«ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

 

614 О-64

Организация проведения группового профилактического консультирования в рамках диспансеризации и профилактических осмотров : метод. рекомендации / Гор. центр мед. профилактики ; сост. С. П.  Дровнина, сост. Т. П. Швецова, сост. В. В. Устинов. — СПб. : [б. и.], 2016. — 32 с. : ил.

 

Давлетшина, Г. А.

Обучение пациентов и их родственников : опыт больницы скорой медицинской помощи / Г. А. Давлетшина // Зам. гл. врача. — 2016. — N 10. — С. 32-43.

 

Далетшина, Г. А.

Обучение пациентов и их родственников : практический опыт взаимодействия врачей и медсестер / Г. А. Далетшина // Главная мед. сестра. — 2016. - N 9. — С. 26-37.

 

Злобина, Г. М.

Применение специалистами сестринского дела современных технологий управления при обучении пациентов / Г. М. Злобина, Т. А. Пайбактова // Главная мед. сестра. — 2012. — N  1. — С. 32-46.

 

Киселевич, М. М.

Медико-образовательные программы для пациентов / М. М. Киселевич // Медицинская сестра. — 2014. — N 5. — С. 38-40.

 

Котомина, Е. В.

Технология здоровьесбережения в организации учебно-воспитательного процесса в «Школе здоровья» / Е. В. Котомина, Т. Е. Соколова // Школа здоровья. — 2012. – N  2. –

 С. 32-37.

 

Куфтарева, Ю. В.

Школы здоровья : роль сестринского персонала в проведении группового консультирования / Ю. В. Куфтарева // Главная мед. сестра. — 2010. — N 9. — С. 146-153.

Мышкина, Л. В.

Опыт работы школ здоровья для пациентов Кировской областной клинической больницы / Л. В. Мышкина, Г. И. Суслопарова, Е. Ю. Шкатова // Главная мед. сестра. — 2013. — N  2. — С. 22-37.

Опыт работы школ для пациентов с рамках диспансеризации населения / Л. А. Воропаева, А. В. Аверин, А. В. Дубов и др. // Главная мед. сестра. — 2013. — N  10. — С. 49-64.

 

Павлова, С. Г.

Школы ухода для медработников и родственников больных — компетенция медицинских сестер / С. Г. Павлова // Главная мед. сестра. — 2012. — N  9. — С. 113-116.

 

Павлова, С. Г.

Школы ухода за тяжелобольными пациентами ЛПУ / С. Г. Павлова // Здравоохранение. Журн. раб. ситуаций гл. врача. — 2012. — N  11. — С. 109-111.

 

 

Резе, А. 

Коммуникативные навыки. 1. Следует ли перебивать пациента при изложении жалоб. 2. Структура врачебной консультации. 3. Обучение пациента / А. Резе // Врач. — 2015. — N 12. — С. 82-84. ; Врач. — 2016. — N 2. — С. 81-83. ; Врач. — 2016. — N 3. — С. 82-84. ; Врач. — 2016. — N 5. — С. 85-86.

 

Санникова, И. Н.

Научно-методический консультативный центр — центр ресурсного обеспечения профессиональной деятельности сестринского персонала / И. Н. Санникова // Главная мед. сестра. — 2013. — N  4. — С. 113-120.

 Токарева, З. Н.

Десятилетний опыт работы профилактических школ в медицинских учреждениях Чувашской Республики / З. Н. Токарева, А. А. Евдокимова // Профилактическая медицина. — 2012. — Том  15, N  4. — С. 37-39.

Формирование грамотности в вопросах здоровья у некоторых категорий пациентов : (обзор) / К. Р. Амлаев, С. М. Койчуева, З. Д. Махов и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том  16, N  2. — С. 18-22.

Шишов, М. А.

Какие требования Минздрав предъявляет к школам пациентов / М. А. Шишов

// Главная мед. сестра. — 2016. — N 9. — С. 18-24.

Школы здоровья для пациентов — одна из мер вторичной и первичной профилактики / О. В. Васильев, И. П. Королева, Е. А. Лаврова и др. // Медицинская сестра. — 2013. –

N  4. — С. 8-12.

Эффективность школы здоровья на рабочем месте и индивидуального консультирования у работников локомотивных бригад / И. В. Осипова, Н. В. Пырикова, О. Н. Антропова и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том  16, N  1. — С. 13-17.

 

 

В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

618.2 К54

Князев, С. А.

Беременность : материалы для беременных / С. А. Князев, М. Б. Хамошина ; ред.

В. Е.  Радзинский ; Рос. о-во акушеров-гинекологов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 80 с. : ил. — (Шк. здоровья).

618.2 К54

Князев, С. А.

Беременность : рук. для врачей / С. А. Князев, М. Б. Хамошина ; ред. В. Е.  Радзинский ; Рос. о-во акушеров-гинекологов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 128 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Список лит.: с. 128.           комп. диск

618.2 Ш67

«Школа материнства» в женской консультации : метод. рекомендации по организации занятий / Гор. центр мед. профилактики ; сост. Л. В.  Винтухова, сост. Ю. А. Заозерский . — СПб. : [б. и.], 2015. — 12 с. : ил.

Грекова, И. И.

            Обоснование целесообразности создания школы здоровья в гинекологическом отделении стационара / И. И. Грекова, И. А. Никулина // Главная мед. сестра. — 2013. — N  8. — С. 124-131.

Здоровье будущей матери // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. – N 11. — С. 67-77.

