В Городском центре медицинской профилактики 28 сентября 2015 года состоялась конференция «Учебные нагрузки и здоровье школьника» для педагогов и врачей.
С докладом «Здоровье школьников.Проблемы и пути их решения» выступила профессор Янушанец О. И. В докладе подчёркнуты особенности здоровья детей на современном этапе, которые заключаются в снижении уровня здоровья детей при рождении, что является отражением здоровья матерей и наличия вредных привычек, таких как курение, возникновении хронической патологии в раннем детском возрасте, а также увеличении числа хронических заболеваний у одного ребёнка по мере роста, увеличении нервно-психических отклонений у детей, распространённости среди подростков разрушительного поведения.
Важно формировать устойчивую ориентацию на здоровый образ жизни с учётом «внутреннего я», а также генетических характеристик здоровья. Как лечебный фактор необходимо рассматривать обязательное соблюдение режима дня, что формирует «тропинки» привычек и способствует образованию необходимых связей в головном мозге ребёнка. Несоблюдение режима дня – это основа для формирования хронических заболеваний в силу нарушения хронобиологических закономерностей развивающегося организма.
В докладе Колесниковой С. А. «Гигиена учебного процесса как средство сохранения здоровья школьников» подчёркнуто, что за последние 10 лет существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений, имеются положительные сдвиги в организации питания школьников: увеличение охвата горячим питанием составило с 50 % до 95%, применяются современные технологии приготовления пищи, расширен ассортимент блюд, в рацион питания включена продукция, обогащенная микронутриентами.
При этом в процессе обучения отмечается стойкая тенденция к росту фактической учебной нагрузки и интенсификации учебного процесса, одновременно снижается двигательная активность детей. Удельный вес «школьных болезней» составляет 50%
в структуре хронической патологии школьников на протяжении многих лет.
В целях оптимизация учебного процесса необходимо формирование основ здорового образа жизни, активизация санитарно-гигиенической просветительской работы среди детей, их родителей и педагогов.
В докладе «Роль педагога в снижении заболеваемости обучающихся», Колесниковой М. Г. подчёркнуто, что здоровье в школе обеспечивается основными направлениями деятельности, а именно: здоровым и безопасным учебным процессом; культурой здоровья педагогов, школьников и их родителей; коррекцией здоровья и оздоровление школьников.
Здоровье созидающий подход к образованию обеспечивает высокий уровень организации и результативность деятельности школ Санкт-Петербурга в сохранении здоровья обучающихся, позволяет обобщать опыт наиболее успешных педагогов в области здоровьесозидания, способствует тому, чтобы решение проблемы здоровья обучающихся стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности средней школы.
Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей, за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений здоровье сберегающих технологий.