23 марта 2023 года в ГКУЗ «Городской центр медицинского профилактики» в режиме ВКС состоялось рабочее совещание по совместному проекту по улучшениям с Алтайским краем по поводу перевода подростков из детской амбулаторной сети во взрослую амбулаторную сеть, а так же по увеличению охвата диспансеризацией совершеннолетних пациентов. Главной темой совещания было обсуждение достигнутых результатов проекта.
Мероприятие открыл Заместитель председателя Комитета по здравоохранению – Мотовилов Д. Л.
В совещании по вопросам перевода подростков со стороны Алтайского края приняли участие представители Регионального центра, главные врачи и заведующие детских и взрослых поликлиник.
О достигнутых результатах по переводу пациентов 18 лет во взрослую сеть представили информацию сотрудники СПб ГБУЗ « Городская поликлиника № 37» Центрального района.СПб ГБУЗ «Городская поликлиника 27″ Адмиралтейского района; СПб ГБУЗ «Городская поликлиника 17», СПб ГБУЗ « Детская городская поликлиника № 68» Красногвардейского района;
Подвел итоги по реализации проекта переводу подростков из детской амбулаторной сети во взрослую амбулаторную сеть Ким А.В., главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника №37», профессор кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», главный внештатный специалист Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга по медицинскому обеспечению призывной молодежи, главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях
На совещании было принято решение о завершении проекта и дальнейшем тиражировании.
«Аудиологический скрининг. Ранняя диагностика и профилактика потери слуха у ребенка. Актуальные проблемы»
Туфатулин Газиз Шарифович, д.м.н., главный врач Детского городского сурдологического центра, доцент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова
МЗ РФ, ведущий научный сотрудник СПб НИИ ЛОР.
Нарушения слуха отмечают у 1-3 детей на 1000 новорожденных. Распространенность тугоухости у детей составляет: на первом году жизни: 0,2%-04%; от 1 до 4 лет -1 %; с 5 до 9 лет -1,5 %; у детей старше 10 лет до 1,9 %. До 60 % случаев нарушений слуха может быть предотвращено. Факторы риска по тугоухости: случаи стойкой детской тугоухости в семье; синдромы, связанные с тугоухостью; аномалии ушной раковины, слухового прохода и другие челюстно-лицевые аномалии; внутриутробные инфекции; пребывание в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных более 2 суток; недоношенность 32 недели и менее; масса тела при рождении менее 1500 г; повышенное содержание билирубина в крови в перинатальном периоде; лечение ребенка препаратами с ототоксическим действием
в периоде новорожденности и доречевом периоде; тяжелые поражение нервной системы; сомнительная реакция на звуки у ребенка первого года жизни, задержка речевого
и психического развития. Как можно заподозрить нарушение слуха у ребенка раннего возраста? Если ребенок в 6 месяцев не реагирует на звуки. Если в возрасте старше 1 года ребенок не откликается на свое имя. Если в полтора года ребенок не произносит ни одного слова. Если в 2-2,5 года ребенок не способен произнести фразу из 2 слов. У ребенка дошкольного возраста на нарушение слуха могут указывать следующие признаки: ребенок неправильно произносит слова, даже если его поправляют. Словарный запас ребенка ограничен 100-150 словами. Занятия с логопедом малоэффективны. Ребенок
не может определить источник звука. Переспрашивает. Не понимает смысл сказки, мультфильма. Не отвечает на вопросы, не реагирует на свое имя, особенно в шумной обстановке. Предпочитает близко подойти к источнику звука. Золотым стандартом диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха является: завершение процедур аудиологического скрининга в возрасте до 1 месяца; постановка точного диагноза в сурдоцентре до 3 месяцев; реабилитация (слухопротезирование, психолого-педагогическая коррекция) до 6 месяцев. С 8 месяцев детям с потерей слуха может быть проведено эффективное лечение. Очень важным в реабилитации детей с тугоухостью является психолого-педагогический компонент: занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, речи, а также психологическая поддержка и обучение родителей.
Современная медицина располагает широкими возможностями обследования, лечения, реабилитации детей с нарушением слуха. В Санкт-Петербурге эти возможности
с успехом реализуются благодаря системе универсального аудиологического скрининга, позволяющей охватить обследованием всех новорожденных и детей первого года жизни
в родильном доме, детской поликлинике. При необходимости дети направляются на второй этап аудиологического скрининга — в Детский городской сурдологический центр.
