Искусство быть здоровым

Доктор медицинских наук Татьяна Михайловна Голубева
Как сохранить свое физическое и духовное здоровье на долгие годы? Как до преклонных лет оставаться в форме? Что для этого надо сделать? Каково влияние культуры на наше здоровье?
Ребенок рождается. Ему поют колыбельные. Он приучается слышать музыку, она входит в его жизнь. Затем он видит и берет в руки игрушки. Это уже зрительный компонент восприятия. Потом он начинает понимать речь. Все мы реагируем на слово, на то, кто и как его произносит. Сейчас все больше молодых людей разговаривают не на классическом русском языке, а на чудовищном суржике, который старшему поколению зачастую сложно понять. Это вредно для нашей психики.
doc_qwerthcv1Мы забываем о культуре речи. Все меньше в нашей жизни остается книг – обычных, бумажных. Мы что-то торопливо читаем на электронных носителях. Но, это уже совсем другое восприятие слова! Любимые стихи Пушкина, томик рядом с кроватью, пару строк на ночь, что-то пролистать назад. Сам текст, ритм его стихов поможет создать хорошее настроение. Выберите себе книгу, которая вам нравится, создайте вокруг себя литературную среду, которая поможет вам расслабиться. Читайте, цените грамотное русское слово.
doc_qwerthcv2О музыке можно сказать то же самое, что и о книгах. Создайте свою фонотеку. Та музыка, которую нам навязывает ТВ и радио, действует на психику разрушающе. Не стоит постоянно смотреть телевизор. Если у вас остались пластинки, самое время их достать и послушать, вернуться памятью в то время, когда они были популярны. Культурная среда обитания оказывает большое влияние на наше самочувствие. Архитектура нашего старого города тоже влияет на здоровье, она нас лечит. Поднимите взгляд, когда идет по центру города, рассмотрите балконы, карнизы, колонны, скульптуры. Современные районы для такого созерцания не годятся. Займитесь рисованием, даже если никогда этого не планировали или вышивкой, бисероплетением.
Разберите старые фотографии, создайте архив. Обустройте свой мир. Запишитесь в библиотеку. Там вы точно найдете себе круг общения. Человек не должен быть один! Не теряйте связь с друзьями и близкими. Не ходите с хмурым лицом, улыбайтесь. Все это положительно скажется на ваших эмоциях, повысит настроение и, как результат, улучшит самочувствие.
doc_qwerthcv3Психолог Виктория Николаевна Иванова — несколько конкретных рекомендаций по улучшению самочувствия и создания своей среды обитания.
Проснувшись, улыбнитесь себе в зеркале. Это поможет настроиться на мажорный лад на весь день. Даже если улыбка через силу, все равно поможет. Сделайте зарядку. Это может быть пассивная, суставная гимнастика, несколько танцевальных движений. Тело вам скажет спасибо. Когда каждая клеточка в нас радуется, то болезни отступают.
doc_qwerthcv4Проходите ежедневно, в любую погоду 3-5 км гуляя, рассматривая мир вокруг, а не по магазинам. Научитесь сострадать, не погружаясь в пучину негатива. Каждый должен найти себе занятие по душе. Можно это сделать через интернет, через социальные службы, которые предлагают массу кружков для пенсионеров. Передавайте свои знания детям, делитесь своим опытом. Никого не осуждайте. Научитесь прощать, в первую очередь себя. Не принижайте собственную ценность и уникальность. Живите полной жизнью.

Занятие «Искусство быть здоровым» в лектории «Университет здоровья для взрослых»

