Cеминар «Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) плода и табакокурения у беременных женщин и кормящих матерей»

14 февраля 2017 года в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар, посвященный профилактике фетального алкогольного синдрома (ФАС) плода и табакокурения у беременных женщин и кормящих матерей.  Перед медицинскими работниками женских и молодежных консультаций, родильных домов, участковыми педиатрами детских поликлиник и отделений выступили: Исурина Галина Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии и Романчук Ольга Борисовна, психиатр-нарколог высшей категории, заместитель главного врача по детской наркологии межрайонного наркологического диспансера №1.

В своем выступлении «Программа профилактики фетального алкогольного синдрома плода» Галина Львовнаподчеркнула, что ФАС – расстройство, возникающее вследствие употребления матерью алкоголя в пренатальный период. В России ежегодно рождается около 100 тысяч детей с различными патологиями. По мнению специалистов, 5% всех врожденных аномалий объясняется воздействием алкоголя на плод. По данным 2011 года, каждая пятая беременная женщина в России употребляет алкоголь. Так, в России  частота фетального алкогольного синдрома (ФАС) составляет 54,2 на 10 тысяч человек.  Для сравнения, в США и Канаде, частота развития нарушений составляет 22,5 и 10,2 на 10 тысяч.  ФАС – это сочетание психических, неврологических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребенка и остаются у него на всю жизнь. ФАС характеризуется наличием лицевых аномалий,  дефицита роста и дисфункции  центральной  нервной  системы. В результате проведенных исследований было показано, что 89% небеременных женщин употребляют алкоголь, а 20% из них употребляют его во время беременности.  Наиболее значимым источником информации, который мог бы повлиять на прекращение употребления алкоголя во время беременности является  акушер-гинеколог. Планирование беременности у данной категории женщин, будет являться критерием эффективности работы по предупреждению ФАС плода.

Ольга Борисовна  в докладе «Табачная зависимость у беременных женщин и молодых матерей. Проблемы и пути решения» рассказала о развитии у курящей женщины зависимости — навязчивой потребности в использовании привычных стимулов, сопровождающейся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами.Никотинизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от табака. В последнее время происходит снижение курение табака во всем мире. Тем не менее  по данным исследователей во время беременности курит от 15 до 20% женщин,  после родов к вредной привычке возвращаются от 60 до 80% женщин. Никотин с 7 недели беременности начинает накапливаться в кровотоке плода.  Таким образом никотин начинает оказывать негативное влияние на развитие плода  с самого начала беременности, вызывая задержку развития плода, отслойку плаценты, преждевременные роды, вплоть до гибели плода. Проведение краткосрочного консультирования приводит к тому, что 10% беременных отказываются от вредной привычки, работа психолога, терапевта приводит к увеличению женщин отказавшихся от курения. В работе с беременными необходимо использовать максимально возможности наглядной информации, выдача буклетов и памяток с рекомендациями по отказу от курения, информировать женщину о школе по отказу от курения, Всероссийском телефоне по отказу от курения (8 800 200 0 200).

Рабочее совещание «Организация волонтерского движения в профилактике онкологических заболеваний среди населения»

03.02.2017. состоялось совещание в Городском центре медицинской профилактики.  Приняли участие представители волонтерских организаций СПОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский ГМУ им. И.П. Павлова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербургская  Государственная Химико-Фармацевтическая Академия,

Санкт-Петербургский Государственный Педиатрический  Медицинский Университет.

Перед студентами и специалистами выступили: В.Е. Жолобов, директор Городского центра медицинской профилактики; Смирнова Елена Валерьевна, врач-онколог, заведующая отделением Колопроктологического центра Городской больницы №9.

Была достигнута договоренность об участии молодежи – будущих медицинских работников, в т.ч. проходящих обучение по целевым направлениям Комитета по здравоохранению, в проведении информирования населения о факторах риска, приводящих к развитию онкозаболеваний, участия студентов-волонтеров в массовых городских акциях Городского центра медицинской профилактики.

Круглый стол «Вопросы создания в Санкт-Петербурге центров традиционной китайской медицины

2 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся круглый стол «Вопросы создания в Санкт-Петербурге центров традиционной китайской медицины».