Здоровье будущей матери : по материалам CD — диска «Школы здоровья» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 9. — С. 66-79.

Ненашева, И. В.

Организация работы акушерки в школе материнства / И. В. Ненашева

// Справ. фельдшера и акушерки. — 2012. — N  2. — С. 54-57.

 

Стадник, Т. Н.

Организация школы молодой семьи при женской консультации как мера поддержки семьи / Т. Н. Стадник // Медицинская сестра. — 2013. — N  4. — С. 13-15.

ПРИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЯХ  

 

616.1 З-46

Здоровое сердце : материалы для пациентов / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков,

Р. А. Еганян и др. ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 64 с. : табл. — (Шк. здоровья).

 

616.1 И97

Ишемическая болезнь сердца : рук. для врачей / Г. В. Погосова, Ю. М. Поздняков, И. Е. Колтунов и др. ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 112 с. : табл. — (Шк. здоровья). -  комп. диск.

616.1 И97

Ишемическая болезнь сердца : материалы для пациентов / Г. В. Погосова,

 Ю. М. Поздняков, И. Е. Колтунов и др. ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 48 с. — (Шк. здоровья).

 

616.1 К17

Калинина, А. М.

Стабильная стенокардия : рук. для врачей / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков,

Р. А. Еганян ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 176 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 170-171. -  комп. диск.

616.1 К17

Калинина, А. М.

Чтобы сердце не болело : материалы для пациентов / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков, Р. А. Еганян ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 32 с. : ил. — (Шк. здоровья).

 

616.7 Л50

Лесняк, Ольга Михайловна.

Остеоартрит : материалы для пациентов / О. М. Лесняк, П. С. Пухтинская ; ред.

О. М.  Лесняк ; Ассоц. ревматологов России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 71 с. : ил. — (Шк. здоровья).

 

616.7 Л50

Лесняк, Ольга Михайловна.

Остеоартрит : рук. для врачей / О. М. Лесняк, П. С. Пухтинская ; ред. О. М.  Лесняк ; Ассоц. ревматологов России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 104 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Список лит.: с. 100.          комп. диск

 

616.1 Ф 91

Фролова, Е. В.

Обучение пациентов — современная медицинская технология амбулаторной практики : учеб. пособие / Е. В. Фролова. — СПб. : СПбМАПО, 2006. — 148 с. : ил. — Библиогр.:

с. 145-146.

 

616.7 О-76

Остеопороз : материалы для пациентов / О. М. Лесняк, Л. П. Евстигнеева,

Н. М. Кузнецова и др. ; ред. О. М.  Лесняк ; Рос. ассоц. по остеопорозу. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 24 с. — (Шк. здоровья).

 

616.7 О-76

Остеопороз: рук. для врачей / О. М. Лесняк, Л. П. Евстигнеева, Н. М. Кузнецова и др. ; ред. О. М.  Лесняк ; Рос. ассоц. по остеопорозу. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 64 с. — (Шк. здоровья). — комп. диск.

 

615.82 П64

Потемкина, Р. А.

Физическая активность и питание : рук. для врачей / Р. А. Потемкина ; ред.

 Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 96 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 94..- комп. диск.

615.82 П64

Потемкина, Р. А..

Физическая активность и питание : материалы для пациентов / Р. А. Потемкина ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 48 с. — (Шк. здоровья).

 

616.1 Ф18

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний : рук. для врачей / А. М. Калинина, Ю. М. Поздняков, Р. А. Еганян и др. ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 160 с. : табл. — (Шк. здоровья). – Библиогр.: с. 153-155.     комп. диск.

 

Ацель, Е. А.

Образовательные программы для пациентов с сердечно сосудистыми заболеваниями в период модернизации здравоохранения / Е. А. Ацель // Справ. врача общей практики. — 2014. — N 3. — С. 83-84.

Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова, Т. В. Горшкова,

М. П. Романова и др. // Терапевт. арх. — 2012. — Том  84, N  11. — С. 42-46.

Влияние обучающей программы на эффективность и безопасность антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова,

Т. Ю. Пенская, Н. В. Рогулина и др. // Кардиология. — 2013. — Том  53, N  8. — С. 67-71.

 

Гадаев, А. Г.

Оценка эффективности работы школы гипертоников на уровне первичного звена здравоохранения / А. Г. Гадаев, Ш. С. Гулямова // Профилактическая медицина. — 2012. — Том  15, N  3. — С. 7-15.

Журавлев, Ю. И.

            Динамика физического здоровья пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний под влиянием их совместного обучения с медицински активными членами семей / Ю. И. Журавлев, П. А. Шептун // Профилактическая медицина. — 2012. –

Том  15, N  2. — С. 18-22.

           

Зиновьева, Е. А.

            Роль сестринского персонала в организации и работе Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника / Е. А. Зиновьева, Т. И. Винникова // Главная мед. сестра . — 2011. — N 5. — С. 25-35.

 

Костенко, Е. В.

            Факторная обусловленность состояния здоровья пациентов с дорсопатиями и её роль в проведении оздоровительных мероприятий / Е. В. Костенко, Н. В. Полунина // Российский мед. журн. — 2013. — N  3. — С. 11-14.

 

Лыгина, Е. В.

            Структурированная программа обучения больных ревматоидным артритом самостоятельному мониторингу активности заболевания / Е. В. Лыгина, Е. В. Пронькина,

С. С. Якушин // Научно-практическая ревматология. — 2014. — N 1. — С. 37-432.

