COVID и психическое здоровье

6 октября в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» для врачей центров здоровья, отделений и кабинетов медицинской профилактики, заведующих терапевтическими отделениями, терапевтов, врачей общей практики, неврологов, психотерапевтов, психологов состоялся семинар «COVID и психическое здоровье».
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель директора ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Людмила Васильевна Винтухова: «Наш семинар приурочен к Всемирному дню психического здоровья, который будет отмечаться 10 октября. Психическое здоровье – важная и актуальная тема, особенно в условиях пандемии, так как одним из осложнений коронавирусной инфекции является нарушение когнитивных функций».
Открыл работу семинара доклад «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги о здоровье» клинического психолога, специалиста центра «Качество жизни» Антона Юрьевича Русакова. Что такое тревога о здоровье? Это устойчивая озабоченность человека возможностью иметь у себя тяжёлое, прогрессирующее заболевание или несколько заболеваний. При этом он ходит по врачам, регулярно предъявляет соматические жалобы или беспокоится по поводу их возникновения; интерпретирует нормальные телесные проявления как ненормальные и беспокоящие, сканирует тело на предмет «странных» ощущений. У него часто присутствуют выраженная тревога и депрессия. Он регулярно «нуждается» в медицинском обслуживании и в диагностических процедурах по поводу беспокоящих его признаков и жалоб на плохое самочувствие или избегает посещения врача из-за тревоги о том, что выявится страшный диагноз. У него часто формируется «порочный круг тревоги о здоровье»: заметил «странное» ощущение в теле и подумал: «А вдруг это что-то серьёзное!», усилилась тревога –побежал к врачу, обследовался, сдал анализы, ничего не нашли – врач разубедил его в идее, что он чем-то болен, произошло снижение тревоги. У такого пациента снижается способность переносить тревогу, не развивается толерантность к неопределенности. Как итог – снова «порочный круг». Психолог должен помочь пациенту стать более устойчивым к тревоге о своем здоровье, научить его позитивно рассуждать почему так происходит. Для этого рекомендуется вести «Дневник мыслей», куда следует записывать каждый тревожный симптом или ощущение, например, «болят глаза». Первая интерпретация пациента «я слепну». Надо научить его порассуждать — из-за чего еще это может быть? Оказывается, что он работал весь день на компьютере. Наиболее вероятное объяснение — глаза болят из-за того, что весь день сидел за монитором. Мыслительное действие снижает на порядок тревогу. Беспокойство — реакция на неопределенность Беспокойство – это размышления о возможных негативных сценариях и проблемах в будущем, часто усиливает тревогу и приводит к ожиданию неприятностей и к ощущению, что «я не смогу с ними справиться». Может ощущаться как цепляющиеся одна за другую мысли и образы, которые угрожающе разрастаются в самых невероятных направлениях. Чем выше неопределённость – тем больше беспокойства. Запускается каскад симптомов в теле — появляются «странные» ощущения. «А вдруг это что-то серьёзное?». Начинаются размышления о болезнях, сканирование ощущений, чтение про симптомы в интернете. Идет усиление тревоги и снова «порочный круг». Надо научить пациента отвлекаться от сканирования ощущений и копания в справочниках по их поводу. Здесь подходит экспозиция к неопределенности. Экспозиция – набор процедур, направленных на то, чтобы пациент осознанно и целенаправленно столкнулся с раздражителем, вызывающим у него страх, погрузился в стрессовую для него ситуацию. Цель экспозиции – развить у человека толерантность к данному раздражителю, снизить реакцию тревоги, снизить чрезмерный контроль и избегание. При тревоге о здоровье экспозицией является временный отказ от посещения врачей, поиска информации в интернете, обсуждения своих телесных ощущений с близкими и друзьями. Экспозиция проводится с согласия пациента; с предварительным разъяснением её сути и пользы от неё; с соблюдением социальных норм; в безопасных для него условиях.
Клинический психолог, специалист центра «Качество жизни» Елизавета Александровна Марьяненко продолжила тему беспокойства в своем докладе «Беспокойство и паника у пациента – что делать?». Она рассказала о видах и характеристиках острых стрессовых эмоционально-поведенческих реакций, о
стратегиях реагирования и помощи, о работе с собственными чувствами.
Факторы, определяющие различия в реакции на стрессовую ситуации: характер и тяжесть переживаемого события; перенесенные травмирующие события в прошлом;
в какой степени человек опирается на постороннюю поддержку в жизни; физическое здоровье; наличие у человека или в его семье расстройств психического здоровья (в том числе в прошлом); культурные корни и традиции, воспитание; возраст (например, дети разных возрастных групп реагируют по-разному). Острые стрессовые реакции: плач, агрессивная реакция, истерика, беспокойство, паника, шок. Агрессивное поведение: агрессия – это неконтролируемая реакция в стрессовой ситуации. Это своеобразный способ снижения эмоциональной нагрузки. Словесная и физическая агрессия нередко обусловлена особенностями характера или манипулятивным поведением. Шоковое состояние, шок — первая реакция на остро возникшее кризисное событие.
Первая психологическая помощь (ППП) – это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужду.
Общие указания ППП: не обесценивайте, не запрещайте чувства человеку,
не искажайте информацию ради его успокоения, ваш тон должен быть спокойным, уверенным, информация и указания — конкретны и просты. Надо дать человеку выговориться, даже если его реакция носит негативный характер. Постарайтесь оказать доступную практическую помощь или конкретно пояснить как получить её самостоятельно. Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Нужно дать этой реакции состояться. Не останавливайте слёзы. По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек. Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.
воздержитесь от советов. Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность. Агрессивное поведение может быть последствием стресса и страха. Оцените безопасность продолжения беседы, сведите к минимуму количество окружающих, не спорьте, не противоречьте агрессору, надо предложить пациенту или члену семьи обратиться к вышестоящему начальству или оставить письменную жалобу. Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.
При беспокойстве и страхе необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности. Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить любую мыслительную деятельность с целью переключения с эмоции страха.
Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться — когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным. При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ — информационный голод провоцирует усиление страха. При истерике по возможности уведите человека от зрителей или станьте самым внимательным слушателем, центром фокуса внимания; проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций; говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном; не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний. Переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего ему задается вопрос, требующий развернутого ответа. После истерики возможен упадок сил.
При шоке и панике у клиента старайтесь говорить спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении; в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений; используйте меньше терминов и сложных метафор, будьте готовы повторить информацию или записать, старайтесь сохранять самообладание. В заключение выступления докладчик порекомендовала дополнительные материалы для самообразования.
Опытом психологической реабилитации пациентов с постковидным синдромом в амбулаторных условиях поделился клинический психолог отделения реабилитации СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Олег Айратович Миргалиев. После перенесения коронавирусной инфекции всем пациентам необходимо посетить клинического психолога. После болезни когнитивные нарушения могут сохраняться от трех до шести месяцев. Так же страдает эмоционально-волевая сфера. Необходимо провести тестирование на нарушение когнитивных функций. Докладчик рассказал о проблемах мотивации у переболевших для работы с психологом, об этапах психокоррекции, о ее методах, о сложностях, с которыми приходится сталкиваться при психокоррекционной работе, о применяемой медикаментозной терапии, о работе амбулаторной школы реабилитации при поликлинике.