Открыл мероприятие директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Владимир Евгеньевич Жолобов. Он поприветствовал участников, отметил, что проведение круглого стола, посвященного китайской медицине, приуроченного к китайскому Новому году, уже становится традицией. «Китайская медицина, имеющая  многовековую историю,  – очень широкое понятие. Есть народная и традиционная,  классическая медицина Китая. У них разные подходы к лечению и профилактике, но они доказали свою действенность.  Насколько они соответствуют российским стандартам помощи? Как применить достижения китайской медицины в Санкт-Петербурге, чтобы это не противоречило нашему законодательству? Есть вопросы легализации китайских специалистов. Все эти моменты можно обсудить в процессе живого общения,  обмена мнениями», — сказал Владимир Евгеньевич.

Участник круглого стола, заведующий кафедрой организации здравоохранения СПбГУ Игорь Михайлович Акулин затронул тему правовых аспектов создания центров традиционной китайской медицины в Санкт-Петербурге. В российских нормативных актах отсутствует понятие «китайская медицина». Дело в том, что у народной медицины и классической медицины Китая совершенно разные способы подготовки. Каким образом провести легализацию китайских медиков у нас? Традиционная медицина нам понятна, это иглорефлексотерапия, массаж, лечебная гимнастика. Специалисты из Китая, имеющие высшее и среднее медицинское образование, государственный диплом, могут работать в нашем городе. Их профессиональная деятельность должна лицензироваться. За работу без лицензии они могут быть привлечены к уголовной ответственности, а за нарушение лицензии – к административной. А как быть с народной медициной? В этой области есть международные акты ВОЗ, Пекинская декларация, документы Всемирной Ассамблеи здравоохранения. В РФ есть ст.50 закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», где говорится о том, что порядок выдачи разрешений на занятие народной медициной субъекты федерации устанавливают сами. Поэтому в разных регионах он может существенно различаться. А в Москве и Санкт-Петербурге такие разрешения вообще не выдаются. Занятие народной медициной без разрешения влечет за собой только административный штраф. Необходимо правовое регулирование в этом вопросе.

Российская сторона признает документы о высшем образовании, выданные в Китае, так как есть соглашение России и Китая о взаимном признании. Для занятия медицинской деятельности китайские врачи должны у нас пройти процедуру нострификации – проверку законности и подлинности выданных документов об образовании и сертификацию. А как провести на законных основаниях такую процедуру специалистов по народной китайской медицине? У нас их пока приравнивают к целителям. Вывод – медицинская деятельность специалистов из Китая нуждается в юридическом сопровождении квалифицированных юристов в области медицинского права.

«Традиционная китайская медицина: особенности применения в рамках современной системы здравоохранения» — такова была тема выступления заместителя главного врача СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» Людмилы Викторовны Рошковской. «Мы заинтересованы в создании кабинета традиционной китайской медицины, которая рассматривает  человека как единый организм, а мы рассматриваем и лечим каждую систему органов по отдельности. Китайская медицина не имеет под собой основ, к которым мы привыкли. Но она работает и нам интересны ее методы лечения. Китайская медицина – это еще и философия, и формирование мировоззрения врача и пациента, — говорит Людмила Викторовна. – А наши пациенты хотят «волшебную пилюлю» от всех болезней и чтобы не заниматься изменением образа жизни, корректировкой питания и физической активности. В различных учреждениях есть рефлекотерапевты, массажисты, но китайская медицина еще шире, у нее больше способов воздействия на организм. ВОЗ одобрила методы китайской медицины, в Европе они признаны и давно их применяются для оздоровления. Но если пригласить к нам медиков из Китая, то мы сталкиваемся с большим количеством проблем: их легализация, сертификация их лекарств, допуск на работу, заключение с ними трудового договора. Необходимы правовые документы».

Об опыте создания «Клиники традиционной восточной медицины», которая была открыта в нашем городе в Стрельне в 2016 году, рассказал ее директор, профессор Юрий Алексеевич Маренко. Он познакомил участников круглого стола с работой клиники, медицинской практикой, специалистами из Китая, затронул тему актуальных направлений развития традиционной китайской медицины в России.

После выступлений состоялась дискуссия. Подвел итоги работы и сказал заключительное слово Владимир Евгеньевич Жолобов.

Виртуальная зависимость у детей и подростков

Технический прогресс дал нам гаджеты, позволяющие увеличить информационное пространство и разнообразить коммуникации. Но у этого явления появилась и обратная сторона — с развитием компьютерных технологий, наряду с явными преимуществами, возникли новые проблемы. Одна из них – компьютерная зависимость детей и подростков.