«Электронные сигареты»
(оценка безопасности и рисков для здоровья):
Гамбарян, М. Г.
Законодательное регулирование новых никотинсодержащих продуктов в мире : меры глобального правового контроля / М. Г. Гамбарян // Профилактическая медицина. — 2022. — Том 25, N 9. — С. 24-32.
Отношение молодежи к курению электронных сигарет. Фармакотерапия никотиновой зависимости / Т. В. Потупчик, Л. С. Эверт, Ю. А. Костюченко и др. // Врач. — 2022. — N 2. — С. 27-36.
Оценка реализации законодательных мер по ограничению торговли табачной продукцией и ее демонстрации в пунктах продаж по результатам анализа литературы и репрезентативного опроса ЭПОХА-РФ / М. Г. Гамбарян, А. В. Концевая, М. В. Попович и др. // Профилактическая медицина. — 2022. — Том 25, N 12. — С. 21-31.
Пальмова, Л. Ю.
Поражение легких, вызванное вейпами : новые вызовы и новые решения : (обзор литературы) / Л. Ю. Пальмова, А. Р. Зиннатуллина, Е. В. Кулакова // Лечащий врач. — 2022. — N 10. — С. 6-10.
Повреждение легких, ассоциированное с вейпингом и электронными сигаретами / М. А. Карпенко, Д. Ю. Овсянников, П. А. Фролов и др. // Туберкулез и болезни лёгких. — 2022. — N 4. — С. 52-61.
Помогайло, Б. В.
Курение электронных сигарет — новый фактор заболеваемости внебольничной пневмонией в группе военнослужащих-новобранцев / Б. В. Помогайло, А. К. Хаваншанов, А. А. Зайцев, А. Е. Филиппов // Военно-мед. журн. — 2022. — Том 343, N 1. — С. 66-67.
Обоснование мероприятий по защите от воздействия никотинсодержащей продукции в замкнутых помещениях / И. Ш. Якубова, Е. В. Зарицкая, Л. А. Аликбаева и др. // Гигиена и санитария. — 2021. — N 12. — С. 1377-1384.
Результаты опроса школьников-подростков о вейпинге / О. Р. Боярчук, В. А. Косовская, Т. М. Косовская и др. // Профилактическая медицина. — 2021. — Том 24, N 4. —
С. 30-36.
Скворцова, Е. С.
Курение электронных сигарет как медико-социальная проблема / Е. С. Скворцова, М. М. Мамченко // Профилактическая медицина. — 2021. — Том 24, N 8. — С. 89-94.
Гамбарян, М. Г.
Вся правда об электронных сигаретах : российская реальность. Электронные сигареты — угроза для людей и антитабачной политики в России. Актуальность правового регулирования : часть 1. Потребление электронных сигарет в России : связь с демографическими факторами, рекламой и продвижением, курением табака и попытками бросить курить. Результаты репрезентативного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ : часть 2. Поддержка законодательного регулирования электронных сигарет населением России. Результаты репрезентативного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ : часть 3 / М. Г. Гамбарян // Профилактическая медицина. — 2019. — Том 22, N 5. — С. 7-15. Профилактическая медицина. — 2019. — Том 22, N 6/2. — С. 14-27. ; Профилактическая медицина. — 2020. — Том 23, N 1. — С. 23-34.
Поведенческие факторы риска в российской популяции : результаты обследования по модифицированной методологии STEPS / Ю. А. Баланова, А. В. Капустина, С. А. Шальнова и др. // Профилактическая медицина. — 2020. — Том 23, N 5. — С. 56-66. — Распространенность курения и использования электронных сигарет среди мужчин и женщин старше 18 лет в РФ. — Особенности распространенности курения среди мужчин и женщин в РФ в зависимости от возраста. — Распространенность избыточного потребления соли и недостаточного потребления овощей и фруктов среди мужчин и женщин старше
18 лет в регионах РФ.
День без табака. Минздрав объявил войну электронным сигаретам, предлагая приравнять их к обычным, Станет ли у нас на одного «врага» больше, разбираемся в преддверии международного дня отказа от курения // Здоровье. — 2019. — N 5. — С. 10.
