Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста. Питание детей первого года жизни

 21 октября в Городском центре медицинской профилактики для врачей, медицинских сестер кабинетов здорового ребенка, участковых медсестер детских поликлиник, дошкольных образовательных учреждений состоялся семинар «Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста. Питание детей первого года жизни».

Заведующая отделением физиотерапии СПб ГБУЗ «Детская больница № 2 св. Марии Магдалины» Ирина Александровна Свириденко в своем выступлении «Профилактика простудных заболеваний у детей раннего возраста. Закаливание. Физиотерапия» подробно остановилась на том, как укрепить иммунитет и повысить защитные силы организма ребенка рационально используя различные методы физиотерапии. Она отметила, что любое заболевание ребенка оказывает отрицательное влияние на всю семью. Более 50% родителей подтвердили, что при ОРВИ у малыша снижается качество жизни всех членов семьи. Поэтому так важны вопросы профилактики. Врачи и родители – главные социальные агенты профилактики и лечения ОРВИ у детей. Но часто мамы не доверяют врачам, не выполняют рекомендации педиатра, считая, что они сами все лучше  знают, предпочитая собственный опыт. Такое лечение может оказаться неэффективным.

         Спектр заболеваний у часто болеющих детей очень широк: 42% имеют паразитозы; 36% — хронические инфекции ЛОР-органов; 22% -генерализацию лимфоидной ткани; 56% — аллергии, 18% — инфекцию мочевых путей; 100% — заболевания и дисбаланс желудочно-кишечного тракта.

Ребенок уже рождается с какой-то кишечной микрофлорой. До 3 лет заканчивается активное заселение микрофлоры.  Микрофлора обладает защитной, иммунизирующей, синтезирующей функциями, она помогает в усвоении микроэлементов и витаминов. Таким образом, иммунитет тесно связан с составом микрофлоры. Для корректировки иммунитета можно использовать физиотерапевтические методы:  лекарственный электрофорез микроэлементов и витаминов;  общее УФ-облучение; фотохромотерапию; СМВ-терапию; лазерное излучение, а также  питье минеральной воды; минеральные ванны; лечебную гимнастику и массаж области живота.

Что касается мер закаливания, то их проводим только здоровым детям. Правила закаливания: индивидуальность, постепенность, систематичность. Закаливающие процедуры надо проводить только на фоне хорошего настроения ребенка. На первом году жизни закаливаем малыша воздухом, светом, водой, общим массажем. Потребность в кислороде  у ребенка в три раза выше, чем у взрослого. Поэтому рекомендуются воздушные ванны, сон на свежем воздухе, прогулки. Температура в помещении, где находится ребенок, должна быть не выше 22 градусов. Говоря о световом закаливании, надо рекомендовать световоздушные и солнечные ванны, УФО, воздействие поляризованным светом. Проводя общий массаж, акцент делается на стимуляции иммунитета. Пассивная дыхательная гимнастика будет хорошим дополнением к закаливающим процедурам.

О научно-обоснованном подходе к питанию детей первых трех лет жизни рассказала в своем выступлении к.м.н., заведующая исследовательской лабораторией ФГБУ «СЗ ФМИЦ им. В. А. Алмазова» Наталья Михайловна Богданова. В сохранении здоровья детей раннего возраста большую роль играет правильно организованное питание. И важнейшая роль отводится грудному вскармливанию. Секрет грудного молока содержит антитела к вирусу гриппа и  другим микроорганизмам. Грудное молоко создает у ребенка  устойчивый иммунитет, а рациональное введение прикорма – дополнительные пищевые вещества для растущего организма. Наталья Михайловна подробно остановилась на концепции пищевого программирования в первые 1000 дней жизни. Грудное молоко – идеальный продукт, биологическая жидкость, которая обеспечивает питание малыша. Но только 20% детей к году получают материнское молоко. Чаще грудное вскармливание прекращается к 3-6 месяцам. Основных причин для этого две – отказ ребенка от груди и мало молока у мамы. Необходимо больше давать информации кормящим мамам о лактационных кризах и гипогалактии. Для стимуляции лактации рекомендуется: максимально частое прикладывание ребенка к груди,  хороший ночной сон и возможность дневного сна мамы, рациональное питание, сбалансированный питьевой режим (2,5 – 3 литра жидкости в сутки), использование специальных продуктов – фиточаев, лактогенных напитков, БАДов. Лектор рассказала о государственной программе поддержки вскармливания, об отечественных и импортных продуктах, улучшающих лактацию.

