Семинар «Организация работы медицинского психолога в женской консультации»

7 июля в Городском центре медицинской профилактики» для психологов родильных домов и женских консультаций, специалистов Школ материнства, специалистов районных центров социальной помощи семье и детям состоялся семинар «Организация работы медицинского психолога в женской консультации».
Медицинский психолог женской консультации №9 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района Илья Олегович Ефременко поделился опытом использования методики «Линия жизни» в женской консультации. Почему именно эта методика? Она проста в использовании, не требует дополнительного методического материала, нужны только ручка и бумага. Методику можно использовать и как диагностический материал, и как этап психотерапии. Для начала нужно погрузить женщину в ее прошлый опыт переживания значимых событий, как позитивных, так и негативных. Переживание позитивных моментов – это ресурсный опыт, негативных – травмирующий, его надо проработать. На этом этапе обозначаем конкретные вопросы для дальнейшей работы. Затем приступаем к составлению графика –«линии жизни». Рисуем вертикальную, где отмечаем шкалу с делениями от +5 до – 5, и горизонтальную ось, обозначающую ноль. Затем точками обозначаем значимые события, ранжируя их по шкале значимости – хорошие события ставим в поле с плюсом, травмирующие, негативные –в поле с минусом и соединяем их в график. Смотрим, куда направлен вектор. Если вектор смещен в отрицательное пространство, то надо проанализировать, какие это события, страхи, тревоги, с чем они связаны. Это поле для работы с негативными аспектами в будущем. Цель — сместить фокус внимания на позитив, взять контроль над своей жизнью.
Медицинский психолог женской консультации №16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района Елизавета Валерьевна Стрельникова рассказала о применении метода арт-терапии при работе с беременными женщинами в школе родителей «Василиса» женской консультации, которая существует с 2001 года. Елизавета Валерьевна работает с беременными уже пять лет. В школе проводятся регулярные занятия по арт-терапии, где идет погружение в мир истории искусства, а занятие творчеством помогает в осознании себя и своей ценности. Для беременных они проводятся бесплатно. Главная задача для беременной в процессе арт-терапии – выразить свое эмоциональное состояние через язык художественных образов. Как строятся занятия? На первом этапе идет процесс настройки на дальнейшую творческую работу: беременные приобщаются к всемирному художественному наследию, обсуждают особенности образа матери в разных мировых художественных культурах. На втором этапе происходит создание своей картины. Беременным предлагалось почувствовать себя в роли современных художниц и поработать в любой технике, взаимодействуя с художественными материалами и цветом. Свободное рисование позволяет воспроизводить любые образы. Они могут быть связаны с будущим материнством, отражать представления о ребенке, или же извлекать из подсознания актуальные переживания, тревоги и страхи. Предлагались темы: «Я и мой ребенок», «Любовь к малышу», «Я и моя мама», «Я в родах», свободная тема. После создания рисунков беременным предлагалось дать название своей работе и на оборотной стороне написать свой авторский комментарий в духе «что хотел сказать художник», то есть пояснение, которое раскроет авторскую концепцию произведения и расскажет о языке символов беременной художницы. В процессе создания продуктов творчества особое значение имеет музыкальное сопровождение. Используется классическая музыка, которая благоприятно воздействует на общее состояние беременных. Благоприятный эффект дает прослушивание и пение колыбельных. Они помогают беременным расслабиться и установить взаимосвязь с будущим ребенком. Таким образом создается безопасное арт-терапевтическое пространство. В процессе арт-терапевтической работы они погружаются в расслабленное состояние и наслаждаются процессом творчества. Продукт творчества может быть ресурсом для беременной, подарком для будущего ребенка, и также может стать материалом для индивидуальной арт-терапевтической сессии. В ходе арт-терапевтической работы беременные ощущают уникальность своего состояния,
чувствуют родство со знаковыми материнскими образами мирового искусства.
Докладчик рассказала о песочной терапии, об используемой методической литературе по арт-терапии.
С докладом «Коррекция дисстресса у беременных женщин» выступила медицинский психолог СПб ГБУЗ «Женская консультация №33» Невского района Елена Анатольевна Пазарацкас. Она рассказала о проведенном на базе женской консультации исследовании. У группы беременных женщин проводилось измерение дистресса до и после коррекционного вмешательства – краткосрочной психотерапии. По результатам исследовательской деятельности было выпущено методическое пособие.
Период беременности женщины сопровождается не только положительными, но и отрицательными эмоциями. В психокоррекции беременной необходимо учитывать ее физиологические особенности и ограниченность по времени гестационным периодом.