Могут ли электронные сигареты помочь людям бросить курить, и безопасны ли они для использования с этой целью? : резюме кокрейновских обзоров // Казанский мед. журн. — 2019. — Том С, N 5. — С. 867.
Сибирцева, Е.
Электронные сигареты : что говорит наука. курить — здоровью вредить. Но как отказаться от этой привычки? / Е. Сибирцева // Медицинская газ. — 2019. — N 17, 8 мая. —
С. 11.
Суворин, В.
Антитабачный закон ждут серьезные изменения. Инициатива Минздрава России встретила поддержку. Пр-во России одобрило законопроект о применении к электронным курительным изделиям, так называемым вейпам, а также кальянам тех же правил, ограничений и запретов, что и к обычным табачным изделиям / В. Суворин // Медицинская газ. — 2019. — N 37, 25 сентября. — С. 5.
Красавкина, А.
Один вред. Вейпинг и электронные сигареты вызывают ряд уникальных иммунных реакций организма и могут привести к тяжелым заболеваниям легких / А. Красавкина // Медицинская газ. — 2017. — N 83, 3 ноября. — С. 14.
Щеглов, К.
Молодежь против вейпов. Сфера их оборота требует совершенствования законодательства / К. Щеглов // Медицинская газ. — 2017. — N 92, 6 декабря. — С. 4.
Враг моего врага? В мае отмечается всемирный день без табака, помогают ли в борьбе с курением электронные сигареты? Можно ли их считать менее вредными, чем обычные? // Здоровье. — 2015. — N 5. — С. 58-59.
Хемский, Ю.
Е-сигареты наступают. Электронные сигареты : вопросы остаются / Ю. Хемский // Медицинская газ. — 2015. — N 74, 2 октября. — С. 14.
Гамбарян, М. Г.
Осторожно, электронные сигареты! / М. Г. Гамбарян // Профилактическая медицина. — 2014. — Том 17, N 5. — С. 4-8.
Электронные сигареты : оценка безопасности и рисков для здоровья / Н. С. Антонов, Г. М. Сахарова, В. В. Донитова и др. // Пульмонология. — 2014. — N 3 . —
С. 122-127.
«Аудиологический скрининг. Ранняя диагностика и профилактика потери слуха у ребенка. Актуальные проблемы»
17 марта, в Городском центре медицинской профилактики для врачей-педиатров, медицинских сестер кабинетов здорового ребенка, лиц, ответственных за проведение аудиологического скрининга в детских поликлиниках, в оф- и онлайн режиме состоялся семинар «Аудиологический скрининг. Ранняя диагностика и профилактика потери слуха у ребенка. Актуальные проблемы».
Аудиологический скрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных в целях выявления нарушения слуха и своевременного направления детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и назначения лечения. Очень важно как можно раньше выявить нарушения слуха у ребенка, чтобы организовать оказание ему эффективной медицинской помощи.
Современная медицина располагает широкими возможностями обследования, лечения, реабилитации детей с нарушением слуха. В Санкт-Петербурге эти возможности с успехом реализуются благодаря системе универсального аудиологического скрининга, позволяющей охватить обследованием всех новорожденных и детей первого года жизни в родильном доме, детской поликлинике. При необходимости дети направляются на второй этап аудиологического скрининга — в Детский городской сурдологический центр.
С докладом «Система универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в Российской Федерации» выступил Туфатулин Газиз Шарифович, д.м.н., главный врач Детского городского сурдологического центра, доцент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ, ведущий научный сотрудник
СПб НИИ ЛОР.
Нарушения слуха отмечают у 1-3 детей на 1000 новорожденных. Распространенность тугоухости у детей составляет: на первом году жизни: 0,2%-04%; от 1 до 4 лет -1 %; с 5 до 9 лет -1,5 %; у детей старше 10 лет до 1,9 %.
До 60 % случаев нарушений слуха может быть предотвращено. Факторы риска по тугоухости: случаи стойкой детской тугоухости в семье; синдромы, связанные с тугоухостью; аномалии ушной раковины, слухового прохода и другие челюстно-лицевые аномалии; внутриутробные инфекции; пребывание в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных более 2 суток; недоношенность 32 недели и менее; масса тела при рождении менее 1500 г; повышенное содержание билирубина в крови в перинатальном периоде; лечение ребенка препаратами с ототоксическим действием в периоде новорожденности и доречевом периоде; тяжелые поражение нервной системы; сомнительная реакция на звуки у ребенка первого года жизни, задержка речевого и психического развития.
