Семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков»

29 января в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика употребления никотиносодержащих и психоактивных веществ у детей и подростков» для заместителей директоров по воспитательной работе; педагогов, в том числе социальных педагогов; психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП; руководителей служб здоровья образовательных организаций.
Учитывая актуальность тематики, семинар вызвал огромный интерес у аудитории. Большой зал ГЦМП едва смог вместить всех желающих.
Первым прозвучал доклад «Социальные и психологические и факторы, предрасполагающие к формированию зависимостей у детей» к.м.н., заведующей отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Валентины Владимировны Яковенко. Она отметила актуальность проблемы. Каковы же причины возникновения употребления психоактивных веществ и наркомании? В первую очередь, это социальные причины, заложенные в обществе и непосредственном окружении человека.
Есть психологические причины, связанные с характеристиками личности человека, и биологические. Если говорить о глобальных макросоциальных причинах, то здесь надо отметить всеобщее падение нравов, низкую духовность и культуру у значительной части населения, сформировавшуюся наркотическую субкультуру и «моду» на наркотики среди молодежи, относительную доступность наркотиков «на черном рынке», активную деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики. Говоря о локальных макросоциальных причинах, стоит выделить недостаточную воспитательную работу среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга, агрессивную пропаганду наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп).
Какие же черты характера предрасполагают к формированию зависимости? Это личностная незрелость; слабая или отсутствующая воля; отсутствие жизненных целей и ориентиров; стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться собственным желаниям; неумение или нежелание оценивать возможные последствия принятых решений; желание получать желаемое немедленно и без оглядки на потенциальные риски; импульсивность;проблемы в межличностных отношениях, дезадаптивные способы совладания со стрессом. Лектор отметила, что большое значение в формировании зависимостей у детей, имеют патологизирующие стили воспитания, такие как гипоопека, гиперопека, гипопротекция, гиперпротекция и различные сочетания стилей. Семья — это самый первый институт социализации ребенка. «Психотерапевтическая», поддерживающая функция семьи дает ее членам чувство защищенности и психологического комфорта, принятие объективной сложности окружающего мира, формирует полноценную адаптацию к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. В задачи образовательных учреждений, помимо передачи знаний и формирования культурных и нравственных ценностей, входит помощь в социальной адаптации, выработке адекватного социального поведения и содействие личностному росту. Для сегодняшней школьной образовательной системы характерно перекладывание ответственности за асоциальное поведение учеников на их родителей. Дисфункциональная семья плюс проблемы образовательного процесса (загруженность учебой, невнимание к естественным потребностям и интересам учеников, невнимание к личностному аспекту, недостаточная компетентность педагогов в вопросах профилактики наркомании) дают почву для развития зависимости. Дети отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова.
Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, это то, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Каковы же общие признаки употребления наркотиков? Это изменение поведения: потеря интереса к учебе; ухудшение успеваемости; утрата прежних интересов; отдаляется от прежних друзей и одноклассников; общается в агрессивном тоне, вспышки гнева; выходит полностью из подчинения; сбегает из дома при попытке ограничить общения с новыми друзьями.
Беспричинная смена настроения: безудержное веселье переходит в мрачное расположение духа или безразличие. Суетливая активность сменяется заторможенностью движений и речи. О многом может рассказать и внешний вид: одежда с длинными рукавами, игнорирование требований к личной гигиене, неряшливость в одежде, бледная, с серым оттенком кожа, отечность лица, кистей рук, сухие ломкие волосы. Изменение аппетита: забывает о еде, ненормально высокий аппетит, граничащий с обжорством, высокая жажда.
Речь: изменение темпа и связности речи в состоянии опьянения, употребление слов и выражений: дурь, кислота, химка, план, травка, солома, винт, чек, колеса и т.д.
Наблюдаются такие соматические расстройства, как тошнота, рвота, приступы чрезмерной потливости, заложенность носа, насморк, слезотечение, пересыхание красной каймы губ до растрескивания кожи.
Старший научный сотрудник, врач-нарколог отделения терапии больных с аддиктивными расстройствами ФГБУ СПб «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Дмитрий Иванович Громыко продолжил работу семинара выступлением «Никотиновая зависимость в подростковом возрасте». Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, воздействующие на психические процессы, например, на когнитивную или аффективную сферы, и способные формировать психическую и физическую зависимость.