В основе психокоррекции беременных используется краткосрочная групповая динамическая психотерапия, в основе которой лежит личностно –ориентированная (реконструктивная ) психотерапия.Цель психокоррекции- регуляция особенностей дисстресса у беременных женщин. Задачи: формирование открытого доверительного общения по вопросам протекания беременности у каждой женщины-участницы; формирование более адаптивного мышления; отреагирование отрицательных эмоций; просвещение беременных в вопросах важности грудного вскармливания, гармоничного воспитания детей, гармонизации отношений в семье. Докладчик подробно остановилась на вопросах формирования групп и условиях отбора участников. Инструменты психологического вмешательства: спонтанное рисование, сюжетно — ролевые игры.
Также используется визуализация, упражнения на мышечную релаксацию.
Механизм лечебного воздействия спонтанного рисования -субъективные образы отрицательных переживаний переносятся на бумажный лист, а сама беременная не испытывает, при этом чрезмерного эмоционального потрясения. Психологическая беседа в процессе рисования помогает проговорить деструктивные когниции и яснее их осознать.
Определенный ритм рисования способствует выражению внутриличностного напряжения символами рисунка. Использовались и другие методы психокоррекции, способствующие укреплению эмоциональной сферы беременной: освоение техник релаксации, танцы (сидя на стуле) расслабляющие тело и возвращающие участников в ситуацию здесь и сейчас, групповое общение, как возможность сказать то, что каждый считает важным.
Результаты групповых психологических встреч оцениваются методом наблюдения, обратной связью от беременных в период посещения и после окончания групп.
В итоге: снижаются симптоматические жалобы, повышается терпимость к стрессу, расширяются копинг-стратегии, укрепляется самооценка и формируется более адаптивное поведение в кругу значимых людей. В целом, психологические групповые занятия подтверждают целесообразность использования спонтанного рисования с учетом теоретического подхода к феномену беременности и его следует реализовывать во время беременности с целью улучшения состояния женщин.
О влиянии музыки на эмоциональное состояние беременной женщины говорила в своем выступлении старшая акушерка физиологического отделения СПб ГБУЗ «Родильный дом №9», победитель 2022г. в номинации «Лучшая акушерка учреждения здравоохранения» Евгения Леонидовна Рыжакова. Музыка имеет удивительное воздействие на организм человека. Уже давно в разных странах использует метод лечения музыкой – музыкотерапия. Более спокойная классическая музыка способна успокоить сердцебиение и снизить кровяное давление. Доказано, что ещё не рождённый малыш, находясь в животе у матери, способен слышать и ощущать. Если начать разговаривать с ребёнком уже на этапе беременности, то после своего рождения он будет узнавать голоса близких людей. Общение с малышом в период его вынашивания с помощью прикосновений и звуков называют гаптономией. Музыка при беременности – отличный вариант такого общения. Спокойные классические мелодии оказывают благотворное воздействие на развитие плода, а также успокаивают, умиротворяют и расслабляют его маму Музыкотерапия — одно из наиболее эффективных направлений внутриутробного развития детей. Она позволяет гармонично развивать оба полушария их головного мозга: левое, отвечающее за решение логических задач, и правое, позволяющее мыслить творчески. Такая стимуляция мозга способствует росту нейронов и положительно отражается как на физическом, так и психическом состоянии малыша. Музыкотерапия крайне полезна для беременных. Она помогает успокоиться, настроиться на позитивный лад, учит расслабляться и сосредотачиваться. Такие умения пригодятся в родах, помогут ослабить болевые ощущения. Многие роженицы слушают умиротворяющую музыку, находясь уже в родовой палате. Для улучшения психоэмоционального состояния беременных женщин могут использоваться специально разработанные музыкальные программы, состав­ленные из классических произведений. Классическая музыка в большей степени, чем современные ритмы, подходит для релаксации. Много исследований проводится по вокалотерапии беременных женщин.  Вокалотерапия – лечение пением.
Многими учеными доказан тот факт, что малыш, находясь в утробе матери, слышит и запоминает её голос, пение во время беременности положительно влияет не только на эмоциональное стояние матери, но и будущего ребенка. При пении спокойных песен у женщины улучшается общее состояние, нормализуется давление, а это самым положительным образом влияет на здоровье будущего плода. После родов женщины, которые пели мелодичные песни своему ребенку, замечали, что ребенок более спокойный меньше плачет между матерью и малышом возникает тесный духовный контакт.
Ученые добавляют и другие детали. Они считают, что роль дыхания, (а без ритмичного дыхания пение невозможно) является ведущей для физиологического развития будущего ребенка, а психические процессы у него запускает не что иное, как вибрация маминого голоса. Пение мамы не просто помогает ей общаться с еще не родившимся крохой, устанавливая между ними какую-то совсем особенную, крепкую связь, но и способствует правильному развитию малыша. Но поскольку здоровье, интеллект, способности закладываются еще в период внутриутробного развития, роль музыкотерапии наиболее актуальна для беременных женщин.