Немченко, И. А.

            Амбулаторно-поликлиническая помощь больным облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей / И. А. Немченко, Е. П. Кривощенков, И. А. Дмитриева // Военно-мед. журн. — 2012. — Том  333, N  2. — С. 37-41.

Носкова, В. А.

            Подготовка медицинских сестре к терапевтическому обучению пациентов /

В. А. Носкова, О. Л. Васильева, Т. В. Поздеева // Главная мед. сестра . — 2011. — N 1. –

С. 122-126.

             Обучающая программа для пациентов с протезированными клапанами сердца

/ Е. В. Горбунова, Н. Г. Кудрявцева, Т. В. Горшкова и др. // Российский мед. журн. — 2014. N 1. — С. 39-41.

            Обучение пациентов с остеопорозом : результаты многоцетрового рандомизированного исследования / Л. П. Евстигнеева, О. М. Лесняк, Н. М. Кузнецова и др. // Профилактическая медицина. — 2013. — Том  16, N  1. — С. 18-24.

            Оптимизация терапевтического обучения больных хронической сердечной недостаточностью / Л. А. Егорова, К. В. Котенко, О. М. Масленникова и др. // Медицина труда и пром. экология. — 2016. — N 11. — С. 20-23.

           Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни детей с бронхиальной астмой / Е. В. Ляпунова, И. В. Попова, А. Н. Токарев и др. // Здравоохранение РФ. — 2013. — N  1. — С. 36-39.

            Оценка эффективности кардиологических образовательных программ для пациентов старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью / В. Н. Федорец,

 И. В. Вологдина, А. В. Розов и др. // Успехи геронтологии. — 2013. — Том  26, N 2. — С. 383-387.

 

Профилактика артериальной гипертонии // Справ. фельдшера и акушерки. — 2013. — N  2. — С. 75-86.

Профилактика артериальной гипертонии : по материалам  CD — диска «Школы пациентов» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2013. — N  3. — С. 74-81.

Роль индивидуального обучения в достижении контроля над бронхиальной астмой / А. В. Будневскй, С. А. Кожевникова, В. Т. Бурлачук и др. // Пульмонология. — 2013. –

N  1. — С. 54-58.

Роль образовательных программ в изменении знаний пациентов об остеопорозе и образа жизни : (кальциевой диеты и физической активности) / Л. П. Евстигнеева,

 О. М. Лесняк, Н. М. Кузнецова и др. // Лечащий врач. — 2013. — N  5. — С. 104-108.

Современные подходы к проблеме комплексного обучения больных ИБС, перенесших интервенционные вмешательства на коронарных сосудах, в сочетании с сахарным диабетом 2 типа / Б. Л. Шкловский, О. Ш. Ойноткинова, В. Н. Серебренников и др. // Военно-мед. журн. — 2012. — Том  333, N  11. — С. 33-39.

 

Токарева, З. Н.

Пятилетний опыт работы школ здоровья для больных с сердечно-сосудистой патологией в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики / З. Н. Токарева,

Т. Н. Мизурова, Н. А. Светлова // Профилактическая медицина. — 2013. — Том  16, N 6. –

С. 90-93.

Черников, А. Ю.

Школа больного саркоидозом как важный элемент медицинской реабилитации

/ А. Ю. Черников, Л. Г. Землянских  // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2013. — N 4. — С. 44-46.

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ для пациентов с хронической сердечной недостаточностью : (инновационные технологии) / А. П. Потапов, М. В. Малишевский, Н. Е. Зольникова и др. // Клиническая медицина. — 2010. — N 1. — С. 25-29.

 

Шокина, И. Ю.

Профилактика осложнений гипертонической болезни  / И. Ю. Шокина, А. И. Петрова // Медицинская сестра. — 2011. — N 5. — С. 18-22.

Эффективность непрерывного профессионального образования в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний / Ф. Е. Вартанян, P. Pulido, H. Silva и др. // Профилактическая медицина. — 2012. — Том  15, N  5 . — С. 8-15.

 

Эффективность обучающей программы в повышении приверженности к лечению у пациентов с протезированными клапанами сердца / Е. В. Горбунова, Т. В. Горшкова,

М. П. Романова и др. // Клиническая медицина. — 2012. — Том  90, N  11. — С. 16-19.

 В ДЕРМАТОЛОГИИ И ВЕНЕРОЛОГИИ 

                                         

Мартынов, А. А.

Повышение приверженности пациентов стационаров и амбулаторно-поликлинических подразделений к лечебно-реабилитационным программам и факторы, оказывающие влияние на комплаентность / А. А. Мартынов, Е. В. Спиридонова, М. М. Бутарева // Вестник дерматологии и венерологии. — 2012. — N  1. — С. 21-27.

ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ

 

Думченко, В. В.

            Первый опыт работ школы здоровья для пациентов с инфекциями, передаваемыми половым путем / В. В. Думченко, Э. К. Садирова // Вестник дерматологии и венерологии. — 2012. — N  3. — С. 77-79.

 

В НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

 

613.9

А50

            Алкогольная зависимость  : материалы для пациентов / М. А. Винникова,

Т. Н. Дудко, Т. В. Агибалова и др. ; ред. М. А.  Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 80 с. : ил. — (Шк. здоровья).

 

613.9

А50

            Алкогольная зависимость : рук. для врачей / М. А. Винникова, Т. Н. Дудко,

Т. В. Агибалова и др. ; ред. М. А.  Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава

России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 192 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 188-191. -

комп. диск.

