Семинар «Учимся разговаривать, правильно ходить, играть»

В Городском центре медицинской профилактики 19 февраля 2016 года состоялся семинар «Учимся разговаривать, правильно ходить, играть» для медицинских работников кабинетов здорового ребёнка, медицинских сестер детских поликлиник.

С докладом «Развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей раннего возраста» выступила Лукина Наталья Андреевна, логопед, автор книг для родителей, преподаватель СПб АППО. Наталья Андреевна осветила вопросы развития речи у детей до 1 года.

Развитие речи не может быть в отрыве от развития двигательных навыков, развития органов зрения и слуха, которые оказывают на речь большое влияние.

Звукопроизношение у детей с разными видами нарушений очень различно, поэтому важно выявить их и как можно раньше начать работу с такими детьми.

В докладе «Учимся ходить и играть» Елисеев Игорь Рэмович, психолог и Ягодкина Надежда Николаевна, медицинская сестра службы абилитации медико-психологического отделения СПб ГКУЗ «Городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями» обратили внимание слушателей на то, что умение ходить развивается постепенно, начиная с момента подъема ребенком головы. Малышу необходимо пройти все ступеньки для подготовки организма к этому важному навыку – укрепление мышц и обретение новых умений.

Ребенок начинает понимать речь с 8 месяцев и зависит это от того на сколько мама близка с ребенком, как часто она говорит с ним, берёт его на руки.

Панфилова Екатерина Юрьевна, врач по гигиеническому воспитанию Городского центра медицинской профилактики в докладе «Гигиенические основы режима дня детей раннего и дошкольного возраста» отметила важность соблюдения режима дня.

Основными элементами режима дня являются: режим питания, продолжительность и кратность сна, продолжительность занятий, двигательная активность ребенка и время пребывания на воздухе.

Основным гигиеническим принципом является  постоянное соблюдение режима, недопустимость частых его изменений в одном возрастном периоде. Все виды деятельности должны учитывать возраст ребенка – это второй гигиенический принцип построения. Организуя режим ребенка необходимо также учитывать состояние его здоровья и индивидуальные особенности.

Режим питания (время приема пищи) должен быть постоянным. Начиная с 9-ти месяцев оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов (эти рекомендации не относятся к детям находящимся на грудном вскармливании).

Важным моментом режима дня является достаточность сна. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух.

Лучшее время для занятий – первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости. Для детей от 1,5 до 3 лет длительность занятий не должна превышать 10 минут. С увеличением возраста увеличивается и продолжительность занятий.

Открытый воздух и двигательная активность активизируют обменные процессы, благотворно влияют на растущий организм и являются важнейшим компонентом здорового образа жизни.

Семинар «Физическое развитие детей. Физкультура и спорт в образовательном процессе»

В Городском центре медицинской профилактики 16 февраля 2016 года состоялся семинар «Физическое развитие детей. Физкультура и спорт в образовательном процессе» для медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковых врачей детских поликлиник, медицинских работников и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей физической культуры общеобразовательных организаций.

С докладом «Принципы распределения детей на медицинские группы по физическому воспитанию. Упражнения, не рекомендованные в практике физического воспитания детей» выступил д.м.н., профессор Матвеев С. В. – главный врач СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер». Сергей Владимирович отметил, что в определении ВОЗ здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или повреждений.

Определение здоровья ребенка должно проводиться по следующим критериям: гармоничное физическое развитие (состояние), адекватная сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды  (адаптация), адекватная функциональная подготовленность (в т.ч. — физическая работоспособность).

На здоровье населения влияют современные социально-экономические условия такие как: урбанизация общества, нарастающая TV+компьютерная база, социальное расслоение общества, дефицит двигательной активности, белковый дефицит, снижение мотивации занятий физической культурой, снижение финансовой возможности занятий физической культурой и спортом, состояние генофонда и репродукции.

Физическое развитие детей определяется антропометрическими (соматометрическими) и физиометрическими  (их уровень и гармоничность) показателями, а также интегральными: соматотип (конституциональный тип) и темп биологического развития.

Распределение учащихся на группы здоровья по данным профессора Эрмана Л.В. в  2010г. составляла: 1 группа – 0,02 %, 2 группа – 22-25 %, 3 группа – 40-60 %.

