Конференция «Актуальные вопросы и пути сохранения здоровья ребёнка»

День защиты детей отмечается с 1 июня 1950 года. Приуроченные к нему мероприятия проходят во всем мире. Цель этих мероприятий – привлечение внимания к проблемам детей.
Задача нашего государства – растить здоровых детей и увеличивать среднюю продолжительность жизни. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание. В нашей стране проводится активная работа по формированию здорового образа жизни среди детского населения.
4 июня 2018 года в Городском центре медицинской профилактики для заведующих педиатрическими отделениями, участковых врачей-педиатров, заведующих и врачей ООМПД в ОО детских поликлиник/детских поликлинических отделений, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов образовательных организаций, в рамках Международного дня защиты детей, состоялась конференция: «Актуальные вопросы и пути сохранения здоровья ребёнка» (далее – Конференция).
Конференцию открыла приветственной речью главный специалист Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Калачёва Елена Леонидовна, которая подчеркнула, что Конференция стала традиционной. В связи с начавшимся Десятилетием Детства пропаганда здорового образа жизни становится особенно актуальной, т.к. здоровьесбережение является одной из задач Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (от 29.05.2017 № 240).
В своем выступлении «Школа и здоровье обучающихся», Колесникова Маргарита Георгиевна, к. пед. н., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО обратила внимание на тенденции роста числа заболеваний человека, связанных с образом жизни и ведущим принципом становятся усилия самого человека, подчеркнула необходимость создания условий для обеспечения здоровья учащихся в образовательных организациях. Исследования, проведенные в 2017 году подтвердили негативные тенденции, выявленные в более ранних исследованиях: общий низкий уровень здоровья учащихся; ухудшение его при переходе по ступеням обучения; доминирование «школьнозависимых» болезней; повышение острой заболеваемости в период адаптации к учебному году и в третьей четверти; наличие определенной группы учащихся с высоким уровнем психоэмоционального напряжения и низкой школьной мотивацией. Маргарита Георгиевна считает необходимым продолжить организацию и проведение мероприятий здоровьесозидающего и здоровьеразвивающего характера заложенных в программе «Петербургская школа — школа здоровья». Педагогам необходимо владеть новыми компетенциями в рамках реализации профессионального стандарта в связи с работой в условиях реализации программ инклюзивного образования; работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии, с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Петербургская школа должна стать: школой двигательной активности, физкультуры и спорта, школой здорового образа жизни, школой противодействия зависимому поведению школьников, употреблению психоактивных веществ, школой равных возможностей. В завершении выступления Маргарита Георгиевна привела сценарии развития (по С.В. Алексееву), представленные на одной из конференций. Позитивный сценарий («плывем – куда хотим плыть»). Данный сценарий предполагает активное включение идеологии устойчивого развития в составляющие образовательной среды школы. Нейтральный («плывем – куда надо»): реализация экологического и здоровьесозидающего образования в рамках нормативных документов: проведение обязательных уроков здоровья, курсов во внеурочной деятельности, мероприятий, посвященных экологическим и здоровьесберегающим событиям (Международному Дню окружающей среды, Дню Земли и др.). Негативный («делаем вид, что плывем»): сценарий, осуществляемый в основном «на бумаге» или «на показ»: хорошо написанные программы, планы учебной и воспитательной работы, красивая информация на сайте школы – и ни одного события, которое запомнится учащимся и учителям. Такой сценарий тоже возможен и не так редко реализуется в некоторых образовательных организациях.
