16 ноября в лектории «Открой мир здоровья» Городского центра общественного здоровья и медицинской профилактики для социальных педагогов, преподавателей ОБЖ, руководителей служб здоровья, представителей родительских комитетов образовательных организаций, родителей состоялся семинар: «Когнитивное благополучие и психическое здоровье современных детей. Нейропсихологический подход в помощь воспитательно-педагогическому методу. Гаджеты». Его провела нейропсихолог, медицинский психолог ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Матюшкина Анна Александровна.
Она рассказала о влиянии гаджетов на развитие мозга детей. Мы живем в мире гаджетов. Отменить их нельзя. Но чрезмерное увлечение цифровыми технологиями может плохо сказаться на работе человеческого мозга. При использовании современных технических устройств, часть работы мозга перекладывается на них. Электронные средства доставки информации выдают нам уже готовую информацию, для ее восприятия трудиться надо меньше. Мы не тренируем свои нейросети, не делаем богаче свой внутренний мир, когда получаем уже разжеванную информацию, ту, которую не надо обдумывать. Высокотехнологичные гаджеты снижают нагрузку на мозг, поэтому человеку часть действий просто не нужно осуществлять, а за счет этого работа мозга упрощается. Если мы мозг не нагружаем, он теряет свои свойства.
Освоение нового навыка требует определенных перестроений в работе головного мозга, заставляет по-новому воспринимать и обрабатывать информацию собственными усилиями. Развитие человека стало возможным благодаря активным действиям, движению в окружающем мире, необходимости думать и контролировать себя. Сейчас многого из этого для повседневного существования не требуется.
Для правильного функционирования мышления и речи необходимо, чтобы с самого детства у ребенка развивались моторные зоны головного мозга. Если этого не происходит, то есть риск того, что у ребенка будет задержка психологического развития. Все сложные виды психической деятельности строятся из более простых. То есть, сначала мы отрабатываем какие-то более простые вещи и из них уже вырастают более сложные психические функции. И сейчас очень часто у детей именно здесь пробел, потому что у них база не сформирована, а мы их уже учим математике, иностранному языку и т.д. А они привыкли сидеть в компьютере, не владеют своим телом и в связи с этим получают вторичную задержку развития. После длительного сидения ребенка в он-лайне можно заметить у него вегетативные изменения – расширение зрачков, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное потоотделение, изменяется и ритмика головного мозга.
Для развития мозга необходима физическая активность, получение извне сенсорной информации (температура, запахи, цвет) и ее обработка, построение собственной деятельности на основе этой информации. Сначала необходимо научить ребенка всему тому, чему можно его научить и без компьютера, а потом уже давать компьютер. Надо следить за контентом, который потребляет ребенок. Иначе получится «копание в мусорной куче» – кому что попадется. Мозг в дальнейшем будет выбирать то, что проще, что скорее принесет удовольствие. Если родители подбирают ребенку в компьютере какие-то игры, то важно, чтобы они были дозированные, специфические, направленные на развитие той или иной функции. А если ребенку дают планшет просто для того, чтобы он отстал, то это чревато большими проблемами в будущем.
При выполнении домашних заданий с помощью планшета никаких когнитивных функций и навыков не формируется, страдает процесс усвоения и нарушается последовательность в преемственности знаний, появляется «клиповое» мышление.
Гаджеты – это инструмент больше для взрослых. Понимание функционала гаджета для школьников начинается с 14 лет. Только с этого возраста, когда структуры головного мозга школьника уже готовы, гаджет может использоваться как инструмент для поиска и структурирования информации.
Дети скатываются на бесконтрольное использование гаджетов, у них может сформироваться зависимость. А зависимость от гаджетов – это болезнь, которую надо лечить, в том числе и медикаментозно. И только при комплексном подходе, с помощью психиатра с этой проблемой удастся справиться в лучшем случае через полгода.
Если есть зависимость, то есть и синдром отмены. Если забрать у ребенка гаджет, то он становиться агрессивным, раздражительным, в плохом настроении. У него происходит сужение поля эмоционально значимых стимулов с отрицанием любых альтернатив, снижаются когнитивные способности и избирательности уровня внимания.
Первичная профилактика зависимости заключается в ее предупреждении. Здесь очень важна роль семьи. Именно родители несут ответственность за покупку и раздачу телефонов и планшетов детям. Взрослые должны предлагать альтернативу гаджету. И, конечно, личный пример. Если мы живем параллельно друг другу, когда каждый дома общается со своим личным гаджетом, то это плохой пример. Должен быть четкий и дозированный режим использования электронных «помощников».
Младшим школьникам не рекомендуется использование гаджетов за час до и час после уроков, за час до сна. Если ребенок поиграет на телефоне на перемене, то «вернуться» на урок ему будет очень трудно, происходит «западение» — он некоторое время заторможен. Это связано с протеканием его энергетических процессов. Отвлечение внимание на какой-то объект (игру) и возвращение обратно на урок требует очень много энергии. Внимание – это очень энергоемкая функция.
Вторичная профилактика заключается в устранении риска рецидива (контроль после лечения от гаджетозависимости). Третичная – реабилитация аддикций (агрессии и т.д.)
Лектор ответил на многочисленные вопросы слушателей.
Меню
Перейти к содержимому- Главная
- Музей гигиены
- Населению
- План мероприятий
- Профилактика КОВИДа, ГРИППа, ОРВИ
- Диспансеризация
- Лекарственное обеспечение
- Углублённая диспансеризация
- Советы врача
- Полезно знать
- Помоги себе сам
- Методические материалы
- Университет здоровья
- Лекторий «Открой мир здоровья»
- Газета «Домашний доктор»
- Школа снижения веса
- Школа материнства
- Центр здоровья
- Школа молодой матери
- Всемирные дни
- Служба социальных участковых
- Специалистам
- Библиотека
- РЦ ПМСП