В ДЮСШ организуются врачебные комиссии, которые занимаются врачебными осмотрами, врачебно-педагогическим наблюдением, санитарно-гигиеническими контролем, врачебно-педагогической спортивной консультацией, санитарно-просветительной работой, обеспечением сборов, соревнований, обеспечением восстановительных мероприятий. Целью врачебных осмотров является диагностика состояния здоровья, назначение оптимальной медицинской группы по физ.воспитанию, разрешение-рекомендация на занятия в спортивной группе, освобождение  от занятий (временного или постоянного характера).

Приказом МЗ РФ от 21.12.2012г. №1346н утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них. Пунктами приказа определены медицинские организации, проводящие профилактические осмотры, содержание медицинской организации и др. В приложении к приказу определены правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой. В соответствии с приказом врач определяет группу состояния здоровья несовершеннолетнего и медицинскую группу для занятий физической культурой.

Профессор Матвеев С.В. в своем докладе указал, что преподаватели для работы с детьми на занятиях физической культурой должны ознакомиться с методическими рекомендациями НИИ охраны здоровья детей, в которых определен перечень упражнений, потенциально опасных для здоровья детей. К ним относятся такие упражнения как: кувырки через голову вперед и назад, упражнение «мостик», упражнение «березка», высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые, повороты, наклоны, «запрокидывание» головы назад, глубокий прогиб туловища назад из и.п. лежа на животе – «качалка», «лодочка», висы без опоры, подтягивание на перекладине, лазание по канату и другие.

При  освобождении от физического воспитания в случае травмы или заболевания необходимо соблюдение рекомендованной этапности допуска к занятиям, допуск в подготовительную группу, затем только перевод в основную. При разных заболеваниях определены разные сроки освобождения от физического воспитания.

Ещё Н.А.Семашко говорил о том, что без врачебного контроля нет и не может быть Советской системы физического воспитания.

После вступления Сергей Владимирович ответил на многочисленные вопросы  преподавателей и медицинских работников

Александров С.В. — заместитель главного врача по медицинской части   СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины» рассказал о начале работы Городского центра амбулаторной хирургии и травматологии для детей. Цель организации подобного центра, чтобы пострадавшие могли получить амбулаторную помощь у детских травматологов в круглосуточном режиме.

Подготовка семьи к рождению ребенка

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Организация работы специалистов «Школ материнства» с беременными женщинами по подготовке к родам и материнству. Обмен опытом. Новые формы работы» для  акушеров-гинекологов, психологов, акушерок родильных домов и женских консультаций, специалистов «Школы материнства».

Открыл семинар доктор медицинских наук, директор Института психотерапии и медицинской психологии РПА Равиль Каисович Назыров. В своем докладе он рассказал о психологии семьи, психологической и психотерапевтической поддержке женщин при подготовке к родам и материнству. Он отметил, что необходима подготовка не только женщины к рождению ребенка, но и всей семьи. Ведь семья – это объект, это малая группа проживающих вместе людей, находящихся в психологически зависимых отношениях. Это сложная система, которая постоянно движется, развивается, изменяется, переживает кризисы. Надо рассказывать об этих кризисах: кризисе создания, первого года, 6-8 лет, 18-20 лет, кризисе пожилых, о том, что они неизбежны, это обязательный элемент семьи, это нормально, и как эти кризисные ситуации пережить.

Все феномены семейной жизни не случайны, в том числе и рождение ребенка. Беременность женщины влияет на все сферы жизни семьи. К этому надо подготовить всех ее членов. И для начала надо разобраться – зачем семье ребенок? По данным исследований, только в 12-13% случаев мотивом рождения ребенка является любовь, а в 80-85%  преобладают неконструктивные мотивы. В частности, критический возраст женщины, когда «пора рожать, а то будет поздно»; меркантильные интересы; желание удержать мужа; улучшить отношения в семье; вылечить гинекологическое расстройство.

