Конференция «Здоровье — самое ценное, что есть у человека!»

29 сентября в Городском центре медицинской профилактики» для специалистов медицинских и образовательных организаций, сектора по здоровому образу жизни отделов образования и отделов по борьбе с распространением наркотиков состоялась научно-практическая конференция «Здоровье — самое ценное, что есть у человека!». Она была посвящена формированию здорового образа жизни у детей и подростков, профилактике детско-подростковой дезадаптации, наркомании, суицидов.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Юрий Александрович Заозерский. Он отметил, что конференция посвящена Всемирному дню охраны психического здоровья, который отмечается ежегодно 10 октября, поэтому все рассматриваемые вопросы имеют особую актуальность, и пожелал участникам плодотворной работы.
Открыл работу конференции заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н. Олег Валерьевич Эрлих с докладом «Роль семьи в предотвращении суицидального поведения у современного ребенка» Он отметил,, что проблема суицидов сегодня касается всех, так как современный мир продолжает характеризоваться учеными и специалистами-практиками, как «общество риска». Сославшись на данные Прокуратуры Санкт-Петербурга , он отметил сохранение рисков суицидального поведения у подростков в нашем городе. Риски суицидального поведения современного подростка определяются как нормативными психофизиологическими особенностями подросткового периода развития, так и воздействием на его личность новых социальных факторов (средовых характеристик). Какие обстоятельства сопровождают суицидальные намерения несовершеннолетних? Прежде всего, это конфликты: в семье — 41,48% случаев, в сфере общения со сверстниками — 22,16%случаев, в школьной среде –12,50%случаев, в том числе, конфликты, проблемные ситуации, связанные с преподавателями — 4,55% случаев ( приведены данные общероссийских исследований). Какие социальные (средовые) факторы риска, влияют на поведение современного ребенка, в том числе, на появление риска суицидального поведения? Семейный «микросоциальный фактор» выступает одним из ключевых условий предотвращения, или, наоборот, инициирования потенциала суицидального поведения ребенка. Семья — это первичный институт социализации ребенка. Новым ключевым средовым фактором риска для психического здоровья современного ребенка выступает кризисный, переходный характер развития института семьи. Дробление прежней традиционной модели семьи на множество субмоделей создает риски социализации ребенка, ослабляет потенциал поддержки ребенка в семье. Одним из ключевых проявлений кризисного характера развития современной семьи выступает участившаяся педагогическая некомпетентность современных родителей, которая выражается: в высоком уровне конфликтов в супружеских отношениях в присутствии ребенка, а как известно, конфликты родителей друг с другом в присутствии ребенка негативно сказываются на его психическом здоровье; в непонимании значительной частью родителей причин трудностей современного ребенка в учебной деятельности, при достаточно высоких ожиданиях успеваемости (высоких оценок) ребенка в школе. «Позитивное давление» со стороны родителей отмечается в исследованиях, как новый стиль воспитания и детско-родительских отношений. Высокие ожидания родителей(в отношении учебной деятельности ребенка), сочетаясь у современных детей «поколения Z» со страхом «не оправдать возложенных надежд», приводят к возрастанию рисков суицидального поведения у ребенка. По данным Прокуратуры Санкт-Петербурга, боязнь ребенка огорчить родителей недостаточно высокими или низкими полученными оценками, в том числе на экзаменах, стала заметной и частой предпосылкой суицидального поведения школьников-подростков. Сегодня мы наблюдаем возрастание уровня «воспитательной неуверенности» со стороны родителей, которая приводит к дестабилизации психоэмоционального состояния ребенка, к уменьшению его потенциала совладания с трудностями и «неизбежными», «нормативными» подростковыми проблемами. Глобальная тенденция мирового развития — возрастание уровня «цифровизации». Риски и давление среды на ребенка в условиях «цифровизации» будут возрастать. Факторы атмосферы в семье, повышающие психоэмоциональную устойчивость ребенка- это сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям; ощущение безопасности и защищенности; ощущение смыслов в жизни и наличия перспективы; принятие и ощущение «нужности» ребенком — ребенка любят не за «оценки», а за сам факт его существования, ребенок чувствует, что он нужен родителям; стабильность- наличие определенного, защищающего и развивающего ребенка семейного уклада, правил и ценностей, стабильность психоэмоциональной атмосферы.