 

613.9

В48

Винникова, М. А.

            Табачная зависимость : материалы для пациентов / М. А. Винникова, А. Ю. Ненастьева ; ред. М. А.  Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 64 с. — (Шк. здоровья).

 

 

 

 

 

 

613.9

В48

Винникова, М. А.

            Табачная зависимость : рук. для врачей / М. А. Винникова, А. Ю. Ненастьева ; ред. М. А.  Винникова ; Нац. науч. центр наркологии Минздрава России. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 112 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 110. – комп. диск.

 

616.8

Ж71

            Жизнь после инсульта : материалы для пациентов / В. И. Скворцова, Л. В. Стаховская, А. В. Алехин и др. ; ред. В. И.  Скворцова ; Рос. гос. мед. ун-т , НИИ инсульта

РГМУ. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 88 с. — (Шк. здоровья).

 

616.8

Ж71

            Жизнь после инсульта : рук. для врачей / В. И. Скворцова, Л. В. Стаховская,

А. В. Алехин и др. ; ред. В. И.  Скворцова ; Рос. гос. мед. ун-т , НИИ инсульта РГМУ. –

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 208 с. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 206-207. — комп. диск.

 

Ганжула, П. А.

Опыт немедикаментозного лечения пациентов с болезнью Паркинсона в условиях «Школы здоровья» / П. А. Ганжула, О. Л. Табакова // Журн. неврологии и психиатрии  им. С. С. Корсакова. — 2011. — Том 111, N 4, Вып. № 1. — С. 71-73.

Переплетчиков, Л. 

К инсульту — с новыми приемами. Нейрошколы теперь будут действовать и в регионах России / Л. Переплетчиков // Медицинская газ. — 2011. — N 19, 18 марта. — С. 7.

Результативность психообучающих программ при депрессивных расстройствах / Н. Н. Снежкова, Е. А. Хрусталева, С. Ф. Исмаилова и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2015. — N 1. — С. 30-32.

Роль информационно-образовательных программ для больных при лечении хронической головной боли / Е. В. Шевченко, В. Л. Голубев, А. Б. Данилов и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2013. — Том  113, N 11. — С. 59-63.

Сорокина, Н. Д.

Эффективность БОС — терапии головного боли напряжения у пациентов с различными особенностями автономной нервной системы / Н. Д. Сорокина, Г. В. Селицкий,

Е. С. Теременцева // Российский мед. журн. — 2014. — N 2. — С. 15-18.

 Твердикова, Н. Н.

Уход за больными, перенесшими инсульт. Опыт обучения медсестрами родственников пациентов / Н. Н. Твердикова // Главная мед. сестра. — 2012. — N  4. — С. 32-40.

 В ОНКОЛОГИИ

Акрытова, Т. Е.

Психологическое сопровождение пациентов в химиотерапевтическом отделении

/ Т. Е. Акрытова, А. Б. Филенко // Медицинская сестра. — 2013. — N  2. — С. 14-16.

Ошомкова, Л. В.

Опыт создания Школы для женщин после мастэктомии на базе отделения дополнительных услуг областного клинического онкологического диспансера / Л. В. Ошомкова

// Главная мед. сестра. — 2014. — N 3. — С. 20-26.

Ошомкова, Л. В.

Школа онкологического пациента / Л. В. Ошомкова // Медицинская сестра. — 2014. — N 2. — С. 6-8.

В ПЕДИАТРИИ

 

613.5 Ш67

Школы здоровья в России : принципы и организация работы : мониторинг развития и эффективность / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт и др. ; ред. В. Р.  Кучма. — М. : Просвещение , 2012. — 253 с. : табл. — (Работаем по новым стандартам). — Библиогр.: с. 250-252.

 

618.91 Ш67

«Школа молодой матери» в детской поликлинике : метод. рекомендации по организации занятий / Гор. центр мед. профилактики ; сост. Л. В.  Винтухова, сост. Ю. А. Заозерский , сост. Н. В. Шарафилова. — СПб. : [б. и.], 2016. — 32 с. : ил.

 

Маркова, А. И.

Деятельность школ здоровья по укреплению здоровья учащихся на современном этапе / А. И. Маркова, Н. А. Касимовская // Справ. врача общей практики. — 2012. — N  8. — С. 32-43.

 

Маркова, А. И.

Школы здоровья и здоровье школьников : (аналитический обзор) / А. И. Маркова // Гигиена и санитария. — 2013. — N  3. — С. 60-66.

Порядина, Г. И.

Вопросы профилактики ожирения и метаболического синдрома : (по результатам работы «школы рационального питания» для детей и подростков с ожирением) / Г. И. Порядина, Е. А. Ковалева, М. Ю. Щербакова // Педиатрия. — 2012. — Том  91, N  5. — С. 37-42.

В УРОЛОГИИ

 

Алчибаев, М. К.

Оценка результатов анкетирования мужчин в рамках школы мужского здоровья / М. К. Алчибаев // Урология. — 2016. — N 1. — С. 75-81.

 

Галь, И. Г.

Опыт работы школы для пациентов с заболеваниями предстательной железы /

 И. Г. Галь, Т. И. Винникова, Н. В. Ржевская // Главная мед. сестра . — 2011. — N 3. — С. 17-29.

Галь, И. Г.