Моделей брака сегодня множество: традиционный, по любви, по расчету, «как у всех». А вдобавок появились и современные: временный, полигамный, виртуальный, частичный, выходного дня и т.д. Изменилось сегодня и предназначение семьи, ей не предают такого же значения, как раньше. В брак вступают значительно позже. Нередко женщина рожает первого ребенка в возрасте старше 40 лет. Происходит зачатие в этом случае часто с помощью ЭКО, да еще и не с одного раза. Для таких случаев консультация психолога должна быть обязательна. Такой возрастной семье надо помочь осознать последствия такого шага, взвесить — хватит ли у них сил для воспитания ребенка.

Ребенок – не препятствие для реализации собственных интересов! Если ребенок мешает жить – это проблема семьи. Тут без помощи психотерапевта не обойтись. Необходима системная семейная психотерапия.

О психологической помощи мужчинам – будущим отцам шла речь в выступлении психотерапевта Михаила Юрьевича Москвина. Он рассказал о школе отцов. Ожидание ребенка — это кризисный момент в семье. И чтобы женщине было легче в процессе беременности, надо работать с мужем. Будущий отец зачастую находится в информационном вакууме. Он не знает, что надо делать, чтобы облегчить состояние беременной, что она испытывает в этот период, надо ли общаться с младенцем в утробе матери. Если женщине все это рассказывают на многочисленных курсах и в школах будущих мам, то у отца таких возможностей меньше. Он тревожится – как пройдет беременность и роды, что надо будет делать с ребенком, как за ним ухаживать. Он страшится потерять внимание жены, потерять личную свободу, оказаться финансово несостоятельным, ведь теперь только он добытчик в семье, а расходы возрастут.

Надо объяснить отцу, что ребенок – не приговор и не цепи, которые его свяжут.  Поэтому стоит обратиться к психологу. Наиболее продуктивна групповая работа для будущих пап. У них есть возможность пообщаться с другими будущими родителями, с психологами, задать все тревожащие вопросы.. Посещая такие занятия, они узнают, что такое беременность и как ее переносит супруга, как успокоить будущую маму, как  быть отцом еще до рождения малыша. Таким образом, муж вовлекается в контакт с будущим ребенком и чувствует себя полноценным участником беременности.

Подготовка семьи к рождению ребенка

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Организация работы специалистов «Школ материнства» с беременными женщинами по подготовке к родам и материнству. Обмен опытом. Новые формы работы» для  акушеров-гинекологов, психологов, акушерок родильных домов и женских консультаций, специалистов «Школы материнства».

Открыл семинар доктор медицинских наук, директор Института психотерапии и медицинской психологии РПА Равиль Каисович Назыров. В своем докладе он рассказал о психологии семьи, психологической и психотерапевтической поддержке женщин при подготовке к родам и материнству. Он отметил, что необходима подготовка не только женщины к рождению ребенка, но и всей семьи. Ведь семья – это объект, это малая группа проживающих вместе людей, находящихся в психологически зависимых отношениях. Это сложная система, которая постоянно движется, развивается, изменяется, переживает кризисы. Надо рассказывать об этих кризисах: кризисе создания, первого года, 6-8 лет, 18-20 лет, кризисе пожилых, о том, что они неизбежны, это обязательный элемент семьи, это нормально, и как эти кризисные ситуации пережить.

Все феномены семейной жизни не случайны, в том числе и рождение ребенка. Беременность женщины влияет на все сферы жизни семьи. К этому надо подготовить всех ее членов. И для начала надо разобраться – зачем семье ребенок? По данным исследований, только в 12-13% случаев мотивом рождения ребенка является любовь, а в 80-85%  преобладают неконструктивные мотивы. В частности, критический возраст женщины, когда «пора рожать, а то будет поздно»; меркантильные интересы; желание удержать мужа; улучшить отношения в семье; вылечить гинекологическое расстройство.

Моделей брака сегодня множество: традиционный, по любви, по расчету, «как у всех». А вдобавок появились и современные: временный, полигамный, виртуальный, частичный, выходного дня и т.д. Изменилось сегодня и предназначение семьи, ей не предают такого же значения, как раньше. В брак вступают значительно позже. Нередко женщина рожает первого ребенка в возрасте старше 40 лет. Происходит зачатие в этом случае часто с помощью ЭКО, да еще и не с одного раза. Для таких случаев консультация психолога должна быть обязательна. Такой возрастной семье надо помочь осознать последствия такого шага, взвесить — хватит ли у них сил для воспитания ребенка.

