Семинар «Организация занятий с беременными женщинами в Школе материнства в период эпидемии новой коронавирусной инфекции»

18 апреля, в Городском центре медицинской профилактики, для специалистов Школ материнства, психологов родильных домов и женских консультаций состоялся семинар «Организация занятий с беременными женщинами в Школе материнства – реальная возможность снизить заболеваемость новорожденных и перинатальную смертность».
Открыл работу семинара заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Заозерский Юрий Александрович. «Школа материнства входит в стандарт оказания акушерской помощи женщинам во время беременности и организуется в женской консультации. На занятиях, большая команда специалистов, в которую входят: врачи акушеры-гинекологи, акушерки, педиатры, психологи, информирует женщин, о происходящих во время беременности изменениях в организме, рассказывают о факторах, влияющих на неё и развитие плода, готовят женщину к материнству. Такие знания женщины получают от медицинских работников женских консультаций, а не из непроверенных и порой недостоверных сведений в интернете. По результатам опроса, проведенного Городским центром медицинской профилактики в 2021г., в котором приняли участие 786 беременных женщин, было отмечено, что 96% женщин высоко оценивали знания, полученные в Школах материнства они были полезны и в дальнейшем применялись на практике. Занятия позволяют подготовить беременную женщину к материнству, что в конечном итоге влияет на заболеваемость и смертность среди детей первого года жизни».
«Школа беременных во время COVID. Дистанционное обучение, как альтернативная замена» — такова была тема доклада акушера-гинеколога женской консультации №39 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №86» Калининского района Фетисовой Ольги Александровны. Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла свои особенности в проведение наших занятий с беременными. В 2020 году у нас началась другая жизнь – объявили изоляцию, карантин по covid-19. И никто не понимал, что делать. Были женщины, которые планировали беременность. Женщины, попавшие в рамки сложного выбора во время ранних сроков беременности. Беременные женщины, которые не понимали – как и где они будут рожать, как защитить себя и своего будущего ребенка. Женщины, которые не знали, как обратится на прием к гинекологу, откладывали плановые осмотры и операции. Они все хотели получить информацию. Но как? Мы решили помочь нашим женщинам онлайн. Преимущества дистанционного метода — можно получить знание в удобное время и в любом месте, где есть интернет. Мы проводили регулярные лекции наших ведущих специалистов. Мы выбрали наиболее актуальные темы: репродуктивный выбор, пройти беременность без осложнений, родить мягко и без потерь, адаптация к материнству: восстановление после родов и адаптация ребенка, грудное вскармливание, послеродовая депрессия, здоровье женщины в любом возрасте. Дистанционное обучение — это легко, доступно, понятно. Суть: поддержка женщин. Миссия: информационная помощь женщинам. Позиционирование: поддержание женского здоровья – диалог «женщина-врач». Только актуальная проверенная информация. Рациональное преимущество: важная информация «без воды» в диалоге с женщиной. Атрибуты: помощь рядом. Целевая аудитория сегодня – это 25-34 года; молодая женщина, планирующая беременность; беременная; женщина, которая недавно родила; ищет ответ на главный и важный вопрос: сохранение и поддержание женского здоровья; хочет знать, как справиться и что делать с гинекологическими проблемами.
В планах – запустить онлайн проект «Женская консультация», где эксперты на страницах в социальных сетях в доступном формате ответят на важные вопросы о женское здоровье: ответы. Это будет информация от практикующих врачей и проверенных экспертов, проведение чат-общения, ведение страницы в социальных сетях. В помощь женщинам планируется создание коротких видео, брошюр. Уже есть брошюра «Приветствие новорождённого: первые 5 дней жизни мамы и малыша». В заключение докладчик рассказала о плане на мероприятия, посвященного дню защиты детей.
Об организации психологической помощи беременным женщинам в женской консультации говорила в своем выступлении к.м.н., медицинский психолог ЖК №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №32» Петроградского района Пчелинцева Галина Викторовна. Для беременных запланированы три визита к психологу. Часто приходится сталкиваться с непониманием – зачем меня направили к психологу, ведь я не больная, у меня все в порядке. Когда объясняешь, что это плановый визит обязателен для всех беременных, женщины успокаиваются. С какими проблемами чаще всего обращаются беременные? Это тревога, страх, стресс, хроническая усталость, бессонница, проблемы во взаимоотношении в семье, гнев, курение, эмоциональное напряжение. В работе с некоторыми обращениями достаточно двух-трех консультаций. А в более сложных случаях требуется длительное психологическое сопровождение беременной. Сначала я провожу диагностику, собираю анамнез, провожу тестирование на отношение к беременности, на тревожность, рассказываю о психофизиологических особенностях течения беременности и развития плода. По показаниям провожу психокоррекцию эмоционального состояния с помощью дыхательных техник. Докладчик привела конкретные примеры техник работы в случаях дезадаптации при неожиданной новости о беременности, рассказала о техниках психологического консультирования беременных из групп риска, в частности десенсибилизации психических травм с помощью движений глаз,арт-терапии, об используемых упражнениях на расслабление, подробно остановилась на модели формирования проблемы и тактике работы с ней на примере фобии инъекций.