Виктория Васильевна Фрейзе, врач-психиатр, младший научный сотрудник научно-организационного отделения ФГБУ НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева Минздрава России подняла в своем выступлении вопросы профилактики суицидального поведения населения в период пандемии. Сегодня самоубийство занимает 15-е место среди причин смерти во всем мире и 2-е место среди молодых людей в возрасте до 24 лет в развитых странах. Во всем мире за год более 700 тысяч человек завершают жизнь самоубийством.В России около 18 тысяч человек в год умирает в результате самоубийства. Суицидальное поведение – биопсихосоциональное явление. В исследовании и профилактике суицидального поведения ведущим стал междисциплинарный научно-практический подход. Пандемия стала неожиданностью для всех. Пострадало психическое здоровье населения. В результате применения ограничительных мер нарастают неопределенность, тревога, страх. Как итог — страдает психоэмоциональная сфера – растет число аффективных и тревожных расстройств, дистресс-синдрома, посттравматических состояний, обострений зависимостей, аутоагрессивного поведения и т.д. Основные группы риска в период пандемии: лица с уже имеющимися психическими расстройствами, пожилые люди, лица, страдающие соматическими заболеваниями, медицинские работники, дети и подростки. Главные направления снижения суицидальных рисков: повышение уровня общественного здоровья и повышение эффективности системы здравоохранения. Основные направления стратегии суицидальной превенции: активизация образовательных стратегий в области укрепления психического здоровья; активизация научных исследований и повышение возможностей профессиональной среды; совершенствование организационной деятельности в сфере профилактики суицидального поведения; регулярное проведение ведущими специалистами в области суицидологии семинаров или вебинаров для медицинских работников, психологов, педагогов, работников СМИ; широкое информирование населения об объективных критериях психического здоровья, признаках развития психических расстройств, роли стресса в формировании нарушений психического здоровья и методах совладания со стрессом; обучение широкого контингента методам и способам поддержания и укрепления психического здоровья; расширение преподавания суицидологии в медицинских и педагогических ВУЗах как самостоятельного междисциплинарного спецкурса; повышение уровня осознания проблемы в обществе; создание возможности по предупреждению нарушений психического здоровья.
О значении выявления потребителей ПАВ среди несовершеннолетних рассказал врач-нарколог, заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №1 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Вадим Александрович Ветласенин. Он отметил, что первичная профилактика наркологических заболеваний в семье, в обществе – это часть работы по формированию здорового образа жизни у несовершеннолетних. Выявление группы риска потребителей ПАВ – часть первичной профилактики наркологических расстройств. В РФ употребляют ПАВ 3 миллиона человек, а это 2% населения страны. В Санкт-Петербурге 36,6% молодых людей пробовали ПАВ хотя бы один раз. В нашем городе идет рост отравлений наркотическими средствами у несовершеннолетних. Докладчик отметил влияние особенностей подросткового возраста на формирование аддиктивного поведения, рассказал о мерах по раннему выявлению потребителей наркотических средств, об итогах проведения медицинских профилактических осмотров в учебных заведениях с целью профилактики употребления ПАВ.
Заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина», к.м.н. Валентина Владимировна Яковенко говорила в своем выступлении о том, как идет реализация проекта «Всероссийский детский телефон доверия под единым номером 8-800-2000-122» на территории Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге к работе детского телефона доверия подключены структуры четырех комитетов: Комитет по образованию — «Балтийский берег», Комитет по социальной политике — «Транзит», Комитет по молодежной политике – «Контакт», Комитет Здравоохранения – ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина. Принципы работы ДТД: анонимность, конфиденциальность, бесплатность, круглосуточно, без выходных и праздников. Телефон многоканальный – 4 линий. Сотрудники – медицинские психологи с дополнительной специализацией по суицидологии, психологи семьи и детства. В сутки поступает в среднем 130 звонков. Нагрузка на одну линию в среднем 28 звонков. Возможна работа в режиме конференции, есть круглосуточный он-лайн чат. Кол-во звонков на ДТД в 2020 г. – 47202. Инициаторы обращений на ДТД чаще всего выступают матери (32%), мальчики (30%,) девочки (24%,) отцы (11%). Кол-во обращений на ДТД с суицидальной тематикой за 6 месяцев 2021 г. – 294. Ведущие причины обращений: проблемы принятия себя, проблемы общения, семейная и школьная дезадаптация.
После закрытия работы конференции состоялась экскурсия в Музей гигиены.