Уровень знаний медицинских работников в области профилактики хронических неинфекционных заболеваний.

Цель опроса – определить уровень знаний медицинских работников в вопросах соотношения между собой слагаемых здоровья, влияния и взаимовлияния болезненности и смертности в демографии и медицине, некоторых базовых показателей в медицине — ИМТ, БЖУ, АД, содержания сахара и холестерина в организме человека, границы употребления алкоголя среди мужчин и женщин, эффективные формы обучения и санитарного просвещения населения.

Анкетирование медицинских работников лечебно-профилактических учреждений города проводилось в Городском центре медицинской профилактике, посещавших семинары, конференции, тренинги, организованные с целью повышения уровня знаний в  вопросах организации и проведения профилактической работы среди населения.

Опрошено 215 человек

Выводы: оценка знаний медицинских работников в области профилактики неинфекционных заболеваний подтверждает необходимость профессионального гигиенического обучения специалистов не только на тематических семинарах и конференциях, проводимых центром в соответствии с плановыми мероприятиями, но и на тематических сертификационных циклах обучения, которое будет способствовать и повышению знаний у населения.

«Мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении»

Цель: выявление распространённости факторов риска ХНИЗ среди населения Санкт-Петербурга (анкетирование проведенов соответствии с методическими рекомендациями ФГБУ ГНИИЦ профилактической медицины МЗ РФ).

Анкета включала 47 вопросов

Анкетирование проводилось в городских поликлиниках, поликлинических отделениях и женских консультациях в 9 из 18 районов Санкт-Петербурга.

Опрошено 1695 человек, в возрасте от 18 лет.

Некоторые результаты анализа проведённого анкетирования:

76,9% респондентов составляют  женщины.

Количество респондентов, участвовавших в опросе, по возрасту  распределились приблизительно одинаково: до 25 – 13,62%;25-34 лет – 24,47%;35-44 лет – 14,15%; 45-54 года – 16,92%;55-64 года – 15,86%; больше 64 лет – 14,03%.

82% респондентов ходят более 30-ти минут в день, т.е. поддерживают минимальную физическую нагрузку.

st_riskfactorschronicdiseases1

Количество курящих среди респондентов составило 20%,  вовсе не курят – 56%, бросили курить – 24%.

st_riskfactorschronicdiseases2

Среди курящих, 67% составляют мужчины и 33% женщины.Наибольшийстаж курения от 3-до 10 лет (34%).Уменьшить количество употребляемого алкоголя желают 21,8% респондентов, нет -78,1%.Испытывают  чувство вины за то, как  пьют 9,8%, нет – 90,1%.Респонденты с начальным образованием чаще употребляют крепкое вино (30%) или пиво (27%). Имеющие неполное среднее образование  предпочитают крепкие настойки (44%) и пиво (26%). Респонденты с полным средним образованием равномерно употребляют все виды алкогольных напитков. Имеющие высшее образование чаще употребляют сухое вино, шампанское (33%) и крепкие настойки (31%).

5,3% респондентов оценивают своё здоровье как отличное 6,5% — очень хорошее,  32,1% — хорошее, 45,7%  – удовлетворительное, у 9,4% — плохое.

78% респондентов знают цифры своего артериального давления, по их собственному мнению.В 37%  случаев об этом их информировал врач, что у них повышенное артериальное давление. При этом принимают лекарство для понижения АД 25%  в последние две недели. 14% респондентов получали сведения о повышенном содержании сахара в крови,и 6,7% принимают лекарства для понижения уровня сахара последние две недели. 40% респондентов знают свой уровень холестерина, а 21% — получали от врачей сведения о повышенном содержании холестерина в крови.Инфаркт миокарда встречался среди 2,8% респондентов. Ишемическая болезнь сердца (стенокардия, в т.ч.) встречается у наибольшего количества респондентов, имеющих хронические заболевания – у 13% от общего числа опрошенных. Сведения об онкологических заболеваниях у респондентов нечёткие, около 4% отмечает их наличие, и почти 4% отмечает «не знаю».

