Семинар «Жизнь и здоровье детей и подростков в виртуальном мире»

30 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Жизнь и здоровье детей и подростков в виртуальном мире».

Технический прогресс дал нам гаджеты, позволяющие увеличить информационное пространство и разнообразить коммуникации. Но у этого явления появилась и обратная сторона — с развитием компьютерных технологий, наряду с явными преимуществами, возникли новые проблемы. Одна из них – компьютерная зависимость детей и подростков. Этой актуальной теме были посвящены выступления докладчиков.

«Формы психологической зависимости у детей и подростков» — такова была тема выступления первого докладчика,  к.м.н., доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, доцента кафедры социальной адаптации, и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Игоря Валерьевича Добрякова.

Пациентов с компьютерной зависимостью становится все больше. Врачи и педагоги должны иметь одинаковую точку зрения на эту проблему. Каковы здесь причины, факторы риска и что с этим делать? Как беседовать с учениками и родителями по этому поводу? Дело в том, что терапия этого явления часто носит лишь симптоматический характер. Мы отняли компьютер у ребенка, запретили ему играть на планшете. Но ничего не дали взамен, не устранили причину зависимости. Здесь нужна помощь специалиста.

Проблема зависимости от компьютера на данный момент очень актуальна и похожа на проблему наркомании. Поэтому иногда родители обращаются за помощью к наркологу.

Говоря о психологическом аспекте зависимости, будет уместен термин аддикция (зависимость). Различают следующие виды аддикции: химические (зависимость от психоактивных веществ); нехимические (поведенческие, когда объектом зависимости становится различная форма влечения или поведенческий акт, а не психоактивное вещество); промежуточные (например, пищевые, когда признается только вегетарианство, только раздельное питание, только сыроедение и т.д.).

Для различных видов аддикции характерны шесть компонентов. 1. Особенность или сверхценность. Сидеть за компьютером, не выпускать из рук мобильник  « я всегда в курсе всех событий» – это сверхценная идея. 2. Изменение настроения. Злоба, аутоагрессия, плохое настроение, но если я поиграю, убью монстра, то сразу настроение улучшится. 3. Рост толерантности. Сколько времени мне надо сидеть за компьютером для достижения эйфории? Я поиграл в игру, пообщался в «одноклассниках», у меня эйфория. В противном случае я злюсь, все меня бесит 4. Симптомы отмены. Если забрать гаджет у ребенка, то он становится агрессивным, ругается матом.  5. Конфликт с окружающими и с самим собой. Растет тревожность, ребенок прогуливает школу. 6. Рецидив.

            Говоря о компьютерной зависимости, особенно у подростков, стоит отметить, что в ее основе лежит влечение – субъективное переживание потребностей, стимулирующее деятельность человека и предающее ей направленность. Если человек не умеет удовлетворять свои влечения в социально приемлемой форме, то делает это в социально неприемлемой и компьютер ему в этом помогает.

            Компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к играм, соцсетям, интернету. Это серьезная эмоциональная зависимость, справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости. Во-первых, это игровая, при которой человек играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, друзей, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора. Во-вторых, сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни. Зато в сети они разворачиваются на всю катушку, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей или поклонников своего творчества. В третьих, серфинг. Это зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в чатах, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Каковы же предвестники компьютерной зависимости? Навязчивое стремление все время проверять почту; постоянное предвкушение следующего он-лайн сеанса; увеличение времени сидения за компьютером; трата все большего количества денег на интернет.

Признаки компьютерной зависимости, которые должны насторожить родителей: ребенок теряет интерес к другим занятиям; все свободное время стремится провести за компьютером; общение с другими детьми  сводится только к компьютерным играм; происходит утрата контакта с родителями; ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером; на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать; приходит из школы и первым делом включает компьютер. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами или неудачами.

Критерии интернет-аддикции: всепоглощение интернетом, стремление проводить там все больше времени.