Игорь Валерьевич Добряков  к.м.н
., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, доцент кафедры социальной адаптации, и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Пациентов с компьютерной зависимостью становится все больше. Врачи и педагоги должны иметь одинаковую точку зрения на эту проблему. Каковы здесь причины, факторы риска и что с этим делать? Как беседовать с учениками и родителями по этому поводу? Дело в том, что терапия этого явления часто носит лишь симптоматический характер. Мы отняли компьютер у ребенка, запретили ему играть на планшете. Но ничего не дали взамен, не устранили причину зависимости. Здесь нужна помощь специалиста.

Проблема зависимости от компьютера на данный момент очень актуальна и похожа на проблему наркомании. Поэтому иногда родители обращаются за помощью к наркологу.

Говоря о психологическом аспекте зависимости, будет уместен термин аддикция (зависимость). Различают следующие виды аддикции: химические (зависимость от психоактивных веществ); нехимические (поведенческие, когда объектом зависимости становится различная форма влечения или поведенческий акт, а не психоактивное вещество); промежуточные (например, пищевые, когда признается только вегетарианство, только раздельное питание, только сыроедение и т.д.).

Для различных видов аддикции характерны шесть компонентов:

  1. Особенность или сверхценность. Сидеть за компьютером, не выпускать из рук мобильник  « я всегда в курсе всех событий» – это сверхценная идея.
  2. Изменение настроения. Злоба, аутоагрессия, плохое настроение, но если я поиграю, убью монстра, то сразу настроение улучшится.
  3. Рост толерантности. Сколько времени мне надо сидеть за компьютером для достижения эйфории? Я поиграл в игру, пообщался в «одноклассниках», у меня эйфория. В противном случае я злюсь, все меня бесит
  4. Симптомы отмены. Если забрать гаджет у ребенка, то он становится агрессивным, ругается матом.
  5. Конфликт с окружающими и с самим собой. Растет тревожность, ребенок прогуливает школу.
  6. Рецидив.

Говоря о компьютерной зависимости, особенно у подростков, стоит отметить, что в ее основе лежит влечение – субъективное переживание потребностей, стимулирующее деятельность человека и предающее ей направленность. Если человек не умеет удовлетворять свои влечения в социально приемлемой форме, то делает это в социально неприемлемой и компьютер ему в этом помогает.

Компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к играм, соцсетям, интернету. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

doc_virtualneed1

Различают несколько видов компьютерной зависимости. Во-первых, это игровая, при которой человек играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, друзей, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора. Во-вторых, сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни. Зато в сети они разворачиваются на всю катушку, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей или поклонников своего творчества. В третьих, серфинг. Это зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в чатах, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Каковы же предвестники компьютерной зависимости? Навязчивое стремление все время проверять почту; постоянное предвкушение следующего он-лайн сеанса; увеличение времени сидения за компьютером; трата все большего количества денег на интернет.

doc_virtualneed2

Признаки компьютерной зависимости, которые должны насторожить родителей: ребенок теряет интерес к другим занятиям; все свободное время стремится провести за компьютером; общение с другими детьми  сводится только к компьютерным играм; происходит утрата контакта с родителями; ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером; на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать; приходит из школы и первым делом включает компьютер. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами или неудачами.

Критерии интернет-аддикции: всепоглощение интернетом, стремление проводить там все больше времени.

Если обнаружены признаки интернет-зависимости, то что делать и куда обращаться? В каждом случае все очень индивидуально. Не стоит сразу выбрасывать компьютер или отнимать телефон, надо научить его правильно ими пользоваться. Дайте ребенку альтернативу компьютерным играм и общению, надо чтобы он был чем-то реально увлечен. Помощь в лечении зависимости оказывает психотерапевт, именно к нему необходимо обращаться.

Валентина Васильевна Яковенко — к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения  «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина» уделила особое внимание в своем выступлении мерам профилактики компьютерной зависимости.

Мы наблюдаем рост этого явления и все большее число обращений на наш телефон доверия с этой проблемой. В чем причина? В семье все меньше времени стали уделять совместному времяпрепровождению. Интернет стал самым доступным, интересным и насыщенным способом досуга. Дети подражают родителям в организации свободного времени. Если родители сидят, уткнувшись в гаджеты, то и ребенок будет делать точно также. Компьютер – самый простой способ занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. При компьютерной зависимости у ребенка необходимо будет изменить стереотип поведения всей семьи.

