Семинар «Организация психологической помощи женщинам в консультации и родильном доме»

 27 сентября в Городском центре медицинской профилактики для психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства и центров социальной помощи семьи и детям состоялся семинар «Организация психологической помощи женщинам». Семинар дал возможность познакомиться с методиками, используемых психологом при работе с беременными женщинами и будущими отцами, женщинами в ситуации репродуктивного выбора и перенесших оперативное лечение, в профилактике профессионального выгорания медицинских работников и пр.
             Модераторами семинара выступили заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики Юрий Александрович Заозерский и Ника Викторовна Пчелинцева, к.м.н., медицинский психолог женской консультации №14 городской поликлиники №32 Петроградского района. Работа семинара началась с минуты молчания в память о погибших в трагедии в Ижевске.
Илья Олегович Ефременко, медицинский психолог женской консультации №9 городской поликлиники №17 Красногвардейского района в своем выступлении рассказал о техниках когнитивно-поведенческой психотерапии. В частности, о АВС – модели «стимул-оперант-реакция», теории Аарона Бека «произвольные мысли, автоматические мысли, глубинные убеждения». Он привел пример конкретной техники работы с когнитивными искажениями, где сначала требуется распознавание автоматической мысли, затем выявление когнитивного искажения в ней, после чего идет формулировка опровержения и рациональной мысли. «Этот метод эффективен и должен быть в арсенале каждого специалиста» отметил докладчик.
С опытом работы медицинского психолога в родильном доме познакомил слушателей семинара медицинский психолог родильного дома №10 Дмитрий Александрович Хинин. Он рассказал о структуре роддома №10 в составе которой находится женская консультация. Всех женщин, встающих на учет по беременности, обязательно направляют к психологу. Таким образом, психолог может вести женщину на всем протяжении беременности. С каждой пациенткой проводится беседа, выявляя, кому конкретно требуется психологическая помощь. Обязательно должны пройти консультацию психолога несовершеннолетние беременные, многодетные мамы, женщины в ситуации репродуктивного выбора и при отказе от ребенка. Психолог работает в роддоме на каждом отделении, выходит к пациенткам по запросу. На дородовом и послеродовом отделении много запросов на работу с тревогой. Бывают случаи, когда психолога вызывают к женщине прямо в родильный зал. Докладчик привел конкретные примеры работы с беременными в различных техниках.
О структуре и содержании работы отделения психологической помощи со службой «Телефон доверия» говорила в своем выступлении медицинский психолог городского центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» Оксана Андреевна Архиповская. Отделение психологической помощи со службой «Телефон доверия» является структурным подразделением Учреждения. Основная цель работы отделения — оказание психологической помощи подросткам  (от 10 до 17 лет), направленной  на сохранение и укрепление  психосоматического/репродуктивного здоровья, подготовку к ответственному родительству, семейной жизни, ориентацию на здоровую семью. Пациенты направляются на консультацию и обследование к специалистам Учреждения, врачам других медицинских организаций. Законодательством Российской Федерации предусмотрено самостоятельное обращение. Прием пациентов осуществляется по предварительной записи, при необходимости проводится консультация и обследование пациентов в экстренном порядке. В основу ведения пациентов с нарушением репродуктивной функции, профилактику заболеваний положен мультидисциплинарный подход. Основные причины обращения подростков: психологическое сопровождение лечебно-диагностического процесса; ситуации, связанные с рискованным репродуктивным поведением; психосоматические нарушения; нарушения пищевого поведения; нарушения в системе значимых отношений; эмоционально-поведенческие нарушения; нарушение процессов социально-психологической адаптации. Виды оказываемой психологической помощи: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическая поддержка, психологическое консультирование, психологический анализ, психологическая диагностика, коррекция, тренинг. В отделении работают 8 психологов и 1 социальный работник. Разработаны эффективные программы работы с подростками: комплексная программа сопровождения  несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних  матерей с детьми; комплексная программа  сопровождения пациентов с нарушениями пищевого поведения; алгоритмы индивидуального и группового психологического консультирования подростков, телефонного психологического  консультирование подростков, психологического сопровождения пациентов с нарушениями пищевого поведения, трехэтапного психологического консультирования в ситуации репродуктивного выбора, социального сопровождения подростков находящихся в трудной жизненной ситуации. С успехом работают программа профилактики девиантного поведения «Азбука успеха» и профилактическая программа «Азбука здоровья». Круглосуточно ведется консультирование по  «Телефону доверия»  8-812-251-00-33. Сюда могут обратиться за помощью и дети, и взрослые.