Функциональные обязанности сестринского персонала в организации работы школы здоровья для  пациентов с заболеваниями предстательной железы / И. Г. Галь,

Т. И. Винникова, Н. В. Ржевская // Опыт работы школы для пациентов с заболеваниями предстательной железы // Главная мед. сестра. — 2011. — № 3. — С. 23-24.

ВО ФТИЗИАТРИИ

Актуальность включения вопросов профилактики и выявления туберкулеза при обучении больных в «школах сахарного диабета» / Г Т. Хауадамова, Т. Ш. Абилдаев,

Е. В. Арбузова и др. // Туберкулез и болезни лёгких. — 2012. — N  2. — С. 33-36.

 

Собаченкова, Н. М.

Возможность и необходимость организации школ для больных туберкулезом /

Н. М. Собаченкова, И. В. Островская // Медицинская сестра. — 2013. — N 8. — С. 24-25,

 28-29.

  

В ЭНДОКРИНОЛОГИИ

616.4 Е28

Еганян, Р. А.

Если у вас лишний вес : материалы для пациентов / Р. А. Еганян, А. М. Калинина ; ред. Р. Г.  Оганов ; Всерос. науч. о-во кардиологов . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 72 с. : ил. — (Шк. здоровья).

 

616.4 Е28

Еганян, Р. А.

Избыточная масса тела и ожирение : рук. для врачей / Р. А. Еганян, А. М. Калини-

на ; ред. Р. Г.  Оганов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 112 с. : ил. — (Шк. здоровья). — Библиогр.: с. 109-111. — комп. диск.

 

616.4 Ф91

Фролова, Е. В.

Методические материалы занятий в школе здоровья для пациентов с ожирением / Е. В. Фролова, О. Ю. Кузнецова, Л. Н. Дегтярева ; Сев.-зап. гос. мед. ун-т им. И. И. Мечникова, Гор. центр мед. профилактики, о нем. — СПб. : [б. и.], 2012. — 12 с.

 

Беликова, Т. В.

Обучение практическим навыкам в школе сахарного диабета / Т. В. Беликова,

Ю. Н. Дегелевич // Специалист здравоохранения. — 2014. — N 4. — С. 26-29.

Профилактика и контроль осложнений сахарного диабета : по материалам  CD «Школы пациентов» // Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 2. — С. 55-67. ; Справ. фельдшера и акушерки. — 2014. — N 3. — С. 47-63.

Филиппов, Н. Е.

Школа здоровья для больных сахарным диабетом / Н. Е. Филиппов, И. М. Игнатина // Медицинская сестра. — 2012. — N  4. — С. 38-3

Лекция «Гомеопатия для всех. Введение в гомеопатию» в лектории «Университет здоровья»

14 февраля в лектории «Университет здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Гомеопатия для всех. Введение в гомеопатию». Вела занятие председатель правления ассоциации гомеопатов, специалист кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации  СЗГМУ им. И.И.Мечникова Елена Юрьевна Щеникова.

Гомеопатия — способ лечения болезни, заключающийся в применении малых доз тех лекарств, которые в больших дозах вызывают у здорового человека признаки этой болезни. Главный принцип гомеопатии - «подобное лечится подобным». Как раздел медицины гомеопатия появилась в 1796 году.  Основоположником гомеопатии считается немецкий медик Самюэль Ганеман, описавший в своем труде новый подход к изготовлению и использованию лекарственных препаратов.

Идеи гомеопатии витали в воздухе еще до Ганемана. Два принципа «подобное лечится подобным» и «противоположное лечится противоположным» были положены в основу лечения более двух веков назад. Можно говорить о том, что еще Парацельс применял гомеопатический подход в лечении. Для изготовления гомеопатических лекарств использовались яды, минералы, вещества растительного и животного происхождения. В Санкт-Петербург гомеопатию «привез» в 1824 году медик Адам, который лично знал Ганемана. В 1833 году появился императорский указ о гомеопатии. С этого момента она стала очень популярна в России. В 1891 году в нашем городе было две гомеопатические лечебницы, щестнадцать врачей-гомеопатов, две гомеопатические аптеки, гомеопатический санаторий.  Но история гомеопатии в России переживала взлеты и падения:  то ее объявляли буржуазной наукой и подвергали гонениям, критиковали, то появлялся всплеск интереса и ее рекомендовали использовать. В советские годы в нашей стране  работали три гомеопатические поликлиники:  в Москве, Ленинграде и Киеве. Сейчас в восьмидесяти субъектах РФ работают врачи-гомеопаты, в Российском гомеопатическом обществе, учрежденном в 1990 году, состоит более 1000 практикующих специалистов. Доля гомеопатических препаратов занимает около 1% российского рынка лекарственных средств.

Каковы принципы сегодняшней гомеопатии? Принцип подобия, который утверждает, что лекарство излечивает те же самые симптомы болезни, которые оно же в состоянии вызвать в здоровом организме. Принцип исследования фармакодинамики на здоровых людях. Путем многочисленных экспериментов было выявлено, что лекарство, принятое внутрь даже здоровым человеком вызывает определенные симптомы в его организме. Принцип назначения малых доз потенцированных препаратов. Гомеопатическое лекарство, используемое при тех же симптомах заболевания, которое оно само вызывает при испытании в материальных дозах на здоровом человеке. Например, препарат, вызывающий понос у здорового человека, эффективен при определенных формах диареи.

Также есть определенные принципы изготовления гомеопатических средств: разведение и потенцирование. Гомеопатиче5ские препараты выпускаются в различных формах: гранулы, капли, таблетки, свечи, мази и т.д.