Перевод ребенка первых месяцев жизни на искусственное вскармливание – это метаболический, бактериологический, иммунологический стресс для растущего организма. На сегодняшний день все смеси для искусственного вскармливания адаптированы. Что надо учитывать при выборе смеси? Возраст ребенка, индивидуальную переносимость, анамнестические данные и особенности развития ребенка, степень адаптации молочной смеси.

Особое внимание Наталья Михайловна уделила вопросам введения прикорма – категориям продуктов прикорма, возрасту введения их в рацион, особенностям организации прикорма на современном этапе. Она рассказала о продуктах, которые не рекомендуются к использованию для питания детей раннего возраста (консервы, сосиски, грибы, шоколад, натуральный кофе и т. д.).

21.10. Семинар «Эмоции и здоровье. Влияние культуры речи на здоровье человека»

21 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялся   семинар «Эмоции и здоровье. Влияние культуры речи на здоровье человека».

Лектор, преподаватель педагогики ГБОУ СПО «Некрасовский педагогический колледж №1 Санкт-Петербурга» Ирина Геннадьевна Самойленко познакомила участников семинара с результатами большого исследования речевого поведения учащихся «Употребление ненормативной лексики».

Целью этого исследования, которое проводили учащиеся пятого курса педагогического колледжа, стало установление влияния мата на физическое и психологическое здоровье человека и выявление уровня культуры. Было проведено анонимное анкетирование учащихся, где предлагалось ответить на различные вопросы об употреблении мата самими учащимися и их родственниками и друзьями, отношении к сквернословию и т.д.

В результате исследования выяснилось, что ненормативная лексика служит способом выражения эмоций, агрессии, привлечения внимания. Все, кто принимал участие в опросе, негативно относятся к мату, но допускают его употребление в различных ситуациях.

По результатам исследования были проведены беседы с учащимися. В ходе этих бесед им был показан видеофильм «Как слово наше отзовется», где наглядно были продемонстрированы опыты с водой и  ростками пшеницы. Оказалось, что мат негативно влияет на структурное изменение состава воды. Если такой водой полить зародыши пшеницы, то они будут медленнее прорастать и покрываться плесенью. Если воду обработать, например, молитвой, то ростки взойдут быстрее. А ведь наш организм почти на 80% состоит из воды. Все увиденное произвело большое впечатление на ребят. Связь культуры речи и состояния здоровья стала очевидной.

После исследования была разработана психологическая памятка по профилактике сквернословия, где рекомендуется самому не употреблять ненормативную лексику, читать хорошие книги, искренне любить людей и бояться их обидеть нехорошими словами.

Само исследование было оформлено в методические рекомендации по проведению классных часов на тему профилактики использования ненормативной лексики.

Работа Музея гигиены с посетителямив историческом контексте и тенденции дальнейшего развития

В.Е.Жолобов, А.В.Дубовик, Т.М. Голубева

Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе. Материалы X Всероссийской конференции Ассоциации естественноисторических музеев РФ/ Сост. В.С.

Ионкина.-М.:ГДМ, 2016.- С.92-93

X Всероссийская научно-практическая конференция «Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе»

19-21 октября 2016 года в Москве в Дарвиновском музее проходила X  Всероссийская конференция « Место и роль естественнонаучных музеев в современном обществе». В конференции на секции  «Музей и посетитель» с докладом  «Работа Музея гигиены с посетителями в историческом контексте и тенденции дальнейшего развития»  выступила врач –экскурсовод Живчикова Е.В.

Семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета»

19 октября в  Городском центре медицинской профилактики для акушерок смотровых кабинетов поликлиник  взрослой сети состоялся семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета».

Медицинский психолог Городской поликлиники №32, Женской консультации №14 — Инга Александровна Уварова рассмотрела подробно три вопроса – стресс, синдром эмоционального выгорания и  общение с «трудными» пациентами.

Стресс — это не просто нервное и физическое напряжение, это ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления.