Об организации работы школы Материнства в условиях пандемии в бюджетной и коммерческой структурах рассказала психолог, акушерка женской консультации СПб ГБУЗ «Городская больница №40» Курортного района Ботвиньева Светлана Викторовна. Когда в марте 2020 г стало понятно, что ограничения – это всерьез и надолго, пришлось искать новые формы общения и ведения занятий, так как рожать не перестали, а страхов стало еще больше. Уровень тревоги в тот момент был максимальным у всех людей. А во время беременности, когда впереди и так много неизвестного и пугающего, плюс все антиковидные меры и ограничения, повышало уровень напряжения и стресса в разы. И так как я веду занятия с беременными более 20 лет, то чувствовала личную ответственность за их физическое и психологическое состояние. Меня засыпали личными обращениями и просьбами в мессенджерах о продолжении ведении занятий. Начался поиск возможных вариантов дистанционного обучения. Было перепробовано несколько вариантов: Zoom/Webinar/ ВКонтакте. Но, проведя своеобразный кастинг, приоритет был отдан платформе Инстаграм. На тот момент в ИГ была самая удобная форма виртуального общения, но сейчас нахожусь в поиске новых платформ.1 апреля 2020 г начала работать моя страница в Инстаграм. Темы занятий выбрали самые актуальные: правильное, рациональное и сбалансированное питание, изменения в организме во время беременности, формирование оптимального психологического компонента гестационной доминанты и адекватного настроя на роды путем выстраивания взаимодействия с ребенком при помощи тактильных контактов, обзор роддомов и перинатальных центров СПб и ЛО, необходимые вещи и документы для поездки в роддом, предвестники родов и возможные варианты трафика в роддом, три периода родов, Шкала Абгар, особенности ухода за новорожденными, занятие с консультантом по грудному вскармливанию, педиатром, представителями МФЦ Курортного района СПб. Отдельная тема — Школа Отцов (2 занятия). При постановке на учет по беременности или на консультации психолога беременным выдаются памятки о нашей онлайн Школе материнства, что помогает получить нужную поддержку и создать благоприятных фон течения беременности. С января 2021 года в Курортном районе начала работу коммерческая Многопрофильная Клиника Сестрорецка. Клиника работает по многим направлениям, но главное – родовспоможение. В женской консультации я веду прием, как перинатальный психолог. Там же организовали работу школы по подготовке к родам (малыми группами, парами и индивидуально). Проблемы при организации психопрофилактической помощи: в обеих структурах данное направление не является рентабельным: в бюджетной сфере это отвлекает специалистов от основного вида оказания медицинской помощи, а в коммерческой — не является главным источником получения дохода. Не всегда есть единое представление о важности формирования родовой доминанты даже среди коллег.
Финансовые сложности на сегодняшний день находят свое отражение и в распределении вложений в будущее по степени важности для каждой семьи.