23 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялось первое занятие нового цикла Университета здоровья для населения. «Искусство быть здоровым» — такова была тема первой лекции. «Удобно сядьте, оставьте в стороне свои отрицательные эмоции, настройтесь на позитив, здесь все друзья», — такими словами начала свое выступление первый докладчик, доктор медицинских наук Татьяна Михайловна Голубева.
Как сохранить свое физическое и духовное здоровье на долгие годы? Как до преклонных лет оставаться в форме? Что для этого надо сделать? Каково влияние культуры на наше здоровье? На эти вопросы прозвучали ответы в ходе занятия.
Ребенок рождается. Ему поют колыбельные. Он приучается слышать музыку, она входит в его жизнь. Затем он видит и берет в руки игрушки. Это уже зрительный компонент восприятия. Потом он начинает понимать речь. Все мы реагируем на слово, на то, кто и как его произносит. Сейчас все больше молодых людей разговаривают не на классическом русском языке, а на чудовищном суржике, который старшему поколению зачастую сложно понять. Это вредно для нашей психики. Мы забываем о культуре речи. Все меньше в нашей жизни остается книг – обычных, бумажных. Мы что-то торопливо читаем на электронных носителях. Но, это уже совсем другое восприятие слова! Любимые стихи Пушкина, томик рядом с кроватью, пару строк на ночь, что-то пролистать назад. Сам текст, ритм его стихов поможет создать хорошее настроение. Выберите себе книгу, которая вам нравится, создайте вокруг себя литературную среду, которая поможет вам расслабиться. Читайте, цените грамотное русское слово. О музыке можно сказать то же самое, что и о книгах. Создайте свою фонотеку. Та музыка, которую нам навязывает ТВ и радио, действует на психику разрушающе .Не стоит постоянно смотреть телевизор. Если у вас остались пластинки, самое время их достать и послушать, вернуться памятью в то время, когда они были популярны. Культурная среда обитания оказывает большое влияние на наше самочувствие. Архитектура нашего старого города тоже влияет на здоровье, она нас лечит. Поднимите взгляд, когда идет по центру города, рассмотрите балконы, карнизы, колонны, скульптуры. Современные районы для такого созерцания не годятся. Займитесь рисованием, даже если никогда этого не планировали или вышивкой, бисероплетением. Разберите старые фотографии, создайте архив. Обустройте свой мир. Запишитесь в библиотеку. Там вы точно найдете себе круг общения. Человек не должен быть один! Не теряйте связь с друзьями и близкими. Не ходите с хмурым лицом, улыбайтесь. Все это положительно скажется на ваших эмоциях, повысит настроение и, как результат, улучшит самочувствие.
Еще один выступающий – психолог Виктория Николаевна Иванова дала несколько конкретных рекомендаций по улучшению самочувствия и создания своей среды обитания. Проснувшись, улыбнитесь себе в зеркале. Это поможет настроиться на мажорный лад на весь день. Даже если улыбка через силу, все равно поможет. Сделайте зарядку. Это может быть пассивная, суставная гимнастика, несколько танцевальных движений. Тело вам скажет спасибо. Когда каждая клеточка в нас радуется, то болезни отступают. Проходите ежедневно, в любую погоду 3-5 км гуляя, рассматривая мир вокруг, а не по магазинам. Научитесь сострадать, не погружаясь в пучину негатива. Каждый должен найти себе занятие по душе. Можно это сделать через интернет, через социальные службы, которые предлагают массу кружков для пенсионеров. Передавайте свои знания детям, делитесь своим опытом. Никого не осуждайте. Научитесь прощать, в первую очередь себя. Не принижайте собственную ценность и уникальность. Живите полной жизнью.
В заключении занятия прозвучало музыкальное ассорти «В легком жанре» для создания хорошего настроения.

Конференция «Культура как инструмент для улучшения здоровья и повышения качества жизни детей с особыми потребностями».

19 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялась международная конференция «Культура как инструмент для улучшения здоровья и повышения качества жизни детей с особыми потребностями». Мероприятие проходило в рамках проекта «Качество жизни – здоровье и культура».
В работе конференции принимали участие эксперты Северных стран и России, которые работают и ранее уже взаимодействовали в сфере своей ответственности в области культуры и здравоохранения. Они обменялись опытом, знаниями, обсудили возможности взаимодействия между здравоохранением и культурой, рассмотрели, как искусство может помочь сохранить здоровье, восстановить его после болезней и поддерживать более длительную продолжительность жизни.
Модератором конференции выступил директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Проект Совета Министров Северных Стран «Качество жизни – здоровье и культура» представила Европейский эксперт Карита Пелтонен. Цель проекта — определение возможностей влияния культуры на повышение качества жизни социально уязвимых групп населения. С докладом «Стратегии повышения качества жизни» выступила заместитель директора СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Людмила Васильевна Винтухова.
Опытом повышения качества жизни детей в скандинавских странах поделилась специальный советник муниципалитета Фредриксберг (Дания) Мария-Пио де Паоло. Педагогический контент обращения к искусству прозвучал в выступлении «От гармонии к агглютинации» д.п.н., профессора, заслуженного работника культуры РФ, руководителя Российского центра музейной педагогики и детского творчества ФГБУК «Русский музей» Бориса Андреевича Столярова. Профессор Эва Бойнер Горвитц (Центр социального устойчивого развития, Каролинский Институт, Стокгольм, Швеция) и доцент Наталья Толстикова (Стокгольмская Бизнес Школа, Университет Стокгольма, Швеция) говорили о том, как сказки, музыку и время можно использовать в качестве инструментария для здравоохранения.
С докладом «Детская больница как среда обитания» выступил заведующий отделением скорой медицинской помощи СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 1» Константин Викторович Бручиков.
В заключение конференции Карита Пелтонен подвела итоги работы и поблагодарила всех за сотрудничество.

