Умей управлять своими эмоциями

26 февраля в лектории «Университет здоровья для взрослых» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Умей управлять своими эмоциями», которое провел медицинский психолог Городского психотерапевтического центра Владислав Сергеевич Иванов.
Что такое эмоции? Зачем они нужны? Эмоция — это импульсивная реакция человека на происходящее в данный момент событие. Является кратковременным состоянием и отражает отношение к событию. Проще говоря, это маркер нашего отношения к миру, к ситуации. Но не надо путать эмоции с чувствами. Чувство — это эмоциональное переживание, отражающее устойчивое отношение человека к окружающему миру, значимым людям и объектам. Чувства не связаны с конкретной ситуацией. А эмоция – это реакция человека на ситуацию.
Психологи выделяют следующие эмоции: радость, тревога, грусть, гнев, отвращение, презрение, удивление, вина, стыд, интерес. Далее идут их разновидности и оттенки. Эмоции могут быть умеренными или бурными, но все они возникают как реакция на внешний или внутренний раздражитель.
Эмоции существуют в человеке на уровне рефлексов.
Чтобы управлять эмоциями, необходимо понимать их природу. Управление эмоциями – это способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого. Надо научится называть эмоции, которые испытываете: я тревожусь, я грущу, я радуюсь.
Стоит признать, что у нас есть и «негативные» эмоции, такие как трусливость, злорадство. Но нельзя делить эмоции на правильные или неправильные. Мы не можем отказаться от эмоций или выбирать, что нам чувствовать. Запомните, нет эмоций, за которые нам должно быть стыдно.
Любые эмоции – это послание, которое нельзя игнорировать. Необходимо проанализировать его и что-то осознать. Задайте себе вопрос: что это за эмоции? В чем их причина? Дайте себе честные ответы на эти вопросы. Ведь за каждой эмоцией стоит какая-то потребность. Так, грусть – это возможность «замедлить время», подумать о том, что надо изменить. Стыд – это социальная эмоция неуместности. Отвращение – сигнал «мне здесь нехорошо». Обида – это «агрессия» слабого. Презрение испытывают всегда к кому-то. Нельзя отмахиваться от своих эмоций. Их обязательно надо отрабатывать. Если грустно, то стоит погрустить.
Почему важно знать, как управлять своими эмоциями? Сильные эмоции способны добавить в нашу жизнь яркие краски, но в то же время они же могут негативно повлиять на наше здоровье и психику. Так, постоянные негативные эмоции способствуют разрушению отношений с окружающими и являются причиной многих заболеваний как психологического, так и физического характера. Способность контролировать эмоции начинается с осознания и принятия любых своих эмоций. Нельзя одномоментно научиться управлению и контролю. Для этого необходимо время. Один из способов снижения уровня эмоций – метод расслабления по Джекобсону, работающий за счет прислушивания к ощущениям напряжения и расслабления в теле. Кстати, слушатели прямо на занятии попробовали на практике этот метод.

Февральские игры «Простые правила здоровья» в Музее гигиены

12, 19 и 27 февраля 2019 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Простые правила здоровья», в которой приняли участие команды учащихся восьмых классов общеобразовательных учреждений — школа 504 Кировского р-на, школа 197 и 163 Центрального района, Гимназия при Русском музее, школы 5, 15, 19, 21 Василеостровского р-на, гимназии 11, 586 Василеостровского р-на, школы 600, 246, 440 Приморского р-на и школа 260 Адмиралтейского р-на.
Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, строения клетки, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и слаженная работа детей при прохождении каждой станции.
Во второй части игры капитаны команд показали свои знания о здоровом образе жизни. Отстаивая честь команды, капитаны волновались, но собравшись с мыслями, давали правильные ответы.

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:
12 февраля: команда «Витаминки» школы № 197 Центрального района,
19 февраля: команда «Витаминки» школы № 15 Василеостровского района
27 февраля: команда «Профилактика» школы № 600 Приморского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда.

