Здоровый образ жизни педагога

Профессию учителя можно отнести к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегето-сосудистых дистоний.

  • Цель: изучение отношения педагогов к здоровому образу жизни
  • Анкета включала 33 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены и СПб академии последипломного педагогического образования в 2011-2012г.
  • Опрошено 274 педагога

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 70% опрошенных составили педагоги старше 50 лет
Субъективная оценка педагогами своего здоровья:

Субъективная оценка педагогами своего здоровья:

  • Субъективная оценка педагогами своего здоровья:
  • режим дня не соблюдают 49% опрошенных учителей
  • утреннюю гимнастику не выполняют 82% педагогов
  • ежедневно употребляют овощи и фрукты 63% преподавателей
  • 11% педагогов курят
Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:

Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:

  • Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:
  • в шкале жизненных приоритетов у педагогов здоровье занимает второе место (25%) после семьи (65%)
  • педагоги считают, что главным авторитетом подражания ЗОЖ для учащихся являются родители (62%), друзья — 14%, педагог (5%), медицинский работник (2%)
  • 29% педагогов не знали или затруднялись при ответе о достаточном объеме собственных знаний по ЗОЖ
  • 92% опрошенных высказались о необходимости получения дополнительной информации по ЗОЖ
  • 66% педагогов высоко оценивают работу Музея гигиены в пропаганде гигиенических знаний

Вывод: успешная реализация направления образования по воспитанию ответственного отношения к здоровью учащихся возможна при определенном уровне подготовленности педагогов, включающем широкий круг знаний по основам здорового образа жизни. Немаловажным является и собственный позитивный пример педагогов.

Исследование поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни и потребности в наглядной санитарно-просветительной литературе

  • Цель: изучение поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни и потребности в наглядной пропаганде
  • Анкета включала 12 вопросов
  • Анкетирование проводилось на предприятии
  • Опрошено 165 человек мужчины и женщины в возрасте от 25 до 60 лет.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • У большой доли опрошенных теоритически сформулирована ценность жизни – это здоровье, взаимотношение в семье, материальное положение и карьера;

study3

  • Но регулярно ходят врачу только 9%, большинство респондентов посещают врача при наличии признаков заболевания (71%).
  • Самооценка своего здоровья: 37% считают свое здоровье здоровье хорошим и 45%- удовлетворительным.

study31

  • Источники получения медицинской информации по значимости: печатная продукция (газета, листовка, буклет и пр.) – 32%; беседа врача 26%; плакат – 23%, другое 19% . Другое подразумевает возможность медицинского обследования 1 раз в год.

study32

Выводы: у большой доли опрошенных теоритически сформулирована ценность жизни – это здоровье, взаимотношение в семье, материальное положение и карьера. В качестве источника информации санитарно-просветительная литература нужна и востребована.

Отношение подростков к вредным привычкам

  • Цель: изучение отношения подростков к вредным привычкам
  • Анкета включала 22 вопроса
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2011г.
  • Опрошено 270 учащихся 8-11 классов.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 59% опрошенных составили подростки в возрасте 16 лет.;
  • 80% подростков отметили вредное влияние алкоголя на организм.
  • 33% подростков считает, что алкоголь способствует умственной отсталости, 37% приводит к развитию хронического алкоголизма, 30% вредно влияет на потомство.

study4

  • по мнению подростков — 38% педагогов и 78% родителей знают, что подростки употребляют алкогольные напитки, причем 27% родителей «выпивают» вместе с детьми;
study41 study42
  • курить плохо считают 77%, а употреблять наркотики 96% учащихся, если курение не создает проблем, то большой беды нет — считают 20% опрошенных.
  • факторами сохранения здоровья учащихся ставят на первое и второе место — отказ от курения и алкоголя, на третье — физическую активность и четвертое место – здоровое питание.
  • источниками информации о вреде алкоголя на организме человека для подростков служат: телевидение, радио, печать (52%), родители и родственники (44%), медицинских работников (41%).
  • Разъяснительная работа с учащимися о вредном влиянии алкоголя и курения на организм проводится учителями на уроках 60%, медицинскими работниками – 40%.

Вывод: формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой, разъяснение вредного влияния курения и алкоголя на организм, вопросы рационального питания, проблема сохранения здоровья учащихся постоянно должна быть в центре внимания педагогов, медицинских работников и родителей.