Как можно заподозрить нарушение слуха у ребенка раннего возраста? Если ребенок в 6 месяцев не реагирует на звуки. Если в возрасте старше 1 года ребенок не откликается на свое имя. Если в полтора года ребенок не произносит ни одного слова. Если в 2-2,5 года ребенок не способен произнести фразу из 2 слов.
У ребенка дошкольного возраста на нарушение слуха могут указывать следующие признаки: ребенок неправильно произносит слова, даже если его поправляют. Словарный запас ребенка ограничен 100-150 словами. Занятия с логопедом малоэффективны. Ребенок не может определить источник звука. Переспрашивает. Не понимает смысл сказки, мультфильма. Не отвечает на вопросы, не реагирует на свое имя, особенно в шумной обстановке. Предпочитает близко подойти к источнику звука.
Золотым стандартом диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха является: завершение процедур аудиологического скрининга в возрасте до 1 месяца; постановка точного диагноза в сурдоцентре до 3 месяцев; реабилитация (слухопротезирование, психолого-педагогическая коррекция) до 6 месяцев. С 8 месяцев детям с потерей слуха может быть проведено эффективное лечение. Очень важным в реабилитации детей с тугоухостью является психолого-педагогический компонент: занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, речи, а также психологическая поддержка и обучение родителей.
Доклад Туфатулина Г.Ш. вызвал большой профессиональный интерес у присутствующих на семинаре специалистов. Докладчик ответил на вопросы врачей – педиатров, оториноларингологов.
Видеопрезентация лекции направлена в детские поликлиники и родильные дома Санкт-Петербурга.
Школьные трудности и СДВГ. Есть ли выход?
Родионова Екатерина Юрьевна, к.м.н. детский врач-невролог СПб ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» СДВГ – это проблема или диагноз? Это не плохое воспитание! СДВГ — это нарушение нейроразвития, которое характеризуется расстройством поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий и сопровождающихся нарушением адаптации в различных сферах жизнедеятельности. Диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. Почему он возникает? В чем проблема этих детей? Дети с СДВГ могут быть достаточно развиты, иметь хобби. В тоже время в школе они имеют ряд проблем: во взаимодействии со сверстниками (драки); во взаимодействии с учителями (нарушают дисциплину, отвлекаются на уроках и отвлекают других, грубят); с успеваемостью – делает много ошибок, не успевают выполнить задания; дома не заставить сесть за уроки, будет делать часами, если не проконтролировать, нет внимания к деталям, отсутствие мотивации к учебе. Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс частоты данного расстройства в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% — среди детей школьного возраста и 3% — среди подростков. Почему возникает СДВГ? СДВГ – расстройство развития с ярко выраженным генетическим компонентом.
Его наследуемость оценивается в 76%. Диагностические критерии включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 — гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы. Кроме того, симптомы должны часто проявляться в течение 6 и более месяцев; возникать минимум в 2 ситуациях, например, дома и в школе; присутствовать в возрасте до 12 лет; мешать функционированию дома, в школе или на работе. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства таких детей некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывания).
Что делать при подозрении у ребенка СДВГ? Посетить детского невролога или психиатра;
пройти скрининговое тестирование родителям, обратиться к школьному психологу для диагностики симптомов дефицита внимания и гиперактивности.
Постановка диагноза СДВГ не оправдывает поведение ребенка, не делает его особенным, но помогает понять, почему ребенок так себя ведет. Понимание причин поведения ребенка может позволить создать более комфортную среду для обучения и развития, в том числе создание актуальной мотивации и системы поощрений. Понимание причин поведения позволяет понять, что наказания, запреты и лишения не работают и не помогают ребенку быть более внимательным и не отвлекаться. С возрастом симптомы СДВГ становятся меньше, особенно в отношении гиперактивности и импульсивности, симптомы невнимательности чаще сохраняются в той или иной степени. Дети с СДВГ чаще подвержены тревожным и депрессивным расстройствам; чаще имеют зависимости (игры, никотин, алкоголь); СДВГ может сочетаться и с другими нарушениями развития и поведения. По статистике хотя бы 1 ребенок в классе будет иметь нарушения нейроразвития (СДВГ, аутизм). Уточнение диагноза (невролог, психиатр) важно для понимания проблемы и дальнейшей маршрутизации ребенка. Терпимое отношение к детям с СДВГ — важный этап развития современной системы образования.