Стартовый семинар «Бережливые технологии в медицинской практике» с участием представителей «Росатом»

21 февраля в рамках реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» состоялся стартовый семинар на тему «Бережливые технологии в медицинской практике» с участием представителей Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом».

ИТАР-ТАСС — пресс-конференция к 100-летию Городского центра медицинской профилактики

19 февраля в Санкт-Петербургском региональном информационном центре состоялась пресс-конференция, посвященная развитию санитарного просвещения, продвижению здорового образа жизни и 100-летию Музея гигиены.
О роли медицинской профилактики, гигиеническом воспитании и обучении рассказали врио директора Городского центра медицинской профилактики Людмила Винтухова, главный специалист отдела по вопросам демографии и гендерной политики Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Павел Линчак, главный внештатный специалист по питанию детей Комитета по здравоохранению, д.м.н., профессор Елена Булатова, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Комитета по здравоохранению Ирина Бубликова, главный внештатный специалист-психотерапевт Комитета по здравоохранению, д.м.н., профессор Владимир Курпатов, глава муниципального образования «Васильевский» Игорь Фигурин, Андрей Ким, профессор, д.м.н., главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 37», представители Комитета по образованию.
Людмила Винтухова познакомила участников пресс-конференции с историей создания музея и Городского центра медицинской профилактики, рассказала о специальной программе, приуроченной к юбилею музея. Музей гигиены зародился из гигиенической выставки. Сегодня он продолжает традиции просветительной работы по сохранению здоровья, уделяя особое внимание детской аудитории. Разработанные сотрудниками музея интерактивные игры и занятия рассчитаны на детей дошкольного и школьного возраста, вписываются в экскурсионный маршрут Музея гигиены. От «монологического» характера работы мы перешли на «диалоговый», интерактивный. Акции, квесты, конкурсы, проводимые в залах Музея гигиены – все это пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Все экскурсоводы музея – врачи. Это наша «изюминка». Юбилейные мероприятия воплощают концепцию формирования здорового образа жизни и направленны на внедрение и распространение гигиенической культуры, гигиенических и поведенческих навыков, способствующих предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья, повышению качества жизни. 21-22 июня в рамках юбилея пройдет конференция «Медицинская профилактика: вчера, сегодня, завтра». Если 100 лет назад актуальной была профилактика инфекционных заболеваний, то сегодня – неинфекционных. Ежегодно Городской центр медицинской профилактики проводит более 200 мероприятий по актуальным вопросам здравоохранения, участвует в «Ночи музеев». «Мы не лечим людей, мы учим их быть здоровыми» — таков по-прежнему наш девиз.
Павел Линчак отметил, что знания о сохранении здоровья интересует каждого человека, роль этих знаний будет со временем возрастать. В ближайшее время в Санкт-Петербурге будут открыты дополнительные кабинеты профилактики, на базе Городского центра медицинской профилактики заработает Центр здоровья, куда сможет обратиться каждый житель за знаниями о здоровом образе жизни.
«В последние годы были приняты серьезные программы в области детства, в которых абсолютный приоритет – профилактика. Вопросами сохранения здоровья надо заниматься с раннего детства и на протяжении всей жизни. Для всех возрастов надо находить приемлемые формы подачи. Работа по формированию здорового образа жизни должна быть эффективной. Ее надо сделать интересной, увлекательной, модной», — сказала Елена Булатова.
Владимир Курпатов поблагодарил Городской центр медицинской профилактики за сотрудничество и подчеркнул, что вопросы профилактики в медицине – тема актуальная. И особую актуальность она приобретает в вопросах психопрофилактики и психогигиены. Горожане сегодня нуждаются в помощи психотерапевтов, нехватка которых явно ощущается.
Ирина Бубликова отметила тесное сотрудничество образовательных медицинских учреждений с Городским центром медицинской профилактики, где постоянно проводятся различные мероприятия для студентов и преподавателей, для среднего медицинского персонала.
От всех спикеров в адрес Музея гигиены прозвучали слова поздравления. Игорь Фигурин вручил грамоту врио директора ГЦМП Людмиле Винтуховой «За активное сотрудничество Музея гигиены и Городского центра медицинской профилактики с муниципальными организациями».

Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний

18 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов образовательных организаций состоялся семинар «Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний».
Докладом «Профилактические осмотры как основной инструмент диспансеризации — основа настоящего и будущего здоровья детей» открыла работу семинара главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 118» Калининского района Елена Геннадьевна Щербакова. Диспансеризация — это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, система научно-обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий. Одним из инструментов диспансеризации является проведение профилактических осмотров. К мероприятиям по диспансеризации относятся: диспансерный учёт и систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей всех возрастных групп; организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий; пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, активная борьба с вредными для здоровья привычками; профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболеваний; систематический анализ качества и эффективности диспансеризации.
Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. В формировании здоровья детей участвуют следующие важнейшие факторы: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка, осложнения беременности и родов; социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, уровень образования родителей, доход семьи, психологический климат в семье); эпидемиологические; экологические; факторы учебного процесса. В различные возрастные периоды развития ребенка идет преобладание тех и иных факторов риска, в зависимости от этого, согласно нормативным документам, для каждого возрастного периода имеется план проведения диспансеризации, включающий в себя осмотр определенных специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований, направленный на раннее выявление и профилактику заболеваний. В возрасте до года преобладающими факторами являются здоровье и возраст родителей, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний, из социальных — характер семьи и образование родителей, из заболеваний в данном возрасте преобладают болезни нервной системы и врожденные заболевания.
В дошкольном возрасте к данным факторам добавляются жилищные условия, посещение детских дошкольных учреждений (ДДУ), режим питания. Из заболеваний в данном возрасте преобладают респираторные заболевания, анемии.
В школьном возрасте к вышеперечисленным факторам добавляются неблагоприятные факторы учебного процесса, такие как: нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, несоблюдение режима дня и режима занятий, нерегламентированное использование технических средств обучения в школе и дома, нарушение режима питания, снижение двигательной активности.
В младшей школе – нарушения осанки, понижение остроты зрения. При переходе к предметному обучению к данным заболеваниям добавляются заболевания желудочно-кишечного тракта. В подростковом периоде – увеличивается процент детей с патологией органов зрения, заболеваниями костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания, заболевания мочеполовой системы.
Проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возраста позволяет своевременно выявить риск развития заболевания, составить план профилактических и при необходимости реабилитационных мероприятий. При выявлении заболевания — 2-й этап диспансеризации, проведение дополнительных методов исследования, с последующим лечением и реабилитацией.
Основными целями профилактических осмотров являются: сохранение, укрепление и восстановление здоровья; оздоровление окружающей ребёнка среды, условий его быта и учёбы; улучшение физического и нервно-психического развития детей различных возрастных групп; обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития; выявление стёртых форм патологии, ранних стадий заболеваний для своевременного лечения, предупреждения тяжёлых форм и осложнений; лечение и реабилитация больных детей для предупреждения прогрессирования заболеваний.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных ст.20 323-Федерального закона. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Медицинские осмотры несовершеннолетних, в объеме, предусмотренном перечнем исследований, проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования. Медицинские осмотры проводятся Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам медицинских осмотров, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в осмотре. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54  323 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю. На основании результатов врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу состояния здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, с оформлением медицинского заключения о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой.
