Конференция для педагогов и врачей
«Учебные нагрузки и здоровье школьника»

В Городском центре медицинской профилактики 28 сентября 2015 года состоялась конференция «Учебные нагрузки и здоровье школьника» для  педагогов и врачей.

С докладом «Здоровье школьников.Проблемы и пути их решения» выступила профессор Янушанец О. И.   В докладе подчёркнуты особенности  здоровья детей на современном этапе, которые заключаются в  снижении уровня здоровья детей при рождении, что является отражением  здоровья матерей и наличия вредных привычек, таких как  курение, возникновении хронической патологии в раннем детском возрасте, а также увеличении числа хронических  заболеваний у одного ребёнка по мере роста, увеличении  нервно-психических отклонений у детей, распространённости среди подростков  разрушительного поведения.

Важно формировать устойчивую  ориентацию на здоровый образ жизни с учётом «внутреннего я», а также генетических характеристик здоровья. Как лечебный фактор необходимо рассматривать обязательное соблюдение режима дня, что формирует «тропинки» привычек и способствует образованию необходимых связей в головном мозге ребёнка. Несоблюдение режима дня – это основа для формирования хронических  заболеваний в силу нарушения хронобиологических закономерностей  развивающегося организма.

В докладе Колесниковой С. А. «Гигиена учебного процесса как средство сохранения здоровья школьников» подчёркнуто, что за последние 10 лет существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений, имеются  положительные сдвиги в организации питания школьников: увеличение охвата горячим питанием составило с 50 % до 95%, применяются современные технологии приготовления пищи, расширен ассортимент блюд,  в рацион питания  включена продукция, обогащенная микронутриентами.

При этом в процессе обучения отмечается стойкая тенденция к росту фактической учебной нагрузки и интенсификации учебного процесса, одновременно снижается двигательная активность детей. Удельный вес «школьных болезней» составляет 50%
в структуре хронической патологии школьников на протяжении многих лет.

В целях оптимизация учебного процесса необходимо формирование основ здорового образа жизни, активизация санитарно-гигиенической просветительской работы среди детей, их родителей и педагогов.

В докладе «Роль педагога в снижении заболеваемости обучающихся», Колесниковой  М. Г.  подчёркнуто, что здоровье в школе  обеспечивается основными направлениями деятельности, а именно: здоровым и безопасным учебным процессом; культурой здоровья педагогов, школьников и их родителей; коррекцией  здоровья и оздоровление школьников.

Здоровье созидающий подход к образованию обеспечивает высокий уровень организации и результативность деятельности школ Санкт-Петербурга в сохранении здоровья обучающихся, позволяет обобщать опыт наиболее успешных педагогов в области здоровьесозидания, способствует тому, чтобы решение проблемы здоровья обучающихся стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности средней  школы.

Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей,  за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений здоровье сберегающих технологий.