Если обнаружены признаки интернет-зависимости, то что делать и куда обращаться? В каждом случае все очень индивидуально. Не стоит сразу выбрасывать компьютер или отнимать телефон, надо научить его правильно ими пользоваться. Дайте ребенку альтернативу компьютерным играм и общению, надо чтобы он был чем-то реально увлечен. Помощь в лечении зависимости оказывает психотерапевт, именно к нему необходимо обращаться.

Второй докладчик — к.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения  «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина» Валентина Васильевна Яковенко уделила особое внимание в своем выступлении мерам профилактики компьютерной зависимости.

Мы наблюдаем рост этого явления и все большее число обращений на наш телефон доверия с этой проблемой. В чем причина? В семье все меньше времени стали уделять совместному времяпрепровождению. Интернет стал самым доступным, интересным и насыщенным способом досуга. Дети подражают родителям в организации свободного времени. Если родители сидят, уткнувшись в гаджеты, то и ребенок будет делать точно также. Компьютер – самый простой способ занять ребенка, чтобы он не мешал родителям. При компьютерной зависимости у ребенка необходимо будет изменить стереотип поведения всей семьи.

            Каковы причины компьютерной зависимости? Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, он не может побороть свою застенчивость, у него есть физический недостаток или черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Если говорить о профилактике зависимости от компьютера и гаджетов, то здесь очень важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени. Важно гармоничное воспитание. У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения. Воспитывайте у ребенка ценность общения и игры с реальными людьми. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты — совместные дела, уличные игры, праздники. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Избегайте агрессивных игр, используемых насилие. Установите фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Куда можно обращаться за помощью? Сейчас много различных центров, где оказывают помощь. Детям и подросткам можно обращаться в наше кризисное отделение, где проводится групповая, семейная, индивидуальная психотерапия.

О требованиях к организации учебного процесса  при использовании ПЭМВ рассказала слушателям семинара  и.о. начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Анна Васильевна Чечина. Она говорила о законодательной базе для проведения уроков информатики в школе, о санитарно-эпидемических требованиях, обеспечивающих безопасность занятий с использованием компьютеров в учебных заведениях и требованиях к компьютерным классам.

Память в пожилом возрасте

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает   медицинский психолог, гериатр Марина Березовская.

Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, -  рассказывает лектор -  психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская. -

Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга.  К сожалению, старение процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах». Поэтому на занятии разговор шел о том, как можно улучшить память в пожилом возрасте.

Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно.

Одна группа упражнений не тренирует память, а стимулирует работу мозга. В нашем случае это более актуально. Другая тренирует внимание, третья – память.

Что нужно нашему мозгу, чтобы он хорошо работал?

Питание, кислород и тренировка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ и кислорода. Также полезно ходить пешком.

Вы наверняка замечали, что если вы голодны, то голова болит, а мозг отказывается работать, а при переедании вы заторможены. Это говорит о том, что  для активной работы мозга нужно рационально, разнообразно и регулярно питаться.

Как же заставить наши нервные клетки работать в полном объеме?

doc_oldmemory1

Тренироваться! Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика.

Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

doc_oldmemory2

Работайте с мелкими предметами.  Для  мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.

doc_oldmemory3«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

Сюда же подойдут и любые пальчиковые упражнения для маленьких. Например, «сорока кашу варила», когда вы сопровождаете текст действиями на ладони.

doc_oldmemory4«Ленивые восьмерки» Как ни удивительно, но упражнения для глаз тоже стимулируют работу мозга. Например, «ленивые восьмерки». Мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делае6м это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

Берем лист бумаги, рисуем восьмерку, а затем обводим ее много-много раз сначала одной, затем другой, а затем одновременно двумя руками. Можно делать работу по дому левой рукой, а не правой. Таким образом, мы активизируем работу второго полушария. Делать все это можно в любое свободное время, по несколько минут.

Музыкотерапия

doc_oldmemory5

В последнее время усилился интерес к не медикаментозным способам лечения. В частности, к музыкотерапии. Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Хорошо подходят любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении. Достаточно 20-30 минут в день.

doc_oldmemory8

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио — подпевайте в голос, не стесняйтесь. Важно четко проговаривать вслух слова песни.

Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.

doc_oldmemory6

Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения.

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

Активное дыхание

doc_oldmemory7Большая роль в работе мозга отводится дыханию. Дыхание – единственный физический акт, который поддается контролю. Поэтому стоит регулярно выполнять несложные дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий суп». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке тарелка, и дуем на нее. Делаем 7 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 подходов.

Упражнение «ритмичное дыхание». Делаем вдох, считая один, два и так до шести и так же со счетом выдох.

«Дыхание с задержкой», «Дыхание с затруднением». Вдыхаем двумя ноздрями, а выдыхаем через одну. Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день.когда мы делаем паузу  перед, после и между вдохами и выдохами. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Также не стоит заниматься им перед сном.

«Задуй свечу». Зажженную свечу отставляем на 30 см от себя и дуем 7 раз на пламя так, чтобы оно дрожало, но не гасло. Затем отставляем на 40 см, на 50 см и делаем тоже самое.

Внимание и память

Для тренировки внимания попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.

Способов тренировки памяти много. Самый из них эффективный  – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание.

Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды..

В заключение полезный совет – не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Лекция «Память в пожилом возрасте» в лектории «Университет здоровья»

24 января  в  лектории «Университете здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Память в пожилом возрасте».

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает   медицинский психолог, гериатр Марина Березовская. Как это сделать она рассказала слушателям  Городского центра медицинской профилактики. Ее рассказом «Доктор Питер» открывает почти одноименную рубрику

 Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, -  рассказывает лектор -  психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская. -

Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга.  К сожалению, старение процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах». Поэтому на занятии разговор шел о том, как можно улучшить память в пожилом возрасте.

Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно.

Одна группа упражнений не тренирует память, а стимулирует работу мозга. В нашем случае это более актуально. Другая тренирует внимание, третья – память.

Что нужно нашему мозгу, чтобы он хорошо работал?

Питание, кислород и тренировка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ и кислорода. Также полезно ходить пешком.

Вы наверняка замечали, что если вы голодны, то голова болит, а мозг отказывается работать, а при переедании вы заторможены. Это говорит о том, что  для активной работы мозга нужно рационально, разнообразно и регулярно питаться.

Как же заставить наши нервные клетки работать в полном объеме?

Тренироваться! Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика.

Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

         Работайте с мелкими предметами.  Для  мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.

«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

Сюда же подойдут и любые пальчиковые упражнения для маленьких. Например, «сорока кашу варила», когда вы сопровождаете текст действиями на ладони.

«Ленивые восьмерки»

Как ни удивительно, но упражнения для глаз тоже стимулируют работу мозга. Например, «ленивые восьмерки». Мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делае6м это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

Берем лист бумаги, рисуем восьмерку, а затем обводим ее много-много раз сначала одной, затем другой, а затем одновременно двумя руками. Можно делать работу по дому левой рукой, а не правой. Таким образом, мы активизируем работу второго полушария. Делать все это можно в любое свободное время, по несколько минут.

 Музыкотерапия

В последнее время усилился интерес к немедикаментозным способам лечения. В частности, к музыкотерапии. Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Хорошо подходят любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении. Достаточно 20-30 минут в день.

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио — подпевайте в голос, не стесняйтесь. Важно четко проговаривать вслух слова песни.

Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.

Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения.

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

Активное дыхание

Большая роль в работе мозга отводится дыханию. Дыхание – единственный физический акт, который поддается контролю. Поэтому стоит регулярно выполнять несложные дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий суп». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке тарелка, и дуем на нее. Делаем 7 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 подходов.

Упражнение «ритмичное дыхание». Делаем вдох, считая один, два и так до шести и так же со счетом выдох.

«Дыхание с задержкой», когда мы делаем паузу  перед, после и между вдохами и выдохами. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Также не стоит заниматься им перед сном.

 «Дыхание с затруднением». Вдыхаем двумя ноздрями, а выдыхаем через одну. Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день.