Ребенок – не препятствие для реализации собственных интересов! Если ребенок мешает жить – это проблема семьи. Тут без помощи психотерапевта не обойтись. Необходима системная семейная психотерапия.

О психологической помощи мужчинам – будущим отцам шла речь в выступлении психотерапевта Михаила Юрьевича Москвина. Он рассказал о школе отцов. Ожидание ребенка — это кризисный момент в семье. И чтобы женщине было легче в процессе беременности, надо работать с мужем. Будущий отец зачастую находится в информационном вакууме. Он не знает, что надо делать, чтобы облегчить состояние беременной, что она испытывает в этот период, надо ли общаться с младенцем в утробе матери. Если женщине все это рассказывают на многочисленных курсах и в школах будущих мам, то у отца таких возможностей меньше. Он тревожится – как пройдет беременность и роды, что надо будет делать с ребенком, как за ним ухаживать. Он страшится потерять внимание жены, потерять личную свободу, оказаться финансово несостоятельным, ведь теперь только он добытчик в семье, а расходы возрастут.

Надо объяснить отцу, что ребенок – не приговор и не цепи, которые его свяжут.  Поэтому стоит обратиться к психологу. Наиболее продуктивна групповая работа для будущих пап. У них есть возможность пообщаться с другими будущими родителями, с психологами, задать все тревожащие вопросы.. Посещая такие занятия, они узнают, что такое беременность и как ее переносит супруга, как успокоить будущую маму, как  быть отцом еще до рождения малыша. Таким образом, муж вовлекается в контакт с будущим ребенком и чувствует себя полноценным участником беременности.

Психотерапевт женской консультации №8 Красногвардейского района Ксения Сергеевна Джангирьянц сделал доклад «Деонтологические аспекты работы медицинского персонала акушерско — гинекологического профиля». Она отметила, что сегодня изменение отношения пациента к врачу происходит быстрее, чем врача к пациентам. Упал уровень социального доверия населения к институту медицины. Как результат – многочисленные жалобы и суды. В современных СМИ активно освещаются ошибки медперсонала. В частности, когда после операции кесарева сечения в животе у женщины забыли медицинскую простынку. Беременные женщины опасаются, что и с ними может произойти подобное. У них возрастает уровень тревоги, что отрицательно сказывается на течении беременности.  В таких условиях возрастает значение медицинской этики и деонтологии. Задача медперсонала – не допускать конфликтов, сглаживать спорные ситуации. Врач должен проявлять уважение, участие, эмпатию к пациенту, стараться ответить на все его вопросы, не ссылаясь на нехватку времени.

В заключение семинара заведующий отделом координации организации гигиенического обучения и воспитания женщин и детей ГЦМП   Юрий Александрович Заозерский подробно ознакомил собравшихся с методикой учета работы по медицинской профилактике в женской консультации. Он на конкретном примере показал, как необходимо заполнять учетную форму № 38.

Как избежать депрессии?

Сегодня в мире  около 110 миллионов человек страдают от депрессии. По данным ВОЗ в крупных городах планеты от депрессии страдает каждая пятая женщина и каждый пятнадцатый мужчина.

doc_avoidepression1

Есть мнение, что к 2020 году депрессия выйдет на одно из первых мест среди заболеваний.  

Как же избежать депрессии? Этому актуальному вопросу было посвящено очередное занятие «Университета здоровья» в Городском центре медицинской профилактике, собравшее огромное число заинтересованных слушателей. Вел занятие психотерапевт, заведующий отделением восстановительного лечения поликлиники № 32 Петроградского района Константин Борисович Васильев.

Он начал свое выступление с вопросов. Как жить так, чтобы жить долго? Что самое важное в жизни? Оказывается, здоровье. А почему? Потому, что здоровье – это и есть жизнь. А если нет жизни, то и ничего нет. Поэтому надо предпринимать меры для сохранения и укрепления своего здоровья, не только физического, но и психического. Есть специальные методы и системы для улучшения качества жизни, продлевающие жизнь. Но мы почему-то перекладываем ответственность за свое здоровье, а значит и жизнь, на врача.

