Питание ребенка первых лет жизни

18 ноября в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров, медицинских сестер отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (ДШО), кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений, медицинских психологов состоялся семинар ««Питание ребенка первых лет жизни. Формула здоровья».
С приветственным словом к участникам семинара обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Заозерский Юрий Александрович. Он отметил актуальность темы семинара, так как правильно сформированное родителями пищевое поведение ребенка позволяет сохранить здоровье в детстве и во взрослом возрасте.
Куликова Елена Александровна, к.м.н., детский эндокринолог Северо-Западного центра эндокринологии и эндокринной хирургии СПб ГУ в докладе «Формирование пищевых привычек в детстве – задел здоровья на всю жизнь!» рассказала, что возникновение алиментарно-зависимых заболеваний в основном зависит от человека. Основные проблемы в практике эндокринолога, связанные с нарушением питания в детской возрасте: избыточный вес, нарушение углеводного обмена, задержка физического развития, патология щитовидной железы. Ожирение у ребенка, связано с избыточным поступлением калорий в условиях гиподинамии и наследственной предрасположенности. У 70% детей с избыточной массой тела в 5–17 лет есть фактор риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. У 38% детей с ожирением развивается неалкогольная жировая болезнь печени. Дети и подростки с ожирением чаще страдают депрессией, существует связь между ожирением в подростковом возрасте и заболеваемостью раком у взрослых. Необходим мульти-компонентный подход для пациента с ожирением: диета, физическая активность, уменьшение «сидячего» времени, поведенческие методики. Докладчик рассказала о профилактике дефицита железа, йододефицитных состояний, дефицита витамина Д, о роли белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов в детском питании, о формирование пищевого поведения, вкусовых пристрастий, сервировке стола и оформлении блюд.
Основные рекомендации по питанию: рекомендуется сохранить 3 основных кормления (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак/полдник и кисломолочный продукт перед сном). При приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара. Важно соблюдать питьевой режим и для утоления жажды использовать воду, а не сладкие напитки.
О гигиене питания детей рассказала в своем выступлении врач по гигиене детей и подростков детского поликлинического отделения №21 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №23» Кировского района Будилова Татьяна Николаевна. Гигиена питания – одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола, возраста, профессии, характера труда и других особенностей. Полноценное питание является одним из наиболее существенных и постоянно действующих факторов, обеспечивающих правильные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Возрастная периодизация детского населения, принятая в России, разработана с учетом двух факторов: биологического (онтогенетического) и социального критерия, учитывающего особенности обучения и воспитания. Задача полноценного питания детей и подростков – полностью покрывать энергозатраты организма и обеспечить его основными питательными веществами, витаминами, минералами и водой в достаточном объеме. Пищевой рацион детей зависит от их возраста, пола, зоны проживания, характера деятельности и выполняемой физической нагрузки. У мальчиков потребность в энергии выше, чем у девочек. По сравнению со взрослым населением у детей должно быть чуть выше потребление жиров и выше потребление углеводов.
Принципы рационального сбалансированного питания для детей дошкольного и школьного возраста: адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам ребенка; сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, макро- и микроэлементы; максимальное разнообразие рациона; оптимальный режим питания; адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд; учет индивидуальных особенностей детей. Докладчик остановилась на влиянии питания на физическое и психическое здоровье, режиме питания в ДОУ, для учащихся школ, подробно прокомментировала нормативные документы, СанПиНы, методические рекомендации по питанию для образовательных организаций.
О реализации рисков патологии желудочно-кишечного тракта при несоблюдении режима и правил рационального питания шла речь в выступлении Веселовой Людмилы Николаевны, врача-гастроэнтеролога детской городской поликлиники №17 Выборгского района. В структуру поликлиники входит районное лечебно-диагностическое гастроэнтерологическое отделение. Цель его создания отделения: улучшение диагностики заболеваний органов пищеварения и организация восстановительного лечения детей с хронической гастроэнтерологической патологией в амбулаторно-поликлинических условиях. Малыш знакомится со многими вкусами ещё до рождения, заглатывая амниотическую жидкость, вкус которой зависит от того, чем питается будущая мама во время беременности. Питание беременной и кормящей грудью женщины должно быть гипоаллергенным, сбалансированным и рациональным. Питание играет важную роль в психомоторном и физическом развитии ребёнка. Проблемы детей младшего школьного возраста: часто не нравится школьная еда; имеют место большие перерывы в приёме пищи; у неприученных детей недостаток в рационе фруктов и овощей; стрессовые ситуации при учебном процессе. Для подростков характерно легкомысленное отношение к своему здоровью, нежелание слушать взрослых. Имеет место несоблюдение режима питания: зачастую 1-2 приёма полноценной пищи за день, перекусы, еда поздно вечером, а то и ночью, «утром некогда», «в школе невкусно», «на переменах не успеваю». Предпочтение в еде подростки отдают фаст-фуду, газированным напиткам. Недостаточно употребляют жидкость. Возникающие проблемы: моторные нарушения ЖКТ, нерегулярный приём пищи приводит к воспалению слизистой желудочно-кишечного тракта или обострению уже имеющегося, развивается болевой синдром, диспептические нарушения-дискомфорт, тошнота, ухудшается самочувствие. В сочетании с отягощенной наследственностью возникает риск развития ЖКБ, хронических запоров. Показатель хронической заболеваемости органов пищеварения у детей 0-14 лет имеет тенденцию к увеличению. Докладчик привела конкретный пример, где отчетливо видно, как реализовались все риски патологии желудочно-кишечного тракта при несоблюдении режима и правил рационального питания.