 «Арт-терапевтические методики, используемые в практике медицинского психолога в школе родителей «Василиса» — такова была тема выступления медицинского психолога женской консультация №16 городской поликлиники №4 Василеостровского района Елизаветы Валериевны Стрельниковой. В школе проводятся регулярные занятия по арт-терапии, где идет погружение в мир истории искусства, а занятие творчеством помогает в осознании себя и своей ценности. Для беременных они проводятся бесплатно. Главная задача для беременной в процессе арт-терапии – выразить свое эмоциональное состояние через язык художественных образов. Как строятся занятия? На первом этапе идет процесс настройки на дальнейшую творческую работу: беременные приобщаются к всемирному художественному наследию, обсуждают особенности образа матери в разных мировых художественных культурах. На втором этапе происходит создание своей картины. Беременным предлагалось почувствовать себя в роли современных художниц и поработать в любой технике, взаимодействуя с художественными материалами и цветом. Свободное рисование позволяет воспроизводить любые образы. Они могут быть связаны с будущим материнством, отражать представления о ребенке, или же извлекать из подсознания актуальные переживания, тревоги и страхи. Предлагались темы: «Я и мой ребенок», «Любовь к малышу», «Я и моя мама», «Я в родах», свободная тема. После создания рисунков беременным предлагалось дать название своей работе и на оборотной стороне написать свой авторский комментарий в духе «что хотел сказать художник», то есть пояснение, которое раскроет авторскую концепцию произведения и расскажет о языке символов беременной художницы. В процессе создания продуктов творчества особое значение имеет музыкальное сопровождение. Используется классическая музыка, благоприятно воздействующая на общее состояние беременных. Благоприятный эффект дает прослушивание и пение колыбельных. Они помогают беременным расслабиться и установить взаимосвязь с будущим ребенком. Таким образом, создается безопасное арт-терапевтическое пространство. В процессе арт-терапевтической работы они погружаются в расслабленное состояние и наслаждаются процессом творчества. Продукт творчества может быть ресурсом для беременной, подарком для будущего ребенка, и также может стать материалом для индивидуальной арт-терапевтической сессии. В ходе арт-терапевтической работы беременные ощущают уникальность своего состояния, чувствуют родство со знаковыми материнскими образами мирового искусства. Докладчик рассказала о песочной терапии, об используемой методической литературе по арт-терапии.
С темой «Методология краткосрочной терапии дезадаптивных психологических расстройств» выступила к.м.н., медицинский психолог, женской консультации №14 городской поликлиники №32 Петроградского района Ника Викторовна Пчелинцева. Она подробно рассказала о методике «Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)», разработанный Френсин Шапиро для лечения стрессовых расстройств, вызванных переживанием таких событий, как насилие, когда запускаются неврологические и физиологические изменения, которые способствуют переработке травматических воспоминаний в терапии. ДПДГ содержит элемент двусторонней стимуляции (движения глаз, звуковая и тактильная стимуляция). Негативные мысленные установки (я ничего не стою, я плохой человек, я беспомощен, мне нельзя довериться и т.д.) поддаются корректировке в рамках метода ДПДГ, заменяются на позитивные (я хороший, я ценен, я силен, мне можно доверять). Объяснить суть предстоящей работы методике можно по метафоре Перлза: «Все, что случилось, надо пережевать, проглотить и переварить». Заблокированная после травмы в нейроструктурах мозга информация должна и может быть высвобождена – иначе она будет хранится очень долго. Схему работы участники семинара попробовали на себе. Для начала надо было выбрать «мишень» — образ, с которым будете работать, вспомнить все негативные ситуации, которые всплывают с данной проблемой, определить условия и обстоятельства существования проблемы, определить уровень проблемности «мишени» по 10 балльной системе. После ряда манипуляций предлагалось оценить произошедшие изменения. Приемлемый уровень снижения негатива 0-1 балл, увеличение позитива 8-9 баллов.
Закончила докладчик выступление словами К. Уилбера: «Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом, всякая тревога есть состояние потерянности в будущем».