Существуют несколько направлений гомеопатии. Первое – уницизм, когда больному назначают только один препарат. Второе – плюрализм, когда назачают несколько гомеопатических препаратов с учетом психотипа  пациента. Третье – комплексизм, когда фирмы выпускают комплексные гомеопатические средства, которые можно принимать без назначения врача-гомеопата.

В гомеопатии существуют «женские» и «мужские» средства – конституциональные препараты, регулирующие состояние симпатической и парасимпатической нервной системы на различные внешние раздражители ( пищевые, эмоциональные, физические и т. д.).

Основными преимуществами гомеопатии являются: эффективность, безвредность, возможность длительного применения, отсутствие привыкание, производство препаратов из экологичного сырья. Гомеопатические лекарства можно применять как для лечения, так и для реабилитации и профилактики взрослых и детей.

Важно помнить, что гомеопатия – это не волшебная таблетка, которая может вылечить в одночасье: «Вот схожу к экстрасенсу, астрологу, а еще к гомеопату». Здесь важна приверженность лечению, мгновенного эффекта от гомеопатических лекарств нет. Их принимают многократно, по времени, месяцами для достижения результата.

«Военные песни как феномен воздействия на эмоциональную сферу» — такова была тема второй части занятия — рубрики «Культура и здоровье». Это было посвящение памяти  участников Ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, погибших в авиакатастрофе в декабре 2016 г.

Игра по станциям «Мы идём дорогой здоровья»

1 и 8 февраля 2017 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Мы идём дорогой здоровья», в которой приняли участие команды учащихся седьмых классов общеобразовательных учреждений Кировского района (школа №240, школа №249, школа №283, лицей №378, лицей №389, школа №654) и  Василеостровского района (школа №5, гимназия №11, школа №15, школа №21, школа №19, гимназия №586).Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, истории медицины, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и напряжённая работа детей при прохождении каждой станции.

Во второй части игры команды показали своё домашнее задание. Все выступления отличались своей индивидуальностью и пониманием основных правил и понятий здорового образа жизни. Работу домашнего задания команд оценивали члены жюри: Шарафилова Н.В., врач Городского центра медицинской профилактики, Исакова Л. В.,районный педиатр отдела здравоохраненияи Батенина О.Н., заместитель директора по УВРГБОУ «Школа №502 Кировского района, Зуева О.А., главный специалист отдела здравоохранения и Макаренко О.В., методист информационно-методического центра Василеостровского района,

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:

1 февраля: команда «БЭМС» ГБОУ СОШ №249 Кировского района,

8 февраля:  команда «ЗОЖники» ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.

Cеминар «Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) плода и табакокурения у беременных женщин и кормящих матерей»

14 февраля 2017 года в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар, посвященный профилактике фетального алкогольного синдрома (ФАС) плода и табакокурения у беременных женщин и кормящих матерей.  Перед медицинскими работниками женских и молодежных консультаций, родильных домов, участковыми педиатрами детских поликлиник и отделений выступили: Исурина Галина Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии и Романчук Ольга Борисовна, психиатр-нарколог высшей категории, заместитель главного врача по детской наркологии межрайонного наркологического диспансера №1.

В своем выступлении «Программа профилактики фетального алкогольного синдрома плода» Галина Львовнаподчеркнула, что ФАС – расстройство, возникающее вследствие употребления матерью алкоголя в пренатальный период. В России ежегодно рождается около 100 тысяч детей с различными патологиями. По мнению специалистов, 5% всех врожденных аномалий объясняется воздействием алкоголя на плод. По данным 2011 года, каждая пятая беременная женщина в России употребляет алкоголь. Так, в России  частота фетального алкогольного синдрома (ФАС) составляет 54,2 на 10 тысяч человек.  Для сравнения, в США и Канаде, частота развития нарушений составляет 22,5 и 10,2 на 10 тысяч.  ФАС – это сочетание психических, неврологических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребенка и остаются у него на всю жизнь. ФАС характеризуется наличием лицевых аномалий,  дефицита роста и дисфункции  центральной  нервной  системы. В результате проведенных исследований было показано, что 89% небеременных женщин употребляют алкоголь, а 20% из них употребляют его во время беременности.  Наиболее значимым источником информации, который мог бы повлиять на прекращение употребления алкоголя во время беременности является  акушер-гинеколог. Планирование беременности у данной категории женщин, будет являться критерием эффективности работы по предупреждению ФАС плода.

Ольга Борисовна  в докладе «Табачная зависимость у беременных женщин и молодых матерей. Проблемы и пути решения» рассказала о развитии у курящей женщины зависимости — навязчивой потребности в использовании привычных стимулов, сопровождающейся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами.Никотинизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от табака. В последнее время происходит снижение курение табака во всем мире. Тем не менее  по данным исследователей во время беременности курит от 15 до 20% женщин,  после родов к вредной привычке возвращаются от 60 до 80% женщин. Никотин с 7 недели беременности начинает накапливаться в кровотоке плода.  Таким образом никотин начинает оказывать негативное влияние на развитие плода  с самого начала беременности, вызывая задержку развития плода, отслойку плаценты, преждевременные роды, вплоть до гибели плода. Проведение краткосрочного консультирования приводит к тому, что 10% беременных отказываются от вредной привычки, работа психолога, терапевта приводит к увеличению женщин отказавшихся от курения. В работе с беременными необходимо использовать максимально возможности наглядной информации, выдача буклетов и памяток с рекомендациями по отказу от курения, информировать женщину о школе по отказу от курения, Всероссийском телефоне по отказу от курения (8 800 200 0 200).

