21 сентября в Городском центре медицинской профилактики для врачей по гигиене детей и подростков детских поликлиник, педагогов, ответственных за школьное питание, психологов образовательных организаций состоялся семинар «Рациональное питание детей в образовательных организациях. Профилактика нарушений пищевого поведения».
Чистякова Наталья Викторовна, заведующая медицинской библиотекой ГЦМП рассказала о фондах и возможностях работы в библиотеке, о том, как можно записаться, о режиме работы и пригласила на выставку книг и журналов «Рациональное питание ребенка».
С докладом «Расстройства пищевого влечения у детей школьного возраста. Профилактика нарушений пищевого поведения» выступил Добряков Игорь Валерьевич, к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Пищевое влечение – переживание потребности в утолении голода, стимулирующее произвольную деятельность человека, направленную на поиски еды и ее употребление. Без удовлетворения этой потребности человек испытывает муки голода и через некоторое время умирает.
Проявления нарушений пищевого влечения могут отмечаться в клинической картине ряда соматических болезней, расстройств эндокринной системы, центральной нервной системы, возникать при психических расстройствах. Есть такие нарушения пищевого влечения, о которых редко говорят. Очень часто нарушения пищевого влечения закладывается в семье.
Различают количественные (гипорексия, анорексия) и качественные (булимия, орторексия) нарушения пищевого влечения. Заподозрить количественные нарушения пищевого влечения несложно по внешнему виду ребенка, отличающегося избыточной полнотой или, наоборот, худощавостью. Для подтверждения подозрения, а также установления степени отклонения от нормы существует несколько способов. В частности, метод определения толщины кожной складки, расчет индекса массы тела.
Если говорить о снижении пищевого влечения, то гипорексия – частый симптом, встречающийся как при соматических, так и при нервно-психических расстройствах у подростков. При обращении к детскому врачу жалоба родителей на понижение аппетита у ребенка – одна из наиболее часто предъявляемых жалоб. В подростковом возрасте гипорексия может отмечаться также при токсикоманиях и наркомании, быть начальной стадии нервной анорексии. Выраженная гипорексия может переходить в анорексию.
Анорексия выражается отказом от полноценного питания, связанным с отсутствием переживания потребности в утолении голода, то есть полной утрата аппетита. Важная роль в развитии нервной анорексии принадлежит наследственности, экзогенным вредностям в первые годы жизни, особенностям личности, микросоциальным (особенно семье) и макросоциальным (мода, «фэшн», «глянец») факторам. Преимущественно нервная анорексия диагностируется у девочек-подростков и девушек. Нервная анорексия пубертатного периода может быть проявлением истерического невроза. Нервная анорексия характеризуется стойкой озабоченностью мнимыми недостатками внешности, чрезмерным вниманием к ним и совершением настойчивых попыток изменить внешность, снизив массу тела.. С этой целью они постепенно уменьшают суточный рацион, прекращают есть сладкое и мучное, изнуряют себя физическими упражнениями, принимают мочегонные, слабительные средства. Вначале большинство пациенток при этом испытывают вначале чувство голода, пытаются подавлять его. Постепенно оно притупляется, исчезает. Желание «быть «стройнее» приводит к отказу поддерживать свой минимальный вес, соответствующий возрасту и росту. При снижении веса желание худеть не пропадает, несмотря на развитие тяжелых вторичных соматических и эндокринных расстройств. Одним из важнейших признаков анорексии у девушек является наступление аменореи, развивающейся в связи с хронической пищевой недостаточностью. В интернете есть группы, пропагандирующие анорексию и группы, пытающиеся с ней бороться.
Анорексия нередко сочетается с непреодолимым желанием после приема пищи вызвать рвоту. Анорексики не могут сдержаться из-за чувства голода и съедают «непозволительное» для них количество пищи, затем вызывают рвоту, не позволяя «телу набрать лишний вес, отложить жир». Анорексия приводит к своеобразной задержке, к регрессу психического и физического развития, к саморазрушающему поведению. Психическая анорексия проявляется резким снижением или утратой чувства голода, связанными с психотическими расстройствами (бред, кататония, депрессия).