«Задуй свечу». Зажженную свечу отставляем на 30 см от себя и дуем 7 раз на пламя так, чтобы оно дрожало, но не гасло. Затем отставляем на 40 см, на 50 см и делаем тоже самое.

Внимание и память

Для тренировки внимания попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.

Способов тренировки памяти много. Самый эффективный  – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание.

Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды..

В заключение полезный совет – не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Во второй части занятия — рубрике «Культура и здоровье» слушатели университета познакомились с музыкальными произведениями, посвященными снегу.

Кое-что о русских щах, и не только о них (из разных источников)

Преобладающим пищевым продуктов древних славян были зерновые изделия. Это нашло свое отражение в фольклорных характеристиках жителей разных регионов (псковитяне –мякинники, новгородцы –гущееды, вятичи – толоконники). Традиционное русское блюдо «ЩИ» в первом варианте представляло собой кислое питье на мучной основе. «Толстые» щи готовились на разваренных ячменных зернах.

При улучшении снабжения северных территорий овощами и их культивированием в похлебку стали добавлять измельченную картошку, иногда капусту и другие овощи. Капуста была завезена из Византии в 1Х веке. «Уральские « щи и в настоящее время варят с добавлением круп.

Петр I, укрепляя связь с Европой и прежде всего германцами, проводил в Москве и С.-Петербурге «ассамблеи», пропагандирующие иностранную кухню. Под воздействием немецкой кухни в России нашли распространение колбасы и кислая капуста, а в последующем – молочные супы и салаты из зелени. Французская кухня привнесла в русский быт бульоны, котлеты, омлеты, фрикадельки, соусы, майонезы и пр.

oldpages_shi1Распространение французской кухни достигло максимума в ХIХ и начале ХХ века. Однако по-прежнему система питания русских людей строилась на преобладании растительных продуктов.  Среди продуктов животного происхождения наибольшее распространение получила говядина, в южных районах – свинина и баранина, а на севере – оленина. Конина вообще считалась несъедобной.

Интересно высказывание о щах известного норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859-1952 гг.), ставшего в 1920 году лауреатом Нобелевской премии.  «Щи – это мясной суп, не обычный, непозволительно скверный мясной суп, а чудесное русское кушанье с наваром из различных сортов мяса с яйцом, сметаной и зеленью. Собственно говоря, мне кажется немыслимым есть что-либо после щей».

oldpages_shi2Широкое распространение в России всегда имела рыба. Дипломат Вебео в начале ХVIII в. на обеде у князя Гагарина насчитал 50 рыбных кушаний, приготовленных различным способом на растительном масле. При этом некоторые рыбные блюда имели вид и форму более престижных мясных (примечание: Князь Гагарин Матвей Петрович — первый губернатор Сибири, организатор триумфальной встречи полтавских победителей в конце 1709 г. Гагарины – разветвленный княжеский род, происходящий через князей Голибесовских от удельных князей Стародубских и далее – от Рюрика).

Традиционным блюдом русской кухни всегда были блины. Время появления блинов неизвестно, но установлено, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения (рожениц кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Высоко оценивал блины как явление русской этнической культуры А.И.Куприн. «Толковый словарь» В.Даля содержит перечисление около 50 пословиц и поговорок, связанных с блинами («кому блин, а кому и клин» и др.).

oldpages_shi3Одним из древнейших русских обычаев на Руси был обязательный послеобеденный сон. Еще великий киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» писал, что «… не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный». Иностранцев, посещавших Русь в ХV-ХVIII веках, удивляла пустота улиц в послеобеденное время, закрытые лавки и дома. Три часа днем люди спали: кто – дома, кто прямо перед своей лавкой. Сон был обязателен для всех. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось ересью, нарушение этого обычая вызывало всеобщее осуждение, как проявление неуважения к заветам предков.

Голубева Т.М.

Алексей Петрович Доброславин – основоположник научной гигиены в России.