Каковы причины компьютерной зависимости? Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.  Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, он не может побороть свою застенчивость, у него есть физический недостаток или черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера и гаджетов, то здесь очень важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Важно гармоничное воспитание. У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения. Воспитывайте у ребенка ценность общения и игры с реальными людьми. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты — совместные дела, уличные игры, праздники. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Избегайте агрессивных игр, используемых насилие. Установите фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Куда можно обращаться за помощью? Сейчас много различных центров, где оказывают помощь. Детям и подросткам можно обращаться в наше кризисное отделение, где проводится групповая, семейная, индивидуальная психотерапия.

Семинар «Жизнь и здоровье детей и подростков в виртуальном мире»

30 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Жизнь и здоровье детей и подростков в виртуальном мире».

Технический прогресс дал нам гаджеты, позволяющие увеличить информационное пространство и разнообразить коммуникации. Но у этого явления появилась и обратная сторона — с развитием компьютерных технологий, наряду с явными преимуществами, возникли новые проблемы. Одна из них – компьютерная зависимость детей и подростков. Этой актуальной теме были посвящены выступления докладчиков.

«Формы психологической зависимости у детей и подростков» — такова была тема выступления первого докладчика,  к.м.н., доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, доцента кафедры социальной адаптации, и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Игоря Валерьевича Добрякова.

Пациентов с компьютерной зависимостью становится все больше. Врачи и педагоги должны иметь одинаковую точку зрения на эту проблему. Каковы здесь причины, факторы риска и что с этим делать? Как беседовать с учениками и родителями по этому поводу? Дело в том, что терапия этого явления часто носит лишь симптоматический характер. Мы отняли компьютер у ребенка, запретили ему играть на планшете. Но ничего не дали взамен, не устранили причину зависимости. Здесь нужна помощь специалиста.

Проблема зависимости от компьютера на данный момент очень актуальна и похожа на проблему наркомании. Поэтому иногда родители обращаются за помощью к наркологу.

Говоря о психологическом аспекте зависимости, будет уместен термин аддикция (зависимость). Различают следующие виды аддикции: химические (зависимость от психоактивных веществ); нехимические (поведенческие, когда объектом зависимости становится различная форма влечения или поведенческий акт, а не психоактивное вещество); промежуточные (например, пищевые, когда признается только вегетарианство, только раздельное питание, только сыроедение и т.д.).

Для различных видов аддикции характерны шесть компонентов. 1. Особенность или сверхценность. Сидеть за компьютером, не выпускать из рук мобильник  « я всегда в курсе всех событий» – это сверхценная идея. 2. Изменение настроения. Злоба, аутоагрессия, плохое настроение, но если я поиграю, убью монстра, то сразу настроение улучшится. 3. Рост толерантности. Сколько времени мне надо сидеть за компьютером для достижения эйфории? Я поиграл в игру, пообщался в «одноклассниках», у меня эйфория. В противном случае я злюсь, все меня бесит 4. Симптомы отмены. Если забрать гаджет у ребенка, то он становится агрессивным, ругается матом.  5. Конфликт с окружающими и с самим собой. Растет тревожность, ребенок прогуливает школу. 6. Рецидив.

            Говоря о компьютерной зависимости, особенно у подростков, стоит отметить, что в ее основе лежит влечение – субъективное переживание потребностей, стимулирующее деятельность человека и предающее ей направленность. Если человек не умеет удовлетворять свои влечения в социально приемлемой форме, то делает это в социально неприемлемой и компьютер ему в этом помогает.

            Компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к играм, соцсетям, интернету. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости. Во-первых, это игровая, при которой человек играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, друзей, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора. Во-вторых, сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни. Зато в сети они разворачиваются на всю катушку, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей или поклонников своего творчества. В третьих, серфинг. Это зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в чатах, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Каковы же предвестники компьютерной зависимости? Навязчивое стремление все время проверять почту; постоянное предвкушение следующего он-лайн сеанса; увеличение времени сидения за компьютером; трата все большего количества денег на интернет.

Признаки компьютерной зависимости, которые должны насторожить родителей: ребенок теряет интерес к другим занятиям; все свободное время стремится провести за компьютером; общение с другими детьми  сводится только к компьютерным играм; происходит утрата контакта с родителями; ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером; на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать; приходит из школы и первым делом включает компьютер. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами или неудачами.

