Семинар «Арттерапия — метод групповой работы психолога в Школе материнства по преодолению тревожности у беременных женщин»

30 мая, в Городском центре медицинской профилактики» для акушеров-гинекологов, психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства состоялся семинар «Арттерапия — метод групповой работы психолога в Школе материнства по преодолению тревожности у беременных женщин».
Открыл семинар доклад «Скрининговая диагностика тревожных состояний у женщин в период беременности и после родов. Метод PASS-R.», который представили Коргожа Мария Александровна, к. психол. н., доцент кафедры клинической психологии и Евмененко Алеся Олеговна, аспирант кафедры клинической психологии, медицинский психолог Перинатального центра ФГБОУ ВО СПБГПМУ. Было отмечено, что скрининговое выявление симптомов тревоги у женщин проводится в дородовом и послеродовом периодах с целью оказания им своевременной психологической помощи. Определение степени выраженности симптомов тревоги и специфика их проявления, позволяет акушеру гинекологу строить индивидуальную программу ведения беременности. Задача психолога — определение мишеней психологической помощи женщинам при рождении ребенка с учетом индивидуальных особенностей, наблюдение за динамикой симптомов тревоги у женщин в период беременности и после родов, а также дополнительная оценка эффективности методов психологической помощи.
Кулиш Татьяна Сергеевна рассказала, что арт-терапия для беременных – это хороший способ расслабиться, забыв о постоянных стрессах и семейных проблемах. Творчество, которым занимаются будущие мамы, является отображением их эмоционального состояния. Татьяна Сергеевна подробно остановилась на практических вопросах применения арттерапии в женской консультации. Как проходит арт-терапия, какие существуют техники изотерапии, обратила внимание на то, в каких вопросах помогает арт-терапия? А именно: обретение внутренней гармонии; уменьшение страхов и тревог; улучшение самочувствия; увеличение количества позитивных эмоций; осознание родительства; изменение восприятия предстоящих родов (от стресса – к празднику); гармонизация партнерских отношений.

Абросимова Ангелина Игоревна, психолог-консультант, руководитель проекта «Жизнь продолжается» и Березина Надежда Васильевна, медицинский психолог, СПб ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» рассказали о сложной задаче психолога при работе с женщиной с перинатальной потерей. Эта проблема является серьезным испытанием для матери и для семьи. Появляется страх новой беременности, замкнутость, отстраненность, депрессия. Это лишь часть последствий, с которыми может столкнуться женщина и семья в целом. Что необходимо делать:
1.Создать безопасную среду для родителей и их родственников, испытывающих горе потери.
2.Оказывать поддержку родителям и их родственникам на каждой стадии горя.
3.Помочь родителям найти ресурсы – источник новых сил в них самих, в мире.
4.Помочь выстроить новую картину мира родителям и их родственникам. 
5.Помочь родителям проживать жизнь без защиты, щита от травмы.
6.Способствовать формированию новой модели поведения и реагирования на жизненные ситуации. Арттерапия входит в один методов оказания психологической поддержки и помощи женщинам в это период.

Доклад Глебовой Натальи Алексеевны, медицинский психолог женской консультации СПб ГБУЗ «Николаевская больница» был посвящен использованию динамического рисования цветным песком при арт-терапевтических занятиях с беременными женщинами. Привлечение средств искусства, творчества в терапевтические и коррекционные программы помощи беременным издавна считалось мягким и эффективным способом влияния на состояние женщин и внутриутробное психическое развитие детей. Одним из таких методов является арт-терапия – «терапия изобразительным творчеством». Песочная терапия с беременными женщинами ориентирована на поддержание их внутреннего потенциала здоровья и силы в период подготовки к материнству, на развитие механизмов самонаблюдения и саморегуляции.
С докладом «Ресурсные, проективные арт-терапевтические техники» выступила Лосюкова Виктория Витальевна, педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям Московского района. Виктория Витальевна подробно описала техники, которые она часто использует при работе, в т.ч. с беременными женщинами: «Поэтичная живопись» — создание живописных картин на образы японских стихов – хокку, «Бодиарттерапия» — отражение своего внутреннего состояния с помощью театрального грима, проективный метод: «Пейзаж актуального состояния», изготовление традиционной куклы «Сила рода».
После окончания всем слушателям были предоставлены методические материалы для использования в работе