Вторая половина XIX в. характеризуется  становлением многих самостоятельных научных направлений в медицине, в т.ч. научной, экспериментальной гигиены. Основоположником научной гигиены в мире стал выдающийся немецкий учёный – Мак Петтенкофер (1818 – 1901). М. Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Им были разработаны методы гигиенической оценки окружающей среды (воздух, почва), одежды, он занимался вопросами гигиены водоснабжения, установил  гигиенические нормы питания (совместно с К. Фойтом). Благодаря М. Петтенкоферу в практику вошёл метод определения углекислого газа в воздухе, который он предложил использовать в качестве индикатора чистоты воздушной среды.

М. Петтенкофер создал крупнейшую научную школу, где были представители многих стран Европы.

oldpages_hygienefather1

Один из самых талантливых учеников М. Петтенкофера  — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889), способствовавший своей деятельностью формированию научной экспериментальной гигиены в России. Один из её основоположников — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) -доктор медицины, профессор гигиены в Императорской медико-хирургической академии, выдающийся ученый, ведущий санитарный врач Санкт-Петербурга и общественный деятель.

А.П. Доброславин возглавил  научную кафедру гигиены (1871г., Медико-хирургическая академия в Петербурге) и создал экспериментальную лабораторию, после чего стало возможным  санитарное обследование  промышленных предприятий,  учреждений, городов.   А.П. Доброславин стал ведущим гигиенистом страны. Под его началом    работала санитарная комиссия в Городской Думе.

oldpages_hygienefather2Он занимался проблемами уменьшения загрязнения воздуха, благоустройства  и озеленения городов, проводя в Петербурге практические исследования, правильного питания, борьбы с эпидемическими заболеваниями,  гигиены в тюрьмах, военной гигиены  и   др.

Разрабатывая вопросы здорового питания, А.П. Доброславин открыл специальную столовую (недорогой и полезной пищи).

Он явился основателем Русского общества охранения народного здравия (1878г.), был инициатором издания и первым редактором(1874-1884) существующего до сих пор  журнала «Здоровье».

oldpages_hygienefather3А.П.  Доброславину принадлежат первые в России учебники по гигиене («Гигиена. Курс общественного здравоохранения (1882-1884)» и «Курс военной гигиены (1885-1887)»).

Им было опубликовано около 90 работ, посвящённых благоустройству городов, качеству продуктов питания, воды, воздуха и др.  Важное  значение придавал распространению гигиенических знаний.

Работы А.П. Доброславина были опубликованы в «Трудах Общества охранения народного здравия», в «Военно-медицинском журнале», в сборниках по судебной медицине, в журнале «Здоровье» и др. В гигиенической лаборатории под его руководством было выполнено более 150 работ («Наиболее употребительные оценки загрязнений вод и определения степени их чистоты в Санкт-Петербурге», «Вентиляция пассажирских вагонов», «Подробный анализ продажного молока» и др.).

Алексей ПетровичДоброславин похоронен в некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург), вблизи памятника Александру Порфирьевичу Бородину, который  был его другом.

На скромной плите – простая  надпись: «Профессор гигиены Алексей Петрович Доброславин 1842–1889».

Д.В.Лещинский. Смертность от кори в Санкт-Петербурге за 18 лет (1871-1888гг.).

Диссертация на степень доктора медицины санитарного врача

  Спасской части С.-Петербурга. С.-Петербург, 1890 г.

(Извлечения из текста диссертации. Диссертация издана в виде книги. Общий объем текста диссертации – 92 с., объем статистических приложений примерно такой же) 

«По  отчетам медицинского департамента за 1876-1887 гг. заболеваемость и смертность от кори в России представляются в следующем виде. За 12 лет заболели 777,111 — умерли 75, о31  - — % смертности  9,0»За этот же период времени показатели в С.-Петербурге были иными, что отчетливо видно на примере показателя смертности. При этом по отчетам медицинского департамента  показатель смертности составил 1,477,  а по данным автора – 5, 063. (как следует из приложения, показатели рассчитывались  на 1000 детей.). Средняя смертность от кори в больницах за 18 лет составила  7,9%,. Средняя смертность от кори среди взрослых весьма незначительна и составила 1,3% всех смертных случаев от кори за 18 лет.