Стресс — это реакция на новизну, т.е. ситуацию, для которой нет готовой программы действия, в том числе и готовой программы поведения.

Стоит отметить, что стресс могут вызывать и приятные стимулы. Стресс всегда сопровождается конкретным набором физиологических изменений.

Столкнувшись с чем угодно, если это случилось неожиданно и может потребовать активных действий, наш умный организм запускает стрессорную реакцию.

По концепции Ганса Селье, у стресса есть несколько стадий.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения. Если первые две стадии безопасны для организма, то на третьей идет обострение хронических болезней, начинают появляться психосоматические заболевания.

Стресс направлен на приспособление к неожиданным изменениям окружающей среды, но может становиться фактором, вызывающим расстройства. Это происходит когда стрессорная ситуация является неконтролируемой, то есть такой, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно избежать, предсказать. Человек постоянно тревожится. Стресс становится хроническим.

Что делать? Необходимо дать человеку больше знаний о стрессе, навыков саморегуляции, техник самопомощи. При стрессе необходимо как-то отреагировать свои чувства, особенно агрессию, снять ее приемлемым способом, обсудить с кем-то. Подойдут дыхательные техники, мышечное расслабление по Джекобсону, сжимание эспандера. Проплакаться, порыдать  — тоже хороший способ облегчить свое состояние.

Если говорить о синдроме эмоционального выгорания, то медики здесь находятся на первом месте. Главный фактор синдрома эмоционального выгорания – работа с большим количеством людей и огромная эмоциональная нагрузка. Проявляется синдром эмоционального выгорания в первую очередь нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе; дегуманизацией (развитие негативного отношения как к пациентам, так и к сотрудникам); ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой. Важно не прозевать начало синдрома. И «первая ласточка» здесь – неудовлетворенность ситуацией.

Какие здесь могут быть способы профилактики? Во-первых, физическая профилактика синдрома эмоционального выгорания. Это

питание, с адекватным количеством животных жиров, включающее необходимое количество витаминов, минералов и растительной клетчатки;

занятия физическими упражнениями или, как минимум, прогулки на свежем воздухе; полноценный сон не менее восьми часов; соблюдение режима дня.

Во-вторых, психологическая профилактика. Она подразумевает обязательный выходной раз в неделю, в течение которого делать, по возможности, только то, что хочется; творчество, увлечения, хобби;

освобождение от беспокоящих мыслей или проблем путем анализа (на бумаге или в беседе с внимательным слушателем); расстановка приоритетов (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости), планирование. Сюда же надо отнести овладение

техниками регуляции эмоционального состояния, медитации, аутотренинги;

библио-, музыко- и фильмотерапию; ароматерапию.

Теперь рассмотрим психологические аспекты работы с «трудным» пациентом. Человек перед визитом к врачу всегда испытывает тревогу. Осмотр, особенно гинекологический, это вторжение в личное пространство, в организм. А что такое тревога? Это напряженное эмоциональное состояние человека, который оценивает обстоятельства, в которых он оказался, как неопределенно угрожающие и представляющие негативные для него последствия в будущем. Состояние тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением (т.е. с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы, может сопровождаться учащением сердцебиения и дыхания, повышением давления, потливостью, тошнотой). Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. И вот в таком состоянии пациент приходит в медицинский кабинет. А если он до этого еще посидел в очереди, послушал различных историй, жалоб на лечение…  И вот он уже открывает дверь кабинета «с ноги».  Как должен вести себя медик?  Он должен снять тревожность пациента. Доброжелательность, вежливость, предупредительность  врача должны дать пациенту ощущение безопасности, успокоить его. Так же можно воспользоваться приемами неагрессивного ответа на давление и агрессию. Это может быть фиксация замешательства: «Я просто растерялся от такого напора»; Я-высказывание: «Когда на меня кричат (интерпретация действий агрессора) я обычно не в состоянии нормально работать…»;  «Мне трудно воспринимать информацию, давайте спокойно разберем Вашу проблему»;  Вы-посыл(персонализация ответственности): «Вы хотите сказать, что уверены в том, что Вам важно(фиксация причины обращения): «Я правильно поняла, вы хотите…»; «Ширма» (фиксация параметров имиджа): «Я всегда готов выслушать конструктивные замечания и предложения»;  «Я всегда ответственно выполняю свою работу». Можно просто зафиксировать эмоциональное состояние пациента спросив: «Вам плохо?Вы злитесь? Вы расстроены?. Вполне возможно, что пациент ответит: «Да, я раздражен» и успокоится. Важно отметить, что цель применения этих приемов – не допустить наращивания агрессии. Поэтому важно избегать проявлений агрессии, сарказма и издевки в ответ.