Критерии интернет-аддикции: всепоглощение интернетом, стремление проводить там все больше времени.

Если обнаружены признаки интернет-зависимости, то что делать и куда обращаться? В каждом случае все очень индивидуально. Не стоит сразу выбрасывать компьютер или отнимать телефон, надо научить его правильно ими пользоваться. Дайте ребенку альтернативу компьютерным играм и общению, надо чтобы он был чем-то реально увлечен. Помощь в лечении зависимости оказывает психотерапевт, именно к нему необходимо обращаться.

Второй докладчик — к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения  «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина» Валентина Васильевна Яковенко уделила особое внимание в своем выступлении мерам профилактики компьютерной зависимости.

Мы наблюдаем рост этого явления и все большее число обращений на наш телефон доверия с этой проблемой. В чем причина? В семье все меньше времени стали уделять совместному времяпрепровождению. Интернет стал самым доступным, интересным и насыщенным способом досуга. Дети подражают родителям в организации свободного времени. Если родители сидят, уткнувшись в гаджеты, то и ребенок будет делать точно также. Компьютер – самый простой способ занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. При компьютерной зависимости у ребенка необходимо будет изменить стереотип поведения всей семьи.

            Каковы причины компьютерной зависимости? Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, он не может побороть свою застенчивость, у него есть физический недостаток или черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера и гаджетов, то здесь очень важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Важно гармоничное воспитание. У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения. Воспитывайте у ребенка ценность общения и игры с реальными людьми. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты — совместные дела, уличные игры, праздники. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Избегайте агрессивных игр, используемых насилие. Установите фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Куда можно обращаться за помощью? Сейчас много различных центров, где оказывают помощь. Детям и подросткам можно обращаться в наше кризисное отделение, где проводится групповая, семейная, индивидуальная психотерапия.

О требованиях к организации учебного процесса  при использовании ПЭМВ рассказала слушателям семинара  и.о. начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Анна Васильевна Чечина. Она говорила о законодательной базе для проведения уроков информатики в школе, о санитарно-эпидемических требованиях, обеспечивающих безопасность занятий с использованием компьютеров в учебных заведениях и требованиях к компьютерным классам.

Память в пожилом возрасте

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает   медицинский психолог, гериатр Марина Березовская.

Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, -  рассказывает лектор -  психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская. -

Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга.  К сожалению, старение процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах». Поэтому на занятии разговор шел о том, как можно улучшить память в пожилом возрасте.

Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно.

Одна группа упражнений не тренирует память, а стимулирует работу мозга. В нашем случае это более актуально. Другая тренирует внимание, третья – память.

Что нужно нашему мозгу, чтобы он хорошо работал?

Питание, кислород и тренировка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ и кислорода. Также полезно ходить пешком.

Вы наверняка замечали, что если вы голодны, то голова болит, а мозг отказывается работать, а при переедании вы заторможены. Это говорит о том, что  для активной работы мозга нужно рационально, разнообразно и регулярно питаться.

Как же заставить наши нервные клетки работать в полном объеме?

doc_oldmemory1

Тренироваться! Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика.

Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

doc_oldmemory2

Работайте с мелкими предметами.  Для  мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.

doc_oldmemory3«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

Сюда же подойдут и любые пальчиковые упражнения для маленьких. Например, «сорока кашу варила», когда вы сопровождаете текст действиями на ладони.

doc_oldmemory4«Ленивые восьмерки» Как ни удивительно, но упражнения для глаз тоже стимулируют работу мозга. Например, «ленивые восьмерки». Мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делае6м это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

Берем лист бумаги, рисуем восьмерку, а затем обводим ее много-много раз сначала одной, затем другой, а затем одновременно двумя руками. Можно делать работу по дому левой рукой, а не правой. Таким образом, мы активизируем работу второго полушария. Делать все это можно в любое свободное время, по несколько минут.

Музыкотерапия

doc_oldmemory5

В последнее время усилился интерес к не медикаментозным способам лечения. В частности, к музыкотерапии. Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Хорошо подходят любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении. Достаточно 20-30 минут в день.

doc_oldmemory8

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио — подпевайте в голос, не стесняйтесь. Важно четко проговаривать вслух слова песни.

Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.

doc_oldmemory6

Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения.