Выводы: обеспечение населения достоверными медико-гигиеническими знаниями, позволяет формировать у него медицинскую активность – это посещение медицинских учреждений, выполнение советов, преодоление вредных привычек и т.д. Отправной точкой целенаправленной деятельности человека по позитивному изменению образа жизни могут стать знания ими нормальных значений АД, холестерина, сахара в крови и т.д. Эти знания население может получить при пассивном восприятии (плакаты, памятки, СМИ, сайты и т.д.), так и при активном – профилактическое консультирование. Качественно провести консультирование медицинским работникам помогут занятия на тематических циклах, семинарах. Согласованная работа отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья, Городских центров медицинской профилактики, СМИ будет способствовать повышению грамотности населения в вопросах самосохранения здоровья.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
*
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРОТЕЗИРОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ ИМ. Г.А. АЛЬБРЕХТА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России)
*
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ТЕХНИКУМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербург
2014 г.

Общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации / науч.ред. С.С. Лебедева-СПб ГИПСР, СПб ГБУ ПРЦ, СПб,2014. – Изд-во ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ», 2014.-С.22-24.

Гигиенические знания в формировании у детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья мотивации активного участия в
процессе интеграции в общество

Винтухова Л.В., Заозерский Ю.А., Литвинова Н.Н., Чернявская А.В.
СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики», г. Санкт-Петербург

Что нужно знать о геморрагической лихорадке Эбола

Геморрагическая лихорадка Эбола — острая, вирусная,  крайне заразная и опасная болезнь,  вызываемая вирусом Эбола.Уровень смертности при этом заболевании может достигать 90%.

Впервые вирус Эбола был идентифицирован в экваториальной провинции Судана и прилегающих районах Заира (сейчас Конго) в 1976 году.

В феврале 2014г. возникла крупная эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке (Гвинея, Сьерра-Леоне и Либерия).

Всемирной организацией здравоохранения 8 августа 2014 года лихорадка Эбола была признана угрозой мирового масштаба.

Существует пять подтипов вируса Эбола. С крупными вспышками заболевания, приводящего к смерти в Африке, были связаны подтипы «Заир» и «Судан».

Вспышки заболевания происходят, главным образом, в отдаленных селениях Центральной и Западной Африки, близ влажных тропических лесов, где в экваториальных зонах находятся естественные резервуары вируса.

Естественным хозяином вируса Эбола считаются плодоядные летучие мыши. Вирус передается людям от диких животных и распространяется среди людей от человека человеку. В Африке документально подтверждены случаи инфицирования людей в результате обращения с инфицированными шимпанзе, гориллами, плодоядными летучими мышами, обезьянами, лесными антилопами и дикобразами, обнаруженными мертвыми или больными во влажных лесах.   В сообществах людей передачавирусаЭболаот человека человекупроисходитвоздушно-капельным, контактно-бытовым и парентеральным путем.Передача инфекции через инфицированную семенную жидкость может происходить вплоть до семи недель после клинического выздоровления.

Во время вспышки высок риск инфицирования медицинских работников, членов семьи и других людей, находящихся в тесном контакте с больными или  умершими.
Инкубационный период (интервал между инфицированием и появлением симптомов) варьируется от 2 до 21 дня.

Заболеваниехарактеризуется сильной слабостью, внезапной лихорадкой,болью в мышцах, животе, головной болью, ангиной. За тем появляются рвота, диарея, сыпь, нарушения функций почек и печени и, в ряде случаев внутренние и внешние кровотечения, развиваются симптомы дегидратации.

За больными лихорадкой Эбола требуется интенсивный уход. Лечения или вакцины против лихорадки Эбола пока не существует. В августе 2014 года российские вирусологи заявили о начале работ по созданию вакцины от лихорадки Эбола. Эксперименты в этом направлении проводятся в Канаде.