Почему одни живут долго, а другие нет? Проводя исследования среди долгожителей разных стран, выяснилось, что все они были настроены на позитив, мир и жизнь в этом мире доставляли им удовольствие. Это не значит, что все они были бездумными оптимистами. Просто они сами отвечали за свою жизнь, сознательно работали над улучшением ее качества. И уход от депрессии, тревоги, стресса – это тоже работа, работа с сознанием.

Что такое депрессия?

doc_avoidepression2Депрессия — это болезнь, которая может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество его жизни. Вам трудно сосредоточиться, ничего не интересно, ничто не радует, постоянно одолевают сомнения и страхи. Депрессия обычно наступает  после психологической травмы или негативного события. Часто она развивается как бы без видимой причины.  Ее могут вызывать постоянные стрессы, накапливающаяся усталость, страхи. Депрессия — это негативное переживание событий прошлой жизни, которые мы не в силах изменить. А тревога – это переживание за будущее.

Дыхательные техники

doc_avoidepression4Если мы хотим избавиться от депрессии, то надо не уповать только на лекарства, но и самостоятельно работать с сознанием. Нам необходимо уйти от постоянного внутреннего диалога и начать мыслить позитивно. Для этого есть определенные техники. В частности, дыхательные. Одна из них – дыхание нижней частью живота.

doc_avoidepression3

Для этого надо сесть, положить руки на колени, на вдохе втянуть живот, на выдохе животом мысленно проталкиваем воздух вниз. Таким образом, глубоко дыша, мы уходим от тревоги.

Тренировать такое дыхание надо ежедневно, чтобы запомнить эту практику. «Нижним дыханием» можно снять даже паническую атаку.

Другая практика – лежа на спине надо положить руку на живот или на грудь. Начинаем дышать, следя за рукой. Мысленно про себя поем «вдох» на каждом вдохе и «выдох» на каждом выдохе. Концентрируемся на дыхании и на пении. При этом не надо сознательно бороться с приходящими мыслями! Делать такое упражнение надо ежедневно  в течение 15 минут.

Средство от бессонницы

doc_avoidepression7

Часто провоцирующим фактом депрессии служит бессонница. Можно, конечно, считать слонов или овец, чтобы заснуть.  Но можно попробовать и другую практику от бессонницы.

doc_avoidepression6

Надо вспомнить весь свой день до мельчайших подробностей, начиная с пробуждения: я проснулся, открыл глаза, полежал, потом откинул одеяло и т. д. Кстати, эта техника еще прекрасно развивает память. Стоит взять ее на вооружение.

doc_avoidepression5

Человек — это создатель. «Что я думаю, то я и есть».  Мысль материальна. В нашей власти поработать над своими мыслями. Надо мыслить глобально и созидательно. Человек – это весь внутренний и внешний мир одновременно. Задача каждого человека – изменение себя, а значит и мира, к лучшему.

Круглый стол «Традиционная китайская культура и здоровье человека»

Открыл мероприятие директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Владимир Евгеньевич Жолобов. Он поприветствовал участников, отметил огромный вклад китайской медицины в профилактическое направление, и выразил надежду, что это первая, но не единственная встреча с участием китайских специалистов в стенах особняка И.И.Шувалова.

С приветственным словом к собравшимся обратился начальник Отдела стран Азии, Африки и Латинской Америки Управления по международному сотрудничеству Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Радомир Николаевич Красавцев: «В России и в Китае исторически сложился разный подход к диагностике, лечению и профилактике заболеваний, к сертификации врачей. Но, несмотря на различия, цель у всех одна – поправка здоровья пациента. Поэтому живое обсуждение способов и методов традиционной китайской медицины для исцеления больных, возможность обмена мнениями вызвало большой интерес у медицинской общественности Санкт-Петербурга»

Далее с приветствием выступил Консул по культуре Генерального консульства Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге Ся Гуанюань. Он сказал, что эта встреча проходит в преддверии  китайского Нового Года, который отмечается в феврале, и поздравил собравшихся с наступающим праздником. Китайская традиционная культура и медицина имеют многовековую историю, поэтому участники круглого стола получат полезную информацию. Он поблагодарил устроителей за организацию этого мероприятия.