Рабочее совещание «Организация волонтерского движения в профилактике онкологических заболеваний среди населения»

03.02.2017. состоялось совещание в Городском центре медицинской профилактики.  Приняли участие представители волонтерских организаций СПОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский ГМУ им. И.П. Павлова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербургская  Государственная Химико-Фармацевтическая Академия,

Санкт-Петербургский Государственный Педиатрический  Медицинский Университет.

Перед студентами и специалистами выступили: В.Е. Жолобов, директор Городского центра медицинской профилактики; Смирнова Елена Валерьевна, врач-онколог, заведующая отделением Колопроктологического центра Городской больницы №9.

Была достигнута договоренность об участии молодежи – будущих медицинских работников, в т.ч. проходящих обучение по целевым направлениям Комитета по здравоохранению, в проведении информирования населения о факторах риска, приводящих к развитию онкозаболеваний, участия студентов-волонтеров в массовых городских акциях Городского центра медицинской профилактики.

Круглый стол «Вопросы создания в Санкт-Петербурге центров традиционной китайской медицины

2 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся круглый стол «Вопросы создания в Санкт-Петербурге центров традиционной китайской медицины».

Открыл мероприятие директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Владимир Евгеньевич Жолобов. Он поприветствовал участников, отметил, что проведение круглого стола, посвященного китайской медицине, приуроченного к китайскому Новому году, уже становится традицией. «Китайская медицина, имеющая  многовековую историю,  – очень широкое понятие. Есть народная и традиционная,  классическая медицина Китая. У них разные подходы к лечению и профилактике, но они доказали свою действенность.  Насколько они соответствуют российским стандартам помощи? Как применить достижения китайской медицины в Санкт-Петербурге, чтобы это не противоречило нашему законодательству? Есть вопросы легализации китайских специалистов. Все эти моменты можно обсудить в процессе живого общения,  обмена мнениями», — сказал Владимир Евгеньевич.

Участник круглого стола, заведующий кафедрой организации здравоохранения СПбГУ Игорь Михайлович Акулин затронул тему правовых аспектов создания центров традиционной китайской медицины в Санкт-Петербурге. В российских нормативных актах отсутствует понятие «китайская медицина». Дело в том, что у народной медицины и классической медицины Китая совершенно разные способы подготовки. Каким образом провести легализацию китайских медиков у нас? Традиционная медицина нам понятна, это иглорефлексотерапия, массаж, лечебная гимнастика. Специалисты из Китая, имеющие высшее и среднее медицинское образование, государственный диплом, могут работать в нашем городе. Их профессиональная деятельность должна лицензироваться. За работу без лицензии они могут быть привлечены к уголовной ответственности, а за нарушение лицензии – к административной. А как быть с народной медициной? В этой области есть международные акты ВОЗ, Пекинская декларация, документы Всемирной Ассамблеи здравоохранения. В РФ есть ст.50 закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», где говорится о том, что порядок выдачи разрешений на занятие народной медициной субъекты федерации устанавливают сами. Поэтому в разных регионах он может существенно различаться. А в Москве и Санкт-Петербурге такие разрешения вообще не выдаются. Занятие народной медициной без разрешения влечет за собой только административный штраф. Необходимо правовое регулирование в этом вопросе.

Российская сторона признает документы о высшем образовании, выданные в Китае, так как есть соглашение России и Китая о взаимном признании. Для занятия медицинской деятельности китайские врачи должны у нас пройти процедуру нострификации – проверку законности и подлинности выданных документов об образовании и сертификацию. А как провести на законных основаниях такую процедуру специалистов по народной китайской медицине? У нас их пока приравнивают к целителям. Вывод – медицинская деятельность специалистов из Китая нуждается в юридическом сопровождении квалифицированных юристов в области медицинского права.

«Традиционная китайская медицина: особенности применения в рамках современной системы здравоохранения» — такова была тема выступления заместителя главного врача СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» Людмилы Викторовны Рошковской. «Мы заинтересованы в создании кабинета традиционной китайской медицины, которая рассматривает  человека как единый организм, а мы рассматриваем и лечим каждую систему органов по отдельности. Китайская медицина не имеет под собой основ, к которым мы привыкли. Но она работает и нам интересны ее методы лечения. Китайская медицина – это еще и философия, и формирование мировоззрения врача и пациента, — говорит Людмила Викторовна. – А наши пациенты хотят «волшебную пилюлю» от всех болезней и чтобы не заниматься изменением образа жизни, корректировкой питания и физической активности. В различных учреждениях есть рефлекотерапевты, массажисты, но китайская медицина еще шире, у нее больше способов воздействия на организм. ВОЗ одобрила методы китайской медицины, в Европе они признаны и давно их применяются для оздоровления. Но если пригласить к нам медиков из Китая, то мы сталкиваемся с большим количеством проблем: их легализация, сертификация их лекарств, допуск на работу, заключение с ними трудового договора. Необходимы правовые документы».

Об опыте создания «Клиники традиционной восточной медицины», которая была открыта в нашем городе в Стрельне в 2016 году, рассказал ее директор, профессор Юрий Алексеевич Маренко. Он познакомил участников круглого стола с работой клиники, медицинской практикой, специалистами из Китая, затронул тему актуальных направлений развития традиционной китайской медицины в России.