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

Активное дыхание

doc_oldmemory7Большая роль в работе мозга отводится дыханию. Дыхание – единственный физический акт, который поддается контролю. Поэтому стоит регулярно выполнять несложные дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий суп». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке тарелка, и дуем на нее. Делаем 7 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 подходов.

Упражнение «ритмичное дыхание». Делаем вдох, считая один, два и так до шести и так же со счетом выдох.

«Дыхание с задержкой», «Дыхание с затруднением». Вдыхаем двумя ноздрями, а выдыхаем через одну. Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день.когда мы делаем паузу  перед, после и между вдохами и выдохами. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Также не стоит заниматься им перед сном.

«Задуй свечу». Зажженную свечу отставляем на 30 см от себя и дуем 7 раз на пламя так, чтобы оно дрожало, но не гасло. Затем отставляем на 40 см, на 50 см и делаем тоже самое.

Внимание и память

Для тренировки внимания попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.

Способов тренировки памяти много. Самый из них эффективный  – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание.

Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды..

В заключение полезный совет – не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Лекция «Память в пожилом возрасте» в лектории «Университет здоровья»

24 января  в  лектории «Университете здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Память в пожилом возрасте».

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает   медицинский психолог, гериатр Марина Березовская. Как это сделать она рассказала слушателям  Городского центра медицинской профилактики. Ее рассказом «Доктор Питер» открывает почти одноименную рубрику

 Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, -  рассказывает лектор -  психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская. -

Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга.  К сожалению, старение процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах». Поэтому на занятии разговор шел о том, как можно улучшить память в пожилом возрасте.

Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно.

Одна группа упражнений не тренирует память, а стимулирует работу мозга. В нашем случае это более актуально. Другая тренирует внимание, третья – память.

Что нужно нашему мозгу, чтобы он хорошо работал?

Питание, кислород и тренировка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ и кислорода. Также полезно ходить пешком.

Вы наверняка замечали, что если вы голодны, то голова болит, а мозг отказывается работать, а при переедании вы заторможены. Это говорит о том, что  для активной работы мозга нужно рационально, разнообразно и регулярно питаться.

Как же заставить наши нервные клетки работать в полном объеме?

Тренироваться! Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика.

Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

         Работайте с мелкими предметами.  Для  мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.

«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

Сюда же подойдут и любые пальчиковые упражнения для маленьких. Например, «сорока кашу варила», когда вы сопровождаете текст действиями на ладони.

«Ленивые восьмерки»

Как ни удивительно, но упражнения для глаз тоже стимулируют работу мозга. Например, «ленивые восьмерки». Мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делае6м это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

Берем лист бумаги, рисуем восьмерку, а затем обводим ее много-много раз сначала одной, затем другой, а затем одновременно двумя руками. Можно делать работу по дому левой рукой, а не правой. Таким образом, мы активизируем работу второго полушария. Делать все это можно в любое свободное время, по несколько минут.

 Музыкотерапия

В последнее время усилился интерес к немедикаментозным способам лечения. В частности, к музыкотерапии. Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Хорошо подходят любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении. Достаточно 20-30 минут в день.

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио — подпевайте в голос, не стесняйтесь. Важно четко проговаривать вслух слова песни.

Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.

Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения.

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

Активное дыхание

Большая роль в работе мозга отводится дыханию. Дыхание – единственный физический акт, который поддается контролю. Поэтому стоит регулярно выполнять несложные дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий суп». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке тарелка, и дуем на нее. Делаем 7 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 подходов.

Упражнение «ритмичное дыхание». Делаем вдох, считая один, два и так до шести и так же со счетом выдох.

«Дыхание с задержкой», когда мы делаем паузу  перед, после и между вдохами и выдохами. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Также не стоит заниматься им перед сном.

 «Дыхание с затруднением». Вдыхаем двумя ноздрями, а выдыхаем через одну. Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день.

«Задуй свечу». Зажженную свечу отставляем на 30 см от себя и дуем 7 раз на пламя так, чтобы оно дрожало, но не гасло. Затем отставляем на 40 см, на 50 см и делаем тоже самое.

Внимание и память

Для тренировки внимания попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.

Способов тренировки памяти много. Самый эффективный  – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание.

Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды..

В заключение полезный совет – не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Во второй части занятия — рубрике «Культура и здоровье» слушатели университета познакомились с музыкальными произведениями, посвященными снегу.