Для современного читателя представляют интерес заключение и выводы диссертации.

В первых строках заключения автор ссылается на знаменитое изречение Гёте: «Статистические цифры не управляют миром, а показывают только, как мир управляется». Эта фраза оставляет простор для размышлений.

Имеются многочисленные наблюдения в пользу того, что  корь распространяется только путем передачи от больного к здоровому и в местах, куда она не была занесена, ее не бывает. Классическим примером служит эпидемия кори на фарерских островах.

«Корь требует борьбы с нею, а не пассивного к ней отношения».

В С.-Петербурге, по данным проведенного многолетнего исследования, почти половина «смертных случаев» приходится на весну (43,4%0. За нею следует лето (27,5%), зима (19,5%0), осень (9,2%). Эти колебания коревой смертности совпадают с общей смертностью по временам года.

Из осложнений при кори самым опасным представляется воспаление легких (30,2%), особенно у детей в возрасте до 5 лет.

Смертность от кори в Петербурге за 18 лет не на много отставала  от такого же при оспе, скарлатине и дифтерите.

Распределение смертности от кори по частям, участкам, улицам и домам не обнаружило появления в Петербурге в течение 18 лет эпидемий кори.

Температура воздуха обнаруживает заметное влияние на смертность от кори. Указанный параллелизм яснее сказывается в весенних и летних месяцах. Количества атмосферных осадков данного времени находятся в обратном отношении к смертности от кори: чем больше осадков, тем смертность меньше, и наоборот.

Следует стараться отдалять от детей всеми возможными мерами коревую инфекцию.

Для борьбы против распространения кори необходимо  применение в ней тех же мер профилактики и дезинфекции, какие употребляются в отношении скарлатины и дифтерита.

Голубева Т.М

«ЗДОРОВЬЕ», научно-популярный гигиенический журнал, 1874 г., т.1, №1, с.97-98.
Ю.Гюбнер «Воздух в Мариинском театре во время спектакля» (Материал сокращен, сохранены особенности авторского стиля)

«Тягостные ощущения, испытываемые в худо проветриваемом театре, общеизвестны. К ним принадлежат: чувство жара, одышка, сухость в горле, ослабление деятельности сердца, тяжесть в голове, головокружение, потеря аппетита и чувство общей усталости и разбитости. Эти ощущения зависят не столько от высокой температуры, как

обыкновенно думают, но, главным образом, от измененного состава воздуха , и в Мариинском театре испытываются, почтив одинаковой степени, как в партере, так и в верхних ярусах. Если взять во внимание, что взрослый человек выдыхает в минуту О,627 граммов или 318 куб. центим. Углекислоты и отделяет чрез легкие и кожу, по крайней мере, такое же количество водяного пара, и что на 1 объем сгорающего светильного газа

 образуется 2 объема углекислоты, то причина порчи воздуха в театре будет вполне понятна, не говоря уже о других продуктах сгорания и разного рода органических веществах, отделяемых телом и платьем. Между тем обновление воздуха в зале Мариинского театра, где помещаются зрители, происходит только из коридоров и небольшого числа смежных комнат. Атмосфера сцены едва может содействовать улучшению воздуха, так как на сцене существуют те же неблагоприятные условия. Поэтому в зале театра уже в течение первого акта спектакля происходит значительное изменение состава воздуха, а после первого антракта воздух бывает испорчен во всех помещениях, так что публика тщетно ищет освежения  в фойе и коридорах.»

Наблюдения над температурой и влажностью производились автором совместно с профессором А.П.Доброславиным (см. рубрику «Имена и судьбы»). В тексте приводятся подробные данные об изменениях воздуха  в различных частях зрительного зала.

«Вообще же, на основании этих данных о качестве воздуха в Мариинском театре, потребность в нем хорошо устроенной вентиляции очевидна, особенно если принять во внимание, что в день наблюдения театр не был совершенно полон.

 Голубева Т.М