По даннымРоспотребнадзора от лихорадки пострадали 1779 человек, в том числе 961 скончались. Зафиксировано: в Гвинее – 495 случаев, в том числе 367 летальных; Либерии – 554 случая, в том числе 294 летальных; Сьерра Леоне – 717 случаев, в том числе 298 летальных; Нигерии – 13 случаев, в том числе 2 летальных.

Зафиксированы единичные случаи болезни или подозрения на заболевание среди прилетавших из Западной Африки в другие страны: Нигерию, США, Англию, Германию, Канаду.

По мнению Роспотребнадзора, риск осложнения эпидемиологической ситуации по лихорадке Эбола на территории Российской Федерации остается чрезвычайно низким.
В целях предупреждения заражения геморрагической лихорадкой ЭболаРоспотребнадзор рекомендует:

  • Учитывать информацию о распространении лихорадки Эбола при планировании поездок за рубеж.
  • Воздержаться от поездки в страны Западной Африки без острой необходимости.
  • При выезде в указанные страны рекомендуется использовать защитные маски и воздержаться от посещения мест массового скопления людей и контактов с больными людьми с высокой температурой.
  • Для профилактики заболевания рекомендуются регулярные проветривания помещений, влажная уборка, соблюдение правил личной гигиены, не покупать пищу в местах несанкционированной торговли.
  • При появлении симптомов заболевания необходимо надеть маску и незамедлительно обратиться за медицинской помощью.
  • При появлении лихорадки или других симптомов заболевания при возвращении из поездки необходимо своевременно обратиться к врачу, сообщив при этом, что в течение последних 21 суток посещали Гвинею и/или соседние с ней страны или имели контакт с лицами, посещавшими эти страны.
  • При нахождении в западноафриканских странах и при возвращении из поездки в случае появления симптомов заболевания необходимо немедленно обращаться за медицинской помощью.Ни в коем случае не заниматься самолечением.

В статье использованы официальные материалы ВОЗ, Роспотребнадзора Российской Федерации.

Как предотвратить подростковый суицид

Актуальность проблемы суицидов не нуждается в доказательствах: в настоящее время в развитых странах самоубийства, наравне с дорожно-транспортными происшествиями, являются ведущей внешней причиной смерти. По прогнозам, значимость самоубийств будет возрастать и к 2020 году они выйдут на второе место, уступая лишь сердечно — сосудистым заболеваниям и опережая онкологию.

В конце ХХ – начале ХХI века наша страна, наряду с Белоруссией и Казахстаном, неизменно входила в тройку лидеров по уровню суицидальной смертности, как среди взрослых, так и среди подростков. На сегодняшний день, по данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7 % от общего числа умерших от неестественных причин.

Что приводит к суицидам в детском и подростковом возрасте? Как распознать роковое намерение? Что можно сделать в качестве профилактики? На эти вопросы дал ответ доктор медицинских наук, директор и научный руководитель психотерапевтической клиники « Семейный круг» Игорь Константинович Шац, выступивший с лекцией для родителей и педагогов в Городском центре медицинской профилактики.

Уход из жизни – тоже решение

Суицид – крайнее выражение острого кризиса. Его цель – поиск решения. Значимыми характеристиками суицида являются амбивалентность, сужение мышления, бегство от проблем, сообщение о своем намерении. Суицидники – люди, которые не хотят жить.

У детей очень своеобразное отношение к смерти: они думают, что смерть – это всего лишь временный уход. Осознавать ее они начинают примерно с девяти лет. Поэтом в раннем возрасте эта проблема не так остра.

Стоит упомянуть, что суицидальное поведение не наследуется. Но оно встречается значительно чаще у тех, кто потерял близких из-за самоубийства.

Мы все боимся говорить о смерти, тем более с детьми. Поэтому тема суицида у нас старательно замалчивается. Хотя само явление – признак цивилизации. И здесь можно выделить две главные категории, которые особенно часто расстаются с жизнью – мужчины после 60 лет и подростки.