Конференция «Школьник в современном информационном пространстве: сохраним психическое здоровье»

15 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов, психологов образовательных организаций состоялась конференция, посвящённая Всемирному дню психического здоровья: «Школьник в современном информационном пространстве: сохраним психическое здоровье».
XXI век – время компьютеризации человеческого общества. Применение средств информационно-коммуникационных технологий позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление, приводит к активизации умственной деятельности. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм, которое может оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на их физическое и психическое здоровье.
О позитивном и негативном влиянии информационного пространства на психическое здоровье школьника говорила в своем выступлении профессор кафедры психологии человека ГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена» Ирина Алексеевна Горьковая. Сегодня происходит приспособление человека в психологическом и функциональном плане к изменившемуся миру и новому положению в нем. Наблюдается дисбаланс в отношении старшего поколения и молодежи к информационным технологиям. «Никаких реальных исследований о положительном влиянии информационных технологий я не нашла. Зато об отрицательном их масса», — замечает докладчик. Говоря об отрицательном воздействии, вспоминают о зрительном напряжении, электромагнитных полях, повышенном уровне шума от принтера, выделении тепла и вредных химических веществ из компьютера в процессе работы. Сюда же можно отнести и «Синдром стресса оператора дисплея» или всеохватывающий стресс, встречающийся более чем у половины пользователей. Если говорить конкретно о подростках, то современное информационное пространство ведет к развращению, зомбированию кодированной ложной и непотребной информацией; потере времени и гиподинамии; глобальному замещению реального бытия виртуальным, иллюзорным суррогатом. По данным проведенных исследований, 100% подростков ежедневно посещают социальные сети. Две трети из них используют интернет для организации досуга. Только одна треть школьников старших классов отмечает позитивное влияние соцсетей на успеваемость. Еще треть говорит об их негативном влиянии. Остальные не смогли определиться. Треть рассматривает соцсети как один из способов связи, экономящий средства и время. В общей массе у подростков – пользователей интернета наблюдается снижение интеллекта, памяти, функциональных возможностей. Они не могут в уме произвести несколько арифметических действий, только с помощью калькулятора. К плюсам всемирной паутины относят увеличение количества знаний за счет легкости получения нужной информации; расширение возможности общения; развитие склонности к интеллектуальному труду; воспитание точности и аккуратности мышления; развитие отдельных способностей (скорость реакции, развитие мелкой моторики, переключаемость внимания); формирование высокой мотивации достижений и высокой самооценки в результате достижений. Необходимо сказать несколько слов и о факторах привлекательности интернета и компьютерных игр для подростков. Для них это возможность погрузиться в свой собственный виртуальный мир, абстрагироваться от окружающего мира, освобождение от ответственности, возможность принимать любые решения, исправлять любые ошибки, получение иллюзии реалистичности достижений в виртуале.
К.м.н., заведующая отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентина Владимировна Яковенко рассказала о роли социальных сетей в жизни подростков, исходя из опыта работы своего отделения. Более 7 часов в день проводят в соцсетях 50% восьмиклассников, 42% девятиклассников и 61% десятиклассников. Некоторые не выходят из сети вообще – «я все время должен быть в курсе происходящего». Такие ребята даже ночью отвечают на сообщения. Говоря о роли соцсетей, необходимо вспомнить особенности подросткового возраста. Основная потребность в деятельности подростка – общение. Реакция эмансипации – гипертрофированное стремление к самостоятельности от взрослых, от социального контроля. Реакция группирования – потребность подростка в принадлежности к определенной значимой группе, в занятии в ней определенного места. Причем, группы под контролем взрослых для подростков не привлекательны. К положительным моментам социальных сетей, с точки зрения подростков, относятся: доступность общения со сверстниками, возможность приобрести друзей, хобби, избавиться от чувства одиночества, найти единомышленников, получить совет старших товарищей, поделиться душевными переживаниями. Жизнь в виртуальном мире становится важнейшим фактором становления личности подростка. Минусы виртуального пространства: совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, вовлечение их в деструктивные сообщества, влияние на сексуальную ориентацию подростков, троллинг. Говоря о негативных последствиях для подростков, следует отметить ограничение их коммуникативных навыков для общения в реальной жизни, отсутствие эмоциональной компетентности, снижение словарного запаса, у них не формируются психологические механизмы совладения с тревогой, внешние атрибуты успешности становятся ценнее формирования душевных качеств, ослабляется чувство сопереживания, клиповое мышление снижает способности к самоанализу, что в свою очередь затрудняет анализ ситуации, так как информация не задерживается в сознании, постоянно сменяясь новой. На этом фоне подростки становятся податливыми к различным манипуляциям и влияниям. Примета времени – при всех психиатрических стационарах на сегодняшний день открыты отделения для детей с задержкой речевого развития. Дети перестали слышать человеческую речь! Все общаются с помощью гаджетов.