Проводимая в настоящее время диспансеризация детского населения позволяет динамично наблюдать ребенка с рождения и до окончания школы, направлена на раннее выявление рисков развития заболеваний, своевременное предупреждения их, проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, составленных индивидуально для каждого ребенка. Поэтому проведение диспансеризации детей является общей задачей как для родителей ребенка, так и для медицинских работников и педагогов.
О взаимодействии семьи и школы в вопросах сохранения здоровья школьников рассказал д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Григорий Ефимович Гун. Сегодняшняя реальность такова, что дети 15-16 лет могут не дожить до пенсии из-за состояния здоровья. Необходимо объединить усилия медиков, педагогов, родителей с целью сохранения здоровья детей. Заниматься проблемой детского здоровья приходится в постоянно изменяющемся мире. Мы говорим о «компьютерном поколении». В 2009 году было создано новой информации больше, чем за 5000 лет. Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды.
10 наиболее востребованных профессий в 2010 году не существовали в 2004 году. Планшеты появились 7 лет тому назад, айфоны – 10 лет тому назад.
Реализуя «Стратегию развития воспитания в РФ (утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 № 996-р), в качестве одного из основных направлений воспитания предусматривают физическое воспитание и формирование культуры здоровья, включающее формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятия физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – нелегкая задача: знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а придерживаться его – совсем другое. Современный этап развития цивилизации привел к с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до — и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства — вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков. Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более 30 в последние 20 лет, в т. ч. СПИД, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и др.), возвращаются «старые» заболевания (туберкулез, малярия и т. д.). Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Исходя из этих понятий следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь этого он может путем постоянного укрепления своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Кто отвечает за здоровье подрастающего поколения? Государство, семья, школа? Учитывая тот факт, что здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, большая часть ответственности принадлежит семье. Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач. Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.
Произошло значительное увеличение детей с проблемами развития. Рождение здоровых новорожденных за последние годы снизилось с 48% до 26%. В связи с создавшейся ситуацией нездоровья подрастающего поколения необходимы новые формы работы, возникла потребность в специалистах нового поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Более того, за последние 15 лет статистика психических расстройств у детей возрастает: каждый пятый ребенок имеет расстройства психики, каждый 15 употребляет психоактивные вещества (ПАВ), распространенность СДВГ увеличилась на 43%, подростковой депрессии на 37%, частота самоубийств среди детей 10-14 лет на 200%. По данным Всемирного банка 43% мужчин не доживают до 65 лет. Гиподинамия, рафинированное питание. Компьютерное поколение даже падает неуклюже. 211 ребенка погибли на физкультуре. До 86% девушек имеют хронические соматические заболевания. Более половины подростков не соблюдают здоровый образ жизни — хотя, для сохранения и укрепления собственного здоровья половина школьников готовы вести здоровый образ жизни. Семья – это основа государства, основа нашей страны. Именно в семье закладываются главные ценности, с которыми человек идет всю свою жизнь. Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности. Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: «Пока молод – можно все». С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны. При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
Врач по гигиене детей и подростков ДПО № 21 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 23 Кировского района Любовь Олеговна Купрович выступила с докладом «Школа здорового образа жизни. Опыт организации и проведения». Школа была организована в мае 2018 года. Занятия Школы проводятся на базе учебных учреждений в форме лекций, бесед, презентаций. Курс Школы – 5 занятий по 45 минут охватывает основные направления здорового образа жизни. Задачи Школы: популяризация здорового образа жизни, создание негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с различными факторами риска для здоровья, формирование навыков по снижению факторов риска, связанных с неправильным образом жизни.