По статистике, самоубийство чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет.

Многообразие причин

Давайте разберемся, что же толкает юношей и девушек на такой шаг? Для начала стоит отметить, что подростковый возраст — один из самых трудных в жизни человека, так как в этот период завершается формирование личности в целом, ее ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. К тому же, идет активное половое созревание. Внешне подростки уже кажутся взрослыми, а по сути – это большие дети без особых знаний и жизненного опыта. Поэтому, сталкиваясь с реальными проблемами, они пугаются и теряются. Вот тут-то и могут возникнуть мысли о суициде.

Что же может послужить причиной добровольного ухода из жизни?

Безответная любовь или разрыв романтических отношений. В юном возрасте такая ситуация переживается как огромная трагедия, мир рушится, никакие разумные доводы, что «ты еще встретишь свою большую любовь» не действуют.

Смерть любимого человека. В данном случае суицид рассматривается ребенком как попытка соединиться с любимым, «как Ромео и Джульетта».

Как ни странно на взгляд взрослых, но и смерть домашнего животного может послужить роковым толчком. «Без моего Шарика или Мурки я жить не буду».

Развод родителей. Особенно в ситуации выбора – с папой или мамой дальше жить?  Ребенок считает себя виноватым в разрыве отношений родителей.

Давление в школе. Завышенные стремления – «я должен быть лучшим в учебе, спорте. Если я — не первый, то жизнь пропала».

Давление со стороны сверстников. Если хочешь быть в тусовке, то будь как мы: также одевайся, также себя веди, пей пиво, принимай наркотики. Кстати, именно наркотики часто провоцируют подростка на спонтанное самоубийство.

Давление родителей. В данном случае суицид – как избавление от их чрезмерного контроля. «Ты должен много учиться, чтобы получить аттестат, поступить в вуз, стать успешным, зарабатывать много денег. А твои друзья тебе только мешают».

Низкая самооценка. Тут и физическая непривлекательность «я — толстая, у меня прыщи», и страхи не сдать ЕГЭ. Плюс ко всему, отсутствие фундаментальных знаний о сексе приводит к чувству собственной неполноценности и страхам. Ведь знания по этому вопросу подростки черпают на порносайтах в интернете.

Недостаток общения. Подросток не умеет сам себя развлекать, ему скучно, у него проблемы с коммуникацией.

Настораживающие моменты

 Ключи или признаки суицида можно разделить на три группы. Первая – вербальные. Здесь должны насторожить высказывания ребенка о том, что он не хочет жить, что без него всем будет лучше.

Вторая – поведенческие. Внимание родителей должны привлечь: частый плач, постоянная грустная тоскливая мелодия в наушниках сына или дочки, интерес к книгам и сайтам о смерти, самоизоляция, стремление к риску и безрассудству (занятие экстремальным спортом, гонки на мотоциклах), и, наконец, составление завещания.

Третья – ситуационные. Сюда можно отнести любое заметное изменение в личной жизни ребенка: переезд в другой район, город, страну, неприятности с законом, прогрессирование хронического заболевания, нежелательную беременность.

Нужно всегда помнить о том, что для подростков характерна импульсивность. Не пустили на дискотеку – прыгнул с балкона. Не купили понравившуюся вещь – наелся таблеток.

К характерным чертам суицидальных личностей можно отнести постоянную депрессию, различные виды зависимостей (наркотики, алкоголь, компьютер), чувство безнадежности и бесперспективности (выхода нет, лучше уже не станет).

 Ваши действия

 Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы. Отговорок типа «я занят, разбирайся сам, это все ерунда» в данный момент быть не должно. Помните, что подросток с суицидальными наклонностями редко обращается за помощью, тем более к профессионалам.

Если со своей бедой к вам обратился чужой ребенок, то никогда не предлагайте того, чего не сможете гарантировать (твоя мама тебя поймет, папа тебе поможет). Дайте знать, что готовы выслушать и помочь, но не обещайте сохранить все в тайне. Не осуждайте его! Нотации и разные примеры подростка не убедят в пагубности его намерений.