Классификация ПАВ в зависимости от вызываемых психических эффектов: седативные и успокаивающие вещества, стимулирующие вещества, психоделические вещества. Токсикомания — это зависимость от ПАВ, которые законом не отнесены к наркотическим веществам: алкоголь, никотин и др. Факторы, влияющие на приобщение к никотину: генетические, социальные, экономические, психологические. Никотин – это седативный ПАВ. Каковы же мотивы употребления табака? Он дает ощу­щение стимуляции; уменьшение раздражительности и вспыльчивости; прилив сил при приеме никотина; чувство расслабления после стрессо­вых ситуаций; стимулирует налаживание межличностных контактов. Курят «за компанию», если кто-то курит рядом. При наличии зависимости курят для снятия симптомов отмены. Готовность подростка к употреблению никотина может быть обусловлена многочисленными факторами. Это и конфликтные отношения в семье, и проблемы школьной успеваемости, и нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, и склонность к девиантному поведению, и наличие коморбидных психических заболеваний, и потребление ПАВ членами семьи, и традиции потребления никотина в референтной группе времяпровождения, и социально неблагополучный район проживания и т.д. Докладчик рассказал об интоксикации никотином и способах лечения табачной зависимости: фармакологическом, психотерапевтическом, комбинированном.
В настоящее время особое беспокойство у медиков вызывает употребление подростками снюса. Снюс — вид табака, увлажнённый и измельчённый, порционный (в пакетах) или рассыпной, который обычно помещают между верхней губой и десной на 5 – 30 мин. (по данным производителя). Через слизистую оболочку рта никотин поступает в организм.
Снюс является бездымным табаком. Может содержать высокий и низкий уровень никотина. Никотин в снюсе содержится в гораздо большей дозе, чем в сигаретах. Употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту до 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении табачного снюса можно получить до 22 мг никотина. Снюс с чистым никотином содержит в разы больше миллиграммов вещества – от 40 до 60. Очень опасны последствия хронического потребления снюса в подростковом возрасте: остановка роста, повышенная агрессивность и возбудимость, ухудшение когнитивных процессов, нарушение памяти и концентрации внимания, высокий риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта. Большую обеспокоенность вызывает и мода на электронные сигареты, используемые для генерации аэрозольного никотина, а также для образования ароматизированного пара без содержания никотина.
Содержание никотина в одной затяжке зависит от интенсивности работы испарителя. При увеличении мощности генерируется больше пара и большее количество никотина в одной порции. Присутствующий в паре электронных сигарет никотин является выраженным нейротоксином и способен вызывать зависимость. Стоит отметить и распространение употребления насвая, в состав которого входят табак и щелочь (гашеная известь). Дополнительными инградиентами могут быть вкусовые добавки. Внешне на ощупь насвай похож на пластилин грязно-зеленого цвета. Гашеная известь способствует  ощелачиванию среды, что повышает уровень всасывания никотина через слизистую оболочку ротовой полости. Потребление насвая также приводит к формированию никотиновой зависимости. В качестве мер профилактики необходимо: активно вести антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, информировать родителей учащихся о новых видах подростковой токсикомании, как можно раньше выявлять среди подросткового населения лиц со склонностью к токсикомании, выделять потенциальных токсикоманов в группы риска, чаще проводить разъяснительные мероприятия о вреде токсикомании среди подросткового населения, запретить реализацию «бестабачных никотин-содержащих жевательных смесей» на территории Российской Федерации, своевременно блокировать информационные ресурсы, пропагандирующие употребление ненаркотических ПАВ и реализующие «бестабачные никотин-содержащих жевательные смеси».
Заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №2 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Сергей Владимирович Коряковский в своем выступлении подробно рассказал о факторах риска формирования у детей и подростков алкогольной зависимости. Он отметил, что детский мозг – это несформированный орган. Любое повреждение имеет как острое, так и отдаленное последствие, нередко грубое и необратимое. Причины могут быть разные- как наследственные, так воздействовавшие в процессе жизни. В данном случае — это последствия от интоксикации ПАВ. Подросток — человек, у которого не сформированы навыки социального поведения, зачастую отсутствуют навыки превентивной психологической защиты. Особенностями психологии детско-подросткового периода являются: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и среде, характерное подражательное поведение, активизация гормональной деятельности, потребность в автономии, стремление ощутить себя старше, любопытство. Все эти факторы являются почвой приобщения к потреблению психоактивных веществ. Токсичность воздействия наркотика на детский организм значительно более опасна, чем для взрослых потребителей, что приводит к ускоренному формированию болезненной зависимости. Вот почему для данной возрастной группы особенно значимо своевременное выявление потребителей алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ как для индивидуальной профилактики наркозависимости, так и для предотвращения группового вовлечения в наркопотребление.
