Школьные трудности и СДВГ. Есть ли выход?

Родионова Екатерина Юрьевна, к.м.н. детский врач-невролог СПб ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» СДВГ – это проблема или диагноз? Это не плохое воспитание! СДВГ — это нарушение нейроразвития, которое характеризуется расстройством поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий и сопровождающихся нарушением адаптации в различных сферах жизнедеятельности. Диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. Почему он возникает? В чем проблема этих детей? Дети с СДВГ могут быть достаточно развиты, иметь хобби. В тоже время в школе они имеют ряд проблем: во взаимодействии со сверстниками (драки); во взаимодействии с учителями (нарушают дисциплину, отвлекаются на уроках и отвлекают других, грубят); с успеваемостью – делает много ошибок, не успевают выполнить задания; дома не заставить сесть за уроки, будет делать часами, если не проконтролировать, нет внимания к деталям, отсутствие мотивации к учебе. Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс частоты данного расстройства в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% — среди детей школьного возраста и 3% — среди подростков. Почему возникает СДВГ? СДВГ – расстройство развития с ярко выраженным генетическим компонентом.
Его наследуемость оценивается в 76%. Диагностические критерии включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 — гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы. Кроме того, симптомы должны часто проявляться в течение 6 и более месяцев; возникать минимум в 2 ситуациях, например, дома и в школе; присутствовать в возрасте до 12 лет; мешать функционированию дома, в школе или на работе. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства таких детей некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывания).
Что делать при подозрении у ребенка СДВГ? Посетить детского невролога или психиатра;
пройти скрининговое тестирование родителям, обратиться к школьному психологу для диагностики симптомов дефицита внимания и гиперактивности.
Постановка диагноза СДВГ не оправдывает поведение ребенка, не делает его особенным, но помогает понять, почему ребенок так себя ведет. Понимание причин поведения ребенка может позволить создать более комфортную среду для обучения и развития, в том числе создание актуальной мотивации и системы поощрений. Понимание причин поведения позволяет понять, что наказания, запреты и лишения не работают и не помогают ребенку быть более внимательным и не отвлекаться. С возрастом симптомы СДВГ становятся меньше, особенно в отношении гиперактивности и импульсивности, симптомы невнимательности чаще сохраняются в той или иной степени. Дети с СДВГ чаще подвержены тревожным и депрессивным расстройствам; чаще имеют зависимости (игры, никотин, алкоголь); СДВГ может сочетаться и с другими нарушениями развития и поведения. По статистике хотя бы 1 ребенок в классе будет иметь нарушения нейроразвития (СДВГ, аутизм). Уточнение диагноза (невролог, психиатр) важно для понимания проблемы и дальнейшей маршрутизации ребенка. Терпимое отношение к детям с СДВГ — важный этап развития современной системы образования.