Постарайтесь узнать, есть ли у него план самоубийства. Если он подробно рассказывает о том, как решил уйти из жизни, то это знак реальной опасности. Чем конкретнее план – тем выше риск.

Не предлагайте в такой ситуации упрощенных решений: « Выспись, утро вечера мудренее. А там посмотрим…».  Покажите подростку, что хотите поговорить о его чувствах, дайте понять, что вы знаете, как ему больно. Расскажите о том, что стресс мешает оценить тяжесть ситуации, о том, как можно управлять кризисом. Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс.

Убедите подростка в том, что ему есть куда пойти за помощью, подскажите адрес кризисного центра, телефон доверия для подростков.

И еще один тонкий момент. Разговор о суициде никогда не приводит к суициду. Те, кто решился расстаться с жизнью, никогда не скажут об этом. Кто много говорит о суициде, тот не хочет умирать! Заявление о суициде – это сигнал о том, что ребенку плохо.

 Профилактика 

Профилактика суицида среди подростков –  задача родителей. Важно следить за душевным состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для того, чтобы избежать трагедии, важно правильно строить отношения и систему общения с детьми. Запомните, что наказание для ребенка  – это отказ от поощрения. Духовных и психологических поощрений должно быть больше, чем материальных. Никогда нельзя покупать детей!

Родители! Чаще предоставляйте подростку самостоятельность, снимите гиперопеку, дайте возможность самостоятельного заработка, создайте условия для развития детского творчества.

И, конечно, самая лучшая профилактика суицида среди подростков — это любовь к ребёнку.

22 мая 2014г.
«Здоровый образ жизни в каждой семье!»

Конференция медицинских работников детских поликлиник  города «Здоровый образ жизни в каждой семье!», посвященная Международному Дню семьи 22.05.2014г.

 Городской центр медицинской профилактики в рамках празднования Международного Дня семьи  22.05.2014г. организовал  конференцию медицинских работников детских поликлиник Санкт-Петербурга «Здоровый образ жизни в каждой семье!».

Открыла конференцию заместитель директора ГЦМП Людмила Васильевна Винтухова, поздравив всех с Днем семьи, пожелав здоровья и хороших впечатлений. Она также отметила, что не случайно в конференции принимают участие медицинские работники детских поликлиник и учреждений родовспоможения, так как именно акушеры и педиатры стоят у истоков семьи, работа женских консультаций и детских поликлиник тесно связана.  Эта конференция — возможность поделиться с коллегами своими знаниями, наблюдениями, опытом.

С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась заведующая отделом координации и организации профилактической работы детскому населению

А. В. Чернявская: «Готовность к здоровому образу жизни должна формироваться  у человека с ранних лет внутри семьи. Само понятие «здоровый образ жизни» состоит из элементарных вещей – правильного питания, физической активности, здорового сна, психического благополучия. Но большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний. И медицинские работники должны помочь родителям получить необходимые знания в этом вопросе».

На конференции несколько докладов были посвящены теме «Физкультура – основа крепкого здоровья». С ними выступили медсестры  СПб  ГБУЗ ГП № 118 Андреева Н.А., Воробьева Е.С., медсестра СПБ ГБУЗ ГП №3 ДПО №5 Петухова В.Б., совместную работу с воспитателем  детского сада  №14 Невского района Федотенковой И.А. представила медсестра СПБ ГБУЗ ДГП № 73 Каныгина С.О., старшая   медсестра СПб ГБУЗ ГП №44 ДПО №41 Крушинова Е.В. Все выступающие  отмечали, что начинать физическое воспитание необходимо с самого рождения малыша. Огромное значение  имеют занятия мам с младенцами в детском бассейне. Правильно подобранные физические упражнения развивают все органы и системы организма ребенка. Движение – это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Дошкольный возраст – самый благоприятный для выработки полезных привычек, таких как ежедневная зарядка, закаливание, спорт. При этом должен быть строгий контроль физических нагрузок, нормируемых  по возрасту и состоянию здоровья, времени и методикам проведения спортивных занятий. Важное значение имеют состояние спортивного оборудования и инвентаря, санитарное состоянием физкультурного зала. Особое внимание следует уделить  роли физкультуры в жизни школьников. Дети не хотят ходить на уроки физкультуры, им скучно. «У нас в спортзале кроме шведской стенки ничего нет. Поэтому, мы либо бегаем, либо отжимаемся», — объясняют свое нежелание школьники. Тесные спортзалы, неинтересные программы, устаревшее оборудование – все эти проблемы надо срочно решать. Спортивные кружки и секции должны быть доступными и бесплатными. Ведь только массовые и регулярные занятия физкультурой приведут к оздоровлению нации.

