Здоровый образ жизни

  • Цель: изучение образа жизни родителей в отношении здоровья, их информированности о поведенческих факторах риска
  • Анкета включала 21 вопросов
  • Анкетирование проводилось в детских поликлиниках
  • Опрошено 152 родителя детей 1-5 классов

Некоторые результаты анализа опроса:

  • Состав опрошенных: женщины – 81,6%, мужчины – 18,4%. Возраст респондентов преимущественно составлял 31-40 лет (60, 5%), родители до 30 лет (16,5%), 41 и старше (23 %).
  • Из восьми предложенных принципов здорового образа жизни 13,8% опрашиваемых отметили от шести до восьми принципов ЗОЖ, 48% — от трех до пяти и 6,6% отметили один — два принципа.
  • 4% родителей сами не придерживаются режима приема пищи и едят всего 2 раза в день, 63,8% — 3 раза в день, что не соответствует правилам рационального питания. Только 32,2% родителей питаются 4 и 5 раз в день, что составило 27,6% и 4,6% соответственно.

study1

  • 69,7% употребляют периодически колбасу и сосиски, а 6,6% употребляют их ежедневно. Такие продукты, как конфеты, варенье, мед, относящиеся к категории сладости и рекомендуемые к употреблению в ограниченных количествах в 29% случаев употребляют ежедневно.
  • 18,4 % курят (6,5% мужчин и 11,9% женщин) и 26,3% не курят, но подвергаются пассивному курению.
  • Посещают спортивные секции 35,5% детей, физкультурой или спортом не занимаются 32,2% родителей, никогда не делают зарядку 45,4% детей.
  • Источником информации о здоровом образе жизни в порядке убывания по количеству ответов для 77,8% опрошенных являются СМИ, 34,2% получают сведения из бесед с медработниками, 22,4% — из специальных книг, 15% — из бесед с педагогами.

Вывод: Можно предположить, что неправильные привычки детей (отношение к своему здоровью и здоровью близких – рациональное питание, достаточная физическая нагрузка, полноценный сон, эмоциональный комфорт, преодоление стрессов, отсутствие вредных привычек), вырабатываются и закрепляются в семье, поэтому в профилактических целях необходимо обучать принципам здорового образа жизни, прежде всего взрослых. Работа с населением, информирование его, активное вовлечение на стадии осуществления понятных и доступных для каждого мер охраны своего здоровья дают больший эффект качества и продления жизни.

Здоровый образ жизни педагога

Профессию учителя можно отнести к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегето-сосудистых дистоний.

  • Цель: изучение отношения педагогов к здоровому образу жизни
  • Анкета включала 33 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены и СПб академии последипломного педагогического образования в 2011-2012г.
  • Опрошено 274 педагога

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 70% опрошенных составили педагоги старше 50 лет
Субъективная оценка педагогами своего здоровья:

Субъективная оценка педагогами своего здоровья:

  • Субъективная оценка педагогами своего здоровья:
  • режим дня не соблюдают 49% опрошенных учителей
  • утреннюю гимнастику не выполняют 82% педагогов
  • ежедневно употребляют овощи и фрукты 63% преподавателей
  • 11% педагогов курят
Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:

Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:

  • Шкала жизненных приоритетов опрошенных педагогов:
  • в шкале жизненных приоритетов у педагогов здоровье занимает второе место (25%) после семьи (65%)
  • педагоги считают, что главным авторитетом подражания ЗОЖ для учащихся являются родители (62%), друзья — 14%, педагог (5%), медицинский работник (2%)
  • 29% педагогов не знали или затруднялись при ответе о достаточном объеме собственных знаний по ЗОЖ
  • 92% опрошенных высказались о необходимости получения дополнительной информации по ЗОЖ
  • 66% педагогов высоко оценивают работу Музея гигиены в пропаганде гигиенических знаний

Вывод: успешная реализация направления образования по воспитанию ответственного отношения к здоровью учащихся возможна при определенном уровне подготовленности педагогов, включающем широкий круг знаний по основам здорового образа жизни. Немаловажным является и собственный позитивный пример педагогов.

Исследование поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни и потребности в наглядной санитарно-просветительной литературе

  • Цель: изучение поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни и потребности в наглядной пропаганде
  • Анкета включала 12 вопросов
  • Анкетирование проводилось на предприятии
  • Опрошено 165 человек мужчины и женщины в возрасте от 25 до 60 лет.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • У большой доли опрошенных теоритически сформулирована ценность жизни – это здоровье, взаимотношение в семье, материальное положение и карьера;

study3

  • Но регулярно ходят врачу только 9%, большинство респондентов посещают врача при наличии признаков заболевания (71%).
  • Самооценка своего здоровья: 37% считают свое здоровье здоровье хорошим и 45%- удовлетворительным.

study31

  • Источники получения медицинской информации по значимости: печатная продукция (газета, листовка, буклет и пр.) – 32%; беседа врача 26%; плакат – 23%, другое 19% . Другое подразумевает возможность медицинского обследования 1 раз в год.

study32

Выводы: у большой доли опрошенных теоритически сформулирована ценность жизни – это здоровье, взаимотношение в семье, материальное положение и карьера. В качестве источника информации санитарно-просветительная литература нужна и востребована.