Пищевые привычки и поведение учащихся

  • Цель: изучение питания учащихся общеобразовательных школ.
  • Анкета включала 7 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2011г.
  • Опрошено 428 школьников 5-7 классов и 190 учащихся 9-10 классов

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 4-х разовый режим питания соблюдает 87% пятиклассников, 79% семиклассников, 25% старшеклассников;

study5

  • в школьной столовой питается 69% опрошенных учащихся. За столом едят 99% учащихся 5-х классов, 93% семиклассников и только 46% старшеклассников;

study51

  • в 5 классе индекс массы тела (18-25) был у 69% учащихся, в 7-м – 61%, у старшеклассников — 76%;

study52

  • в старших классах происходит значительные изменения соотношения юношей и девушек, имеющих отклонения в весе. Доля девушек с индексом массы менее 18, в 2,5 раза больше, чем юношей, а с индексом 25 и более, в 2 раза меньше мальчиков;

study53

  • 88% старшеклассников согласны с утверждением, чтобы быть здоровым важно рационально питаться;
  • 16% учащихся не имеют в своем пищевом рационе рыбу, 3% — молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов;
  • газированные напитки ежедневно употребляет 46% старшеклассников;
  • информацию о питании 25% учащихся получает от учителей, 9% от медицинских работников. 57% учащихся отметили, что не получают в школе информацию о рациональном питании;

study54

  • наибольшим доверием, как источником информации пользуются медицинские работники, на втором месте родители, на третьем учителя;
  • после посещения Музея гигиены, 86% опрошенных поняли, как правильно питаться.

Физическое воспитание учащихся

  • Цель: изучение отношения подростков 9-11 классов общеобразовательных школ к физической культуре и занятиям спортом
  • Анкета включала 14 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2010г.
  • Опрошено 215 учащихся в возрасте 15-17 лет.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 64% придомовых территорий имеют спортивные площадки и сооружения
  • подвижными играми (бег, футбол, хоккей, волейбол и др.) занимаются — 85% учащихся и 34% родителей
study6 study61
  • значение термина «гипокинезия» знает 50% учащихся
  • родители являются основным авторитетом для детей заниматься физкультурой и спортом — 37%, на 2-м месте — медицинские работники — 24%, на 3-м друзья — 12%, учителя занимают последнее

study62

  • главным условием, чтобы быть здоровым учащиеся считают отказ от курения, на втором месте – отказ от употребления алкогольных напитков, на третьем месте — правильное питание

study63

«Организация работы учреждений охраны материнства и детства по гигиеническому обучению и воспитанию населения»

В ФЗ РФ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11. 2011 г. среди основных принципов охраны здоровья граждан РФ в качестве приоритета обозначена профилактика. Одним из разделов деятельности медицинских работников женских консультаций и детских поликлиник является проведение мероприятий в области информирования населения по вопросам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, в том числе и повышение санитарной культуры. Городским центром медицинской профилактики в апреле, мае, сентябре 2012г. были организованы круглые столы «Организация работы учреждений охраны материнства и детства по гигиеническому обучению и воспитанию населения», посвященные проблемам взаимодействия учреждений здравоохранения и образования в проведении гигиенического воспитания. Специалисты отделов здравоохранения Василеостровского, Калининского и Кировского районов и медицинские работники лечебно-профилактических учреждений обменялись мнениями и конкретными рекомендациями по совершенствованию и повышению эффективности данной работы.

«Будем здоровыми, красивыми и успешными!»

Под таким девизом проходил городской конкурс компьютерных рисунков и докладов учащихся коррекционных школ Санкт-Петербурга, организованный Городским центром медицинской профилактики. В конкурсе, посвященным Всемирному дню здоровья, приняли участие более 1000 учащихся 33 коррекционных школ из 16 районов Санкт-Петербурга. На 2-й тур в Городской центр медицинской профилактики поступило более 100 рисунков и свыше 60 докладов-презентаций, прошедших отбор в образовательных учреждениях.

С приветствием и пожеланием успехов участникам конкурса и городской конференции выступили: Людмила Винтухова — заместитель директора Городского центра медицинской профилактики, Светлана Раковская — начальник социального отдела аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Людмила Севостьянова — главный специалист отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению, от Комитета по образованию — Маргарита Колесникова — доцент кафедры окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО.

В своих работах, дети отразили свое понимание здорового образа жизни и свои спортивные достижения. Жюри конкурса оказалось в непростой ситуации при выборе лучших рисунков и докладов. Была организована выставка рисунков победителей и призеров конкурса.