Заболевания почек у детей

15 февраля в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и поликлинических отделений состоялся семинар «Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей до 7 лет».
Об инфекциях мочевыводящих путей у детей рассказала к.м.н., ассистент кафедры педиатрии СПбГУ, врач-нефролог высшей категории нефрологического отделения СПб ГБУЗ «ДГБ № 2 святой Марии Магдалины» Любовь Владимировна Кирюхина. Диагноз «инфекция мочевыводящих путей» (ИМВП) у детей ставится очень часто. В 2018 году вышли новые рекомендации по лечению мочевой инфекции. Инфекция мочевыводящих путей – рост бактерий в мочевом тракте, приводящий к развитию воспалительного процесса. Бактериурия – присутствие бактерий в 1 мл мочи, выделенной из мочевого пузыря при мочеиспускании. Асимптоматическая бактериурия – обнаружение у ребенка инфекции мочевыводящих путей без каких- либо жалоб и клинических симптомов. Наиболее часто встречаются у детей острый пиелонефрит (воспалительное заболевание почечной лоханки и паренхимы) и острый цистит (воспалительное заболевание мочевого пузыря бактериального происхождения). Особое внимание необходимо уделять циститу у мальчиков, так как это может быть связано с аномалиями развития мочевыделительных путей. Хронический пиелонефрит – повреждение почек, в результате повторных инфекций мочевыделительных путей. До трехмесячного возраста ИМВП чаще встречается у мальчиков. У детей первого года жизни инфекция мочевых путей – самая частая тяжелая бактериальная инфекция. За последние 10 лет частота выявляемости заболеваний мочевыделительной системы у детей первого года жизни значительно выросла. Факторы риска: нарушение уродинамики, нейрогенные дисфункции мочевого пузыря, нарушение функции кишечника, катетеризация, иммунодефицит. Первичная профилактика инфекции почек: регулярное опорожнение мочевого пузыря и кишечника, гигиена половых органов, достаточное потребление жидкости. Докладчик подробно рассказала о скрининге, диагностике и лечении.
О неврологических осложнениях заболеваний почек у детей и подростков шла речь в докладе Чухловиной Марии Лазаревны, д.м.н., профессора кафедры неврологии и психиатрии ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова». Частота заболеваний мочевыделительной системы у детей в различных регионах РФ составляет от 12 до 54 случаев на 1000 детского населения. Растет количество детей с диагнозом «мочекаменная болезнь». Лектор рассказала о кровоснабжении почек, о взаимосвязи нервной системы и почек, о причинах ишемии мозга при заболевании почек, о факторах риска развития инсульта у детей и подростков, о современных подходах к коррекции когнитивных нарушений при заболевании почек, о медико-социальных проблемах детей с заболеванием почек. Спектр неврологических осложнений при заболевании почек очень велик: ишемия мозга, энцефалопатия, менингиты, миелиты, когнитивные нарушения, тревожные состояния. Докладчик особо отметила очень редкое наследственное заболевание – туберозный склероз, характеризующееся умственной отсталостью, эпилептическими припадками.

Занятие «Планирование и рождение здорового ребенка в лектории «Молодожены! Это важно!»