На тему «Мода и здоровье девочки» выступили врач СПб ГБУЗ ГП №44 ДПО №41 Матвеева М.И. и медсестра СПб ГБУЗ ГП № 118 Аксенова Н.П. Мода – явление преходящее, а здоровье – вечное, и не все, что модно — полезно. Необходимо сформировать у девочек — подростков 13-15 лет осознанное неприятие опасных и вредных для здоровья проявлений моды. Татуировки и пирсинг, перманентный макияж, накладные ногти и волосы, тоннели в ушах, высокие каблуки и тесная одежда, пластическая хирургия, могут нанести непоправимый ущерб растущему организму. Наличие вредных привычек, крайних проявлений слепого следования моде приводит к тому, что девушка теряет привлекательность или оказывается втянутой в маргинальный социум.

«Мама, пожалуйста, не пей и  не кури!». Эту тему для своего выступления выбрали врач  СПб  ГБУЗ ГП №93 ДПО № 28 О.Л.Ковальченко и медсестра Е.Н.Пахомова. В работе показано, что у курящих женщин развивается внутриутробная гипоксия и гипотрофия плода, расстройства обмена веществ и вегетативной нервной системы; дети появляются на свет с пониженной массой тела, они тревожны, плаксивы, плохо берут грудь. У пьющих женщин  может развиться алкогольный синдром  плода, дети рождаются с пороками развития. «Ради будущих детей откажитесь от вредных привычек!», — призывают медики всех женщин.

Завершилась конференция церемонией награждения. Все докладчики получили грамоты, цветы и подарки, сфотографировались на память.

«В помощь научной работе»

tem_tohelpthescientificwork

При написании диссертации, дипломной работы, реферата, научной статьи Вы можете использовать следующую литературу, в которой содержатся рекомендации по оформлению текста научной работы, ее  композиционному построению, представлению отдельных видов иллюстративного материала, цитат, а также библиографических ссылок. Особое внимание в данных изданиях уделено подготовке библиографического списка использованной литературы, разъяснению новых нормативных документов по составлению библиографических записей на различные виды документов.

Список литературы:

Евдокимов В. И.  Подготовка медицинской научной работы : метод. пособие. — СПб. : СпецЛит, 2008. — 223 с. : табл.

Захаров А., Захарова Т.  Как написать и защитить диссертацию. — СПб. и др. : Питер, 2003. — 157 с. : ил.

Кузин Ф. А.  Кандидатская диссертация : методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 6-е изд. доп.  — М. : Ось-89, 2003. — 224 с.

Неворотин А. И.  Матричный фразеологический сборник : пособие по написанию научной статьи на английском языке. — СПб. : СпецЛит, 2001. — 205 с.

Повзун С. А.  Оформление медицинской диссертации. — СПб. : Изд. фирма НПО «Мир и семь- 95″, 1996. — 63 с.

Стрельникова А. Г.  Дипломная работа : подготовка и оформление: пособие для студентов. — СПб. : СпецЛит, 2010. — 96 с.

Стрельникова А. Г.  Правила оформления диссертаций : метод. пособие. — 2-е изд., доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 76 с.