В виртуальном пространстве все события происходят очень быстро, там все ярко, феерично, фантастично, жизнь насыщенна событиями, а в реальном времени как бы замедляется, мир тускнеет. Отсюда берет истоки интернет-зависимость. Родители, как правило, начинает бить тревогу, когда падает успеваемость и ребенок не хочет идти в школу, так как ему надо продолжать общаться или играть. Но их тревога должна появляться тогда, когда ранее интересующие занятия утратили для ребенка свою актуальность, и самый главный интерес для него стал представлять компьютер. Надо обратить внимание на силу протеста на требование выйти из интернет-пространства, на противодействие, вплоть до физического насилия над родителями, выключению компьютера. Если игра или общение в сети становится ценнее учебы, будущего, ребенок перестаёт есть, спать, то это уже далеко зашедший процесс. Сегодня растет число обращений на телефон доверия и очный прием к психологу по поводу интернет-зависимости.
О проблемах детей с дислексией в социальном контексте говорил к.м.н., д.п.н., профессор, ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Александр Николаевич Корнев. Дислексия — это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыками чтения. Особый вид дислексии – неполноценность понимания прочитанного. Пограничное состояние – низкий уровень функциональной грамотности в чтении. Страдающему дислексией научиться читать намного труднее, чем обычному ребенку. Мало кто знает об этой проблеме. 12-15% детей школьного возраста в России имеют нарушения техники чтения. Мальчики в 1,5 раза чаще страдают дислексией, чем девочки. Дислексия проявляется в том, что человек, который, казалось бы, развивался нормально, в школе имеет проблемы с обучением. Ребенок медленно овладевает навыком чтения, читает с трудом и не любит этого делать. А родители, не подозревая об особенности своего ребенка, считают, что он ленится, не хочет учиться и пытаются заставлять его читать: «Пока все не прочитаешь, гулять не пойдешь!». Хотя в таких случаях нужны занятия со специалистом, который может ему помочь в решении этой проблемы. В школе часть времени мы учимся читать, а потом получать знания с помощью чтения, уметь добывать информацию из текста. Чтение очень востребовано в социуме. Дети с дислексией очень болезненно переживают свое состояние. Это травмирующее состояние, вызывающее фрустрацию, депрессию, дезадаптацию, невротические расстройства и фобии, ведущее к неуспеваемости в школе, одна из причин, толкающая детей к раннему употреблению ПАВ. Причины дислексии: наследственность (от 40 до 70%); экзогенно-органические факторы; сочетание обоих факторов. Дети с дислексией хронически не успевают по чтению и письму, у них плохое понимание условий задач по математике, трудности с домашним заданием, часто развивается фобия чтения, появляются болезненные переживания при чтении вслух, они не могут пользоваться текстами в учебниках. Аудиокниги, чтение вслух родителями – все это выход для таких детей. Виды помощи при этом состоянии: социально-педагогическая, психологическая, медицинская. Помочь ребенку реально удается, если начинать коррекцию с первого класса. Очень важно психологическое консультирование родителей.
Вопросы диагностики, клиники, лечения и профилактики Интернет-зависимости осветил в своем докладе к.м.н., руководитель отделения аддиктивных расстройств ФБГУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России Руслан Дмитриевич Илюк. «Мы – свидетели революции в информационных технологиях», — сказал он и рассказал об истории создания всемирной паутины. Интернет и электронная почта стали базовыми потребностями человека. Интернет служит основой для развития информационного общества. Это инструмент, который не может быть плохим или хорошим. Здесь все зависит от способа и времени его использования. Интернет-зависимость – это нехимическая аддикция ( различный вид деятельности, который мы не можем контролировать). Лектор подробно остановился на зависимости от азартных игр в интернете, на диагностических критериях патологического влечения к азартным играм, на интернет-гемблинге, на желании делать ставки на любые события в интернете. 19% из 250 миллионов пользователей Фейсбука признаются, что чувствуют игровую зависимость. Каждый третий мальчик и каждая пятая девочка в нашей стране входят в группу риска по интернет-зависимости. Руслан Дмитриевич рассказал о киберспорте и киберспортсменах. В России с 2001 года киберспорт признан официальным видом спорта. С видеоиграми связан ряд проблем. Физические – головные боли, гиподинамия, лучезапястный синдром. Психические – депрессия, тревога, суицидальные наклонности. Лечить интернет-зависимость трудно и долго. В данном случае применяется биопсихосоциальный подход.