Матвеев Сергей Владимирович, д.м.н. профессор кафедры физических методов лечения и спортивной медицины ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» МЗ РФ, главный врач Городского врачебно-физкультурного диспансера в докладе «Физическая активность как фактор сохранения здоровья школьников», подчеркнул, что этот процесс должен быть под постоянным контролем медицинских работников. Врачам педиатрам необходимо контролировать состояние здоровья учащихся, определять оптимальную медицинскую группу по физическому воспитанию, разрешение-рекомендация на занятия в спортивной секции, освобождение от занятий (временного или постоянного характера). Физическое воспитание обеспечивает: гармоничное физическое развитие, адекватную сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Но существующие социально-экономические условия: урбанизация общества, нарастающая TV+компьютерная база, социальное расслоение общества, снижение финансовой возможности и пр., накладывают определенный отпечаток на образ жизни современного человека – снижается мотивация к занятиям физкультурой. Сергей Владимирович отметил, что врачам необходимо придерживаться возрастных нормативов допуска детей к занятиям спортом при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров несовершеннолетних, занимающихся физической культурой и спортом
«Табакокурение как риск социально значимых заболеваний» с таким докладом выступила Братова Екатерина Анатольевна, к.м.н., доцент кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», заместитель главного врача по материнству и детству ГБУЗ «Городская поликлиника № 44» Фрунзенского района, врач-педиатр высшей категории. С курением табака связана потеря 15 лет жизни. Среди предотвратимых причин смертности курение занимает первое место. Курение – один из ведущих факторов риска развития заболеваний у человека. Табак – вторая по значимости причина смертности в мире. Родителям, медицинским работникам и педагогам образовательных организаций необходимо постоянно проводить воспитательную и разъяснительную работу среди учащихся о последствиях для здоровья табакокурения.
Предваряя выступление следующего докладчика, заведующая ДПО № 12 Городской поликлиники № 37 Центрального района Зинаида Аркадьевна Рослова подчеркнула важность включения в план по гигиеническому воспитанию вопросов сохранения и улучшения репродуктивного здоровья подростков. Оптимальным, по мнению Зинаиды Аркадьевны, является такая форма как Школа репродуктивного здоровья, которая привлекает внимание подростков и эффективно обеспечивает их необходимыми знаниями.
Зверинцева Елена Адольфовна, заведующая отделением профилактики ДПО №12 Городской поликлиники №37 Центрального района, врач акушер-гинеколог высшей категории в своем докладе: «Актуальность гигиенического воспитания подростков с целью улучшения репродуктивного здоровья. Школа репродуктивного здоровья в условиях детской поликлиники», дала определение репродуктивного здоровья, как состояния благополучия во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию в психосоциальных отношениях семьи, рассказала о том, что в основу демографической политики Российской Федерации положен ряд принципов:
• сохранение и укрепление здоровья населения;
• увеличение продолжительности активной жизни;
• создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
• снижение уровня заболеваемости социально-значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте.
Елена Адольфовна отметила следующие факторы оценки репродуктивного потенциала:
• соматическую заболеваемость и ее влияние на репродуктивную функцию;
• состояние физического, полового и психосексуального развития;
• заболеваемость органов репродуктивной системы (гинекологическая, андрологическая);
• состояние репродуктивной функции в конкретных социально-бытовых условиях и образе жизни;
• характер сексуальной активности и поведения в молодые годы;
• уровень полового и сексуального воспитания подростков.
По данным профилактических медицинских осмотров за 10 лет доля здоровых девочек снизилась, выросла общая заболеваемость, в том числе патологии репродуктивной системы. Для улучшения негативной ситуации необходима организация различных образовательных программ: уроков здоровья, семинаров, консультаций по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, по вопросам полового воспитания подростков; проведения акций и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья; проведение углубленных профилактических медицинских осмотров; создание обучающих школ: «Школ репродуктивного здоровья детей и подростков» в детских поликлиниках.
О результатах проведения Всероссийского урока здоровья в 2018 году рассказала Шарафилова Наталья Владимировна, к.м.н., врач ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики». В докладе было отмечено, что Всемирный день здоровья – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения, с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.
Основные цели проведения Всероссийского урока здоровья – создание мотивации и предоставление ребенку информации о здоровом образе жизни, а также воспитание у обучающихся ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Было отмечено, что доля обучающихся, принявших участие во Всероссийском уроке здоровья в 2018 г. составила 27%. Основную часть мероприятий составили устные формы работы (лекции и беседы), тем не менее, были и другие формы работы: интернет – игры «Составляющие ЗОЖ», молодёжные фестивали здоровья «Мы за ЗОЖ», акция «Кардиомарафон», день Нептуна – праздник на воде и другие.

.