О важности рационального питания во время беременности говорила в своем докладе врач-диетолог роддом № 10 Диогрик Лада Валерьевна. Она дала обзор современных научных подходах к питанию беременных. Недостаточное питание матери во время беременности «включает» адаптацию плода к бедной нутриционной внутриматочной среде и формированию «экономного» фенотипа с целью сохранения энергии и выживания в послеродовом периоде: у таких детей, как правило, маленький рост, ранний пубертат, изменение гормональной оси, изменение поведения, увеличение резистентности к инсулину и склонность к накоплению жировой ткани Последние открытия генетики четко показали, что на экспрессию генов могут оказывать влияние пищевые вещества и сила этого влияния значительно сильнее генетических факторов и даже активных химико-фармацевтических воздействий. Ожирение во время беременности увеличивает риск невынашивания, преэклампсии, эклампсии. У плода — риск неблагоприятного метаболизма с развитием избыточной жировой ткани и снижением чувствительности к инсулину, макросомией, высоким индексом массы тела. Избыток углеводов в пищевом рационе беременной значительно повышает частоту внутриутробной гибели плода, особенно у беременных с ожирением и нарушением толерантности к глюкозе. Сочетание ожирения с множественным дефицитом микронутриентов способствует трансгенерационной передаче хронических неинфекционных заболеваний. Чем выше индекс массы тела беременной, тем серьезнее риск множественного дефицита микронутриентов, особенно фолиевой и аскорбиновой кислот, железа и кальция. Исследования витаминного статуса беременных, проведенные в 2016 г. ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», показали, что большинство женщин (49–66%) испытывают дефицит витамина В2, D и β-каротина. Бурный рост тканей, формирование систем плода требует постоянного обеспечения его полным набором заменимых и незаменимых аминокислот. Одной из причин перинатальной заболеваемости и смертности плода является недостаток белка в рационе питания матери. Установлена прямая связь между дефицитом питательных веществ и частотой гестозов, внутриутробной гипоксии и гипотрофии плода. По мнению ряда авторов, причиной гестозов является выраженная белковая недостаточность – «хронический алиментарный шок». При недостаточном потреблении углеводов и более высокой скорости окисления глюкозы у беременных, особенно в поздние сроки беременности, усиливается катаболизм белков у плода, что отрицательно сказывается на его развитии. Состав микробиоты кишечника определяет и регулирует иммунный ответ, участвует в обмене всех макро- и микронутриентов. Кишечная микробиота является «виртуальным эндокринным органом» и синтезирует такие нейромедиаторы, как ГАМК, серотонин. 80% серотонина вырабатывается в толстом кишечнике. Изменение состава микробиоты изменяет концентрацию триптофана – предшественника серотонина, ключевого нейромедиатора вегетативной и центральной нервной системы. Бифидобактерии синтезируют и секретируют фолиевую кислоту. Возможно, уменьшение концентрации фолиевой кислоты в плазме крови женщин, страдающих ожирением, связано со снижением содержания бифидобактерий в кишечной микробиоте. Микробиота кишечника контролирует гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему: регуляцию аппетита гипоталамусом, липогенез и метаболизм глюкозы, обмен адипоцитов и накопление жировой ткани. По сути микробиоценоз управляет практически всеми процессами поддержания гомеостаза в нашем организме. Докладчик рассказала о том, какие рекомендации получает беременная у диетолога, о формировании пищевого поведения у ребенка, о том, какие особенности вскармливания влияют на формирование вкусовых ощущений ребенка, назвала факторы риска нарушения пищевого поведения у ребенка: позднее введение прикорма, насильственное кормление, стремление докормить до «последней капли в бутылочке», «до последней ложки», отсутствие вкусового разнообразия в рационе, в том числе у матери.
О работе школы материнства женской консультации №16 в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции рассказала психолог женской консультации №16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района Стрельникова Елизавета Алексеевна. Она познакомила со структурой организации психопрофилактической работы
с беременными женщинами в Женской консультации № 16, рассказала о размещенном на страницах социальной сети ВКонтакте цикле вебинаров по основным темам Школы здоровой семьи, о Школе родителей «Василиса» в Instagram, о проведении с беременными арт-терапевтических занятий, о взаимодействии с другими организациями в проведении акций и праздников. Докладчик отметила увеличение обращений к психологу женщин по направлению от акушера-гинеколога.
«Школа материнства: опыт совместной работы акушера-гинеколога и медицинского психолога в СПб ГБУЗ Городской перинатальный центр №1» — такова была тема лекции Балезиной Ольги Дмитриевны, врача акушера-гинеколога и Несветаевой Анны Гурьевны, медицинского психолога, СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1». В женской консультации ГПЦ №1 много лет организована Школа материнства, чтобы помочь будущим молодым родителям подготовиться к рождению малыша без страха и сомнений. На занятиях, которые проходят в уютной, спокойной, дружественной атмосфере в специально оборудованном зале выступают опытные специалисты женской консультации: врач акушер-гинеколог и медицинский психолог, врачи-педиатры, детские неврологи и инфекционисты. На еженедельной основе проводятся лекционно-практические занятия: психопрофилактическая подготовка беременных к родам, питание и гимнастика беременных, грудное вскармливание, психологический аспект грудного вскармливания, послеродовый период и особенности психоэмоционального состояния в послеродовый период. В ходе практических занятий «Уход за новорожденным» будущие мамы и папы могут получить необходимые навыки по уходу за малышом.
Для будущих пап в «Школе материнства» также предусмотрены лекции и практические занятия. В условиях хронического стресса, связанного с эпидемиологической обстановкой, в женской консультации оборудован кабинет психопрофилактики, где проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. В кабинете проходят занятия по обучению методам дыхания и релаксации «Колыбелька», арт-терапевтическое занятие «Мой ребенок — мой цветочек». Проводятся занятия по подготовке к родам и для семейных пар. Индивидуальные и групповые занятия состоят из практической и теоретической частей. В заключение докладчик отметила, что женское здоровье в условия современности требует комплексного подхода и тесного сотрудничества акушера-гинеколога и медицинского психолога.