В номинации РИСУНОК победителями стали:

I место

  • Никулин Денис, «Мы за спорт! Мы за жизнь!» Педагоги: Юсупова О.Л., Ехлаков Т.В., школа №22, Невский район
  • Березина Анастасия, «Солнце, воздух и вода» Педагог Зверева Е.В., школа №20, Петроградский район
  • Кутуева Анастасия, «Наши друзья – домашние животные» Педагог Адаменко А.С., школа №10, Колпинский район
  • Николаев Жасулан, «Чистота-залог здоровья» Педагог Губернаторова Е.Н., школа №370, Московский район

II место

  • Шилов Даниил, «Здоровые зубы — ослепительная улыбка!» Педагог Визгалова А.И., школа №18, Невский район
  • Хорошун Сергей, «Утренний клев – самый лучший» Педагоги: Величко Л.И., Сучкова И.С., школа №59, Приморский район
  • Сударикова Кристина, «Наши друзья – домашние животные» Педагог Оносовская Е.Г., школа № 584, Выборгский район

III место

  • Шахобидинов Сарбон, 14 лет, «Будем правильно питаться – сохраним здоровье!» Педагог Филлипова Н.В., школа №10, Колпинский район 
  • Дода Кристина, «Чистота в доме — залог здоровья» Педагог Оненко Л.А., школа №432, Колпинский район

В номинации ПРЕЗЕНТАЦИЯ  победителями стали:

I место

  • Прокофьев Виктор, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Педагог Малина А.Г., школа №565, Кировский район
  • Новиков Андрей, «Как я стал сильным!» Педагог Ильина М.Г., школа №17, Невский район
  • Урусов Илья, «Все на веселую физкульт минутку» Педагоги: Величко Л.И., Сучкова И.С., школа №59, Приморский район

II место

  • Дорожинец Александра, «Здоровые зубы — ослепительная улыбка!» Педагог Герасимова О. И., школа №2, Адмиралтейский район
  • Абдуллаева Фидан, «Путешествие на планету «Здоровье» Педагог Фролова В.В., школа №609, Красногвардейский район
  • Нефедов Андрей, Дзевинкаускайте Мария, «Будем здоровыми, красивыми и успешными!» Педагог Тихонова Г.П., школа №432, Колпинский район

III место

  • Тютиков Александр, «Витамины АВСД» Педагог Володенок О.Е., школа №561 Калининский район
  • Захаренкова Елена, «Витамины АВСД» Педагог Визгалова А.И., школа №18, Невский район
  • Никифоров Артем, «Спортивная площадка нашего двора» Педагог Белова С.Б., школа-интернат №37, Фрунзенский район

Особый приз за научную работу

  • Новожилов Юрий, Маковский Алексей, Иванова Фаина, Велигоцкая Василиса «Вредная «мода» на наушники» Педагоги: Попова О.В., Топоркова Н.В., Ефимов Г.В., школа №663 Московский район.

На конференции «Будем здоровыми, красивыми и успешными!» состоявшейся 6 апреля 2012г. в Белом зале Дворца Шувалова И.И. Нефедов Андрей и Дзевинкаускайте Мария (педагог Тихонова Г.П., коррекционная школа №432 г. Колпино), рассказали об успехах, которых добились дети с ограниченными возможностями. Это победы на Специальных олимпийских играх в Шанхае Смирнова Александра, Дзевинкаускайте Марии и Шабурова Михаила в парусном спорте, Нестуллина Алексея в баскетболе, Ивановой Виктории и Частиковой Марии в волейболе, золото Фатеевой Даши в художественной гимнастике на летних играх в Греции, Шкрабы Александра в Екатеринбурге, а также о многих других спортивных достижениях, дающих радость и счастье жизни. А с каким азартом все присутствующие повторяли за Урусовом Ильей и педагогами ВеличкоЛ.И. и Сучковой И.С., школа №59 Приморского района несложные упражнения при проведении веселой физкультминутки. Не менее интересным было выступление Абдулаевой Фидан с докладом «Путешествие на планету Здоровье», (педагог Фролова В.В., школа №609 Красногвардейского района). В увлекательном рассказе она указала на моменты, которые приводят как к потере здоровья, так его сохранению и укреплению. С большим вниманием присутствующие в зале дети и взрослые слушали доклад «Вредная «мода» на наушники» Новожилова Юрия, Маковского Алексея, Ивановой Фаины, Велигоцкой Василисы (педагоги: Попова О.В., Топоркова Н.В., Ефимов Г.В. школа №663 Московского района). В своем научном сообщении они постарались донести до присутствующих, как можно легко потерять слух, пользуясь наушниками. Новиков Андрей в своем докладе, подготовленным с педагогом Ильиной М.Г., школа №17, Невского района «Как я стал сильным!» рассказал, как много надо иметь силы воли, чтобы заниматься спортом, приносящего радость и дающего здоровье. Никифоров Артем (педагог Белова С.Б., школа-интернат №37, Фрунзенский район) в своем сообщении рассказал, как хорошо для здоровья выйти на улицу и погонять мяч с друзьями, поиграть в игры на спортивной площадке во дворе и… «солнечному миру улыбнуться!», вместо игры на компьютере.

После завершения конференции победители и участники конкурса были награждены грамотами, дипломами, подарками, педагогам были вручены цветы.

После окончания конференции для детей и педагогов состоялась экскурсия по Музею гигиены. Проведенное мероприятие у участников вызвало много эмоций и незабываемых впечатлений.