Семинар «Принципы введения прикорма. Профилактика витаминной недостаточности в питании детей»

В Городском центре медицинской профилактики 16 октября 2015 года состоялась конференция «Принципы введения прикорма и профилактика витаминной недостаточности в питании детей» для врачей и медицинских сестёр кабинетов здорового ребёнка, врачей и медицинских сестёр участковой сети детских поликлиник (детских поликлинических отделений).

С докладом «Национальная Программа питания детей: новые научно-обоснованные подходы» выступила профессор Булатова Е. М. – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней СПб ГПМУ,главный педиатр МЗ РФ в Северо-Западном федеральном округе. Докладчик подчеркнула, что подходы к обеспечению детей прикормом изменились кардинально как в сроках прикорма, так и в его качественном составе. Прикорм вводится не ранее 17-18 недель и не позднее 26 недель. Первым продуктом прикорма является каша, овощные пюре, в 22 недели – мясное пюре, что является принципиально новым в организации прикорма. Фруктовые соки и пюре вводятся не ранее 14-24 недели, причем вводятся они после того, как ребёнку в прикорм стабильно введены каши и овощные пюре. Цельное молоко вводится в рацион ребёнка только после достижения возраста одного года.  Важно отметить единые сроки введения прикорма детям, находящимся на грудном и искусственном вскармливании.

Докладчик Косенко И.М. – доцент кафедры клинической фармакологии СПб ГПМУ, в сообщении «Нужна ли коррекция микронутриентов в сохранении здоровья детей?» изложила глубокую информацию о значении микронутриентов в формировании здоровья человека.

По данным ВОЗ состояние здоровья человека определяется на 60 % образом жизни. Несбалансированность питания, в частности витаминодефицитные состояния, оказывают прямое влияние на уровень заболеваемости и смертности всего населения страны. Полноценность питания определяется, в основном, балансом микронутриентов –незаменимых пищевых веществ (витаминов и микроэлементов). Важно отметить, что каждый витамин и минерал обладает целым спектром физиологических эффектов. «Витамины и микроэлементы являются важнейшей частью натурального природного окружения человека ….,  составляя самый главный набор ключей и рычагов, управляющих  здоровьем» (И.М. Воронцов, 1998г.).

Витамины – незаменимые органические соединения разнообразной химической природы: жирорастворимые витамины А, Е, Д, К;  водорастворимые витамины группы В, РР, Н, В9, В5, С. Необходимыми (эссенциальными) микроэлементами являются Fe, I, Cu, Zn, Co, Cr, Mo, Se, Mn, Mg. Кроме того, омега-3ПНЖК относятся к эссенциальным жирным кислотам, не синтезирующимся в организме человека. Их важно получать ежедневно для нормального развития и работы головного мозга, поскольку они во многом определяют умственные способности ребёнка, правильное развитие мелкой моторики и моторно-зрительной координации.

Эпидемиология обеспечения микронутриентами в РФ разнообразна в зависимости от региона. Наблюдается дефицит витамина С до 80%-90%, витамина Е – до 60% — 90%; дефицит иода – до 70%-80%, в некоторых регионах – до 100%.

Значительно распространён гиповитаминоз у детей, что влияет на когнитивные функции детей: познавательное развитие, развитее речи, формирующиеся социальные отношения, творческие способности.  Дозирование микронутриентов должно быть не избыточным, а адекватным для поддержания витаминного статуса организма на определённом уровне – соответствовать суточной потребности организма.

Диете принадлежит важная роль в профилактике микронутриентной недостаточности, но стандартные рационы, достаточные по калорийности, не могут полностью обеспечить потребность организма во всех необходимых минеральных веществах. Каждодневно необходим, даже для здорового человека, приём дополнительного количества микронутриентов. Основной тактикой при этом является профилактическая. При использовании препаратов, особенно содержащих макро- и микронутриенты, необходимо строго следовать инструкции и рекомендации по применению. Академик В.А. Энгельгард говорил: «Витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием».

Оптимальное потребление с пищей микронутриентов – основа  нормального роста, развития и поддержания здорового организма ребёнка.

В докладе «Частная жизнь витамина D» доцент кафедры  гастроэнтерологии СПб ГПМУ к.м.н. Лобода Т.Б. обратила внимание слушателей  на то, что витамин D – это собирательный термин для группы близких по структуре родственных секостероидов. Существует две основные формы: витамин D2 и витамин D3, а также их активные метаболиты. Витамины группы D– это прогормоны, из которых образуются активные метаболиты, являющиеся гормонами. Высказано предположение о существовании особой эндокринной системы (витамин D, D- гормон и D-эндокриннаясистема).

Метаболизм витамина D осуществляется в коже под воздействием  ультрафиолетового облучения, чем обеспечивается 95% потребности организма. Также источником витамина D для человека является пища – морская рыба (макрель, угорь, лосось, сельдь), молоко, пищевые добавки, что обеспечивает 5% потребности организма.

Функции витамина D в организме условно можно разделить на классические: обеспечение состояния костной ткани и не классические – профилактика хронических заболеваний, в основном болезней сердца, сахарного диабета, профилактика рака (молочной железы, кишечника), а также профилактика аутоиммунных заболеваний.

Дефицит витамина D в организме проявляется рахитом, тяжёлым гиперпаратиреозом, миопатией, остеомаляцией. Гиповитаминоз сопровождается незначительным повышением уровня паратиреоидного гормона. Токсическое влияние витамина D проявляется гиперкальцимией.

При нормальном потреблении витамина витамин-D-зависимые функции не нарушены.

Здоровое питание детей раннего возраста – это правильно применённые знания родителей в части обеспечения рационального подхода  к питанию ребёнка, в том числе обеспечению микронутриентами, а также формирование правильного пищевого поведения.