После выступлений состоялась дискуссия. Подвел итоги работы и сказал заключительное слово Владимир Евгеньевич Жолобов.

Виртуальная зависимость у детей и подростков

Технический прогресс дал нам гаджеты, позволяющие увеличить информационное пространство и разнообразить коммуникации. Но у этого явления появилась и обратная сторона — с развитием компьютерных технологий, наряду с явными преимуществами, возникли новые проблемы. Одна из них – компьютерная зависимость детей и подростков.

Игорь Валерьевич Добряков  к.м.н
., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, доцент кафедры социальной адаптации, и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Пациентов с компьютерной зависимостью становится все больше. Врачи и педагоги должны иметь одинаковую точку зрения на эту проблему. Каковы здесь причины, факторы риска и что с этим делать? Как беседовать с учениками и родителями по этому поводу? Дело в том, что терапия этого явления часто носит лишь симптоматический характер. Мы отняли компьютер у ребенка, запретили ему играть на планшете. Но ничего не дали взамен, не устранили причину зависимости. Здесь нужна помощь специалиста.

Проблема зависимости от компьютера на данный момент очень актуальна и похожа на проблему наркомании. Поэтому иногда родители обращаются за помощью к наркологу.

Говоря о психологическом аспекте зависимости, будет уместен термин аддикция (зависимость). Различают следующие виды аддикции: химические (зависимость от психоактивных веществ); нехимические (поведенческие, когда объектом зависимости становится различная форма влечения или поведенческий акт, а не психоактивное вещество); промежуточные (например, пищевые, когда признается только вегетарианство, только раздельное питание, только сыроедение и т.д.).

Для различных видов аддикции характерны шесть компонентов:

  1. Особенность или сверхценность. Сидеть за компьютером, не выпускать из рук мобильник  « я всегда в курсе всех событий» – это сверхценная идея.
  2. Изменение настроения. Злоба, аутоагрессия, плохое настроение, но если я поиграю, убью монстра, то сразу настроение улучшится.
  3. Рост толерантности. Сколько времени мне надо сидеть за компьютером для достижения эйфории? Я поиграл в игру, пообщался в «одноклассниках», у меня эйфория. В противном случае я злюсь, все меня бесит
  4. Симптомы отмены. Если забрать гаджет у ребенка, то он становится агрессивным, ругается матом.
  5. Конфликт с окружающими и с самим собой. Растет тревожность, ребенок прогуливает школу.
  6. Рецидив.

Говоря о компьютерной зависимости, особенно у подростков, стоит отметить, что в ее основе лежит влечение – субъективное переживание потребностей, стимулирующее деятельность человека и предающее ей направленность. Если человек не умеет удовлетворять свои влечения в социально приемлемой форме, то делает это в социально неприемлемой и компьютер ему в этом помогает.

Компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к играм, соцсетям, интернету. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

doc_virtualneed1

Различают несколько видов компьютерной зависимости. Во-первых, это игровая, при которой человек играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, друзей, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора. Во-вторых, сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни. Зато в сети они разворачиваются на всю катушку, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей или поклонников своего творчества. В третьих, серфинг. Это зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в чатах, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Каковы же предвестники компьютерной зависимости? Навязчивое стремление все время проверять почту; постоянное предвкушение следующего он-лайн сеанса; увеличение времени сидения за компьютером; трата все большего количества денег на интернет.

doc_virtualneed2

Признаки компьютерной зависимости, которые должны насторожить родителей: ребенок теряет интерес к другим занятиям; все свободное время стремится провести за компьютером; общение с другими детьми  сводится только к компьютерным играм; происходит утрата контакта с родителями; ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером; на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать; приходит из школы и первым делом включает компьютер. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами или неудачами.

Критерии интернет-аддикции: всепоглощение интернетом, стремление проводить там все больше времени.

Если обнаружены признаки интернет-зависимости, то что делать и куда обращаться? В каждом случае все очень индивидуально. Не стоит сразу выбрасывать компьютер или отнимать телефон, надо научить его правильно ими пользоваться. Дайте ребенку альтернативу компьютерным играм и общению, надо чтобы он был чем-то реально увлечен. Помощь в лечении зависимости оказывает психотерапевт, именно к нему необходимо обращаться.

Валентина Васильевна Яковенко — к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения  «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина» уделила особое внимание в своем выступлении мерам профилактики компьютерной зависимости.

Мы наблюдаем рост этого явления и все большее число обращений на наш телефон доверия с этой проблемой. В чем причина? В семье все меньше времени стали уделять совместному времяпрепровождению. Интернет стал самым доступным, интересным и насыщенным способом досуга. Дети подражают родителям в организации свободного времени. Если родители сидят, уткнувшись в гаджеты, то и ребенок будет делать точно также. Компьютер – самый простой способ занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. При компьютерной зависимости у ребенка необходимо будет изменить стереотип поведения всей семьи.

Каковы причины компьютерной зависимости? Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.  Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, он не может побороть свою застенчивость, у него есть физический недостаток или черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера и гаджетов, то здесь очень важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Важно гармоничное воспитание. У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения. Воспитывайте у ребенка ценность общения и игры с реальными людьми. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты — совместные дела, уличные игры, праздники. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Избегайте агрессивных игр, используемых насилие. Установите фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Куда можно обращаться за помощью? Сейчас много различных центров, где оказывают помощь. Детям и подросткам можно обращаться в наше кризисное отделение, где проводится групповая, семейная, индивидуальная психотерапия.