Профилактика травматизма у детей раннего возраста

30 июня в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» для участковых педиатров, врачей, медицинских сестер отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, психологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Профилактика травматизма у детей и подростков».
С приветственным словом к участникам семинара обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Юрий Александрович Заозерский: «Летом у детей больше свободного времени и количество травм резко возрастает. Свою лепту в негативную статистику вносит купание в неприспособленных водоемах. Поэтому тема профилактики детского травматизма особенно актуальна в летнее время. Ребята сами интересуются своим здоровьем, но ищут ответы на свои вопросы в основном в социальных сетях, где информация не всегда достоверна. Медицинским работникам стоит задействовать эти интернет-площадки для информирования по различным аспектам здоровья, в том числе по вопросам профилактики детского травматизма».
Открыл работу семинара доклад «Профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков» подполковника полиции, заместителя начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ УГИБДД ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерины Павловны Новоселовой. В настоящее время на четверть снизилось число ДТП с участием детей. В тоже время число погибших в ДТП детей осталось на уровне прошлого года. На дорогах города произошло 131 ДТП с участием детей. 2 ребенка погибли и 138 несовершеннолетних получили ранения. 54% ДТП произошло с детьми – пешеходами. В 75% случаев ДТП в темное время суток дети-пешеходы находились без световозвращающих элементов, а значит, они были менее заметны на дороге. Каждое третье ДТП с участием детей пешеходов произошло из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов водителями транспортных средств. Треть ДТП произошло, так как дети нарушили правила дорожного движения. Несовершеннолетние переходят дорогу в неположенных местах, на красный сигнал светофора и т.д. Дети копируют поведение взрослых на дороге, а взрослые часто пренебрегают правилами, показывая плохой пример детям. Около 50% детей-пассажиров получают травмы по вине водителей, которые их перевозят. При перевозке детей-пассажиров очень важно использовать специальное сертифицированное детское удерживающее устройство – нужно постоянно напоминать об этом водителям. Особое внимание нужно уделить перевозке младенцев. Ни в коем случае нельзя перевозить их на руках. Отдельно стоит сказать о велосипедистах. На 40% возросло количество происшествий и травм с их участием. Необходимо усиление профилактической работы. Подобная деятельность ведется круглогодично. Используется все средства. ГИБДД организует уроки в детских садах и школах, посвященные вопросам безопасности на дорогах, проводятся профильные акции для различных категорий участников дорожного движения, в СМИ распространяется информация о правилах безопасности, задействована социальная реклама.
О профилактике травматизма у детей и подростков рассказала Мария Сергеевна Великанова, специалист ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» Минздрава России. Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Детский травматизм –одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, зачастую приводя к инвалидности, но и влечет проблемы для родителей. Более 3 миллионов детских травм ежегодно регистрируется в медицинских учреждениях РФ. Каждый восьмой ребенок до 18 лет обращается с травмой в больницы. Порядка 50% детских травм – это бытовые травмы; 32% — уличные; 7% — школьные. 60% травм происходят у мальчиков, 40% — у девочек. Часто причиной детского травматизма является халатность родителей.
Основные государственные задачи по профилактике детского травматизма: принятие всех необходимых законов и мер; введение стандартов безопасности для основных предметов детского потребления; адаптация окружающей среды под потребности детей; пропаганда средств и систем личной безопасности; введение образовательных программ по безопасности для детей; повышение качества неотложной медицинской помощи. Меры профилактики детского травматизма на дорогах и улицах: обучение детей правилам дорожного движения; обеспечение транспорта детскими креслами; наличие защитных шлемов, наколенников, налокотников при катании на велосипеде, роликах, самокатах и т.д.; обеспечение детей светоотражающими элементами в темное время суток. Профилактика бытового травматизма: ограничить доступ детей к розеткам и электроприборам; закрыть все острые углы мебели специальными накладками; подбирать игрушки по возрасту; детская кроватка должна иметь боковые ограничители; горючие и горячие (чайник) вещества, бытовая химия, лекарственные средства должны быть недоступны для детей. Родители не должны перекладывать ответственность за жизнь и здоровье своих детей на других. Этапы оказания помощи при травме: первый этап – на месте, второй – амбулаторное звено, третий – специализированная травматологическая помощь в стационаре.
С докладом «Ранняя помощь детям и их семьям – область межведомственного взаимодействия» выступила Валькова Ирина Анатольевна, руководитель подразделения службы ранней помощи ГБДОУ №41 Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегративного воспитания», член Координационного совета по ранней помощи Центрального района, член межотраслевой рабочей группы по вопросам развития ранней помощи при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга. Она показала видеоролик про детей с особенностями здоровья, которым нужна ранняя помощь.
Ранняя помощь детям и их семьям включена в формируемую систему комплексной реабилитации и абилитации и должна стать ее начальным звеном, способствующим как раннему выявлению нарушений функций организма детей, так и комплексной профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности. Что это такое? Ранняя помощь – это поддержка семей с детьми от рождения до трех лет, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное и развитие навыков адаптации. Программы ранней помощи направлены на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи. Ранняя помощь бесплатна. Ее оказывают службы и отделения, работающие на базе государственных учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Как понять, что нужно обратиться за ранней помощью? Наличие одной из этих причин является сигналом: если у вас есть беспокойство или возникают вопросы про развитие и воспитание ребенка; если вы видите, что поведение, развитие ребенка отличается от развития и поведения сверстников; если ребенку поставлен медицинский диагноз, который может отразиться на его развитии; если у ребенка есть инвалидность; если в жизни вашей семьи есть сложные обстоятельства, влияющие на развитие и поведение ребенка. Команда специалистов (психологи, педагоги, специалисты по движению, социальные работники, врачи) совместно с родителями определяют, нуждается ли ребенок в ранней помощи. Совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Специалисты в ряде случаев имеют возможность осуществлять домашние визиты (проводить консультации или занятия на дому). В рамках программы сопровождения специалисты поддерживают:
развитие социальных способностей ребенка (способность вступать в отношения с другими детьми и взрослыми); коммуникации и речи ребенка; его двигательных возможностей; приобретение навыков самостоятельности ребенка; его познавательную активность. Специалисты также предоставляют психологическую поддержку членам семьи,
консультируют родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Раннюю помощь оказывают более чем в 40 учреждениях по Санкт-Петербургу.
В заключение семинара был показан видеоролик «Безопасность детей в ваших руках».
После завершения работы семинара состоялась экскурсия в Музей гигиены.