консультациях и пригласила специалистов к дискуссии о необходимости создания службы экстренной психологической помощи на базе роддомов.
Модераторами Круглого стола выступили Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Игорь Валерьевич Добряков и Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом оранизации профилактической помощи матерям и детям.
Елена Рудольфовна, отметила отсутствие алгоритма оказания психологической помощи при перинатальной утрате и тот факт, что психологическая помощь не входит в стандарт ОМС, Игорь Валерьевич обратил внимание участников, что не каждый психолог может работать с перинатальной утратой, так как для этого требуется специальная подготовка. Эксперты Круглого стола осветили ряд тем, обозначили проблемы в своей работе и пригласили психологов женских консультаций и родильных домов — участников семинара к дискуссии. О своем практическом опыте работы психолога с женщинами с перинатальной утратой рассказал клинический психолог СПб ГБУЗ «Родильный дом №10» Дмитрий Александрович Хинин. Об организации психологической помощи несовершеннолетним мамам» говорила психолог СПб ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам» «Маленькая Мама» Евгения Михайловна Федосеева. О психосоциальном обслуживании женщин с зависимым поведением, имеющих детей от рождения до трех лет, проинформировала психолог Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Ольга Анатольевна Велигжанина. О мерах социальной поддержки семьям с детьми в Санкт-Петербурге шла речь в выступлении юрисконсульта того же Центра Людмилы Петровны Никитиной. Как пережить утрату ребенка в семье родителям и родственникам рассказала клинический психолог СПб ОО СП «Семейный информационный центр» Надежда Геннадьевна Степанова. А о проблемах семьи после рождения недоношенного или особого ребенка говорила психолог того же «Семейного информационного центра» Вита Валерьевна Шувалова.
Круглый стол позволил выделить несколько направлений работы психолога в медицинской организации: необходимо решить, какая конкретно помощь должна оказываться женщине, пережившей перинатальную утрату, и куда ее направлять. Для этого нужна брошюра для специалистов с информацией по алгоритму работы и конкретная маршрутизация. Требуют своего решения вопросы профилактики профессионального выгорания врачей и психологов, организации взаимоотношений медицинского персонала и психолога в родильном доме, женской консультации, детской поликлиники.

30 января 2020 года состоялось совещание с сотрудниками отделов здравоохранения администраций районов, ответственных за реализацию проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

В рамках реализации регионального проекта состоялось совещание с сотрудниками отделов здравоохранения администраций районов, ответственных за реализацию проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Материалы совещания:
История проекта и этапы реализации

Диспансеризация

Порядок работы и контакты

Об отчетах по проекту НММО

Декабрьские игры по станциям «Быть здоровым для себя»

3, 10, 16, 17 декабря 2019 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Быть здоровым для себя», в которой приняли участие команды учащихся 10-11 классов Пушкинского р-на (школа 638), Красногвардейского р-на (школа 191, 129, 491), Приморского р-на (школа 106, 66, 618), Московского р-на (школа 484), Василеостровского р-на (школа 21, 17), Невского р-на (школа 347), Фрунзенского р-на (школа 295, 553), Выборгского р-на (школа 123), Красносельского р-на (школа 237), Колпинского р-на (школа 456, 402, 404), Калининского р-на (школа 72, 145).
На первом этапе игры участники зарабатывали балы на тематических станциях в залах Музея, используя имеющуюся на экспозиции информацию, применяя логику и свои знания. Задания были посвящены охране репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ и инфекционных заболеваний, знаниям об иммунитете и анатомии.
После прохождения всех станций капитаны команд участвовали во втором этапе, отвечая на вопросы по здоровому образу жизни и о выдающихся ученых в области медицины. Несмотря на большую ответственность и переживание ребята старались отвечать правильно, принося баллы своей команде.

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:
3 декабря: команда «ЗОЖники» школы № 123 Выборгского района,
10 декабря: команда «Энергия жизни» школы № 618 Приморского района и команда «NevROZA» школы № 491 Красногвардейского района,
16 декабря: команда «Адреналин» гимназии № 66 Приморского района,
17 декабря: команда «Ритм» школы № 17 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.