Выездное консультирование в ГП № 78

Городская поликлиника № 78 участвует в реализации приоритетного проекта по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. 11 октября 2018 г. сотрудники РЦ ПМСП в очередной раз посетили поликлинику, состоялся обход учреждения с главным врачом Винтовкиным А.С. с обсуждением выполненной работы по реализации проекта.
В настоящее время подведены промежуточные итоги и получены первые результаты проекта. В поликлинике организована работа регистратуры «по открытому типу», благодаря чему снизилось время ожидания в очереди, сделана навигация и отработана маршрутизация пациентов, в планах – создание колл-центра и дооснащение зон комфортного ожидания приема. Проведена большая работа по направлению оптимизации процесса диспансеризации, в результате пациент может пройти первый этап диспансеризации за 2 посещения. Произошла оптимизация работы участкового терапевта, сократилось время пребывания в очереди перед кабинетом врача. Ведется работа по созданию стандартов и алгоритмов проведения определенных медицинских услуг.
Сотрудники РЦ ПМСП дали методические консультации по основным направлениям реализации проекта.

Выездное консультирование в ГП № 43

Городская поликлиника № 43 участвует в приоритетном проекте по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и реализует направления по созданию регистратуры открытого типа, оптимизации работы процедурного и флюорографического кабинетов, совершенствованию проведения диспансеризации взрослого населения и работы отделения медицинской реабилитации. 16 октября 2018 г. сотрудники РЦ ПМСП в очередной раз посетили поликлинику, состоялся обход учреждения с главным врачом Радыгиным С.А. и его заместителями с обсуждением выполненной работы по реализации проекта. Проект вступил в завершающую фазу, подведены промежуточные итоги и получены первые результаты проекта.

В проектной комнате сотрудники РЦ ПМСП обсудили результаты работы по каждому направлению с руководителями рабочих групп, дали методические консультации по выявленным замечаниям, подробно рассмотрели листы проблем и предложений, проконсультировали по пирамиде проблем.

Круглый стол «Организация школ репродуктивного здоровья в молодёжных консультациях медицинских организаций»

В Городском центре медицинской профилактики 11 октября 2018 года состоялся круглый стол: «Организация школ репродуктивного здоровья в молодёжных консультациях медицинских организаций» (далее – Круглый стол).
В докладе «Организации школ здоровья для пациентов в Детских поликлиниках», Шарафилова Наталья Владимировна, к.м.н., врач отдела координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП рассказала о методах организации школ здоровья для больных в медицинских организациях. Зверинцева Елена Адольфовна, заведующая отделением профилактики детского поликлинического отделения № 12 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 37» Центрального района, руководитель Школы репродуктивного здоровья, в докладе «Опыт организации и работы школы репродуктивного здоровья в детском поликлиническом отделении №12 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 37» Центрального района», поделилась опытом созданий данной школы здоровья для больных.
Об особенностях работы с подростками в молодёжной консультации рассказала Янченкова Лилия Валерьевна, педагог-психолог молодёжной консультации СПб ГБУЗ «Детская поликлиника № 35» Московского района в выступлении «Молодёжная консультация – школа репродуктивного здоровья». Остро поставила вопрос заведующая молодёжной консультацией «Охта» детского поликлинического отделения № 9 СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 68» Красногвардейского района, Синча Светлана Юрьевна, которая в сообщении «Возможно ли создание школы репродуктивного здоровья на базе молодёжной консультации «Охта»?» рассуждала о целесообразности и возможности создания школ для пациентов в молодёжных консультациях. Об «Особенностях работы медицинского клинического психолога в молодёжной консультации» рассказала Медведько Екатерина Васильевна, медицинский психолог молодёжной консультации отделения женской консультации СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 71» Колпинского района.
Участники Круглого стола в острой дискуссии обсудили вопрос целесообразность возможности создания школ репродуктивного здоровья на базе молодёжных консультаций, заслушали проект резолюции Круглого стола и решили дополнительно взять время для осмысления вопроса и внесения предложений в проект резолюции, которая будет размещена на сайте ГЦМП.