Формирование здорового образа жизни в образовательных организациях: цель, форма, методы

28 января в Городском центре медицинской профилактики для педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе и социальных педагогов образовательных организаций состоялась конференция «Формирование здорового образа жизни в образовательных организациях: цель, форма, методы».
Маргарита Георгиевна Колесникова, к.п.н., доцент кафедры педагогики семьи Института детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» подробно остановилась на вопросах формирования культуры здоровья обучающихся. Об основах здорового образа жизни – правильном питании, физической активности, гигиене, режиме труда и отдыха знают все. «Мы все знаем, но не выполняем» — основная проблема в ЗОЖ. Из чего складывается готовность к ЗОЖ? Из представлений, мотивации и поведения. Есть два подхода к формированию ЗОЖ: медико-гигиенический и психолого-педагогический. Докладчик говорила о нормативных документах, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, о создании условий для обеспечения здоровья в петербургских школах, о профилактических программах, о педагогической концепции здоровья — здоровьесберегающей образовательной среде, о понятии «культура здоровья», о службе здоровья в системе образования Санкт-Петербурга и межведомственном взаимодействии.
Опытом построения здоровьесберегающей среды в образовательной организации поделилась с участниками конференции заместитель директора по учебно-воспитательной работе, победителя городского конкурса «Школа здоровья» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга Ольга Викторовна Вашечкина. В школе-интернате дети учатся и круглосуточно живут пять дней в неделю. Миссия педагогов – помощь ребенку с ограниченными возможностями. «Наш опыт признан педагогической общественностью. Он актуален и востребован. Родители, чьи дети у нас обучаются, удовлетворены нашей работой, — отмечает докладчик. Один из важных аспектов деятельности – инновационный подход к педагогической работе. Основные преимущества нашего опыта – комплексная модель деятельности образовательного учреждения, отличительные особенности и преимущества, системность деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся». Ольга Викторовна рассказала о новом направлении работы «лаборатория здоровья», где с помощью робототехники ученики могут наблюдать работу организма человека, о ежегодных мероприятиях для школьников по пропаганде здорового образа жизни.

О ресурсах Городского центра медицинской профилактики для помощи в формировании здорового образа жизни у детей шла речь в выступлении к.м.н., врача отдела координации организации профилактической работы среди женщин и детей Натальи Владимировны Шарафиловой. Она остановилась на законодательной базе профилактической работы, напомнила статьи закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Отметила, что на сегодняшний день о культуре здоровья чаще и больше говорят педагоги, чем медики, подчеркнула роль семьи в формировании здорового образа жизни, напомнила, что 50% здоровья людей зависит от их образа жизни и только 8-9% от деятельности службы здравоохранения, рассказала об особенностях формирования мотивации на ЗОЖ в детском возрасте, обратила внимание на том, что используемые педагогами методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического воспитания и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию. Докладчик подробно рассказала об основных функциях Городского центра медицинской профилактики, о формах работы с учащимися (уроки здоровья, конкурсы, игры по станциям, акции), об экспозиции Музея гигиены и организации экскурсий для различных возрастных групп, о статистике посещения Музея гигиены учащимися образовательных учреждений и планах обучения педагогов.