Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний

18 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов образовательных организаций состоялся семинар «Медицинские осмотры детей — основа ранней профилактики заболеваний».
Докладом «Профилактические осмотры как основной инструмент диспансеризации — основа настоящего и будущего здоровья детей» открыла работу семинара главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 118» Калининского района Елена Геннадьевна Щербакова. Диспансеризация — это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей, система научно-обоснованных, социально-экономических, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий. Одним из инструментов диспансеризации является проведение профилактических осмотров. К мероприятиям по диспансеризации относятся: диспансерный учёт и систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей всех возрастных групп; организация и проведение комплекса плановых профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий; пропаганда медико-гигиенических знаний и навыков здорового образа жизни, активная борьба с вредными для здоровья привычками; профилактические медицинские осмотры и активное раннее выявление заболеваний и факторов риска заболеваний; систематический анализ качества и эффективности диспансеризации.
Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме. В формировании здоровья детей участвуют следующие важнейшие факторы: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка, осложнения беременности и родов; социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, уровень образования родителей, доход семьи, психологический климат в семье); эпидемиологические; экологические; факторы учебного процесса. В различные возрастные периоды развития ребенка идет преобладание тех и иных факторов риска, в зависимости от этого, согласно нормативным документам, для каждого возрастного периода имеется план проведения диспансеризации, включающий в себя осмотр определенных специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований, направленный на раннее выявление и профилактику заболеваний. В возрасте до года преобладающими факторами являются здоровье и возраст родителей, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний, из социальных — характер семьи и образование родителей, из заболеваний в данном возрасте преобладают болезни нервной системы и врожденные заболевания.
В дошкольном возрасте к данным факторам добавляются жилищные условия, посещение детских дошкольных учреждений (ДДУ), режим питания. Из заболеваний в данном возрасте преобладают респираторные заболевания, анемии.
В школьном возрасте к вышеперечисленным факторам добавляются неблагоприятные факторы учебного процесса, такие как: нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, несоблюдение режима дня и режима занятий, нерегламентированное использование технических средств обучения в школе и дома, нарушение режима питания, снижение двигательной активности.
В младшей школе – нарушения осанки, понижение остроты зрения. При переходе к предметному обучению к данным заболеваниям добавляются заболевания желудочно-кишечного тракта. В подростковом периоде – увеличивается процент детей с патологией органов зрения, заболеваниями костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания, заболевания мочеполовой системы.
Проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возраста позволяет своевременно выявить риск развития заболевания, составить план профилактических и при необходимости реабилитационных мероприятий. При выявлении заболевания — 2-й этап диспансеризации, проведение дополнительных методов исследования, с последующим лечением и реабилитацией.
Основными целями профилактических осмотров являются: сохранение, укрепление и восстановление здоровья; оздоровление окружающей ребёнка среды, условий его быта и учёбы; улучшение физического и нервно-психического развития детей различных возрастных групп; обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития; выявление стёртых форм патологии, ранних стадий заболеваний для своевременного лечения, предупреждения тяжёлых форм и осложнений; лечение и реабилитация больных детей для предупреждения прогрессирования заболеваний.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных ст.20 323-Федерального закона. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Медицинские осмотры несовершеннолетних, в объеме, предусмотренном перечнем исследований, проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования. Медицинские осмотры проводятся Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам медицинских осмотров, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в осмотре. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54  323 Федерального закона, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю. На основании результатов врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу состояния здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, с оформлением медицинского заключения о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой.
Проводимая в настоящее время диспансеризация детского населения позволяет динамично наблюдать ребенка с рождения и до окончания школы, направлена на раннее выявление рисков развития заболеваний, своевременное предупреждения их, проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, составленных индивидуально для каждого ребенка. Поэтому проведение диспансеризации детей является общей задачей как для родителей ребенка, так и для медицинских работников и педагогов.
О взаимодействии семьи и школы в вопросах сохранения здоровья школьников рассказал д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Григорий Ефимович Гун. Сегодняшняя реальность такова, что дети 15-16 лет могут не дожить до пенсии из-за состояния здоровья. Необходимо объединить усилия медиков, педагогов, родителей с целью сохранения здоровья детей. Заниматься проблемой детского здоровья приходится в постоянно изменяющемся мире. Мы говорим о «компьютерном поколении». В 2009 году было создано новой информации больше, чем за 5000 лет. Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды.
10 наиболее востребованных профессий в 2010 году не существовали в 2004 году. Планшеты появились 7 лет тому назад, айфоны – 10 лет тому назад.
Реализуя «Стратегию развития воспитания в РФ (утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 № 996-р), в качестве одного из основных направлений воспитания предусматривают физическое воспитание и формирование культуры здоровья, включающее формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятия физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – нелегкая задача: знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а придерживаться его – совсем другое. Современный этап развития цивилизации привел к с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до — и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства — вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков. Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более 30 в последние 20 лет, в т. ч. СПИД, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и др.), возвращаются «старые» заболевания (туберкулез, малярия и т. д.). Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Исходя из этих понятий следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь этого он может путем постоянного укрепления своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Кто отвечает за здоровье подрастающего поколения? Государство, семья, школа? Учитывая тот факт, что здоровье человека на 60% зависит от образа жизни, большая часть ответственности принадлежит семье. Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач. Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.
Произошло значительное увеличение детей с проблемами развития. Рождение здоровых новорожденных за последние годы снизилось с 48% до 26%. В связи с создавшейся ситуацией нездоровья подрастающего поколения необходимы новые формы работы, возникла потребность в специалистах нового поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Более того, за последние 15 лет статистика психических расстройств у детей возрастает: каждый пятый ребенок имеет расстройства психики, каждый 15 употребляет психоактивные вещества (ПАВ), распространенность СДВГ увеличилась на 43%, подростковой депрессии на 37%, частота самоубийств среди детей 10-14 лет на 200%. По данным Всемирного банка 43% мужчин не доживают до 65 лет. Гиподинамия, рафинированное питание. Компьютерное поколение даже падает неуклюже. 211 ребенка погибли на физкультуре. До 86% девушек имеют хронические соматические заболевания. Более половины подростков не соблюдают здоровый образ жизни — хотя, для сохранения и укрепления собственного здоровья половина школьников готовы вести здоровый образ жизни. Семья – это основа государства, основа нашей страны. Именно в семье закладываются главные ценности, с которыми человек идет всю свою жизнь. Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности. Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы. Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: «Пока молод – можно все». С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны. При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
Врач по гигиене детей и подростков ДПО № 21 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 23 Кировского района Любовь Олеговна Купрович выступила с докладом «Школа здорового образа жизни. Опыт организации и проведения». Школа была организована в мае 2018 года. Занятия Школы проводятся на базе учебных учреждений в форме лекций, бесед, презентаций. Курс Школы – 5 занятий по 45 минут охватывает основные направления здорового образа жизни. Задачи Школы: популяризация здорового образа жизни, создание негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с различными факторами риска для здоровья, формирование навыков по снижению факторов риска, связанных с неправильным образом жизни.