Представитель Китайского общества Санкт-Петербурга, специалист в традиционной китайской и общепринятой медицине, практикующий доктор

Ван ШуПин рассказала о планах создания школы для обучения российских врачей методам традиционной китайской медицины. «В общепринятой медицине прежде, чем поставить диагноз и назначить лечение, проводится множество анализов и дополнительных исследований – УЗИ, рентген, компьютерная томография  т.д.   А мы в Китае в первую очередь смотрим на лицо, глаза, язык, пульс пациента, ища причину недомогания. Мы диагностируем и лечим по точкам, меридианам. Это нешаманство, как некоторые думают! Это действенная методика. Мы больше стараемся  задействовать в лечении питание, фитотерапию, а не таблетки. В Европе открыто и успешно работает много сертифицированных клиник традиционной китайской медицины. Надеюсь, что и в России наш опыт будет полезен», — говорит доктор Ван ШуПин.

С докладом «Понятие здоровья человека с позиции традиционной китайской культуры. Китайская оздоровительная система Фу Цяо» выступил советник Китайского общества Санкт-Петербурга, д.м.н. Сергей Алексеевич Лысенко. Он отметил разницу подходов восточной и западной медицины. Традиционная китайская медицина рассматривает человека как часть природы и органически целое. Образ жизни человека — ключевой фактор, определяющий его здоровье. Болезнь зависит от взаимодействия энергий Инь и Ян в теле человека. Лечить человека, а не болезнь, сохраняя порядок, а не исправляя беспорядок – подход китайской медицины. Традиционная медицина Китая – это медицина ощущений, интуиции, наблюдений, больше  даже искусство, чем наука. Тем не менее она доказала свою эффективность. Это бесценная кладезь знаний, которая устояла под натиском химиотерапии. Надо использовать оба подхода – западный и восточный для блага пациентов.

Специалист СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Надежда Николаевна Литвинова сделала интересную презентацию  на тему «МедицинаДревнего Китая», продемонстрировав красочное слайд-шоу.

О  перспективах развития традиционной китайской медицины в Санкт- Петербурге шла речь в выступлении доцента кафедры физиотерапии и  медицинской реабилитации ГБОУ ВПО СЗГМУ им.И.И. Мечникова Александра Георгиевича Гургенизде. Сегодня идет спад интереса к традиционной китайской медицине, упало количество тех, кто хочет лечиться ее методами. Это связано с тем, что появилось большое количество сомнительных «профессионалов» в этой области, дискредитирующих репутацию китайских врачей. Произошел отход от традиционных концепций и понятий, можно сказать, что прошла мода на такое лечение. А нужен ли нам сегодня опыт традиционной китайской медицины? Безусловно, это действенная профилактическая медицина. Надо привлекать китайских специалистов для подготовки наших врачей, проводить совместные научные исследования. В Санкт-Петербурге на сегодня работает около десятка структур, связанных с традиционной китайской медициной, но все они разобщены. Поэтому  необходимо создание единого координационного органа. К.м.н. зав неврологическим отделением СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» Людмила Викторовна  Рошковская в ходе обсуждения выступлений подняла вопросы ответственности самого человека за свое здоровье, важности сочетания физического и психологического благополучия. Профессор, главный врач санатория Лесотехнического университета Юрий Алексеевич Маренко говорил о трудностях работы и обучения китайских специалистов в России, о проблемах перевода, о разнице в вопросах оформления медицинской документации, в алгоритмах обследования и лечения наших врачей и специалистов китайской медицины. Подвел итоги работы круглого стола и поблагодарил за всех участие главный внештатный специалист по международному сотрудничеству и общественному здравоохранению Комитета по здравоохранению Юрий Алексеевич Петров, отметив, что для того чтобы стать настоящим специалистом по традиционной китайской медицине, мало освоить ее методы, надо изменить мировоззрение.

Семинар «Формы и методы гигиенического воспитания среди детей, женщин и родителей»

29 января в Городском центре медицинской профилактики для заведующих женскими консультациями, детскими поликлиниками и поликлиническими отделениями, ответственных за гигиеническое обучение состоялся семинар «Формы и методы гигиенического воспитания среди детей, женщин и родителей».

Первый доклад «Пропаганда материнства среди населения. Современные подходы подготовки беременных в «Школе материнства» прочитала к.м.н., гл. врач СПБ ГБУЗ «Родильный дом №10» Лада Анатольевна Иванова.