О режиме питания и составляющих здорового питания, родительском контроле организации школьного питания
Илюхина Ольга Александровна, врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения №38 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района.
В общеобразовательном учреждении на прием пищи должно отводится не менее 20 минут – большая перемена. Рекомендованы три вида меню: основное (организованное), меню дополнительного питания и меню для детей с различными заболеваниями. Сырокопченые мясные изделия и вареные колбасы не допускаются для школьного питания. Их не должно быть в школьном буфете, так же, как и нездоровой пищи – кондитерских изделий, шоколадок, сладких газированных напитков. Между завтраком, обедом и ужином перерыв должен быть не более 4 часов. Физиологическая потребность детей в воде: в 7-10 лет у мальчиков – не менее 1,2, а у девочек 1,1; в 11-13 лет у мальчиков — 1,3, у девочек — 1,2; 14-17 лет у мальчиков- 1,5 и у девочек -1,4 литра в сутки. Дополнительные количества воды требуются при жаркой погоде (выше 25°С), низкой влажности, повышенной физической нагрузке (если ребенок занимается спортом), в период заболеваний. Для питья в школе можно использовать кипяченую воду, питьевой фонтанчик, кулеры, пурифайеры. Задачи родительского контроля за организацией питания детей: повышение качества и эффективности организации питания обучающихся, выявление пищевых предпочтений и их корректировка с целью формирования у обучающихся навыков здорового питания, подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в каждой конкретной образовательной организации. Важнейший аспект родительского контроля — выявление степени удовлетворенности детей качеством организации питания обучающихся. Лектор подробно остановилась на порядке и условиях допуска родителей обучающихся в образовательные организации для контроля качества питания. Санитарная книжка для этого родителям не нужна. При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню; санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.; условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися; наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд; объем и вид пищевых отходов после приема пищи; наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд; вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей; информирование родителей и детей о здоровом питании.
Занятие в лектори для родителей и педагогов «Открой мир здоровья!»
15 марта в Городском центре медицинской профилактики состоялась очередное занятие лектория «Открой мир здоровья!» для представителей родительских комитетов и школьного совета по питанию образовательных организаций и педагогов.
Врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения №38 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района. Илюхина Ольга Александровна рассказала о режиме питания и составляющих здорового питания, родительском контроле организации школьного питания, нормативной базе, санитарных требованиях и рекомендациях, условий и процесса производства, хранения и реализации пищи. На прием пищи должно отводится не менее 20 минут – большая перемена. Рекомендованы три вида меню: основное (организованное), меню дополнительного питания и меню для детей с различными заболеваниями. Сырокопченые мясные изделия и вареные колбасы не допускаются для школьного питания. Их не должно быть в школьном буфете, так же, как и нездоровой пищи – кондитерских изделий, шоколадок, сладких газированных напитков. Между завтраком, обедом и ужином перерыв должен быть не более 4 часов. Физиологическая потребность детей в воде: в 7-10 лет у мальчиков – не менее 1,2, а у девочек 1,1; в 11-13 лет у мальчиков — 1,3, у девочек — 1,2; 14-17 лет у мальчиков- 1,5 и у девочек -1,4 литра в сутки. Дополнительные количества воды требуются при жаркой погоде (выше 25°С), низкой влажности, повышенной физической нагрузке (если ребенок занимается спортом), в период заболеваний. Для питья в школе можно использовать кипяченую воду, питьевой фонтанчик, кулеры, пурифайеры. Задачи родительского контроля за организацией питания детей: повышение качества и эффективности организации питания обучающихся, выявление пищевых предпочтений и их корректировка с целью формирования у обучающихся навыков здорового питания, подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в каждой конкретной образовательной организации. Важнейший аспект родительского контроля — выявление степени удовлетворенности детей качеством организации питания обучающихся. Лектор подробно остановилась на порядке и условиях допуска родителей обучающихся в образовательные организации для контроля качества питания. Санитарная книжка для этого родителям не нужна. При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню; санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.; условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися; наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд; объем и вид пищевых отходов после приема пищи; наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд; вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей; информирование родителей и детей о здоровом питании.