Отношение подростков к вредным привычкам

  • Цель: изучение отношения подростков к вредным привычкам
  • Анкета включала 22 вопроса
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2011г.
  • Опрошено 270 учащихся 8-11 классов.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 59% опрошенных составили подростки в возрасте 16 лет.;
  • 80% подростков отметили вредное влияние алкоголя на организм.
  • 33% подростков считает, что алкоголь способствует умственной отсталости, 37% приводит к развитию хронического алкоголизма, 30% вредно влияет на потомство.

study4

  • по мнению подростков — 38% педагогов и 78% родителей знают, что подростки употребляют алкогольные напитки, причем 27% родителей «выпивают» вместе с детьми;
study41 study42
  • курить плохо считают 77%, а употреблять наркотики 96% учащихся, если курение не создает проблем, то большой беды нет — считают 20% опрошенных.
  • факторами сохранения здоровья учащихся ставят на первое и второе место — отказ от курения и алкоголя, на третье — физическую активность и четвертое место – здоровое питание.
  • источниками информации о вреде алкоголя на организме человека для подростков служат: телевидение, радио, печать (52%), родители и родственники (44%), медицинских работников (41%).
  • Разъяснительная работа с учащимися о вредном влиянии алкоголя и курения на организм проводится учителями на уроках 60%, медицинскими работниками – 40%.

Вывод: формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой, разъяснение вредного влияния курения и алкоголя на организм, вопросы рационального питания, проблема сохранения здоровья учащихся постоянно должна быть в центре внимания педагогов, медицинских работников и родителей.

Пищевые привычки и поведение учащихся

  • Цель: изучение питания учащихся общеобразовательных школ.
  • Анкета включала 7 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2011г.
  • Опрошено 428 школьников 5-7 классов и 190 учащихся 9-10 классов

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 4-х разовый режим питания соблюдает 87% пятиклассников, 79% семиклассников, 25% старшеклассников;

study5

  • в школьной столовой питается 69% опрошенных учащихся. За столом едят 99% учащихся 5-х классов, 93% семиклассников и только 46% старшеклассников;

study51

  • в 5 классе индекс массы тела (18-25) был у 69% учащихся, в 7-м – 61%, у старшеклассников — 76%;

study52

  • в старших классах происходит значительные изменения соотношения юношей и девушек, имеющих отклонения в весе. Доля девушек с индексом массы менее 18, в 2,5 раза больше, чем юношей, а с индексом 25 и более, в 2 раза меньше мальчиков;

study53

  • 88% старшеклассников согласны с утверждением, чтобы быть здоровым важно рационально питаться;
  • 16% учащихся не имеют в своем пищевом рационе рыбу, 3% — молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов;
  • газированные напитки ежедневно употребляет 46% старшеклассников;
  • информацию о питании 25% учащихся получает от учителей, 9% от медицинских работников. 57% учащихся отметили, что не получают в школе информацию о рациональном питании;

study54

  • наибольшим доверием, как источником информации пользуются медицинские работники, на втором месте родители, на третьем учителя;
  • после посещения Музея гигиены, 86% опрошенных поняли, как правильно питаться.

Физическое воспитание учащихся

  • Цель: изучение отношения подростков 9-11 классов общеобразовательных школ к физической культуре и занятиям спортом
  • Анкета включала 14 вопросов
  • Анкетирование проводилось в Музее гигиены в 2010г.
  • Опрошено 215 учащихся в возрасте 15-17 лет.

Некоторые результаты анализа опроса:

  • 64% придомовых территорий имеют спортивные площадки и сооружения
  • подвижными играми (бег, футбол, хоккей, волейбол и др.) занимаются — 85% учащихся и 34% родителей
study6 study61
  • значение термина «гипокинезия» знает 50% учащихся
  • родители являются основным авторитетом для детей заниматься физкультурой и спортом — 37%, на 2-м месте — медицинские работники — 24%, на 3-м друзья — 12%, учителя занимают последнее

study62

  • главным условием, чтобы быть здоровым учащиеся считают отказ от курения, на втором месте – отказ от употребления алкогольных напитков, на третьем месте — правильное питание

study63

«Организация работы учреждений охраны материнства и детства по гигиеническому обучению и воспитанию населения»

В ФЗ РФ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11. 2011 г. среди основных принципов охраны здоровья граждан РФ в качестве приоритета обозначена профилактика. Одним из разделов деятельности медицинских работников женских консультаций и детских поликлиник является проведение мероприятий в области информирования населения по вопросам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, в том числе и повышение санитарной культуры. Городским центром медицинской профилактики в апреле, мае, сентябре 2012г. были организованы круглые столы «Организация работы учреждений охраны материнства и детства по гигиеническому обучению и воспитанию населения», посвященные проблемам взаимодействия учреждений здравоохранения и образования в проведении гигиенического воспитания. Специалисты отделов здравоохранения Василеостровского, Калининского и Кировского районов и медицинские работники лечебно-профилактических учреждений обменялись мнениями и конкретными рекомендациями по совершенствованию и повышению эффективности данной работы.