Виртуальная зависимость у детей и подростков

Технический прогресс дал нам гаджеты, позволяющие увеличить информационное пространство и разнообразить коммуникации. Но у этого явления появилась и обратная сторона — с развитием компьютерных технологий, наряду с явными преимуществами, возникли новые проблемы. Одна из них – компьютерная зависимость детей и подростков.

Игорь Валерьевич Добряков  к.м.н
., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, доцент кафедры социальной адаптации, и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Пациентов с компьютерной зависимостью становится все больше. Врачи и педагоги должны иметь одинаковую точку зрения на эту проблему. Каковы здесь причины, факторы риска и что с этим делать? Как беседовать с учениками и родителями по этому поводу? Дело в том, что терапия этого явления часто носит лишь симптоматический характер. Мы отняли компьютер у ребенка, запретили ему играть на планшете. Но ничего не дали взамен, не устранили причину зависимости. Здесь нужна помощь специалиста.

Проблема зависимости от компьютера на данный момент очень актуальна и похожа на проблему наркомании. Поэтому иногда родители обращаются за помощью к наркологу.

Говоря о психологическом аспекте зависимости, будет уместен термин аддикция (зависимость). Различают следующие виды аддикции: химические (зависимость от психоактивных веществ); нехимические (поведенческие, когда объектом зависимости становится различная форма влечения или поведенческий акт, а не психоактивное вещество); промежуточные (например, пищевые, когда признается только вегетарианство, только раздельное питание, только сыроедение и т.д.).

Для различных видов аддикции характерны шесть компонентов:

  1. Особенность или сверхценность. Сидеть за компьютером, не выпускать из рук мобильник  « я всегда в курсе всех событий» – это сверхценная идея.
  2. Изменение настроения. Злоба, аутоагрессия, плохое настроение, но если я поиграю, убью монстра, то сразу настроение улучшится.
  3. Рост толерантности. Сколько времени мне надо сидеть за компьютером для достижения эйфории? Я поиграл в игру, пообщался в «одноклассниках», у меня эйфория. В противном случае я злюсь, все меня бесит
  4. Симптомы отмены. Если забрать гаджет у ребенка, то он становится агрессивным, ругается матом.
  5. Конфликт с окружающими и с самим собой. Растет тревожность, ребенок прогуливает школу.
  6. Рецидив.

Говоря о компьютерной зависимости, особенно у подростков, стоит отметить, что в ее основе лежит влечение – субъективное переживание потребностей, стимулирующее деятельность человека и предающее ей направленность. Если человек не умеет удовлетворять свои влечения в социально приемлемой форме, то делает это в социально неприемлемой и компьютер ему в этом помогает.

Компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к играм, соцсетям, интернету. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

doc_virtualneed1

Различают несколько видов компьютерной зависимости. Во-первых, это игровая, при которой человек играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, друзей, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора. Во-вторых, сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни. Зато в сети они разворачиваются на всю катушку, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей или поклонников своего творчества. В третьих, серфинг. Это зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в чатах, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Каковы же предвестники компьютерной зависимости? Навязчивое стремление все время проверять почту; постоянное предвкушение следующего он-лайн сеанса; увеличение времени сидения за компьютером; трата все большего количества денег на интернет.

doc_virtualneed2

Признаки компьютерной зависимости, которые должны насторожить родителей: ребенок теряет интерес к другим занятиям; все свободное время стремится провести за компьютером; общение с другими детьми  сводится только к компьютерным играм; происходит утрата контакта с родителями; ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером; на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать; приходит из школы и первым делом включает компьютер. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами или неудачами.

Критерии интернет-аддикции: всепоглощение интернетом, стремление проводить там все больше времени.

Если обнаружены признаки интернет-зависимости, то что делать и куда обращаться? В каждом случае все очень индивидуально. Не стоит сразу выбрасывать компьютер или отнимать телефон, надо научить его правильно ими пользоваться. Дайте ребенку альтернативу компьютерным играм и общению, надо чтобы он был чем-то реально увлечен. Помощь в лечении зависимости оказывает психотерапевт, именно к нему необходимо обращаться.

Валентина Васильевна Яковенко — к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения  «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина» уделила особое внимание в своем выступлении мерам профилактики компьютерной зависимости.

Мы наблюдаем рост этого явления и все большее число обращений на наш телефон доверия с этой проблемой. В чем причина? В семье все меньше времени стали уделять совместному времяпрепровождению. Интернет стал самым доступным, интересным и насыщенным способом досуга. Дети подражают родителям в организации свободного времени. Если родители сидят, уткнувшись в гаджеты, то и ребенок будет делать точно также. Компьютер – самый простой способ занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. При компьютерной зависимости у ребенка необходимо будет изменить стереотип поведения всей семьи.

Каковы причины компьютерной зависимости? Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.  Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, он не может побороть свою застенчивость, у него есть физический недостаток или черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера и гаджетов, то здесь очень важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Важно гармоничное воспитание. У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения. Воспитывайте у ребенка ценность общения и игры с реальными людьми. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты — совместные дела, уличные игры, праздники. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Избегайте агрессивных игр, используемых насилие. Установите фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Куда можно обращаться за помощью? Сейчас много различных центров, где оказывают помощь. Детям и подросткам можно обращаться в наше кризисное отделение, где проводится групповая, семейная, индивидуальная психотерапия.