«Школьные трудности и СДВГ. Есть ли выход?» — тема выступления
кандидата медицинских наук, детского врача-невролога СПБ ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» Родионовой Екатерины Юрьевны. СДВГ – это проблема или диагноз? Это не плохое воспитание! СДВГ — это нарушение нейроразвития, которое характеризуется расстройством поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий и сопровождающихся нарушением адаптации в различных сферах жизнедеятельности. Диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. Почему он возникает? В чем проблема этих детей? Дети с СДВГ могут быть достаточно развиты, иметь хобби. В тоже время в школе они имеют ряд проблем: во взаимодействии со сверстниками (драки); во взаимодействии с учителями (нарушают дисциплину, отвлекаются на уроках и отвлекают других, грубят); с успеваемостью – делает много ошибок, не успевают выполнить задания; дома не заставить сесть за уроки, будет делать часами, если не проконтролировать, нет внимания к деталям, отсутствие мотивации к учебе. Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс частоты данного расстройства в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% — среди детей школьного возраста и 3% — среди подростков. Почему возникает СДВГ? СДВГ – расстройство развития с ярко выраженным генетическим компонентом.
Его наследуемость оценивается в 76%. Диагностические критерии включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 - гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы. Кроме того, симптомы должны часто проявляться в течение 6 и более месяцев; возникать минимум в 2 ситуациях, например, дома и в школе; присутствовать в возрасте до 12 лет; мешать функционированию дома, в школе или на работе. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства таких детей некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывания).
Что делать при подозрении у ребенка СДВГ? Посетить детского невролога или психиатра;
пройти скрининговое тестирование родителям, обратиться к школьному психологу для диагностики симптомов дефицита внимания и гиперактивности.
Постановка диагноза СДВГ не оправдывает поведение ребенка, не делает его особенным, но помогает понять, почему ребенок так себя ведет. Понимание причин поведения ребенка может позволить создать более комфортную среду для обучения и развития, в том числе создание актуальной мотивации и системы поощрений. Понимание причин поведения позволяет понять, что наказания, запреты и лишения не работают и не помогают ребенку быть более внимательным и не отвлекаться. С возрастом симптомы СДВГ становятся меньше, особенно в отношении гиперактивности и импульсивности, симптомы невнимательности чаще сохраняются в той или иной степени. Дети с СДВГ чаще подвержены тревожным и депрессивным расстройствам; чаще имеют зависимости (игры, никотин, алкоголь); СДВГ может сочетаться и с другими нарушениями развития и поведения. По статистике хотя бы 1 ребенок в классе будет иметь нарушения нейроразвития (СДВГ, аутизм). Уточнение диагноза (невролог, психиатр) важно для понимания проблемы и дальнейшей маршрутизации ребенка. Терпимое отношение к детям с СДВГ — важный этап развития современной системы образования.
О психологической помощи учащимся с особенностями нервно-психического развития (СДВГ) шла речь в выступлении педагога-психолога ГБОУ «Средняя образовательная школа № 557» Невского района Хлыстовой Юлии Владимировны. Часто родители до школы не обращают внимания на проблемы ребенка. Часть родителей или не знают, или не хотят знать о наличии СДВГ у своего ребенка. Как с практической точки зрения подойти к СДВГ? Необходимо, в первую очередь, отмести неврологические проблемы, чтобы понять – это проблемы с поведением или со здоровьем. Необходимо понять масштаб проблемы, чтобы выстроить маршрутизацию – к неврологу, чтобы уточнить диагноз СДВГ, при подозрении на СДВГ обратиться с ребенком в медико-психологическую комиссию, с заключением комиссии идти к школьному психологу для проведения коррекционных занятий. Занятия с психологом в школе обязательно должны быть подкреплены занятиями дома с родителями. Для этого лектор показала несколько полезных игр и упражнений: «Волшебный мешочек», «Зеркало», «Передай мяч», «Говорю одно, делаю другое» и др.