«У себя в роддоме мы задумались, какими средствами лучше всего пропагандировать здоровый образ жизни, материнство, семейные ценности, престиж медицинских работников? Оказалось, что мы мало рекламируем возможности современной медицины, мало рассказываем о  работе врача, акушерки, медсестры. Буклеты, брошюры, плакаты, книги, журналы на эти темы уже есть.  Но молодежь сейчас мало читает, все реже обращается к печатным изданиям. А именно юноши и девушки – будущие родители – наша целевая аудитория. Так родилась идея создать видеофильм для демонстрации на сайте в интернете. Но «говорящие головы», которые дают советы с экрана компьютера  – это скучно. А приглашать сниматься профессиональных актеров – это дорого, да, к тому же, они не смогут сыграть достоверно те эмоции, которые переживает женщина в период беременности, родов, кормления. Поэтому мы пригласили поучаствовать в съемках наших пациентов. Заявок на удивление было так много, что пришлось даже проводить отбор! В результате родился цикл десятиминутных видеофильмов, где очень доступно, ненавязчиво и не скучно освещаются все аспекты материнства – от зачатия и постановки на учет в консультации до психологических моментов, духовных и юридических вопросов. Каждую неделю у нас на сайте выходит новый фильм. Надеемся, что наш опыт пропаганды материнства будет полезен. И такая форма работы с населением будет привлекательна для молодого поколения» — рассказала Лада Анатольевна.

Ее доклад дополнило выступление» акушера-гинеколога, руководителя центра подготовки беременных к родам того же роддома Ирины Михайловны Максимовой. Она говорила  о том, что современные беременные коренным образом отличаются от тех, которые были еще 25 – 30 лет назад. Сместился возраст первых родов – сегодня это 30 -32 года. А раньше эту категорию относили уже к старородящим. Пришло понимание того, что беременность – это нормальное физиологическое состояние женщины, а не патология или болезнь, и надо продолжать вести привычный здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, посещать театры, гулять. И задача школы материнства – пропагандировать здоровый образ жизни, помогающий родить здорового ребенка. Ирина Михайловна на примере школы «Жемчужина», которая работает в родильном доме № 10, показала в своей презентации, как и чем там занимаются с будущими мамами и папами, подробно остановившись на занятиях специальной физкультурой и психопрофилактике страха перед родами.

О формах гигиенического воспитания населения медицинскими работниками шла речь в докладе к.м.н., врача по гигиеническому воспитанию Городского центра медицинской профилактики Натальи Владимировны Шарафиловой.

Целью ее доклада было акцентировать некоторые моменты просветительской работы. Она рассказала о законодательной базе профилактической работы. Отметила, что по данным Всемирной организации здравоохранения,50% здоровья людей зависит от их образа жизни и только 8-9% от деятельности службы здравоохранения. Дала определение понятию «санитарное просвещение», заметив, что определений на сегодняшний день очень много. Подчеркнула, что гигиеническое воспитание – обязательный раздел деятельности каждой медицинской организации, профессиональная обязанность каждого медицинского работника больницы и поликлиники. А используемые медицинскими работниками методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического воспитания и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию. Докладчик подробно остановилась на вопросах планирования и проведения массовых акций, взаимодействия со средствами массовой информации.

«Организация и проведение массовых акций среди населения в детской поликлинике» — такова была тема выступления заведующей центром здоровья СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №17» Выборгского района Натальи Юрьевны Махановой. Она рассказала о тонкостях подготовки и проблемах проведении акции к Всемирному дню здоровья в своей поликлинике, об анкетировании населения в ходе этого мероприятия. Проанализировав ответы на вопросы анкеты, выяснилось, что уровень гигиенической информированности и мотивации населения к ведению здорового образа жизни низкий. Но при этом у школьников можно отметить высокую готовность к обсуждению вопросов ЗОЖ. Таким образом, наметились конкретные направления работы.

В заключение семинара заведующий отделом координации организации гигиенического обучения и воспитания женщин и детей Городского центра медицинской профилактики Юрий Александрович Заозерский доложил слушателям о новых технологиях учёта работы по санитарному просвещению в медицинских организациях охраны материнства и детства, подробно остановившись на правильности заполнения учетной форм № 38.