В процессе общения с учащимися, их обучения и внеклассной работы преподаватели, школьные психологи, социальные работники, практически ежедневно наблюдая за поведением и внешним видом учащихся, имеют реальную возможность выявления среди учащихся лиц, потребляющих психоактивные вещества. Особое внимание привлекают подростки, которые попадают в «группу риска». «Группа риска» — лица, которые вследствие психологических и социальных причин находятся в ситуации, располагающей к употреблению алкоголя и наркотических средств, и формированию зависимости.
«Группа риска» определяется несколькими факторами: биологическиими, генетическими, психосоциальными. Профилактика подросткового алкоголизма и зависимого поведения должны бать направлена на выявление «группы риска», здесь немаловажная роль играет первичная профилактика, требующая участия не только специалистов, но и более широких кругов населения.
«Рекомендации медицинского психолога специалистам, работающим в сфере получения среднего образования, по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних» дала участникам семинара медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница» Валентина Борисовна Родионова. Стратегическая направленность профилактики употребления ПАВ заключается в воспитании здорового, психически развитого и психически устойчивого ребенка, способного справляться с жизненными проблемами, не прибегая к ПАВ. Важно понимать, что эффективная профилактика употребления психоактивных веществ начинается не в подростковом возрасте, а значительно раньше, как минимум, в начальной школе. Причем в каждом возрастном периоде профилактика обладает своими особенностями. В начальной школе в рамках профилактики употребления рекомендуется делать акцент на позитивном восприятии здорового образа жизни, спорта, формировать адекватное отношение к ценности собственного здоровья, продолжать осваивать навыки безопасного поведения, выявлять и развивать интересы ребенка. В средней школе важно продолжать изучать склонности ребенка, корректировать его интересы, если в этом есть необходимость, организовывать досуг, формировать ответственность за свои действия и их последствия, формировать устойчивость к негативному влиянию окружающей среды, развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ. В старшей школе рекомендуется учить, как четко формулировать и отстаивать свою точку зрения даже в компании значимых людей, укреплять устойчивость к стрессам, неудовлетворению текущих потребностей, учить справляться с разочарованием, чувством обиды, вины, агрессией адекватными способами, объяснять связь между употреблением и ближайшими и отдаленными последствиями, в том числе и заболеваниями. Основная задача – проинформировать, проанализировать моменты, кажущиеся подростку спорными, и в дальнейшем помочь ему сделать правильный выбор. В рамках проведения профилактических мероприятий желательно избегать ряда ошибок.
Не следует: запугивать ребенка, рассказывать о тяжелых последствиях употребления ПАВ в драматичной манере, обсуждать состояния, которые испытывает наркозависимый при употреблении, перечислять виды психоактивных веществ, использовать сложную терминологию или, наоборот, сленг. Мишенями профилактической работы должно стать развитие самоуважения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков противостояния влиянию, то есть умение сказать «нет», отказаться от сомнительного предложения. Работа с семьей – важнейший этап профилактики. Эта тема должна регулярно освещаться на родительских собраниях. Желательно не уставать подчеркивать родителям важность сохранения комфортной атмосферы в семье, атмосферы доверия. В конечном счете, именно ощущение тыла за своей спиной в виде семьи помогает подростку преодолевать трудности. Поддержка нужна каждому человеку, подростку – в большей степени, потому что он зависим и не уверен в себе. Понимание того, что дома тебя поймут, что можно обсудить любую тему – существенно снижает вероятность того, что ребенок не будет ничего пробовать. Кроме того, именно в атмосфере доверия дети могут рассказать об известных им случаях употребления ПАВ среди сверстников. А выявленные случаи употребления – это пресечение дальнейшего распространения психоактивных веществ. Что делать, если ребенок находится в нестабильном состоянии, если ему некомфортно? В индивидуальном порядке побеседовать с ребенком, с его друзьями, одноклассниками, поговорить с родителями, определить, могут ли специалисты школы улучшить ситуацию, сделать для ребенка пребывание в школе более комфортным. В одном случае это может быть включение его в совместную деятельность, стабилизация межличностных отношений. В другом – индивидуальные беседы с психологом, рекомендация обратиться в помогающую организацию. Возникли подозрения, указывающие на риск употребления психоактивных веществ? Максимально тактично сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям ребенка, организовать встречу подростков со специалистом поддерживающей организации или наркокабинета, а также организовать консультирование родителей, дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме, все действия строить на доверительной, конфиденциальной основе. Не рекомендуется запугивать родителей, поскольку они начинают неадекватно вести себя со своими детьми: обнюхивают, начинают проверять телефон, запрещают гулять и так далее. Если подтверждено, что ребенок выпил, курил или попробовал что-то запрещенное, не нужно себя сразу с ним вести как с матерым преступником или конченым человеком.