14 февраля состоялась вторая лекция лектория «Молодожены! Это важно!».
«Планирование и рождение здорового ребенка» — такова была тема лекции к.м.н., акушера-гинеколога СПб ГБУЗ «Родильный дом №17» Анастасии Владимировны Новиковой.
Лектор рассмотрела вопросы питания, занятия спортом, курения, приема лекарственных средств и алкоголя при беременности и подготовке к родам. Бытует мнение, что беременным надо «есть за двоих». Это ошибка. Такой подход к питанию ведет к увеличению массы тела, а избыток веса создает массу проблем – увеличивается риск развития гестационного сахарного диабета, артериальной гипертензии и т.д. Главная задача при беременности – питаться правильно. Одна треть еды должна включать в себя продукты, содержащие крахмал, обязательно надо употреблять белковую пищу, нельзя отказываться от мяса, два раза в неделю рекомендуется рыба. Для нормального течения беременности обязательно должны быть в еде фолиевая кислота (зеленые овощи, бурый рис, зерновые), железо (красное мясо, бобы), кальций (молочные продукты, сыр). Не рекомендуется в период беременности есть сырую рыбу и моллюски. Следует избегать продуктов с повышенным содержанием витамина А, в том числе и витаминные комплексы, не предназначенные для беременных.
Если женщина до беременности увлекалась спортом, то стоит продолжать тренировки. Благодаря физическим упражнениям можно облегчить протекание процесса родов и снизить риск послеродовых осложнений. Но надо помнить, что не все виды спорта в данном состоянии полезны! Бокс, прыжки с парашютом, дайвинг, степ – все эти виды нежелательны во время беременности. Основная причина запрета – высокий риск травматизма. Полезны пешие прогулки, плавание, йога для беременных, словом все, что направлено на постановку правильного дыхания и расслабление.
Теперь что касается курения. Беременность и курение — понятия несовместимые. При этом частота курения у беременных в РФ составляет около 10% и многие беременные даже не собираются бросать эту пагубную привычку. Многочисленные исследования показали, что угроза прерывания беременности и такие осложнения как гестоз, встречаются в 3 раза чаще, плацентарная недостаточность и гипотрофия (недостаточный вес) плода — в 5 раз чаще, гипоксия (кислородная недостаточность) плода в родах — на 30% чаще у курящих беременных, чем у некурящих. Курение во время беременности опасно как для мамы, так и для будущего малыша. Вредно даже пассивное курение! У детей, чьи мамы курили во время беременности, в 3-4 раза чаще замедляется внутриутробное развитие и чаще бывает недостаточная масса тела при рождении. У курящих чаще случаются выкидыши, отслойка плаценты, преждевременное излитие околоплодных вод, чаще происходят преждевременные роды, возрастает риск внезапной младенческой смертности. И у доношенных, и у недоношенных младенцев курящих матерей риск погибнуть при родах и в первый месяц жизни возрастает на 20-35%. Курение считается фактором, нарушающим нормальный ход эмбрионального развития. Возрастает частота появления малышей с анэнцефалией (отсутствием головного мозга), пороками развития нервной трубки, сердца и множеством других аномалий. Доказано, что дети курящих родителей обычно отстают в физическом и интеллектуальном развитии от сверстников не только в первый год жизни, но в дошкольном и подростковом возрасте. Если курящая мама кормит малыша грудью, то через молоко весь никотиновый «букет» ему передается. Получается, что у ребенка развивается такая же физиологическая зависимость от курения, как и у матери. Но запретить курить мы не можем. Если женщина курила достаточно долго, то сразу бросить она не в силах, поэтому ей требуется квалифицированная помощь в отказе от курения, моральная поддержка окружающих.
Если говорить о потреблении алкоголя, то сразу стоит предостеречь от опасного заблуждения, что употребление небольшого количества алкоголя, например, сухого  красного вина, при нормальном течении беременности после двенадцати недель не нанесет вреда. Это не так! Нет «безопасного периода» употребления алкоголя во время беременности. Употребление алкоголя наносит вред ребёнку при любом сроке беременности. Не существует «безопасного количества алкоголя» во время беременности. Все напитки, содержащие алкоголь, наносят вред ребенку. Молекулы спирта, продукты его распада, способны проникать через плацентарный барьер. Получается, что 50% алкоголя, выпитого мамой, потребляет плод. Отказавшись от алкоголя еще на стадии планирования беременности, можно предотвратить у будущего ребенка такие неизлечимые врожденные нарушения как фетальный алкогольный синдром. При котором дети рождаются с малым весом и ростом, мало спят, беспокойные, у них слабо выражены все основные рефлексы, в будущем они отстают в умственном и физическом развитии.
Говоря о беременности, нельзя не сказать о приеме лекарственных средств. Есть лекарства безопасные — витаминные комплексы, препараты железа, фолиевая кислота, есть лекарства относительной безопасности, которые можно применять только по рекомендации врача, и есть небезопасные препараты (антидепрессанты, противосудорожные, фторхинолоны), которые назначаются лишь в том случае, когда их потенциальная эффективность выше потенциального риска. В любом случае, прежде чем что-то принимать, следует проконсультироваться с гинекологом. В нашем городе работает Медицинский центр безопасности лекарственных средств при беременности, куда можно позвонить (8-800-222-92-21), действует сайт «Бэби-риск».
Еще один вопрос, который интересует часто беременных женщин – можно ли заниматься сексом и на каких сроках. Секс при нормально протекающей беременности допустим на любых сроках.
После окончания беседы лектор ответила на многочисленные вопросы слушателей. А затем все отправились на экскурсию в Музей гигиены.

21 февраля в 16.00 состоится следующее занятие, которое проведет ведущий специалист по медицинской генетике и пренатальной диагностике СПб ГБУЗ «Родильный дом №17», к.м.н., Селиванов Михаил Михайлович. Тема лекции: «Медико-генетическое консультирование, диагностика наследственной и врождённой патологии».

Адрес: Городской центр медицинской профилактики, ул. Итальянская, д.25
Отв. Заозерский Ю.А., тел. 571-34-55