Международный форум здоровья

12-14 октября 2016 года в Санкт-Петербурге прошел Международный форум здоровья на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум», в котором принимал участие  СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики».

13 октября 2016 года в рамках проведения Форума состоялось совещание руководителей медицинских организаций по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. На совещании выступил директор ГЦМП В.Е. Жолобов с докладом «Роль Городского центра медицинской профилактики в системе профилактики неинфекционных заболеваний»

Специалисты  центра провели анкетирование населения по вопросам информированности о здоровом образе жизни, распространяли более 20 наименований информационных материалов, издаваемых Городским центром медицинской профилактики.

Семинар «Профилактика табакокурения у пациенток женских консультаций и родильных домов»

11 октября 2016 года, для акушеров-гинекологов, психологов, специалистов «Школы материнства» родильных домов, женских и молодежных консультаций состоится семинар, посвященный профилактики табакокурения у пациенток женских консультаций и родильных домов.

Проблема курения у беременных женщин, является актуальной в связи с тем, что от воздействия вредных продуктов страдает не только здоровье  женщины, но и плода. Данные опроса 437 молодых матерей, проведенном в 2015г. Городским центром медицинской профилактики в детских поликлиниках Санкт-Петербурга показывает, что до беременности курит 30% женщин, во время беременности 10%.

С докладом «Проведение консультирования курящих пациенток женской консультации и родильного дома» выступила С.П. Дровнина, к.м.н., заведующая отделом координации и организации профилактической работы среди взрослого населения. В своем сообщении Софья Павловна обратила внимание на многочисленные исследования, доказывающие вредное воздействие табакокурения на течение беременности и плод. При курении в I триместре беременности возрастает на 2% число новорожденных, страдающих пороками сердца, на 20% увеличивается риск рождения ребенка с дефектом межпредсердной перегородки, число преждевременных родов и спонтанных абортов. При проведении консультирования необходимо всегда помнить что, когда и кому говорить, выражать поддержку действиям пациента, направленных на прекращение курения и давать уверенность. Необходимым является информирование пациента о службах, которые  помогают в этом вопросе, такие как: центр здоровья, интернет ресурс, Всероссийский телефон — 8 800 200 0 200, наркологическая служба, школы по отказу от куренияи т.д. Табачная зависимость имеет физическую, психическую и социальную составляющие. В завершении своего выступления лектор остановился на лечении табачной зависимости и ответил на многочисленные вопросы.

С докладом о «Влиянии никотина на плод. Аспекты взаимодействия с наркологической службой» выступила Н.П. Короленко, психиатр-нарколог городского организационно-методического отдела Городской наркологической больницы. Наталья Павловна отметила в сообщении негативное влияние никотина и продуктов табакокурения.  Все неблагоприятные последствия курения во время беременности делятся на 4 группы:

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ САМОЙ ЖЕНЩИНЫ — нарушается усвоение и использование фолата, цинка, витамина В12, аминокислот. На треть увеличивается риск бесплодия, причем, как показано в опытах на животных, степень поражения яйцеклеток находится в прямой зависимости от концентрации никотина в организме.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭМБРИОНА И ПЛОДА — развитие фетального табачного синдрома.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА — пороки сердца, врожденные аномалии и уродства (заячья губа, волчья пасть, паховые грыжи, косоглазие и др.)

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ВОЗРАСТА — дети в 3 раза чаще страдают заболеваниями дыхательной системы, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, девочки подвержены бесплодию, увеличивается вероятность развития лейкемии.

При завершении выступления Наталья Павловна обратила внимание врачей на необходимость более тесного взаимодействия врачей женских консультаций с наркологической службой Санкт-Петербурга, представила алгоритм этого взаимодействия.