О психологических особенностях детей, имеющих фактор риска по ожирению, и организации профилактической работы рассказала медицинский психолог детского поликлинического отделения №26 детской городской поликлиники №71 Выборгского района Петрова Елизавета Андреевна. Во-первых, это влияние поведения — патологические пищевые привычки, недостаточная физическая активность, увеличение времени просмотра телевизора, игра в компьютерные игры в течение дня. Во-вторых, воздействие семьи — методы родительского воспитания и паттерны поведения в сочетании с особенностями образа жизни оказывают значительное влияние на уровень физической активности и рацион ребенка. Школа также может способствовать формированию ожирения при отсутствии обучения правильному питанию и физической культуры; недостаточное количество игровых площадок и спортивного оборудования, доступность нездоровых снэков и напитков в школе повышают риск ожирения у детей. Различные внешние эмоциональные факторы тоже могут стать причиной резкого набора веса: поступление в детский сад или школу, несчастный случай, смерть близкого человека, развод родителей.
Психологические особенности личности детей с избыточной массой тела и ожирением: необщительность, замкнутость и излишняя строгость в оценке людей; холодность в общении, сниженный интерес к жизни окружающих их людей; недоверчивость, чрезмерная обидчивость и отсутствие интуиции в межличностных отношениях; отсутствие ответственности, капризность, острая реакция на неудачи, заниженная самооценка, неустойчивость настроения; тревожность, плаксивость, подавленность, непостоянство, несобранность; развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих.
В предотвращении данного заболевания основную роль играют родители, основной задачей которых является поддержка ребенка, совместный путь решения проблемы и выстраивания плана действий. При невозможности самостоятельно справиться с проблемой родителям необходимо обратиться за психологической помощью. Основные правила психологической поддержки заключаются в том, что родителям необходимо установить и соблюдать режима питания, не заставлять ребенка есть через силу, сформировать привычку к полезной еде, заняться спортом, чтобы подать ребенку пример, преодолеть собственные комплексы, не акцентироваться в разговорах на внешности ребенка, а также не использовать еду в воспитательных целях и как способ контроля эмоций.
«Психическое здоровье детей младшего возраста», тема доклада Шарма Валентины Борисовны, клинического психолога факультета психологии СПбГУ. В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: «Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи». Взаимодействие ребенка и значимого взрослого, в котором значимый взрослый проявляет воспитательный такт и личностную зрелость, является источником психологического здоровья ребенка.
Какой родитель нужен ребенку для формирования здоровой психики? Морально зрелый взрослый, который осознает в первую очередь, себя, и не отказывает в нужде ребенку. А также тот, который уважает границы ребенка: понимает, сколько может дать и сделать ребенок и не требует невозможного. Ребенку нужен взрослый, а не идеальный родитель. Тот, кто трезво оценивает свои ресурсы. Ребенку нужен взрослый, на которого можно положиться, тот который может обеспечить стабильность. Докладчик подробно остановилась на роли семьи в формировании пищевых привычек ребенка — нарушении режима питания, приема еды, разных правилах для разных членов семьи, отсутствии модели поведения, на которую ребенок мог бы опереться.
Нарушение функциональности семьи как системы, «команды», как следствие – постоянные конфликты, которые вызывают стресс у ребенка. Необходимо контролировать информацию вокруг ребенка, стараться искать и предлагать ребенку источники информации, в которых минимум рекламы, предлагать ребенку положительные истории и положительных героев, обсуждать с детьми ту информацию, которую они потребляют. Почему герой поступает тем или иным образом? Какие последствия будут у его поступков? Тема конфликтов в семье: стараться выяснять отношения не в присутствии ребенка. Если так получилось, что ребенок стал свидетелем конфликта, искренне поговорить с ребенком об этом на его языке, спросить, как он себя чувствует, дать ему высказаться. Удостовериться, что ребенок понимает, что любовь родителей никуда не денется, несмотря на конфликт. Докладчик рассказала об основных проблемах в установлении психологического контакта врача с родителями и эффективные способы коммуникации с ними.