Еще одно количественное нарушение — булимия — усиление пищевого влечения. Различают первичную булимию – без предшествующей аноректической симптоматики, получившую название нервной булимии и вторичную — на фоне нервной анорексии, связанную с дисморфоманией, чаще всего встречающуюся у девушек-подростков и молодых женщин. Приступы обжорства без дисморфоманических идей на фоне обычно сниженного аппетита могут быть одним из признаков употребления подростком марихуаны. При дистрессе булимия возможна как симптом острого стрессового расстройства. Булимия встречается в качестве симптома депрессивного синдрома.
Болезненное сверхценное стремление к «здоровому и правильному питанию» приводит к приему в пищу лишь ограниченного числа «полезных» продуктов, к сужению, обеднению рациона. Вкусовые качества употребляемых в пищу продуктов игнорируются, главным становится убежденность в их пользе. Случайное употребление «запрещенных» продуктов резко повышает уровень тревоги и вызывает чувство вины.
Необходимы первичная, вторичная и третичная профилактика пищевых расстройств у детей и подростков.
Об организации питания детей в школе шла речь в выступлении Илюхиной Ольги Александровны, врача по гигиене детей и подростков детского поликлинического отделения № 38 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района. Она подробно остановилась на чисто организационных моментах процесса, рассказала о режиме питания и составляющих здорового питания, нормативной базе, санитарных требованиях и рекомендациях к условиям и процессу производства, хранения и реализации пищи. Здоровое питание — питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений. На прием пищи должно отводится не менее 20 минут – большая перемена. Рекомендованы три вида меню: основное (организованное), меню дополнительного питания и меню для детей с различными заболеваниями. Требования к формированию школьного меню: отсутствие пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей; учет минимальных среднесуточных наборов пищевой продукции; соответствие массы порций для детей в зависимости от возраста; соответствие суммарных объемов блюд по приемам пищи; обеспечение суточной потребности в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах; адекватное распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации. Ассортимент продуктов и блюд дополнительного питания — это утвержденный руководителем организации ассортимент продуктов и блюд, который может быть реализован в организации через линию раздачи, буфет, вендинговые аппараты в качестве дополнительного приема пищи на второй завтрак, полдник, второй ужин. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
В школьном буфете не должно быть нездоровой пищи – кондитерских изделий, шоколадок, сладких газированных напитков. Между завтраком, обедом и ужином перерыв должен быть не более 4 часов. Физиологическая потребность детей в воде: в 7-10 лет у мальчиков – не менее 1,2, а у девочек 1,1; в 11-13 лет у мальчиков — 1,3, у девочек — 1,2; 14-17 лет у мальчиков- 1,5 и у девочек -1,4 литра в сутки. Для питья в школе можно использовать кипяченую воду, питьевой фонтанчик, кулеры, пурифайеры.
Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям, отметил важность работы с родителями по предупреждению развития у детей патологических пищевых привычек. Эта задача на только медицинских работников, но и организаторов школьного питания, педагогов, которые занимаются не только образованием, но и воспитанием у ребенка правильных жизненных установок, в том числе и правильного пищевого поведения.
Меню
Перейти к содержимому- Главная
- Музей гигиены
- Населению
- План мероприятий
- Профилактика КОВИДа, ГРИППа, ОРВИ
- Диспансеризация
- Лекарственное обеспечение
- Углублённая диспансеризация
- Советы врача
- Полезно знать
- Помоги себе сам
- Методические материалы
- Университет здоровья
- Лекторий «Открой мир здоровья»
- Газета «Домашний доктор»
- Школа снижения веса
- Школа материнства
- Центр здоровья
- Школа молодой матери
- Всемирные дни
- Служба социальных участковых
- Специалистам
- Библиотека
- РЦ ПМСП